Консультация для родителей "Развивающие игры в экологическом образовании дошкольников" воспитатель Синдюкова О.Н.
Документы для скачивания
Развивающие игры в экологическом образовании дошкольников Характерной чертой старших дошкольников является активное постижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром выстраивался на выработке у детей навыка истолкования своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью. Познание природы помогает детям дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность. В процессе ознакомления детей с природой воспитатель решает важные задачи сенсорного развития, формирования у детей элементарных форм наглядно- действенного и наглядно- образного мышления. Данная методика, была построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Система развивающих игр, направленных на формирование экологического сознания дошкольников. Дни недели Непосредственно образовательная деятельность Совместная самостоятельная деятельность с детьми Понедельник «Чей детеныш» Цель: закреплять знания детей о детенышах животных «Зоологическое лото» Цель: закреплять знания детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание. Вторник Тема: Составление описательного рассказа об игрушках 2 часть: игра «Чудесный мешочек» Цель: учить детей рассказывать о животном, выделяя его наиболее характерные признаки «Малыши» Цель: закреплять знания детей о детенышах животных. «Кто летает, бегает, прыгает» Цель: закреплять знания детей о способах передвижения различных животных Среда «В воде, воздухе, на земле» Цель: закреплять знания детей о способах передвижения различных животных. «Нужно – не нужно» Цель: учить детей сравнивать, замечать признаки сходства и различия. Четверг «Кто где живет» Цель: закрепление знаний о месте обитания животных. «Животные зимой» Цель: закрепление знаний детей о жизнедеятельности животных в зимнее время. Пятница «Думай дальше» Цель: воспитание умения находить наиболее характерных признаки домашних животных. «Похожи – не похожи» Цель: упражнение в сравнении диких и домашних животных. Понедельник «Дикие животные» Цель: воспитание умения находить наиболее характерных признаки диких животных. «Узнай и назови» Цель: классификация животных по месту их обитания. Вторник Тема: Обобщающая беседа « Кто где живет? » 2 часть «Экологическое лото» Цель: закрепление знаний о диких и домашних животных. «Домашние животные» Цель: воспитание умения находить наиболее характерных признаки домашних животных. «Да – нет» Цель: закреплять умение детей описывать характерные признаки животных. Среда «Кто что ест» Цель: закрепление знаний детей о способах питания животных. «Веселая ферма» Цель: закрепление знаний о месте обитания животных. Четверг «Назови жилище» Цель: закрепление знаний о месте обитания животных. «Животные весной» Цель: закрепление знаний детей о жизнедеятельности животных в весеннее время. Пятница «Чей детеныш» Цель: закрепление знаний о домашних животных и их детенышах. «Узнай по частям» Цель: закреплять умение детей определять животное по характерным деталям: ушам, хвосту. Цель: упражнение детей в описании качественных характеристик животных. Понедельник «Пищевые цепочки» Цель: углубление знаний о способах питания животных, формирование умения составлять пищевые цепочки. «Угадай по описанию» Цель: упражнять детей в описании внешнего вида животных. Вторник Тема: Путешествие в Лесное царство. 2 часть «Береги природу» Цель: учить детей бережному отношению с объектами живой природы. «Какие бывают животные» Цель: закрепление знаний детей о видах животных. «Прогулка в зоосад» Цель: закреплять знания детей о правилах поведения с дикими животными. Среда «Где обедал воробей» Цель: упражнять детей в поисках пищи для животных. «Незаконченные картинки» Цель: закреплять умение детей описывать внешний вид животных Четверг «Животные летом» Цель: закрепление знаний детей о жизнедеятельности животных в летнее время. «Подбери картинку» Цель: упражнять в определении животного по отдельным характерным особенностям. Пятница «Загадки Винни- Пуха » Цель: закреплять знания детей о диких животных. «Накорми зверят » Цель: закреплять знания детей о детенышах животных и способах их питания. Понедельник «Дикие животные» Цель: закреплять знания детей о диких животных « Где чья мама? » Цель: закреплять знания детей о животных и их детенышах. Вторник Тема: Праздник «Мы друзья природы» 2 часть «Животные нашего края» «Угадай- ка» Цель: учить составлять рассказ о животном, включать в рассказ описание внешнего вида «Кто живет в лесу» Цель: уточнить и систематизировать знания детей о животных леса Среда «Подбери животному шубку» Цель: закреплять умение находить животных по одному признаку. «Путешествие по лесу» Цель: учить анализировать животных, выделять их существенные признаки, фиксировать и обобщать по качественным характеристикам. Четверг «Животные осенью» Цель: закрепление знаний детей о жизнедеятельности животных в осеннее время. «Отвечай быстро» Цель: закреплять знания детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание. Пятница «Что было бы, если бы из леса исчезли…» Цель: воспитывать любовь к природе, учить анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки. Система развивающих игр проводилась в непосредственно образовательной деятельности как часть, но в основном в совместной деятельности в различные отрезки режимных моментов( утром, на прогулке, в вечерние отрезки времени) . Развивающие игры организовывались с детьми небольшими подгруппами, а также индивидуально. В ходе организации игр были использованы различные методы и приемы, такие как: Игровые( сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования) , Словесные( беседа для уточнения знаний детей, объяснение правил, анализ деятельности) ; Наглядные( использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий) . При подготовке к проведению развивающей экологической игры большое внимание уделялось выбору места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим, определению количества играющих( вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально) ; подготовке необходимого материала для игры( игрушки, разные предметы, картинки, природный материал) . Проведение каждой развивающей игры включало: - ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использован в игре( показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них) ; - объяснение хода и правил игры. При этом мы обращали внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил( что они запрещают, разрешают, предписывают) ; - показ игровых действий, в процессе которого мы учили детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату( например, кто- то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза) ; - подведение итогов игры- это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. Анализ проведенной игры всегда был направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это помогало совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Руководя играми мы учитывали возможности детей. Ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращалось на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Большое место в играх занимают мотивы соревнования, дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач. В работе мы использовали игры с различными усложнениями, организовали игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Например, игра «Да- нет». В работе мы использовали экологическое лото. Его цель: развивать умение классифицировать животных( дикие, домашние) . Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем- жалоб от жителей леса, сада, огорода. Дети задумывались над содержанием писем, обговаривали различные экологические ситуации, решали, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу- своего края, и всей планеты. Например, такое письмо: «Здравствуйте, дети! Мне очень нравится жить в этой комнате, радовать вас. Но, к сожалению, некоторые дети не знают, чем я питаюсь. Поэтому я обращаюсь к вам за помощью- узнайте, как за мной правильно ухаживать, и я всегда буду вашим лучшим другом. Ваш хомячок Кеша».
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий