Проект «Сельский детский сад и семья – два берега у одной реки»
Документы для скачивания
Проект « Сельский детский сад и семья – два берега у одной реки » Пояснительная записка Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину. Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности будущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги- специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома( можно вставить упор на сельского жителя) , бывают неуверенны в своих возможностях. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательно- образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. Работники детских садов обязаны систематически и активно распространять педагогические знания, помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия сельского ДОУ и семьи, использование разнообразных форм сотрудничества с родителями, которая дает возможность сформировать у родителей интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. В нашем ДОУ ведется работа над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Организован семейный клуб «Содружество». Основная цель работы клуба- сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей и гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга. Работа планируется в 2 этапа( года) , где первый год – это работа с родителями, а второй – совместная работа родителей, детей и педагогов детского сада. Используя в работе с родителями форму организации семейного клуба «Содружество» считаем: что данная форма эффективна и интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и взрослых. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передачи опыта в воспитании детей. Благодаря деятельности клуба наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Деятельность клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи. Желание родителей еще более тесного сотрудничества привело к создани ю проекта «Сельский детский сад и семья – два берега у одной реки », прошедшего апробацию в муниципальном дошкольном образовательном учреждении « Вагановский детский сад». Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта: между необходимостью совершенствованию системы и взаимосвязи сельского ДОУ и семьи и поисковых новых форм взаимодействия; между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы. Аннотация проекта Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально- психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Дошкольное образовательное учреждение – организационно системный механизм с четкими подходами к решению задач воспитательно- образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит жить ребенку. Интеграция ребенка в группе сверстников( социум) происходит путем распределения и соблюдения определенных правил. Получая навыки нравственного воспитания, ребенок становится носителем общественного сознания, а значит, полноценной личностью. Приоритетными направлениями в деятельности педагогов сельского ДОУ служат: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей; приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия; повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей. Тип проекта: практико- ориентировачный, открытый, коллективный. Участники проекта: педагоги и дети младшей, средней группы. Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность совместной деятельности. Направления проекта: Исследовательское( анкетирование на социальный заказ, просьбы, услуги, помощи) , Просветительское( представление консультативной и стендовой информации для повышения психолого- педагогической культуры родителей, помощи) ; Практически – действенное( повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявления творческих способностей, полноценном эмоциональном общении, активность в работе группы) , ( совместный культурный досуг, экскурсии) ( Приложение 1) . В соответствии с педагогическими принципами( целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижении гипотезы проекта: Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса. В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта: укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания. Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач: создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и родителями; активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей; повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей; повышать психолго- педагогическую культуру родителей; развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности; обогащать опыт семейного воспитания; способствовать установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями; популяризировать деятельность ДОУ среди населения села. Проект реализуется в 2 этапа. Подготовительный этап( 1 месяц – сентябрь) , предусматривающий виды деятельности: разработка п оложени я о совместной деятельности педагогов и родителей( Приложение 2) ; педсовет «Взаимодействие сельского ДОУ и семьи»( Приложение 2. 2. ) ; мастер- класс для педагогов ДОУ «Сельский ребенок и сельский родитель»( Приложение 2. 3. ) ; опрос – диагностика( анкетирование) родителей на предмет социального заказа( Приложение 2. 4. ) ; составление перспективного плана мероприятий работы, подготовка к проведению мероприятий( Приложение 2. 5. ) ; обсуждение общих вопросов, связанных с организацией совместной работы педагогов и родителей. В ходе основного этапа реализации проекта( с октября – по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика мероприятий варьируется в зависимости от социального запроса родителей( Приложение 3) . Заключительный этап реализации проекта( май) : - подведение итогов работы над проектом; - определение перспективы для дальнейшей работы. Результаты работы над проектом можно представить следующим образом( исходя из задач) . Работа с родителями сельского ДОУ способствовала: создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению психолого- педагогической и правовой культуры родителей; развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности; обобщению опыта семейного воспитания; установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями; пополнение материально- технической базы и предметно- развивающей среды ДОУ; признание и востребованность в тесном общении и услугах ДОУ со стороны социума. Таким образом, организация взаимодействия сельского М Б ДОУ « Вагановский детский сад» и семьи представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно- образовательном процессе и способствует укреплению связи между сельским дошкольным учреждением и сельскими семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило объединение всех субъектов( педагогов, детей и родителей) в некую систему, в которой происходит развити е целостной, гармонически развитой личности ребенка, способствующий интеграции дошкольника в общественную жизнь.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий