a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

План самообразования

Автор: Прокофьева Юлия Викторовна Опубликовано: 2020-05-18 17:50:54

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Ягодка» Прокофьева Юлия Викторовна( Ф. И. О. педагога) Тема: « План самообразования воспитателя «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2020- 2021 учебный год( учебный год) Группа раннего возраста( Возрастная группа) Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель: - воспитание гуманного отношения к природе( нравственное воспитание) ; - формирование системы экологических знаний и представлений( интеллектуальное развитие) ; - развитие эстетических чувств( умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) ; - участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы Задачи: - формирование у детей системы знаний. - формирование у детей трудовых навыков и умений. - формирования у детей любви в природе. Актуальность Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди- это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к природе. Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охран е- одна из актуальнейших задач. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов. В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введе нием игровых приемов в практику. Ведущие принципы дошкольного экологического воспитания Можно выделить ряд принципов, которые нужно учитывать при выборе методов и форм работы по экологическому образованию. Они включают общепедагогические принципы( гуманизма, научности, систематичности и др. ) , и принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников( сформулированы Рыжовой) . Принцип научности.   Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности. Принцип позитивизма  предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах. Так, в практике экологического образования широко распространены запреты, с котором педагоги знакомят детей. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. Важно помнить и о том, что для ребенка дошкольного возраста заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако эффективность такого подхода с точки зрения экологического образования – нулевая. Задача знакомства с правилами – создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе, причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, - таким способом не достигается. Для того чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осознавать их значение и эмоционально прочувствовать последствия их соблюдения. Принцип проблемности  предлагает создание педагогом проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности, уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска. Принцип системности.  Наиболее эффектной является системная организация работы с дошкольниками. Системность проявляется и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями, в одновременной реализации детским садом всех основных компонентов системы экологического образования. Принцип наглядности  позволит учитывать наглядно- действенное мышление ребенка- дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянного использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов моделей, макетов и т. п. Принцип гуманистичности  проявляется, прежде всего, в выборе педагогами гуманистической модели образования, подразумевающий переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно – ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. Этот подход особенно важен именно для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении со взрослым. В процессе экологического образования педагог должен отдавать предпочтение методам работы, которые направлены не на механическое воспроизводство знаний( простое запоминание тех или иных фактов) , а на формирование способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе( элементарные) взаимосвязи. Таким образом, принцип гуманистичности предполагает переход на новый тип отношений педагога и ребенка, когда они оба участвуют в образовательном процессе, при этом ребенку предоставляется к ак можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения. И еще один важный момент: педагог не должен бояться вопросов детей( ведь невозможно знать абсолютно все! ) . Ответы на неожиданные вопросы детей( а таких сегодня становится все больше) он может совместно с ребенком найти в литературе. Принцип последовательности  связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятие должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний – от простого к более сложному. Он применим как к обучению детей разного возраста( напроим6ер, последовательность изложения материала изложения материала детям от 3 до 7 лет) , так и к обучению детей в пределах одного возраста. Принцип безопасности  предполагает, что используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность дошкольников должна исключать потенциально и опасные для них территории и методики работы. Принцип безопасности подразумевает также, что воспитатель не забывает о призыве  & lt; & lt;   Н е навреди природе! & gt; & gt; .   То есть в процессе организуемых им наблюдений, опытов не должны пострадать объекты природы. Принцип деятельности    В процессе ознакомления ребенка с природой традиционно большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, животными уголка природы, труду на огороде однако с позиции экологического образования необходимо расширять рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми( особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы( например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т. п. ) . Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка белее осмысленной и необходимой для него лично. Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их систематично, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка, соблюдает принципы отбора методов и форм работы экологического образования дошкольников. При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явления и срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой( прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей( занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные времена года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс. Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальное представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребности во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития. Планируемые результаты- д ети любознательны, активны; - появилось желание общаться с природой и отражать свои в печатления через различные виды деятельности; - сформировано осознанное правильное отношение к прир оде; - сформированы начала экологической культуры; - получает практические знания по охране природы; - имеет представление о простейших взаимосвязях живой и неживой природы; - формируются навыки экспериментировать, анализировать, делать выводы; - р ебенок умеет отлич ать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды; - может группировать животных и птиц с учётом условий обитания и степени зависимости от человека; - может различать и называть некоторые комнатные растения( герань, фиалка, примула) , и что нужно для роста растений; - имеет представление о сезонных изменениях; - умеет различать породы деревьев; - имеет представления о свойствах воды, песка, снега, льд а. Сентябрь Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература Наблюдения и опыты в природе. Сбор материалов в к опилку «Подарки осени» Подвижные игры: а) «Солнышко и дождик» б) «Воробышки и автомобиль» Знакомство с комнатными растениями группы. - Загадки- движения- Беседы о лете. Экологические игры: «Чу десный мешочек»- овощи, фрукты. Д/ задача: Развивать умение различать овощи и фрукты- «Найди листок, какой покажу» Д/ задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету. Д/ и «Узнай на вкус» Д/ задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность. Праздник овощей- корнеплодов. Чтение стихов, р. н. п есенок, потешек, познавательных сказок. «Осенняя прогулка с малышом» Папка- раскладушка Традиционная осенняя выставка «Кабачки, тыквы…на огородной выставке». Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди. Оформить уголок природы: подбор комнатных растений. Создание копилки «Подарки осени» Изготовление эколого – дидактических игр: - «Овощи и фрукты». - «Животные и птицы». Сбор цветочных семян, природного материала. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2- 7лет: метод. п особие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2010 Доронова Т. Н. , Гербова В. В. , Гризик Т. И. и др. Воспитание, образование и развитие детей 3- 4 лет в детском саду. – М. : Просвещение, 2005. ( ежемесячно) Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Просвещение, 1981 Октябрь. Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература НОД: Рыбы. 1. Загадки – движения. 2. Групповой праздник «Семена- носики » 3. И гры с природным материалом: лист, ветка, шишка. 4. Наблюдения за комнатными растениями. 5. Чтение художественной литературы о животных и птицах. 6. Наблюдения за природой. 7. Прогулки по окрестностям. 8. Пополнение материалов «Подарки осени» 9. Праздник осени 10. Дидактические игры: «Чудесный мешочек» Д/ задача: Закрепить умение детей узнавать предметы по характерным признакам. «Такой листок – лети ко мне» Д/ задача: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, в оспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей. НОД: Аквариум( экскурсия) . НОД: «Кто- кто в водяном домике живёт? » «Ваш ребенок познает мир» Рекомендации Организовать сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка, беседы с родителями Оформить альбом «Насекомые» Создать картотеку дидактических игр Организовать центр воды и песка Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2- 7лет: метод. п особие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2010 Ноябрь. Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература 1. Изготовление поделок из природного материала( шишка) 2. Загадки – движения. 3. Групповой праздник «Шишки » 4. Наблюдения за уходом за комнатными растениями. 5. Экологические и подвижные игры. 6. Опыты. 7. Наблюдения за природой. 8. Прогулки по окресностям. 9. Пополнение материалов копилки «Подарки осени» 10. Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах. 11. Эк. л ото «Животные и птицы» 12. П/ и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка». 13. Д/ и «Сбор урожая» Цель: Упражнять детей в различении фруктов и овощей, назывании их. НОД: Подарки осени. Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка. «Об отношении взрослых к вопросам детей» Индивидуальные консультации «Сенсорное воспитание как основа умственного развития» Консультация Создание коллекции шишек Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2- 7лет: метод. п особие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2010 Декабрь. Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература НОД: Птицы зимой. 1. П одкормка птиц. 2. Наблюдения и опыты в природе. 3. Чтение сказок: « Заюшкина избушка», «Три медведя» 4. Заучивание стихов о зиме, загадки. 5. Рассматривание картин о животных. 6. Загадки- движения. 7. Наблюдения за природой. 8. Прогулки по окресностям. 9. Пополнение материалов копилки «Подарки зимы » 10. Наблюдения за уходом за комнатными растениями. 11. Проза о жизни животных зимой в лесу. 12. Рассматривание картин. 13. Зимние подвижные игры. 14. Д/ и «Назовем, что видим» 15. Беседа «Как мы играем зимой» НОД: Изготовление кормушек. «Роль игры в развитии ребенка» Консультация «Сядем рядком, поговорим ладком»( фольклор в жизни малышей) Папка- раскладушка Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. Изготовление эк\ игры «Экологическое лото». Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые». Изготовление эк\ игры «Сложи целое животное» Создание копилки «Подарки зимы» Алябьева Е. А. Тематичес- кие дни и недели в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2005 Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2- 7лет: метод. п особие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2010 Январь. Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература 1. Загадки – движения. 2. Групповой праздник «Лёгкие снежинки» 3. Наблюдения и опыты со снегом, льдом. 4. Театр на фланелеграфе «Три медведя» 5. Наблюдения в природе, опыты со снегом. 6. Прогулки по окресностям. 7. Пополнение материалов копилки «Подарки зимы » 8. Наблюдения за уходом за комнатными растениями. 9. Исследования: снег – вода – лед. 10. Д/ и «Загадки и отгадки» Д/ задача: Развивать умение дете соотносить речевую форму описания предметов с графической. НОД: Наш новый зелёный друг. Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок. Организовать сбор фантиков от конфет Изготовление экологической игры по теме: «Растения» Изготовить игру: «Загадки и отгадки» Посадить «Огород на окне» Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2- 7лет: метод. п особие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2010 Февраль. Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература 1. Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы» 2. Драматизация. 3. Беседа «Холодно ли птицам зимой» 4. П одкормка птиц на прогулке. 5. Наблюдения на прогулках. 6. Прогулки по окрестностям. 7. Пополнение материалов копилки «Подарки зимы » 8. Наблюдения за уходом за комнатными растениями. 9. Загадки- движения. 10. Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки» 11. Целевая прогулка: «Поделки из снега» НОД: Подарки зимы. Изготовить папк у- раскладку «Играем вместе» «Как знакомить малышей с природой? » Мини- библиотека Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», « Лесовичок » в уголок природы. Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород» Изготовить игру «Найди такую же снежинку» Изготовить фантики – бабочки Фольклор о зиме, о птицах. Агаева Е. Л. , Брофман В. В. , Булычева А. И. и др. Чего на свете не бывает? : Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М. : Просвеще- ние, 1991 Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М. : Педагогическое общество России, 2007 Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2- 7лет: метод. п особие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2010 Март. Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература 1. Поделки из природного материала: «Плетень», « Лесовичок ». 2. Мини огород на окне. 3. Экологическая игра «Через ручеёк» 4. Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко», «О птицах» 5. Групповой праздник «Мыльные пузыри» 6. Загадки- движения. 7. Наблюдения в природе. 8. Прогулки по окресностям. 0. Пополнение материалов копилки «Подарки зимы, весны » 10. Подкормка птиц. 11. Поэзия о весне( заучить) . 12. П/ и «Воробушки и автомобиль». 13. Развлечение «Птицы – наши друзья! » «Первые ступени обобщений» Консультация «Учим стихи – развиваем память». Папка- передвижка Изготовление эк\ игры «Где ты живёшь? » Изготовление кукол для театра. Оформление игры «Весёлые поросята» Создание копилки «Подарки весны» Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2- 7лет: метод. п особие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2010 Апрель. Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература 1. Наблюдения и опыты в природе. 2. Экологические игры: «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию» 3. Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие растения живут у тебя дома» 4. Загадки- движения. 5. Прогулки по окресностям. 6. Пополнение материалов копилки «Подарки весны » 7. Наблюдения за уходом за комнатными растениями. 8. Групповой праздник «Бумажные кораблики» 9. Д/ и «В гостях у Красной шапочки» Д/ задача: Закрепить знания детей о материалах( ткани, бумаге, глине, дереве) , из которых сделаны предметы. Д/ и. «Когда это бывает? » Д/ задача: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, - пользуясь цветовыми моделями. НОД: Помоги зелёным друзьям. НОД: Зелёный детский сад( экскурсия) . НОД: Подарки весны. «Организация домашнего театра» Папка- раскладушка Изготовить и принести бумажные кораблики Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой. Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа» Изготовить игру «Когда это бывает? » Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2- 7лет: метод. п особие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2010 Май Работа с детьми Работа с родителями Развивающая среда Литература 1. Обследование детей 2. Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга» 3. Экологические игры: «Кто, где живёт? », «Найди дерево по описанию» 4. Беседы: «Что подарит лето нам? », «Что солнце нагревает быстрее? », «Кто рождается весной? »( у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации) 5. Наблюдения на прогулках. 6. Прогулки по окресностям. 7. Пополнение материалов копилки «Подарки весны » 8. Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна»; «Площадь цветов» 9. Рассматривание картин и картинок. 10. Чтение художественной литературы. 11. Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода. «Прогулка с детьми в лес» Папка- раскладушка Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе! » Организация мини- библиотеки Пополнить картотеку дидактических игр Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2- 7лет: метод. п особие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2010 Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» « Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала, Не наукой, а частью души! » Н. Луконин Пояснительная записка В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что- то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд. В своей работе я всегда уделяла много внимания экологическому воспитанию и занималась этим на протяжении многих лет. Теоретическая значимость   моей работы заключается в том, что экологическое воспитание детей  дошкольного возраста через знакомство с растительным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к растительному миру. Практическая значимость  состоит в возможности использования в учебной работе тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры. Должны помочь людям выжить, сделать среду приемлемой для существования. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии- если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Задача и цели профессионального развития Основной  целью  моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной земле, на которой они живут и станут маленькими хозяевами своей страны. Исходя из указанной цели, предполагается решить следующие  задачи:  1.         Развить эмоциональную сферу детей и разбудить их чувства, воображение, наблюдение, трудолюбие, творчество.  2.         Показать красоту и научить охранять и любить красоту окружающего мира через экскурсии и прогулки. Обучение элементарной экологической безопасности( беречь птиц, лес, ягоды и все что живое, охранять и защищать) .

Оставить комментарий: