Использование инновационных технологий
Документы для скачивания
Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ « Кто овладевает новым, лелея старое, тот может быть настоящим учителем» Конфуций Творческая работа в ДОУ требует от музыкального руководителя использование современных педагогических технологий, направленных на усвоение детьми образовательных программ в условиях реализации ФГОС, позволяющих добиться раскрытия и развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Существует множество инновационных технологий в образовании. Остановимся на технологии проблемно- развивающего обучения, а также информационно- коммуникационной технологии. В современных образовательных технологиях передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем. Занятие проводится чаще всего в виде проблемного диалога. Технология проблемно- развивающего обучения в детском саду Существуют четыре уровня проблемного обучения: 1. Воспитатель сам ставит проблему( задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения( частично- поисковый метод) . 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. ( Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? » «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного? » На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний. Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение. Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях. Эту технологию я широко использую в игре на детских музыкальных инструментах Вначале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы. Например: «Надо сочинить музыкальную сказку с помощью музыкальных инструментов. «Колобок», «Теремок» и т. д. Затем выстраивается цепочка вопросов и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний. Виды вопросов: Вопросы на возможность выбора. - С помощью каких инструментов можно передать образы героев сказки? ( Медведя, Зайца, Лисы и т. д. ) - Какие жанры музыки можно использовать в передаче образов( марш, танец, песня) Вопросы на установление сходства и различия - Какие инструменты можно объединить в одну группу? Ударные ( барабаны, кубики, ложки) , мелодические ( металлофоны, ксилофоны, пианино и т. д. ) , духовые ( дудочки, свистульки) - К какому жанру можно отнести и вальс, и польку, и плясовую? ( «Танец») Вопросы, требующие осознания способа действия- «Угадай, кого изобразил ребёнок в музыке, с помощью каких средств? Как ты узнал, как догадался? » Вопросы на установление причинно- следственных связей- Как с помощью музыки можно несколько образов сразу? Что будет если объединить все инструменты? ( Даются понятия СОЛО, ОРКЕСТР) Вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа- С помощью какого инструмента можно показать как катится колобок? Вопросы, в которых, сталкиваются противоречия- Можно ли медведя изобразить с помощью колокольчика? Проблемная ситуация- У нас поломались маракасы, как быть? Чем заменить? Дети догадываются сделать самодельные инструменты( баночка с сыпучим материалом) . Вопросы- шутки- Прав ли Незнайка? ( «Вопросы- Перепуталки » Незнайка перепутал и изобразил «зайца» с помощью низкого регистра и т. д. ) На одном из занятий можно провести опыт «Почему и откуда возникает звук? » Сравнить волны на воде: от броска камушка со звуковыми волнами от звона по стеклу стакана, когда образуются невидимые воздушные волны, которые расходятся в разные стороны и постепенно исчезают, звуки затихают. Условия проведения занятий поискового характера: - создание для каждого ребенка ситуации успеха; - проведение элементарных опытов; - ответы жестами и мимикой, ответы шепотом( на ухо педагогу) ; - работа по индивидуальным карточкам; - работа в парах( учитель- ученик) ; - проверка задания друг у друга; - поиск ошибок у педагога; - смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку, при помощи передачи «волшебного предмета»; - задания на время: «Выбрать ритмический рисунок для каждого образа»; - модуляции голосом педагога. От простого к сложному. Следует начинать работу с уже пройденного материала и постепенно усложнять задания. Обязательно говорить о предстоящей перспективе: - Вы научитесь сочинять музыкальные сказки самостоятельно. - К следующему занятию придумайте свою сказку. Желательно провести анализ занятия( Рефлексия занятия) - Что нового вы сегодня узнали? - Чьи ответы вам понравились больше всего и почему? - Что вам показалось трудным? - Что интересного вы узнали? - Что у вас получилось очень хорошо, а что не очень? - О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?