a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение на педсовете ДОУ " Опыт работы по развитию связной речи у детей раннего возраста"

Автор: Крылова Альбина Александровна Опубликовано: 2020-06-25 19:12:41

                 Опыт работы   по     развитию  связной речи у детей раннего возраста

 

    Развитие речи на данный момент одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

    Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

     Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста должно быть тесно связано с практической деятельностью ребенка, игрой, наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

     Ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет надо научить с помощью доступных ему речевых средств интонационно воспроизводить эмоциональную выразительность слов и фраз взрослых, чувствовать их оценочную суть («хорошо», «плохо»), приучать его в своей «речи», обращенной к взрослым, выражать дружелюбные чувств.

    Обогащение словаря. Тематика усваиваемой лексики расширяется: ребенок может понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом; слова, обозначающие предметы, находящиеся не только в комнате, но и вне ее — в саду, во дворе, на улице. Происходит знакомство ребенка с природой, и он узнает, что вода, которой он умывается, в которой купается, течет в речке, в ручье. Он различает и пытается назвать камень, песок, дождь, снег, солнышко; узнавая животных, ребенок учится показывать их в натуре, на картинках, в игрушках, а также называть и подражать их голосам; учится называть основные части тела животных, движения; учится называть овощи и фрукты, которые употребляет в пищу. В этом возрасте ребенку доступны для понимания также названия некоторых признаков предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), размеры (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, кислый), внешние признаки (чистый, грязный), общие оценки (плохой, хороший).

   Для игры нужно правильно выбрать время. Малыш должен быть сытым и выспавшимся, нельзя в подвижные игры играть перед сном. Для развивающих занятий желательно выбирать одно и то же время каждый день, чтобы ребенок привыкал к режиму;

  • игра должна быть короткой и интересной для малыша. Не стоит насильно удерживать его и заставлять. Дольше 10 минут ребенок не может заниматься чем-то одним;
  • чтобы малыш правильно развивался, с ним нужно играть. Нельзя дать ребенку пирамидку и уйти заниматься своими делами. Развитие детей в этом возрасте происходит через подражание, поэтому нужно показывать, что делать с предметами и стремиться, чтобы малыш повторил;
  • чтобы ребенок не терял интереса к игре, нужно привлечь его яркими красками игрушек или звуком. Нужно заинтерисовать его стишками и потешками, похвалой и лаской. Игра должна вызывать положительные эмоции, как у мамы, так и у малыша;

   Может показаться, что такие малыши еще не умеют играть, и нет никаких вариантов занять их полезной деятельностью. Многие из них можно найти у каждого человека дома или изготовить самостоятельно из подручных материалов. Какие же существуют виды игр, которыми можно занять малыша в это время?

     Игры на развитие речи и познание окружающего мира должны незаметно сопровождать малыша в течение всего дня. Постоянно разговаривайте с ребенком, называя ему вещи и предметы, объясняя их предназначения и свойства.

    Сейчас в продаже есть множество игр и игрушек для развития малышей. Это пластмассовые и деревянные кубики и пирамидки разного размера, сортеры, вкладыши, шнуровки, мягкие пазлы и многое другое. От игрушек для более старших детей они отличаются тем, что имеют яркую окраску и четкие геометрические формы, они большие по размеру и чаще всего сделаны из мягких материалов. Если это сортеры или пазлы, то они имеют минимальное количество деталей. Но кроме таких покупных игрушек, в качестве развивающих игр в этом возрасте для ребенка подойдут любые предметы домашнего обихода: кастрюльки и миски разного размера, коробочки и баночки с крышками, крупные пуговицы, нанизанные на крепкую нить, нетугие прищепки и многое другое.

   Хорошо развивает мелкую моторику перекладывание мелких предметов, например, горошинок или фасолин из банки в банку, бросание макарон в бутылку или нанизывание крупных бусин на шнур. Прекрасное развивающее пособие легко сделать самостоятельно, но оно надолго будет занимать внимание ребенка. Для этого на кусок ковролина или плотное одеяло нашейте разные кармашки, пуговицы, шнурочки, кусочки меха. Сделать это нужно так, чтобы ребенок мог застегивать и расстегивать пуговицы, открывать кармашки и прятать туда мелкие предметы, вставлять шнурочки в отверстия, ощупывать разные поверхности. Тут главное проявить фантазию, и тогда игры с годовалым ребенком дома доставят удовольствие и ему, и вам.Работа по развитию речи детей второго года жизни организуется более разнообразно, чем на первом году. Речевые навыки у ребенка формируются во время разговора его со взрослыми в процессе бытового общения (кормления, купания, одевания, прогулок и т. д.), во время игр, во время чтения художественных произведений, на специальных занятиях (продолжительностью в 3—4 минуты).

    Воспитатель приучает детей активно пользоваться своей речью: он побуждает их обращаться к взрослым и сверстникам по различным поводам и при этом учит их задавать вопросы, выражать словами свои желания, просьбы, рассказывать в нескольких словах о том, что видел. К двум годам дети, как правильно, имеют в своем активе 300 слов. Это слова – названия предметов, окружающих детей, названия признаков, обозначающих цвет (зеленый огурчик, зеленый листок, красная рубашка, желтое солнышко), величину (большая пирамида), свойство предмета (теплая кофточка, пушистый котенок) и др.; это слова – названия действий, понятных детям: спать, принести, подать и др.. С двух лет, говоря о себе, ребенок уже употребляет местоимение я.

     Правильное употребление местоимений — важный этап в формировании самосознания ребенка, а также в межличностном дистанцировании от окружающих. С пониманием и правильным применением местоимений ребенок учится воспринимать себя как отдельную личность и отделять себя от социального окружения. Это важно и в рамках становления речи, и в рамках общего развития крохи.

   Первый этап — изучение местоимений «я», «ты» и «мы». Нужно объяснить малышу, как правильно употреблять эти слова. С этой задачей поможет справиться игра:

Взрослый: «Скажи, я — Оля».
Ребенок повторяет и показывает на себя пальчиком.
Взрослый: «Где мама? Скажи: мама — это ты».
Ребенок повторяет и указывает на маму.
Взрослый показывая на отражение в зеркале: «А это кто? Мама и Оля? Вот мы где! Мама и Оля — это мы. Покажи, где мы?»
Ребенок показывает на отражение в зеркале и повторяет «Вот мы где!»

Чем чаще взрослые будут играть с малышом в эту или подобную игру, тем быстрее он запомнит правила употребления этих местоимений.

Позже задачу можно усложнить и показывая на других людей (например, детей на детской площадке) проговаривать с ребенком: «Мальчик — это он. Где мальчик? Вот он! А вот девочка. Девочка — это она. Покажи, где девочка? Вот она, правильно!»

 

    Неправильное спряжение глаголов — распространенная ошибка практически всех малышей. Дети нередко «присваивают» обозначения другим своим действиям по аналогии с теми, которые уже освоили. Например, говоря не «хочешь», а «хотишь», не «плачу», а «плакаю» и т.д.

    Справиться с этой задачей поможет игровая форма обучения с использованием соответствующей пантомимы или игрушек. Для игры выбирается «сложный» глагол, например, «давать». И ребенок сначала при помощи взрослого, а затем и самостоятельно должен просклонять его: «я даю тебе», «ты даешь мне», «он дает нам», «они дают всем» и т.д.

 

   Произношение многих звуков («р», «ч», «ш», «щ», «л», «ж») большинству малышей удается освоить только ближе к четырем годам. Но это не означает, что в двух-трехлетнем возрасте их нужно игнорировать. С этой небольшой сложностью в большинстве случаев можно справиться своими силами, не прибегая к помощи логопедов.

   Существует множество легких упражнений, с помощью которых тренируется артикуляция. К ним относятся считалки, скороговорки, четверостишия, в которых сложные для произношения звуки сконцентрированы в большом количестве. Например: «Карр! Кррричит ворррона! Кррража! Карраул! Гррррабеж! Пррропажа!». Необязательно пользоваться известными вариантами артикуляционных упражнений, можно и самостоятельно «творить» на эту тему. Главное в этом деле — акцентировать внимание малыша на нужных звуках и добиться того, чтобы произносил он их обдуманно и осмысленно.

 

   Освоение азов этикета в столь юном возрасте способствует развитию не только речи, но и коммуникативных навыков. Два-три года — отличное время для того, чтобы учить кроху завязывать новые знакомства при помощи вербальной коммуникации.

   В качестве обучающей методики может подойти сюжетно-ролевая игра. Например, ребенку нужно познакомиться с новой игрушкой. На первом этапе взрослый должен предложить малышу некий набор стандартных выражений, позволяющих устанавливать контакт. Например: «Привет, я — Тема. А тебя как зовут?» или «Привет, меня зовут Ваня. Пошли играть!». И после этого нужно предложить крохе проявить инициативу и познакомиться с новой игрушкой или ребенком на площадке.

   Позже можно приступать к разбору конфликтных ситуаций, возникающих во время игр с другими детьми, и предлагать ребенку различные варианты вежливого их разрешениях. Этот навык поможет малышу быстрее влиться в коллектив и найти общий язык с другими детьми без слез, драк, истерик и обид.

Игры, направленные на развитие речи

   Существует огромное количество игр, предназначенных для развития внимания, логики и мышления. Но среди них можно вычленить те, которые направлены исключительно на развитие речи. К таким играм можно отнести:

 

Общение по телефону хорошо тем, что малыш не видит собеседника, а значит, лишен возможности что-то показать жестами или знаками. Поэтому частые телефонные беседы являются прекрасной тренировкой для активной устной речи.

   Зачастую все общение сводится к тому, что ребенок увлеченно слушает, что ему говорят с другого конца связи. Для того чтобы активизировать речевую активность ребенка, необходимо выстраивать диалог таким образом, чтобы малыш волей-неволей включался в активную беседу. Для этого достаточно задавать ему вопросы, на которые он точно сможет ответить. Пусть поначалу это будут односложные ответы «да» и «нет», но при ежедневных разговорах взрослые очень скоро заметят качественные изменения не только в диалоге, но и в том как сильно «скакнула» вперед разговорчивость любимого чада.

 

   Вопросы — вообще универсальный инструмент в части тренировки речевой активности маленького человека. Чем больше вопросов задается ребенку в течение дня, тем скорее его речь заиграет новыми красками. Спрашивать нужно обо всем: понравилось или нет, хочет ли что-то малыш и что именно он желает, интересоваться его мнением, впечатлениями, планами. Прекрасное упражнение — ежедневный «отчет» папе о том, как прошел день: папа интересуется делами своего чада, а тот увлеченно докладывает об успехах и неудачах.

 

    Существует специальная методика развития речи детей двух-трех лет, согласно которой введение противоположных понятий в активный словарь малыша происходит при помощи специальных дидактических материалов — парных карточек с изображенными на них противоположными предметами или противоположными характеристиками предметов, явлений, эмоций, черт характера (злой — добрый, жадный — щедрый, глубокий — мелкий, яркий — тусклый и т.д.)

Противоположные понятия рекомендуется вводить не единомоментно, а постепенно в процессе всего периода обучения.

Кроме парных карточек этот метод предполагает использование любимых книг: дети охотно рассматривают иллюстрации и находят противоположности.

 

    Ближе к трем годам познавательная активная малыша «зашкаливает», и бесконечные вопросы «почему?», «зачем?», «когда?», «а как?», «где?» могут свести с ума. Однако игнорировать и оставлять без внимания этот бурный словесный поток крайне нежелательно.

Все рекомендации относительно того, как отвечать на детские вопросы, можно свести к всего лишь одному, но очень важному выводу: отвечать на вопросы ребенка нужно с удовольствием!

    Трехлетнему карапузу не нужны заумные или слишком распространенные ответы. Скорее всего, ему хочется просто привлечь к себе внимание, поэтому ваши ответы должны быть максимально простыми и понятными маленькому ребенку. В противном случае он ничего не поймет и либо будет донимать бедного родителя и дальше, либо расстроится, либо пойдет «добывать» устраивающий его ответ сам.

   На помощь родителям может прийти чувство юмора и детская литература. Искать ответы на многие вопросы в красочных детских изданиях совместно с ребенком — это дополнительная возможность провести время вместе, а также привить малышу любовь к книгам.

Ну и, наконец, встречные вопросы («а ты сам как думаешь, почему?») могут избавить родителя от шквала попутных вопросов и научить кроху рассуждать.

 

Поскольку становление речи у маленьких детей — это трудоемкая ежедневная педагогическая практика, предполагающая применение множества упражнений, то и без проверки усвоенного материала не обойтись. Своевременный контроль позволит выявить слабые места и скорректировать программу, в соответствии с которой малыш получает уроки по развитию речи.

В этом случае на помощь придет игра — идеальный способ понять, что малышу удалось усвоить, а что до сих пор вызывает трудности. В процессе игры ребенку предлагаются ситуации, в которых и оцениваются полученные навыки. Так, например, крохе демонстрируют различные предметы и просят их назвать. Усложненный вариант этого упражнения — не только назвать предмет, но и сферу его применения. (чашка — пить чай, ложка — кушать кашу, машинка — катать, мячик — играть в футбол).

По такому же принципу строятся занятия, где малышу предлагается назвать форму предметов, распределить их по размерам и назвать цвета, например: мячик круглый, кубик — квадратный. Мячик больше кубика. Мячик красный и синий, а кубик — зеленый. При проведении таких проверок, следует помнить, что уровень сложности вопросов должен соответствовать возрасту ребенка и его общему интеллектуальному развитию.

     Успешное речевое развитие ребенка невозможно без активного участия взрослых. Формирование коммуникативных навыков крохи, а также своевременное приучение к правильному произношению звуков и слов, грамотному использованию речевых оборотов гарантирует более успешную адаптацию в коллективе и, как следствие, высокий уровень общего развития малыша.

Оставить комментарий: