Краткосрочный проект «Партнеры» (ср.гр.)
Проект «Партнеры»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из основных направлений, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Исходя из ФГОС дошкольного образования, в новых формах взаимодействия с родителями используется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их побуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Следовательно, содержание и формы работы с семьей должны отличаться нетрадиционным разнообразием.
Основная идея данного проекта, превратить интерес детского сада к учебно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей между собой, помочь современной семье в деле воспитания и образования детей.
Разработанная примерная модель общения всех участников проекта позволяет выстроить систему взаимодействия, где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми.
Мы использовали такие принципы взаимодействия с родителями, как: доброжелательность, индивидуальный подход, сотрудничество.
В основе нашего педагогического проекта лежит организация семейного клуба «Мир детства».
В реализации данного проекта предполагается участие детей, родителей, воспитателей и специалистов.
Эта интересная форма работы поможет родителям лучше познакомиться друг с другом, поделится опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Деятельность семейного клуба «Мир детства», направлена на осуществление нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационно – исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с сентября по май).
Участники проекта: дети, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.
Образовательные области:
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Цель проекта:
Формирование навыков сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей, родителей и воспитателей, родителей воспитанников между собой.
Задачи проекта:
Структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
Установить партнерские отношения с семьями воспитанников самих педагогов, и семей воспитанников между собой.
Развивать в детях чувство семейной сплоченности.
Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимовыручки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
Условия реализации проекта:
- Интеграция и дифференциация взаимодействия детского сада и родителей с содержанием основной общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.
- Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
- Накопление, систематизация материалов по взаимодействию детского сада и семьи.
- Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Отличительные особенности:
На протяжении всего проекта в работу с родителями будут включены нетрадиционные интерактивные формы взаимодействия, такие как родительская почта «Доверие». Это ящики доверия, служащие для того, чтобы вызвать активность, заинтересованность родителей через письменную форму общения. Такой метод работы с родителями не замещает и не может заменить непосредственного общения, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.
Дистанционный клуб для общения, который представляет собой группу в социальных сетях Viber «Семицветики», которая предполагает равноправное участие всех зарегистрированных пользователей. Участники смогут общаться в реальном времени, получать информацию от воспитателей, а так же обмениваться файлами при необходимости.
Сайт воспитателя «Дошколята», на страницу которого могут в любое время зайти родители детей и педагоги. Сайт служит для того, чтобы воспитатель мог там оставлять консультации, рекомендации, памятки на актуальные темы, отчет о проведенных мероприятиях. На страницах сайта можно оставить отзыв, задать вопрос.
Наш проект разработан таким образом, что бы использовать на каждый месяц свой мини проект, подобранный с учётом интеграции областей и тематических недель в детском саду.
– сентябрь – образовательная область Социализация;
– октябрь – образовательная область Труд;
– ноябрь – образовательная область Физическая культура;
– декабрь – образовательная область Безопасность;
– январь – образовательная область Познание;
– февраль – образовательная область Чтение художественной литературы;
– март – образовательная область Художественное творчество;
– апрель – образовательная область Здоровье;
– май – образовательная область Музыка.
Данный проект может быть рекомендован к использованию в работе для педагогов всех типов дошкольных образовательных организаций. Проект не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в его реализации.
Разработан проект в соответствии с федеральными государственными требованиями, учитывая организацию по взаимодействию с семьями воспитанников, интеграцию образовательных областей.
Предполагаемый результат:
Дети:
– Сформируются положительные взаимоотношения между детьми и родителями, улучшится семейный микроклимат;
– Овладеют универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Родители:
– Осознают важность единых требований семьи и детского сада, сблизятся с педагогами и другими родителями;
– Будут посещать все мероприятия детского сада с удовольствием;
– Познакомятся с традициями группы и детского сада в целом;
– Будут активными участниками утренников, праздников, игр.
Педагоги:
– Приблизят семью к детскому саду;
– Помогут определить оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии на ребенка;
– Познакомятся с традициями семей воспитанников.
Выводы:
Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме семейного клуба «Мир детства» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только дружеская атмосфера внутри каждой семьи, но и улучшаются взаимоотношения между семьями, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Продукты:
– Методические рекомендации для воспитателей по работе с семьями дошкольников;
– Информационно-методический материал для родителей (сборник) по развитию дошкольника;
– Фоторепортаж - отчет о проекте.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Здоровье»
– Объяснять родителям, как образ семьи взаимодействует на здоровье ребенка;
– Факторы, влияющие на физическое здоровье ребенка: спокойное общение, питание, закаливание, движения;
– Негативные факторы (переохлаждение, перегревание, перекармливание и т.д.), наносящие непоправимый вред здоровью;
– Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение художественной литературы, просмотр фильмов;
– Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Образовательная область «Безопасность»
– Показать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости человека, природы, семьи, всего человечества;
– Знакомить родителей с достижениями детей;
– Показать формы работы д/с по проблеме безопасности детей.
Образовательная область «Социализация»
– Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду;
– Привлекать к составлению соглашения о сотрудничестве программы и взаимодействия семьи и д/с в воспитании детей.
Образовательная область «Труд»
– Изучить традиции трудового воспитания сложившегося и развивающегося в семьях воспитанников;
– Проводить акции по благоустройству и озеленению территории в детском саду.
Образовательная область «Познание»
– Обратить внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в детском саду и дома;
– Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в семье и д/с способствующей возникновению познавательной активности;
– Проводить совместные конкурсы, игры – викторины.
Образовательная область «Коммуникация»
– Изучить особенности общения взрослых с детьми в семье. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в д/с и дома;
– Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (Семейные и родительские клубы) способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
– Показать родителям важность домашнего чтения способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества;
– Конкурсы, литературные гостиные, встречи с поэтами, посещение библиотеки. Поддерживать детское сочинительство;
– Привлекать родителей к проектной деятельности – оформление альбомов, газет, журналов, книг.
Виды детской деятельности в ходе реализации проекта
Игровая
– Словесная игра «Как живете?»;
– Пальчиковая гимнастика «Вместе пальчики – друзья»;
– Сюжетно – ролевая игра «Семья», «Доктор», «Повар», «Магазин», «Шофер».
Коммуникативная
– Игра с правилами «Веселые грибники»;
– Ситуативный разговор «Что ты будешь делать, если»;
– Беседа «Все профессии важны!».
Познавательно-исследовательская
– Экскурсия в аптеку;
– Экскурсия в дом культуры;
– Экскурсия в пожарную часть города»;
– Экскурсия парк;
– Игра «Без чего не бывает?».
Чтение художественной литературы
– Чтение стихов на тему «Воспитание трудолюбия»;
– Игровое упражнение «Назови сказку».
Музыкально – художественная
– Инсценировка «Теремок»;
– Театрализованное представление «Наши любимые сказки».
Двигательная
– Подвижная игра «»Воробышки и автомобиль»;
– Мало - подвижная игра «Хороводная»;
– Игры - упражнения «Преодоление препятствий».
Продуктивная
– Творческая мастерская «Если книжка заболела»;
– Игровой досуг «Волшебные краски»;
– Рисование «Подарок для мамы»;
– Конструирование «Дом для моей семьи».
Совместные формы взаимодействия с родителями
Традиционные:
– родительские собрания;
– консультации;
– семейные спортивные праздники;
– утренники;
– тематические беседы;
– акции, выставки;
– экскурсии.
Интерактивные:
– анкетирование;
– опросы;
– круглые столы;
– практикумы и семинары;
– дни открытых дверей;
– акции.
Просветительские:
– информационные листовки;
– буклеты;
– стенды и уголки для роджителей;
– использование СМИ;
– папки – раскладушки;
– мини – библиотеки;
– «почтовый ящик»;
– сайт воспитателя.
В тесном сотрудничестве детского сада и семьи, в течение года, были проведены следующие мероприятия:
Сентябрь
(Играют дети — играем вместе)
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
- Подготовительный этап (1 неделя)
Определение проблемы, цели и задач.
Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление эффективных связей с родителями:
– обновление и заключение договора между ДОО и родителями;
– составление плана работы ДОО по работе с семьей.
- Основной этап (2-3 неделя)
Цель:
Нацелить родителей, приобщить родителей к активной, совместной форме в новом учебном году. Ознакомить родителей и детей с планом на год. Познакомить родителей с разновидностью игр и дать знания о ее ведении, материалах, задачах.
Устный журнал «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста». Статья «Чему учит сюжетно-ролевая игра» (пополнение сюжетно - ролевых игр в группе пособиями).
Анкетирование родителей: «Удовлетворенность родителей работой детского сада», (см. приложение Б).
Совместный рисунок с ребенком дома «Кем я хотел бы стать».
Картотека игр для родителей «Играем дома».
Консультации: «Что необходимо учитывать при выборе игрушек», «Правила игры для детей и родителей», (см. приложение Е).
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Подборка тренинговых игр и упражнений для взрослых.
Семинар – практикум «Наши пальчики играют», (см. приложение Ж).
Родительское собрание в форме тренинга «Сплочение родительского коллектива», (см. приложение В).
- Заключительный этап (4 неделя)
Совместная игровая деятельность «Играют дети – играем вместе»
(см. приложение Л).
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задачи: показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка, рассмотреть правила организации игровой деятельности, развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.
Форма проведения: традиционная с элементами совместных игр детей и родителей.
Октябрь
(Через красивое – к человечному)
«ТРУД»
- Подготовительный этап (1 неделя)
Определение проблемы, цели и задач.
Приглашение родителей на круглый стол «Воспитываем добротой», подбор фотографий «От улыбки хмурый день светлей».
Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.
- Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Расширение представлений родителей по вопросу нравственно-эстетического и трудового воспитания дошкольников, повышение педагогической культуры родителей. Приобщить родителей к трудовому воспитанию детей, развивать желание сделать как можно больше полезных дел для других.
Статьи, консультации, памятки: «Кормушки и как их сделать», «Домики от ветра» (Помощь при выборе места для кормушек, установки их), «Трудовое воспитание детей в семье», «Приучайте ребенка к труду» и др.
Фотовыставка «От улыбки хмурый день светлей».
Подбор стихов об осени, осеннем урожае.
Подборка тренинговых игр и упражнения для взрослых, направленных на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений, (см. приложение Д).
- Заключительный этап (4 неделя)
Квест добрых дел совместно с родителями. «День добра»
(см. приложение М).
Цель: Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду. Сплочение детского и взрослого коллектива.
Задачи: Познакомить родителей с опытом работы педагогов детского сада, содействовать обмену опытом семейного воспитания, укреплять внутрисемейные отношения.
Форма проведения: Занятие в форме проведения приключенческой игры - квест (с выполнением заданий)
Ноябрь
(Что бы ребенок рос здоровым)
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
- Подготовительный этап (1 неделя)
Определение проблемы, цели и задач.
Изучение опыта родителей по профилактики заболеваемости детей, о роли семьи и детского сада в формировании здоровья детей.
Подбор литературы об охране здоровья.
- Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Согласование точек зрения педагогов и родителей по вопросам физического развития детей, выявить факторы, влияющие на физическое развитие детей, донести до родителей важность занятий физическими упражнениями.
Вопросы для беседы с родителями "Изучение потребностей родителей", (см. приложение Г).
Статьи: «Зарядка позитивного мышления», «Подвижные игры».
Фотогазета «Как мы бережем здоровье».
Обмен семейным опытом по физическому воспитанию (рассказ о своих спортивных традициях).
Консультации: «О правильной осанке», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» и др.
Совместные мероприятия детей и родителей: «Наши шарики берем», «Гимнастика вдвоем».
Семинар – практикум «Режим – это серьезно», (см. приложение И).
- Заключительный этап (4 неделя)
Спортивный праздник с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья», (см. приложение К).
Цель: Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважения к своему здоровью и интерес к физкультуре.
Задачи: Создать условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, помочь родителям пробудить у ребенка интерес к спортивной игре, развивать у него элементарные представления о полезности физической активности, создать в семье положительный эмоциональный климат.
Декабрь
(Безопасность ребенка)
«БЕЗОПАСНОСТЬ»
- Подготовительный этап (1 неделя)
Определение проблемы, цели и задач.
Изучить компетентность родителей об обучении дошкольников безопасному поведению в условиях всеобщей выживаемости человека.
- Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Сохранение жизни и здоровья детей; формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка; педагогическое просвещение родителей по данной теме.
Оформление папки-передвижки «Детские страхи».
Беседы с детьми «Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами».
Памятки, консультации для родителей: «Наедине с опасностью», «Безопасность в вашем доме» и др.
Экскурсия в пожарную часть города.
Непосредственно образовательная деятельность «Юные пожарные спешат на помощь».
- Заключительный этап (4 неделя)
- Сюжетно-ролевая игра «Огонь друг – огонь враг».
Цель: Обозначить возможные опасности для ребенка дошкольного возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.
Задачи: Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях, знакомить детей с огнем и его свойствами, воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Форма проведения: Семинар – практикум «Обеспечение безопасности ребенка».
Январь
(Путешествие в страну знаний)
«ПОЗНАНИЕ»
- Подготовительный этап (1 неделя)
Определение проблемы, цели и задач.
Изучить знания родителей о математических, развивающих играх. Ответы на вопросы родителей.
- Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия в области «Познание»; повышение педагогической культуры родителей. Дать углубленные знания о математических, развивающих играх.
Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр».
Экологические акции: «Кормушка», «Скворечник», «Посади дерево» и др.
Памятка для родителей «Особенности развития детей пятого года жизни».
- Заключительный этап (4 неделя)
Родительское собрание «Путешествие в страну знаний продолжается».
Викторина для детей совместно с родителями "Все мы знаем, все умеем", (см. приложение Н).
Цель: Рассмотреть возрастные, индивидуальные особенности детей; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи.
Форма проведения: Викторина.
Февраль
(Волшебный мир книги)
«ЧТЕНИЕ ХУДОДЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
- Подготовительный этап (1 неделя)
Определение проблемы, цели и задач.
Изучение опыта родителей о том, какую роль играет чтение книг для всестороннего развития детей.
- Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге.
Семейная газета «Роль книги в семейном воспитании».
Папка-передвижка «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг».
Памятка «Что учитывать, выбирая книгу для ребенка», «Как стать хорошим читателем».
Консультации: «Как заучивать наизусть стихотворение с детьми», «Воспитание любви к книге у дошкольников».
Творческая мастерская «Если книжка заболела».
- Заключительный этап (4 неделя)
Театрализованное представление, викторина – «Мир сказок».
Цель: Подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития.
Форма проведения: Семейная гостиная.
Март
(Волшебные краски)
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
- Подготовительный этап (1 неделя)
Определение проблемы, цели и задач.
Изучение опыта родителей о важности игр, развивающих восприятие цвета, для детей дошкольного возраста.
- Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Ознакомить родителей с дидактическими играми, развивающими у детей способность к восприятию системы цветовых тонов; воспитание у детей и родителей чувство радости от совместной деятельности. Воспитывать желание проявить творчество и инициативу.
Тематическая выставка поделок и рисунков «Рисуем вместе с мамами».
Оформление семейных газет «Мы мамины помощники».
Памятки, консультации: «Волшебные рисунки», «Нетрадиционные техники рисования в домашних условиях», «Рисуем вместе с ребенком».
Подбор стихов, рисунков, пожеланий.
Фотовыставка «Самые обаятельные и привлекательные».
- Заключительный этап (4 неделя)
Развлечение детей второй младшей группы совместно с родителями и гостями детей старшей группы «Волшебные краски», (см. приложение П).
Цель: Воспитание у детей и родителей чувство радости от совместной деятельности, формировать у родителей и детей понятие о важности игр развивающих восприятие цвета.
Форма проведения: Совместно-игровой досуг.
Апрель
(Здоровье в порядке, спасибо зарядке)
«ЗДОРОВЬЕ»
- Подготовительный этап (1 неделя)
Определение проблемы, цели и задач.
Изучить опыт родителей об охране и укреплении физического и психического здоровья детей.
- Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Формировать у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни; познакомить родителей с разными видами гимнастики; развивать желание и умение проводить отдых с пользой, весело и энергично.
Подбор стихов, пословиц о здоровье и спорте.
Устный журнал «Движение это жизнь».
Папка-передвижка «Комплекс утренней гимнастики с детьми и родителями», комплексы дыхательной гимнастики, для глаз и др.
Изготовление спортивного инвентаря из бросового материала.
Консультация специалистов по профилактике плоскостопия, семинар «Как топает ваш малыш».
Родительское собрание «Формирование потребности в здоровом образе жизни».
- Заключительный этап (4 неделя)
Совместный досуг «Мой веселый звонкий мяч», (см. приложение Р).
Цель: Познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях; создать условия для обмена семейного опыта по физическому воспитанию дошкольников.
Форма проведения: Семинар – практикум.
Май
(Здравствуй, лето)
«МУЗЫКА»
- Подготовительный этап (1 неделя)
Определение проблемы, цели и задач
Проанализировать результаты образовательной, культурно-досуговой деятельности «Семейного клуба» за учебный год.
- Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Дать информацию об успехах работы «Семейного клуба» на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года.
Создание фотогазеты «Вместе весело шагать», «Мы счастливы, потому что мы вместе».
Викторина для родителей и детей «Музыкальная палитра».
Памятки и консультации для родителей «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста», «Музыкальное воспитание в семье» и др.
Подготовка призов, грамот, дипломов и благодарственных писем для награждения воспитанников и родителей группы, принимавших активное участие в жизни «Семейного клуба».
Разучивание песен на летнюю тему и веселого отдыха.
- Заключительный этап (4 неделя)
Мультимедийная презентация проекта «Семейный клуб» — «Мир детства».
Цель: Проанализировать результаты совместной работы «Семейного клуба»; поблагодарить родителей, оказавших большую помощь группе в течение учебного года