Уроки юных почемучек.
Методы сбора информации
- Подумай сам.
- Спроси у другого человека.
- Прочитай или посмотри
в книге, компьютере.
- Наблюдение.
- Эксперимент.
Занимаясь исследованиями, дети учатся:
- Выполнять простейшие умственные операции: анализа, синтеза, обобщения, сравнения по нескольким признакам.
- Овладевать первичными навыками экспериментирования.
- Самостоятельно планировать деятельность: собирать информацию об исследуемом объекте, составлять схему сообщения, задавать вопросы и отвечать на них, делать выводы.
- Приобретать знания о разнообразных явлениях окружающего мира, образе жизни человека, живой и неживой природе.
Маленькие дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни.
А. Энштейн
Формы работы по развитию исследовательской деятельности
Экскурсии (в краеведческий музей, на переговорный пункт, на стройку, в пожарную часть, по улицам города).
- Встречи с интересными людьми (строителем, сотрудником музея, электриком, поваром и др.).
- Решение проблемных ситуаций (Что было бы, если бы не было … (воды, телефона, жилища, электричества). Как перебраться на другой берег, если нет моста? Какую одежду выбрать, чтобы не промокнуть под дождем и т.д.).
- Дидактические игры: «Овощи – фрукты», «Виды транспорта», «Эволюция вещей», «Цветик – семицветик», «Профессии» и др.
- Викторины «Что мы знаем о профессиях», «Знатоки родного края», КВН «Зеленые загадки».
- Коллекционирование (спичечные наклейки, марки, значки).
- Моделирование (Как речка рождается и др.)
Этапы исследовательской деятельности
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
- Поиск и предложение возможных вариантов сбора информации.
- Сбор материала.
- Обобщение полученных данных.
- Подготовка проекта (макеты, рисунки, схемы, модели).
- Защита проекта
Приемы руководства
исследованиями детей
- Дать возможность детям действовать самостоятельно, избегать прямых инструкций.
- Не сдерживать инициативы.
- Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
- Не спешить с вынесением оценочных суждений.
- Предоставлять детям право выбора темы исследования, вида и партнеров по совместной деятельности.
Предыдущие материалы