Консультация для родителей "Эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста" воспитатель Петрухина О.С.
Документы для скачивания
Эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста Одним из центральных положений Федерального государственного стандарта дошкольного образования, Концепции дошкольного воспитания( В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др. ) является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Современные исследования, проводимые педагогами, психологами, физиологами, медиками отмечают первостепенность не только теоретического, но и прикладного решения этой проблемы, так как эмоциональное благополучие имеет большое значение для здоровья и развития личности ребенка. Анализ психолого- педагогической литературы свидетельствует о том, что на эмоциональное благополучие ребенка- дошкольника влияют содержание и характер общения в семье( З. М. Богуславская, С. В. Корницкая, А. Г. Рузская и др. ) ; общение с воспитателем( В. А. Горбачева, Т. Р. Каштанова, М. И. Лисина, В. Р. Лисина, Е. А Панько, В. А. Петровский и др. ) , отношения со сверстниками( Л. Н. Башлакова, Т. И. Ерофеева, А. А. Рояк и др. ) , деятельность и достижение успеха в ней( Р. С. Буре, Т. С. Комарова, Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина и др. ) . Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей на пятом году жизни. Ученые связывают это с новым скачком в межличностных отношениях детей( Т. А. Репина, Е. О. Смирнова и др. ) , с появлением у них таких личностных новообразований, как эмоциональная децентрация, сознательное соподчинение желаний, потребность в социальном соответствии( Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас и др. ) . Гуманизация педагогического процесса, признание самоценности дошкольного детства, понимание его как важного этапа становления личности требует от педагогов систематической работы в этом направлении. Отмечено также, что нестабильные социально- экономические условия жизнедеятельности человека, рост социально- психического напряжения среди взрослых привели к резкому увеличению нарушений нервно- психического характера и распространению невротических явлений у детей. Беспокойство, тревога, страх- такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль, а мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. По мнению А. В. Запорожца, раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создаёт опасность нарушения последующего формирования личности. Под воздействием целого ряда негативных факторов( нарушение детско- родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и другие патологические факторы) у ребёнка формируются признаки эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс развития. Эмоциональное неблагополучие, с одной стороны, проявляется во взаимоотношениях с другими людьми, с другой – в особенностях внутреннего мира ребёнка. Такое разделение условно, т. к. внутреннее неблагополучие ребёнка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими. Внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности «вырастает» из его практического взаимодействия с этой действительностью, поэтому характерна тесная взаимосвязь эмоционального, социального и нравственного развития дошкольников. Дошкольник, имеющий благоприятный эмоциональный опыт, характеризуется большой эмоциональной отзывчивостью, он очень эмоционально реагирует на различные события, легко проникается чувствами и настроениями окружающих его людей. Выражение чувств носит у дошкольника очень непосредственный характер, они бурно обнаруживаются в его словах, движениях, мимике и т. д. Известно, что в процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, возрастает способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не меняется. Её необходимо развивать. Эмоциональное благополучие понимается как состояние самоощущения и как эмоциональный фон всех воздействий. Самоощущение- это, прежде всего, осознание собственных эмоциональных состояний, субъективных ощущений и умение управлять отрицательным состоянием( А. Д. Кошелева) . Поступающие в детское дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям и в то же время переживают возрастной кризис, поэтому важно определить, какую роль играет совпадение данных событий в жизни ребенка, и как они влияют на его психоэмоциональное и личностное развитие. Воспитатели способны создавать благоприятный психологический климата в группе, формировать у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе. Педагогическое влияние на формирование эмоционального благополучия предполагает создание благоприятных условий: • организация взаимодействия педагога и детей с целью обогащения у дошкольников опыта совместных положительных эмоциональных переживаний и удовлетворения потребностей во внимании взрослого; • сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с детьми в течение дня согласно логике воспитательно- образовательного процесса; • проведение специальных занятий в форме игрового тренинга, доминантой содержания которого является формирование у детей чувства принадлежности к группе и позитивного отношения к своему «Я», сверстникам, педагогам; • сопровождение детей с целью актуализации их эмоциональных состояний и субъективных ощущений, стимулирования их деятельности и оказания помощи в распознавании, выражении и регуляции эмоциональных состояний; • согласование действий воспитателей, работающих на группе. Таким образом, в системе дошкольного образовательного воспитания особую значимость приобретает фигура педагога- воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для создания эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Это диктует необходимость повышения педагогической компетенции в ДОУ и формирования у них качеств, профессионально значимых для деятельности педагога. Поэтому актуальность проблемы педагогического обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и роль детских образовательных дошкольных учреждений в обеспечении положительного эмоционального благополучия ребенка остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий