Реализация программы «Шагаем вместе». (До садовский период).
«Организация совместной деятельности педагогов и родителей детей в современной дошкольной образовательной организации »
Реализация программы «Шагаем вместе»
Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, педагоги, должны помочь родителям, так как
ведущая цель взаимодействия с семьями наших воспитанников – обеспечение психолого-педагогической поддержки родителям в вопросах воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Положительный результат будет достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт.
Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т.к. воспитатели непосредственно продолжают дело, начатое семьей.
Чтобы улучшить статистику по посещаемости семей консультационного центра, была изучена данная проблема. Для того чтобы оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и повышение их психологической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка работало в полной мере, нами была реализована программа «Шагаем вместе».
Реализация программы идет в виде совместных игровых, обучающих занятий, которые проводятся 1раз в неделю для родителей и детей от 1 года до 3 лет специалистами детского сада.
Цель программы «Шагаем вместе» – всестороннее развитие детей раннего возраста на основе использования современных методов организации игровой деятельности.
Основные задачи при реализации программы «Шагаем вместе»:
- социализация детей раннего возраста средствами игровой деятельности;
- помощь семье в работе по укреплению физического и психического здоровья ребенка;
- ознакомление родителей и педагогов ДОО с приемами игрового взаимодействия с детьми, с современными видами игрового оборудования
- консультирование родителей по критериям отбора и формирования оптимального ассортимента игрового оборудования;
Содержание и методы деятельности определяются программой воспитания и обучения в детском саду.
Основными формами работы по программе «Шагаем вместе» являются:
- информирование о работе консультационного центра на интернет-сайте МБДОУ, информационных стендах;
- индивидуальные и групповые (очные) консультации для родителей (законных представителей);
- совместные занятия с родителями и их детьми с целью обучения способам
взаимодействия с ребенком;
- тренинги, практические семинары для родителей (законных представителей) с привлечением специалистов МБДОУ №4;
- диагностические занятия с ребенком в присутствии с родителями;
- совместные семейные досуги;
- открытые детские праздники: «До свидания, осень», «Новый год», «Весна красна», «Масленица» и другие;
- знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада».
- дистанционное консультирование.
Игровые занятия проводятся по следующим направлениям:
«Физическая культура», направлена на обеспечение гармонического физического развития, совершенствование умения и навыков в основных видах движений, формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности.
Инструктор по физической культуре – создает условия, побуждающие детей раннего возраста к двигательной активности, развивает интерес к участию в подвижных играх, физических упражнениях, а также активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Проводит работу по физическому развитию детей средствами игровой деятельности.
«Социализация», направлена на формирование у детей умения вести себя среди сверстников, воспитание чувства симпатии к ним, воспитание эмоциональной отзывчивости, отрицательное отношение к грубости, жадности, развитие умения играя не ссориться, вместе радоваться к личным успехам, красивым игрушкам.
Педагог-психолог проводит совместные занятия с детьми и родителями, направленные на обогащение чувственного опыта детей, на обучение родителей общению с ребенком, на создание благоприятной эмоциональной атмосферы между родителем и ребенком. Проводит работу по диагностике развития, психологического состояния каждого ребенка, его эмоционального благополучия.
«Познание», направлено на формирование представления о предметах ближайшего окружения, обогащение опыта в играх с дидактическим материалом, сенсорного опыта, обогащение непосредственного отношения к окружающему миру.
Проводятся игровые занятия, направленные на обогащение жизненного опыта детей новыми впечатлениями и положительными эмоциями, на побуждение интереса к окружающему миру, на развитие любознательности детей, на обучение родителей правильному воспитанию и развитию ребенка. Воспитание и развитие детей раннего возраста осуществляется средствами продуктивной деятельности. Развиваются творческие способности и формируются изобразительные навыки.
«Коммуникация», направлена на способствование развитию речи как средству общения, ориентирование детей в ближайшем окружении для понимания речи взрослого и активизации словаря.
Учитель-логопед проводит занятия направленные на расширение предметного словаря, на обучение родителей артикуляционной гимнастике, дыхательной гимнастике, на обучение звукоподражанию, развитие слухового внимания и общую артикуляционную моторику.
«Творчество», направлено на развитие художественного восприятия, воспитание отзывчивость на музыку и пение.
Музыкальный руководитель проводит совместные игровые занятия, направленные на развитие предпосылок к музыкальной деятельности, ведет работу, направленную на развитие эмоциональной сферы детей средствами музыкально-творческой деятельности. Способствует развитию музыкальных способностей воспитанников, формированию у них общей культуры.
Каждый сотрудник ведет документацию, анализирует и обобщает результаты своей деятельности; активно участвует в диагностическом просвещении родителей.
Все педагоги, участвующие в реализации программы «Шагаем вместе», проводят работу по социализации детей раннего возраста, их адаптации к условиям детского сада и дошкольному коллективу, осуществляя индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку. Они консультируют родителей по вопросам использования современных игровых методик, обучают их приемам игровой поддержки детей
Для игровой деятельности детей и их родителей в дошкольном учреждении выделено большое светлое помещение (музыкальный зал), где размещены: развивающие игры, игрушки и пособия, соответствующие возрасту детей; оборудование для игр, сухой бассейн, мягкие модули, игровой материал для развития двигательной активности детей.
В процессе всех игровых занятий специалистами детского сада проводятся игры на развитие движений, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи, а также творческих способностей, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и релаксационные расслабляющие упражнения под музыку.
Так же 1 раз в месяц в рамках программы «Шагаем вместе» приходит врач – педиатр из ЦРБ. Он знакомит родителей с особенностями развития детей раннего возраста, дает практические советы по правильному питанию детей, ухаживанию, закаливанию, обучает родителей техникам массажа.
Игровые занятия посещают дети и их родители (законные представители). Занятия проводятся по подгруппам не более 8 человек.
Расписание занятий, продолжительность которых составляет не более часа, устанавливается с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и запросов родителей.
Работу с подгруппой детей раннего возраста и родителями могут организовать несколько специалистов одновременно. Индивидуальная работа с ребенком проводится в присутствии родителей ( законных представителей).
Так же для родителей выпускаются памятки, брошюрки, буклеты на разные тематики по вопросам развития, воспитания, укрепления здоровья детей, на развитие педагогической компетентности родителей.
В ходе индивидуальных и групповых консультаций педагоги обмениваются с родителями информацией об изменениях в развитии и эмоциональном состоянии детей, согласуют дальнейшую работу, сообщают родителям о достигнутых результатах и дают рекомендации по дальнейшей работе с ребенком и созданию игровой среды в домашних условиях.
В перспективе в детском саду «Уголек» планируется создание релаксационной комнаты для детей и родителей.