Паспорт проекта "Как хорошо, что есть семья!" ( младшая группа)
Пояснительная записка.
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения, это греет нас своей добротой и бескорыстностью и помогает идти дальше. Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
В.М. Песков
Гипотеза:
Если начать формировать ценностные представления о семье
с младшего дошкольного возраста, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии.
Паспорт проекта.
Вид проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Реализация проекта: долгосрочный
Проблемы, на решение которых направлен проект:
1. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
2.Недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
3.Разобщенность между семьей и детским садом.
Участники проекта:
педагоги, родители, дети группы № 10.
Структура проекта:
1.Аналитический блок
2.Информационно-накопительный блок
3.Организационно-практический блок.
4.Презентационно – завершающий блок
5.Контрольно- рефлексивный блок.
Цель проекта.
Формировать у детей понятие «семья» и повышать роль семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи для детей:
1.Формировать у ребёнка представление о семье, её составе, о взаимоотношениях между членами семьи;
2.Способствовать осознанию ребёнком себя, как полноценного, любимого члена семьи.
3.Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи
Для педагогов:
1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников;
2.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов педагогов, родителей и детей, способствовать активному привлечению родителей к жизни ребенка в детском саду.
3.Сплотить коллектив детей, родителей и педагогов в работе над общим проектом;
4.Формировать такие личностные качества, как умение договариваться и работать в команде.
Для родителей:
1.Побуждать родителей оказывать помощь в организации развивающих
мероприятий и активно включаться в общеобразовательный процесс;
2.Привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком и ДОУ;
- Повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку.
- Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях; .
5..Привлекать к активному участию в конкурсах, детских праздниках, оформлении группы
Актуальность.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально- нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
Проблема:
В результате работы и диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Считаю, что мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Осознание значимости проблемы побудило в проведению данного проекте.
Формы реализации проекта:
1.Организованная образовательная деятельность. 2.Сюжетно – ролевые, дидактические игры. 3.Рассматривание иллюстраций, картин, открыток, фотографий. 4.Беседы 5. Просмотр презентаций. 6.Работа с родителями. 7.Развлечение «Как хорошо, что есть семья» 8.Выставка совместных работ (детей и родителей) из природного материала. 9.Фотовыставка проекта. 10.Презентация – отчет о проделанной работе по проекту (для родительского собрания), подготовка к защите проекта.
Предполагаемый результат:
Для педагогов:
1.Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта. 2.Повысят уровень профессиональной компетентности по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий. 3. Повысят творческий потенциал, самореализация. 4. Овладеют методом создания презентаций.
Для детей:
1.Дети получат необходимую информацию о своей семье, о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции. 2.Дети будут иметь представление о родственных отношениях. 3.Будут проявлять уважительное отношение и любовь к родным и близким людям.
Для родителей:
1.Повысится компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. 2.Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. 3.Высокий уровень педагогической, коммуникативной культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей; 4.Оптимизация детско-родительских отношений; 5.Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
Продукт проектной деятельности:
1.Выставка детского творчества.
2.Выставка совместных работ (из природного материала) детей и родителей.
3.Фотовыставка о проектной деятельности «Как хорошо, что есть семья!»
4.Презентация – отчет о проделанной работе по проекту «Как хорошо, что есть семья!» (защита проектов, отчет на родительском собрании.) 5.Стенгазеты: «Папа, мама, я - дружная семья!» «Моя семья»
6.Статья на сайт МКДОУ д/с №8 «Как хорошо, что есть семья!»
Форма проведения итогового мероприятия:
Развлечение с участием родителей «Моя семья»
Этапы проекта.
I.Подготовительный.
(Информационно – накопительный)
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и задач.
- Мониторинг детей и родителей, информирование родителей о предстоящей деятельности. 4.Создание творческой группы. 5.Организация и подготовка работы с родителями воспитанников, сотрудниками. 6. Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, альбомы). 7. Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта. 8. Разработка сценариев мероприятий. 9.Подбор художественной литературы, музыкальных произведений, наглядного материала (иллюстрации, фотографии). 10.Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно - ролевых игр.
- II. Основной этап: (Организационно – практический)
Реализации проектной деятельности:
Содержание деятельности |
Срок |
Деятельность |
Результат |
|
Детей |
Родите- лей |
|||
1.Беседы на тему: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка».
|
Март-апрель |
Дети участвуют в беседах, отвечают на поставленные вопросы |
Помощь в организа- ции. |
Дети с удовольствием участвуют в беседах , отвечают на поставленные вопросы. |
2..Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождения мамы» |
Март-апрель |
Во время игр дети обогащают свои знания
|
Помощь в организа- ции.
|
Расширение и обогащение знаний детей
|
3.Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».
|
Март-апрель |
Обогащение и расширение знаний детей
|
Помощь в организа- ции.
|
Дети обогащают свои знания
|
4Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Как мы живем в детском саду», «Дарю подарки», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому что нужно для работы». |
Март-апрель |
Обогащение и расширение знаний детей
|
Помощь в организа- ции.
|
Во время игр дети обогащают свои знания
|
5 Коллективный труд в группе: «Мы помощники». «День добрых дел», «Уборка в игровом уголке», |
Март-апрель |
Сплочение коллектива |
|
Радость от результата труда
|
6.Создание альбомов: «Моя семья», «Наши праздники в детском саду», стенгазет «Папа, мама, я- дружная семья!» «Моя семья!»
|
Март-апрель |
Дети рассматривают иллюстрации, альбомы, открытки по теме. |
Помощь в подборке материала |
Радость от общего дела |
7.Разучивание музыкальных произведений (песен, танцевальных движений) для совместного развлечения с родителями.
|
Май |
Прослушивание музыкальных произведений и разучивание песен, танцевальных движений |
Помощь в организации (повторение слов песен) |
Знакомство с музыкально - литературными произведениями. Итог-развлечение. |
8. Целевая экскурсия по территории детского сада. |
Апрель |
Обогащение и расширение знаний детей . |
|
Дети расширили знания о своем втором доме -детском саде. |
9.Организованная образовательная деятельность (художественно-эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликация).
|
Март-апрель |
Отражают в своих работах полученные ранее впечатления |
Поощре-ние за результаты творчества |
Выставка детского творчества для родителей «Как хорошо, что есть семья!»
|
10.Игры-драматизации по сказкам «Волк и семеро козлят», «Репка». Кукольный театр «Теремок». |
Апрель |
Радость от совместных игр |
Помощь в изготовлении атрибутов. |
Радость от общего дела |
11.Познавательные занятия: «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте |
Апрель |
Обогащение и расширение знаний детей |
|
Расширение и обогащение знаний детей
|
12.Чтение: С. Капуткян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», А.Н.Толстой «Бабушка и внучка», б.с. «Пых»«Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой..
|
Март-апрель |
Дети с удовольствием слушают художественные произведения, разучивают стихи. |
Подбор книг. |
Развитие речи детей |
13.Заучивание стихотворений: «Жили у бабуси», Л. Квитко «Бабушкины руки», Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня» и другие |
Март-апрель |
Дети с удовольствием разучивают стихи. |
Повторение стихов дома. |
Развитие речи детей |
14.Выставка совместных работ из природного материала (детей и родителей).
|
Апрель |
Дети помогают родителям в изготовлении поделок. |
Изготовление поделок для выставки |
Выставка совместных работ, гордость детей за своих умелых родителей. |
15.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Это пальчик –дедушка», «В гости к пальчику большому». Подвижные игры: «Кто живет у нас в квартире?» |
Март-апрель |
Развитие физических качеств. |
|
Развитие физических качеств.
|
16.Просмотр презентаций, видеороликов о совместных праздниках детей и родителей. |
Март-апрель |
Дети с удовольствием смотрят презентации, гордость за свое участие. |
Помощь в подборе материала. |
Создание праздничного настроения. при просмотре презентаций.
|
17.Итоговое мероприятие- Совместное развлечение с родителями «Как хорошо, что есть семья!»
. |
Май |
Декламация стихотворений, исполнение песен, танцевальных движений. |
Приобретение сюрпризного момента для детей. Праздничное оформле-ние группы и зала. |
Отлично проведенный праздник, фото и видео съемка.
|
18.Подготовка презентации к защите проекта, заметка на сайт МКДОУ д/с №8
|
Май |
|
Просмотр на родительском собрании. |
Защита проекта. |
Схема реализации проекта в образовательных областях
Образовательные области |
Формы и методы работы |
Социально –коммуникативное развитие |
1.Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы». 2.Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Как мы живем в детском саду», «Дарю подарки», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому что нужно для работы». 3. Создание альбомов: «Моя семья», «Наши праздники в детском саду». 4. Игры-драматизации по сказкам «Волк и семеро козлят», «Репка». 5. Кукольный театр «Теремок». 6.Тематическое занятие «Я и моя семья». 7.Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Как мы отдыхаем всей семьей». 8.Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома» 9.Сотворчество детей и родителей по теме проекта. 10 Коммуникативные игры: «Я расту…», «С днем рождения». 11.Коллективный труд в группе: «Мы помощники». «День добрых дел». |
Познавательное развитие
|
1.Познавательные занятия: «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте». 2.Беседы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка». 3.Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».
|
Речевое развитие
|
1.Беседы: «Кто такие - родные, друзья, соседи», «Чем можно порадовать близких?», «Почему мама поздно ложится спать?», «За что бы меня похвалили дома?» 2.Чтение произведений; С. Капутикян «Моя бабуш ка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», А.Н.Толстой «Бабушка и внучка», бел.сказка «Пых»,А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. 3.Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» 4.Заучивание стихотворений: «Жили у бабуси», Л. Квитко «Бабушкины руки», Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня» и другие. 5.Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад». 6.Заучивание пословиц и поговорок о семье. 7.Словесная игра «1,2,3,4 –кто живет у нас в квартире?»
|
Художественно – эстетическое развитие
|
1.Рисование на тему: «С кем я живу», «Моя семья», «Украсим свой дом», «Подснежники для милой мамочки», «Красивый платочек для бабушки». 2.Лепка «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы». 3.Аппликация; «Украсим фартук для мамы», «Цветы в подарок маме», «Подарок папе- красивая открытка», 4.Оформление выставки детского творчества. 5.Конструирование, художественный труд: рисование праздничных открыток, сувениров в подарок родным, сотрудникам детского сада. 6.Совместное изготовление стенгазет: «Поздравление для папы», «С праздником 8 Марта!», «Наши занятия», «Папа, мама, я – дружная семья!», «Моя семья!»
|
Физическое развитие |
1.Беседы: «Правила безопасного поведения», «Это вредная еда», «Микробы и мыло», «В здоровом теле – здоровый дух.» 2.Дидактические игры: «Опасно – вредно!», «Полезная и вредная еда». 3.Совместно с детьми разработать правила чистюли. 4 Просмотр презентации «Уроки Мойдодыра» 5..Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Это пальчик –дедушка», «В гости к пальчику большому». 6.Подвижные игры: «Кто живет у нас в квартире?» |
Взаимодействие с семьей |
1.Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?» 2.Родительское собрание на тему: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед спасет меня!». 3.Тематические консультации: «Семья глазами ребенка», «Как провести выходной с ребенком», «Главные советы родителям дошкольников», «Памятка для родителей» 4.Памятки и рекомендации для родителей. 5. Оформление папки-передвижки, альбомов «Я и моя семья!», фотоколлаж «Моя семья!» 6. Оформление стенгазет к праздникам: «С новым годом!»«С Днем защитника Отечества!», «С праздником 8 Марта!»,«Папа, мама, я – дружная семья!», «Моя семья!» 7. Проведение совместных музыкальных праздников: «Здравствуй, Новый год!» «Мамин день» . 8. Совместное развлечение с родителями «Как хорошо, что есть семья!» 9. Сотворчество детей с родителями: выставка поделок «Дары осени» (из природного материала) – участие в Благотворительной Покровской ярмарке. 10. Сотворчество детей с родителями выставка поделок на тему: «Здравствуй, Новый год!» «Творчество моей семьи». 11.Трудовой десант – обновление участка .
|
|
|
III. Заключительный этап.
1.Оформление паспорта проекта.
2.Выставка детского творчества, оформление папки-передвижки, стенгазет.
- Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.
4.Выставка совместных работ (из природного материала) детей и родителей. 5. Статья на сайте МКДОУ детский сад №8.
- Подготовка презентации к защите проекта и отчета на родительском собрании.
7.Развлечение с участием родителей «Как хорошо, что есть семья!»
- Защита проекта «Как хорошо, что есть семья!»»
Рефлексивная записка (заключение).
В ходе совместного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам необходима и жизненно необходима ребёнку. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания, ведь все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогает нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Родители становятся более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Устанавливаются доверительные детско-родительские отношения. У родителей появляется заинтересованность в продолжительном сотрудничестве. Результатом проекта является удовлетворенность от общения, проделанной работы и совместных дел родителей, детей и педагогов. Особенность данного проекта, на мой взгляд, в том, что родители превращаются из наблюдателей в активных участников образовательной и воспитательной жизни своих детей в детском саду. Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от качества их общения со своими детьми и времени, которое они потратят на это!
Педагогический инструментарий:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы М.А.Васильевой ( В соот. ФГОС)
2.«Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К.Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2008г.
3.«Твоя родословная» В.С.Мартышин. Учебное пособие. М.: Школьная пресса,2000г.
4.Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г.,№3 «Родовое дерево»
5.«Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)6.Детско – родительский клуб «Веселая семейка» Л.Н.Попова, М.Н.Гонторевская. Практические материалы. М.:»ТЦ Сфера» 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ») 6.Интернет-ресурсмм