Экологическая викторина для старшей группы «Экологический калейдоскоп»
Задачи:
• Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.
• Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию.
• Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению.
• Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
• Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
• Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: магнитная доска с магнитами, подставка с зимующими и перелетными птицами, картинки с дикорастущими и культурными растениями, карточки с вопросами для двух команд, «загадочные объявления», карточки-ягодки, фонограмма с записью звуков леса и пения птиц, атрибуты для подвижной игры «Совушка»,баночка варенья.
Ход мероприятия
Ведущий. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды. Это команда «Волчата» (указывается капитан команды) и команда «Медвежата»(указывается капитан команды). А задания для этой викторины нам прислал старичок-лесовичок. Он охраняет природу, зверей и птиц леса. Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Каждый правильный ответ будет оцениваться ягодкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество ягодок и определим победителя игры. Итак, начнем.
Давайте вспомним,
— Как вы понимаете, что такое лес?
— Какие деревья растут в наших лесах?
— Зачем люди ходят в лес?
— Как надо относиться к лесным обитателям?
— Почему нельзя в лесу шуметь?
— Сок какого дерева очень полезен людям?
— Какую пользу приносит лес людям?
Первое задание. Игра: «Назови быстро».
Команда «Медвежата»: слушайте
1. Белобокая птица. (Сорока)
2. Какое растение может нас обжечь? (Крапива)
3. Новогоднее дерево. (Елка)
4. Время года, когда просыпается природа. (Весна)
5. Как называется домашний родственник зайца? (Кролик) [2]
Команда «Волчата»:
1. Дикий родственник свиньи. (Кабан)
2. Как называется жилище медведя? (Берлога)
3. Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
4. Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
5. Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер) [2]
С первым заданием команды справились. Каждая команда получает по ягодке. Переходим ко второму заданию. Вы должны на слух по описанию узнать и назвать знакомые вам деревья. По два дерева каждой команде.
Команда «Волчата».
– Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)
– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)
Команда «Медвежата».
– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа.)
– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)
Третье задание: «В гостях у птиц».
Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)
Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт, за правильный ответ – 1 очко (ягодка): прослушивание записи пения птиц (Ответы детей: кукушка, дятел, соловей, сова и др.)
А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем в игру «Совушка».
Подвижная игра «Совушка»
В уголке площадки - обруч. Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.
На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.
Ребята, вы - молодцы, можете узнать птиц по голосу, за правильные ответы получайте ягодки-очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше.
Четвертое задание: Конкурс «Назови лишнее слово».
«Медвежата»:
1. Клен, липа, береза, ель.
2. Белка, медвежонок, лиса, волчица.
3. Стрекоза, комар, муха, щука.
«Волчата»:
1. Рябина, сосна, тюльпан, береза.
2. Воробей, акула, щука, скумбрия.
3. Лиса, корова, еж, заяц, волк. [3]
Пятое задание. Сказочные объявления: вы должны догадаться какое животное написало объявление.
1. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
2. Я самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу: называть по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (Лиса.)
3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Змея.)
4. Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролёт
Сниться мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь,
Кто же я, скажи?. (медведь)
Шестое задание. Правила поведения в лесу.
Давайте вспомним правила поведения в лесу (Показ картин).
Подведение итогов.
Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края, и теперь настало время подвести итоги. (Подсчет ягод-очков).
Давайте положим все «ягодки» в корзину, накроем её платочком и я произнесу волшебные слова, которые мне сказал Старичок-лесовичок, а вы слушайте внимательно:
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.
Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)
После волшебных слов открываем коробочку и смотрим, какой же подарок – сюрприз для вас приготовили ЛЕС и ЛЕСОВИЧОК.
(открываем коробку – «ягоды-очки» превратились в БАНОЧКУ ВАРЕНЬЯ).