a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рекомендации по взаимодействию музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ

Автор: Кинаш Лилия Николаевна Опубликовано: 2020-06-22 14:03:38

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте». Необходимо (желательно!), чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

 

Виды музыкальной деятельности

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ.

 

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

  1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
  2. Слушание музыки.
  3. Пение и песенное творчество
  4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах)
  5. Танец
  6. Игра (игра-драматизация)

 

Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.

Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения.

 

Функционал воспитателя во время слушания музыки: ·

личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность; ·

во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку;  

когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами;

следит за дисциплиной; оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

 

Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.

На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний.

Функционал воспитателя во время распевания и пения:

не участвует во время быстрых опросных упражнений; следит за правильной осанкой; во время упражнений один из приемов работы:

первый раз исполняет музыкальный руководитель, повторно – воспитатель, затем - дети.

поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно; ·

поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности; ·

при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах; ·

не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста).

 

Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности.

На первоначальном этапе, при разучивании плясок, движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

 

Функционал воспитателя во время музыкально-ритмического движения и игры:

  • участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям; · исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, ·

следит за правильной осанкой; ·

следит за качеством выполнения всего программного материала; ·

дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — упражнения на развитие творческой активности детей); ·

принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно; ·

корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски; ·

разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения; ·

берет одну из ролей в сюжетной игре; ·

наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

 

Обучение игре на детских музыкальных инструментах (ДМИ) знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов.

 

Функционал воспитателя во время игра на ДМИ: ·

участвует в показе либо в моделировании приемов игры; ·

принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов, в творческих (импровизационных) заданиях дети исполняют свои партии самостоятельно, воспитатель является равноправным участником; ·

помогает «дирижирует» подгруппой детей (при игре по партитуре с разными партиями); ·

корректирует исполнение с отдельными детьми при затруднениях; ·

оказывает помощь при распределении (сборе) инструментов, организации детей подгруппами; ·

наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

 

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  1. Воспитатель сидит с безучастным видом.
  2. Воспитатель перебивает исполнение.
  3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
  4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

 

Оставить комментарий: