конспект мастерская народных кукол
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад комбинированного вида № 19 г Кузнецка
(МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка)
Конспект
занятия в детском объединении
«Мастерская народных кукол»
с детьми от 6 до 7 лет
Руководитель: Курдина Т.А.
Кузнецк 2020г
Задачи: Образовательные: Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям народа. Продолжать знакомить детей с назначением куклы - берегини
Развивающие: Развивать творческие способности детей посредством подбора тканей контрастных цветов. Способствовать развитию мелкой моторики рук ( заматывание, завязывание узлов)
Воспитательная: Воспитывать желание доставить радость близким от подарка, сделанного своими руками.
Предшествующая работа: Беседа: «Что такое Оберег?», рассматривание иллюстрации на тему: «Народные куклы», н.п.и «Сложи народный костюм»
Словарная работа: Оберег, безлика, гармония, счастье, скрутка, передник, присборить, повойник.
Материал и оборудование: Заготовки кукол, сделанные на предыдущих занятиях, нитки, ткань, разных цветов, синтепон, схема изготовление кукол.
Организационный момент
Вос –ль: Дорогие дети и родители! Сегодня я пригласила в гости Марью - Искусницу из сказки. И сейчас с минуту на минуту она должна прийти, но для этого нам надо всем произнести волшебные слова: « Хороводом мы пойдём Сразу в сказку попадём В хороводе покружись Марья –Искусница покажись» ( Дети и родители стоят в кругу, произносят слова и выполняют движения по тексту)
Игровая мотивация: ( Входит Марья- Искусница в руках держит сундучок, приветствует детей вместе с родителями)
М.И – Давайте знакомится. Меня зовут Марья – Искусница. Посмотрите на мой наряд, нравится?
Вос-ль: Конечно нравится
М.И.- А что вы видите необычного в моём наряде?
Дети и родители: Длинный сарафан, фартук и.т.д
М.И: А сейчас носят такие наряды?( ответы детей) А вот раньше, давным –давно, все женщины и девочки носят такую одежду.
Вос-ль: Марья- искусница, а что у тебя в сундучке находится? М.И.:А вот об этом мы узнаем с помощью моей загадки: «Волосы льняные в них ленточки цветные Из ткани я её скрутила, в сарафанчик нарядила Сарафанчик из сукна, догадайся, кто она?
Дети: Кукла. (М.И. достаёт из сундучка тряпочную куклу) М.И.- Такую куклу не купишь в магазине, её я сделала своими руками. Вос-ль: Марья Искусница, а наши девочки тоже умеют мастерить тряпочные куклы. И мы всех гостей приглашаем в нашу мастерскую, чтобы поделится опытом изготовления куклы- Берегини. Вос-ль: (показывает готовую куклу) С этой куклой можно не только играть, но и дарить друг другу. С помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. А родители знают, что такое –Оберег? ( ответы родителей)
Вос-ль: Оберег – это символ или предмет, наделённый способностью оберегать от разных бедствий, хворей. А как вы думаете, почему куклу – берегиню наряжали, но лицо не рисовали? ( ответы родителей).
Вос-ль: Таких кукол называют – безликими. Куклы с лицом приобретали душу и могли навредить ребёнку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом, которая оберегала и охраняла детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу помещали над притолокой дверей, приговаривая « Повернись с добром, отвернись со злом». Вы заметили, что у куклы в руках мешочек. Это мешочек. Это мешочек счастья, куклы с мешочками счастья не только оберегают домашний очаг, но и приносят в дом гармонию и счастье.
- Наши девочки уже начали мастерить куклу – берегиню и сейчас они расскажут гостям последовательность ( дети поочерёдно рассказывают изготовления, демонстрируя схемы)
Вос – ль: Что же ещё надо сделать, что бы кукла была готовой
Дети: её надо нарядить
Вос – ль: Правильно, а в этом нам помогут наши мамы! Прежде чем приступить к украшению куклы мы немного разомнём наши руки и ноги.
Игра – песня « У Маланьи, у старушки» с движением.
Продуктивная деятельность
( Дети и родители садятся за стол)
Вос – ль: Когда мы будем украшать куклу, нужно думать только о хорошем.
- Сначала сделаем нашей кукле юбочку. Берём кусочек ткани, закрываем им лицо и руки куколки и по линии завязываем этот кусочек ткани. Отгибаем кусочек ткани вниз. Далее таким же образом делаем фартук нашей куколке.
- Теперь займёмся головным убором. Сначала повяжем –повойник. Это налобная повязка, наверх повязываем платочек. Голова куклы полностью оформлена.
- Для того чтобы сделать, мешочек счастья, необходимо взять цветную ткань квадратной формы, положить в середину синтепон и завязать ниткой. Привязать мешочек к рукам. Кукла – Берегиня готова.
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся.
М.И.: Спасибо вам! Я теперь тоже научилась мастерить куклу – Берегиню.
- Люди добрые! Наш русский народ веки вечные водил хоровод! Заведём хоровод, как в старину. Куклу новую покажем свою. ( водят хоровод)
Вос-ль: Теперь эти куклы можете забрать домой, пусть они оберегают и защищают вас.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад комбинированного вида № 19 г Кузнецка
(МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка)