Развитие речи старших дошкольников на произведениях Л.Н. Толстого.
Развитие речи старших дошкольников
на произведениях Л.Н. Толстого.
Толстой вошел в историю культуры не только как непревзойденный мастер, чьи художественные произведения с неизменной силой волнуют, активно формируют умонастроение и жизненную позицию людей, но и как выдающийся педагог-гуманист.
- «Я хочу образования для народа» - говорил он.
Свой замысел писатель реализовал в организованной им в имении Ясная Поляна школе для крестьянских детей и составленной азбуке, цель которой он обозначил так: «…по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат от нее …».
Азбука явилась ответом на вопросы, долгое время волновавшие Толстого – мыслителя: чему и как учить детей, чему они должны научиться у педагога, а педагог у них.
У Л.Н. Толстого есть такие слова: « Для того чтобы, несмотря на всегдашнее недовольство собой, иметь сознание приносимой пользы, нужно иметь одно качество…Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Толстой полагал, а его педагогический опыт неизменно подтверждал, что наиболее понятны, доступны и ценимы детьми – произведения устно-поэтического народного творчества, пришедшие к современникам из глубокой древности. Педагогические воззрения побудили его к созданию произведений, адресованных детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Л.Н. Толстой очень заботился о выразительности и образности языка, поэтому выбирал для детей удобные для чтения рассказы, народные загадки, пословицы, поговорки.
- «Рассказы, басни, написанные в книгах, есть просеянное из в 20 раз большего количества приготовленных рассказов, и каждый из них был переделан по 10 раз и стоит мне большего труда, чем какое бы то ни было место из всех моих писанин,» - так говорил Лев Николаевич о том огромном труде, благодаря которому появились на свет все произведения.
Рассказы Толстого, как правило, содержат какое-то развивающееся во времени и пространстве событие, характеризующее поведение человека. Развитие сюжета не может оставить маленького читателя равнодушным: побуждает сострадание, сочувствие, симпатию, хозяйственный азарт, деловой расчет, иронию или насмешку над ленью, жадностью, глупостью действующих лиц. Это рассказы: «Два товарища», «Лев и собачка», «Пожарные собаки». Эти произведения рекомендуются в основном для пересказа.
Пересказывая с детьми эти произведения, мы решаем следующие задачи:
- Учим детей пересказывать текст.
- Совершенствуем интонационную выразительность.
- Добиваемся последовательности в изложении текста.
- Обогащаем словарный запас определениями, наречиями, глаголами, синонимами.
Так же по рассказам Толстого вот уже более века дети обучаются наглядно грамоте.
- «Чтобы дети выучились читать, - утверждал Толстой, - им надо полюбить чтение, а чтобы это произошло, прочитанное должно быть понятно и занимательно».
Педагогические идеи мастера стимулируют превращение уроков чтения в интересное для ребенка занятие, где постигаются литературные тексты как искусство слова, формируются образные и нравственно-эстетические представления, пробуждаются творческие способности. В итоге – формируется необходимая личности подлинная культура чтения.