Кружковая работа 2019-2020.
Документы для скачивания
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»( для детей старшей группы) Разработали: воспитатели МБДОУ д/ с№27 Вальтер Ю. В. , Береговая Н. Г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа. На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников( на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них( на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми( на третьем) . В связи с этим, введены дополнительные занятия по коллективному творчеству дошкольников. Данная программа призвана помочь воспитателям осуществлять нравственно- эстетическое развитие детей. Цель программы. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Основные задачи: развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей; развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; привлекать детей к работе с разнообразными материалами; учить создавать коллективные работы. Программа предполагает проведение одн ого занятия в неделю – в старшых группах во второй половине дня. Продолжительность занятия– 20- 25 минут. Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности ( рисование, лепка, аппликация, оригами) и по двум- трём видам( лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) . Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму организации коллективной работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности: 1. Изложение учебного материала. Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства ( живопись, музыка, поэзия) ; использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей. В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы( бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька) , текстиль( ткани, нитки, губка) , дерево, проволока, пуговицы, природные материалы( шишки, сучки, ветки, мох) , краски( гуашь, акварель) , кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий. 2. Коллективная практическая работа детей. В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно- эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: - работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; - договариваться о совместной работе, ее содержании; - планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения; - радоваться успехам своим и товарищей при создании работы. 3. Обсуждение. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Основные принципы, заложенные в основу программы: 1. Принцип поэтапности- «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. - На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию. - На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание- для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием. - На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу. 2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми: в начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем; на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно; постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр. 3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению. 4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких- либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе. Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых. Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. В конце каждого года – в мае создаётся тематическая выставка, являющаяся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. Подготовка предметно–развивающей среды: Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон; Краски, клей, ножницы, лак, пластилин, фломастеры, карандаши, кисточки; Природный материал: зерна, горох, семечки и пр. Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и пр. Структура занятий: Формирование положительной мотивации трудовой деятельности; Рассматривание образцов, обсуждение; Выстраивание плана действий( «что сначала, что потом») ; Выбор материала; Пальчиковая гимнастика; Самостоятельная работа детей; Физкультурная минутка или игра с поделкой. Анализ готовой работы. Тематическое планирование. Старшая группа Сентябрь № НОД Цель Материал 1. Организационное: «Знакомство с разнообразным миром материалов». Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. Бумага, картон, пластилин, ткань, семена и плоды растений: жёлуди, каштаны, кора, ветки, семена, листья, ракушки, перья. 2. « Волшебная бумага » Знакомить детей с японским искусством оригами и формировать к нему интерес; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; развивать пространственное воображение( учить читать чертежи) ; закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. Цветная бумага, ножницы, карандаши. 3. « Дары осени » Научить самостоятельности и аккуратности Бросовый материал. 4. « По грибы пойдем » Продолжать учить детей лепить разные по форме грибы, передавать их характерные признаки. Закрепить прием приглаживания Пластилин, дощечка, стека, образцы грибов на картинках Октябрь № НОД Цель Материал 1 «Осенние картины» Учить детей создавать сюжетные композиции, воспитывать желание сохранять красоту природы в аранжировках и флористических композициях. Листья разных деревьев и кустарников, травы, лепестки цветов, семена, цветной картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, варианты композиций. 2 «Любимый питомец » «Птицы» Продолжать учить детей работать с природным материалом. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. Шишки еловые, сосновые, ольхи, каштана, жёлуди, крылатки ясеня, пух и перья птиц, косточки слив, абрикосов, мох, различные семена. Демонстрационные рисунки с поделками. 3 4 Моделирование игрушек по замыслу детей. Учить детей самостоятельно подбирать тему для работы, используя имеющийся опыт создания поделок из природного материала. Разнообразный природный материл, пластилин, проволока, стеки, дощечки. Ноябрь № НОД Цель Материал 1 « Кукла из цветной пряжи » Учить детей простейшему преобразованию пряжи в куклу- сувенир, самостоятельному использованию элементов декоративного оформления поделки. Цветная пряжа, ножницы, цветная бумага, клей, образец. 2 « А у нас во дворе » «Мой дом» Создать коллективную модель двора. ( дома) Развивать у детей пространственное воображение, закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. Цветная бумага, ножницы, карандаши, картонная коробка, лоскутки ткани … 3 4 « Волшебные тарелочки » Развивать чувство формы, цвета и композиции; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Бумажная тарелка, цветная бумага, краски клей, ножницы, образец. Декабрь № НОД Цель Материал 1 «Долгожданная гостья» Учить детей делать объёмную ёлочку из конуса и цветных полосок одинаковой длины Цветная бумага( зелёная) , картон, ножницы, клей, образец. 2 «Новогодние игрушки» Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Цветная бумага; картон шаблоны геометрических форм; ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; кисточки; краски; баночки с водой; салфетки, гофрированная бумага, конфетти. 3 4 «Объемные снежинки» Учить детей делать объёмную снежинку, соединять части. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. Белая бумага, клей, карандаш, ножницы, тесьма для петельки, образец. Январь № НОД Цель Материал 1 «Зимняя сказка» «В гостях у сказки» Создать коллективное панно. Р азвивать творческое воображение, фантазию, использовать разную технику работы с бумагой, ватой. Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Ватман А3, карандаш, цветная бумага, туал. бумага, салфетки, серпантин, бумага гофра, фольга, вата, ватные диски, клей, ножницы. 2 3 « Что нас согреет в холода… » Развивать мышление, пространственное воображение, память, мелкую моторику и речь Цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, образец. Февраль № НОД Цель Материал 1 «Я. самый главный на дороге» Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества. Продолжать учить детей делать объемные поделки З адумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. Цветная, белая, гофр. бумага, ножницы, клей, карандаш, ажурная тесьма, кисточка, образец. Листы плотной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, тесьма, клеёнка, образец. 2 3 «Полезные продукты» Продолжать учить детей делать объемные поделки Бросовый материал, клей, ножницы 4 Март № НОД Цель Материал 1 «Подарок для самых любимых» «Маленькие бусинки» З адумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. Познакомить детей с таким видом художественного творчества, как бисероплетение, научить изготавливать простейшее украшение из бисера. Развивать воображение, мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием, учить сосредоточенности и усердию. Листы плотной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, тесьма, клеёнка, образец. Разноцветный бисер разной величины, тонкая леска( нить) , ножницы. 2 3 «Цветущее дерево» Коллективная работа. Закреплять у детей полученные ранее навыки работы по бисероплетению. Учить сотрудничеству, аккуратному исполнению поделки. Разноцветный бисер разной величины, тонкая леска( нить) , проволока, ножницы, подставка для «дерева" , гуашевая краска, марля, гипс, клей, кисточка. 4 Апрель № НОД Цель Материал 1 «Пасхальный заяц» Изготовление «зайца- коробочки» для яйца методом оригами, и окрашивание пасхального яйца. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; развивать пространственное воображение, закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. Цветная бумага, клей, карандаш, ножницы, кисточка, скорлупа яичная, краски, образец. 2 3 4 «Чудо завиток» Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развивать пространственное воображение, закреплять умения скручивания бумаги, развивать концентрацию внимания и творческие способности. Бумага для квиллинга разных цветов, карандаш, ножницы, картон, клей, образец. Май № НОД Цель Материалы 1 Поздравительная открытка ко дню Победы Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. Цветная бумага, цветной картон, карандаш, ножницы, клей, образец. 2 3 «Шепот моря» Продолжать учить детей работать с природным материалом- ракушки. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. Ракушки разных видов, пластилин, бусинки для глаз. Демонстрационные рисунки с поделками. 4 Список использованной литературы: 1. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала- Дрофа, 2007 г 2. С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г. 3. Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2- е изд. М. : Просвещение, 1991. 4. Ю. А. Бугельский. Игрушки самоделки. Изд. М. : Просвещение, 1965. 5. Ткаченко Т. Б. , Стародуб К. И. Плетем деревья из бисера. Ростов н/ Д. : Феникс, 2006г. 6. Н. Кроткова. Книга лучших поделок, Росмэн- Пресс, 2006г. 7. Селезнева Е. В. Цветы и игрушки из скрученной бумаги: Квиллинг для малышей. - Литера, 2012 г. 8. Цыгвинцева О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. - 2013. СПб.