a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие речи старших дошкольников на произведениях Л.Н. Толстого.

Автор: Охотникова Анастасия Михайловна Опубликовано: 2020-06-05 10:49:22

Развитие речи старших дошкольников 

на произведениях Л.Н. Толстого. 

 

Толстой  вошел в историю культуры  не только как непревзойденный мастер, чьи художественные произведения с неизменной силой волнуют, активно формируют умонастроение и жизненную позицию людей, но и как выдающийся педагог-гуманист.  

   - «Я хочу образования для народа» - говорил он. 

   Свой замысел писатель реализовал в организованной им в имении Ясная Поляна школе для крестьянских детей и составленной азбуке, цель которой он обозначил так: «…по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат от нее …». 

   Азбука явилась ответом на вопросы, долгое время волновавшие Толстого – мыслителя: чему и как учить детей, чему они должны научиться у педагога, а педагог у них. 

   У Л.Н. Толстого есть такие слова: « Для того чтобы, несмотря на всегдашнее недовольство собой, иметь сознание приносимой пользы, нужно иметь одно качество…Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. 

   Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». 

   Толстой полагал, а его педагогический опыт неизменно подтверждал, что наиболее понятны, доступны и ценимы детьми – произведения устно-поэтического народного творчества, пришедшие к современникам из глубокой древности. Педагогические воззрения побудили его к созданию произведений, адресованных детям дошкольного и младшего школьного возраста. 

   Л.Н. Толстой  очень заботился о выразительности и образности языка, поэтому выбирал для детей удобные для чтения рассказы, народные загадки, пословицы, поговорки. 

   - «Рассказы, басни, написанные в книгах, есть просеянное из в 20 раз большего количества приготовленных рассказов, и каждый из них был переделан по 10 раз и стоит мне большего труда, чем какое бы то ни было место из всех моих писанин,» - так говорил Лев Николаевич о том огромном труде, благодаря которому появились на свет все произведения. 

   Рассказы Толстого, как правило, содержат какое-то развивающееся во времени и пространстве событие, характеризующее поведение человека. Развитие сюжета не может оставить маленького читателя равнодушным: побуждает сострадание, сочувствие, симпатию, хозяйственный азарт, деловой расчет, иронию или насмешку над ленью, жадностью, глупостью действующих лиц. Это рассказы: «Два товарища», «Лев и собачка», «Пожарные собаки». Эти произведения рекомендуются в основном для пересказа. 

   Пересказывая с детьми эти произведения, мы решаем следующие задачи: 

 

  • Учим детей пересказывать текст. 
  • Совершенствуем интонационную выразительность. 
  • Добиваемся последовательности в изложении текста. 
  • Обогащаем словарный запас определениями, наречиями, глаголами, синонимами. 

   Так же по рассказам Толстого вот уже более века дети обучаются наглядно грамоте. 

   - «Чтобы дети выучились читать, - утверждал Толстой, - им надо полюбить чтение, а чтобы это произошло, прочитанное должно быть понятно и занимательно». 

   Педагогические идеи мастера стимулируют превращение уроков чтения в интересное для ребенка занятие, где постигаются литературные тексты как искусство слова, формируются образные и нравственно-эстетические представления, пробуждаются творческие способности. В итоге – формируется необходимая личности подлинная культура чтения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: