Семинар-практикум «Логопедический калейдоскоп»

Опубликовано: 16:53:36 19-07-2020

Автор: Белоногова Елена Михайловна

Документы для скачивания:

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно-образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных об
Формат: .docx

Содержимое файтов:

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно-образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных об

Семинар- практикум «Логопедический калейдоскоп» Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно- образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно- развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями. Поэтому сегодня я предлагаю вашему вниманию семинар- практикум «Логопедический калейдоскоп», целью которого является- помочь воспитателям и специалистам в организации коррекционной работы на занятиях. Задачи: Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения. Создавать благоприятные условия для познавательно- речевого развития. Вооружить участников семинара знаниями в области логопедии. Активизировать обмен информацией практическими знаниями. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей и специалистов по проблеме. Закрепить знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников. Послушай – и ты узнаешь, Посмотри- и ты поймёшь, Сделай – и ты научишься. Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех компонентов речи( фонетической, лексической, грамматической) . Сегодня мы с вами будем путешествовать по станциям. Артикуляционная гимнастика А начнём мы своё путешествие с артикуляционной гимнастики. По мнению взрослых, гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое, а вот зачем язык тренировать – неясно. А ведь язык – главная мышца орга нов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. А) Я предлагаю всем участникам выполнить артикуляционные упражнения, глядя в зеркало, по картинкам. ( показ картинок) Б) А теперь с помощью стихотворной сказки и показом движений давайте выполним веселую артикуляционную гимнастику для языка. Жили- были бабушка и дедушка. К ним внуки приехали в гости. И девчонки и мальчишки. И толстушки и худышки( надуваем щеки и втягиваем) ( см приложение) Или можно предложить артикуляционную гимнастику в считалках( Т. А. Куликовская) Раз- мы ротик открываем, Будто кошечки зеваем. Два- подуем в дудочки, Губки, словно трубочки. Три – на губки посмотри, Улыбаемся на «три» На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре». Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать. Шесть – почистим наше нёбо, Нёбо чистым стало чтобы. Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь. Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь». Девять – сделай- ка гармошку, Поиграй на ней немножко. Десять – можно поболтать Поболтать и не устать. Дыхательная гимнастика Дыхательная гимнастика- это прекрасное средство предотвратить частые простудные заболевания, укрепить иммунитет. А еще правильное дыхание стимулирует работу нервной системы, головного мозга и сердца, а также полезна для развития речи детей. Помогут в этом следующие упражнения- надувание воздушных шариков- дутьё на листики, на вертушок, на ватку, на мелкие бумажки, на перышко, на воду, на мыльные пузыри Цель: выработать длительную, направленную воздушную струю, идущую по середине языка. Упр. «Рисунок на окне» Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисуем на нем заданную фигурку. - Давайте выполним упражнения на развитие речевого дыхания. Упр. « Парашютик » На кончик носа положить распушенную ватку, широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх. Упр. « Осьминожек » Осьминожек, осьминожек У тебя так много ножек, Если б ты играл в футбол, Не один забил бы гол! Предложить ребенку сделать глубокий вдох и сильно подуть в широкую трубу, с обратной стороны которой прикреплены разноцветные ленточки( ножки) , чтобы они у «осьминога» задвигались. Упражнения на развитие мелкой моторики Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные застежки, плетенки, мозаику и другие мелкие предметы, счетные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное множество. Я бы хотела остановиться на использовании прищепок. Прикусываем прищепкой каждый пальчик( ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу) и произносим слова. Кусается сильно котенок- глупыш, Он думает это не палец, а мышь. Хватит кусаться глупый малыш, А будешь кусаться – скажу тебе, брысь! Игры с платочками. Кошка мышку цап – царап Подержала, подержала …. . отпустила. Мышка побежала, побежала Хвостиком завиляла, завиляла. До свидания, мышка, до свидания! ( все движения выполняются в соответствии с текстом) Можно предложить детям сложить платочки по горизонтали, по вертикали, по диагонали снизу вверх и сверху вниз, соблюдая точность соединения углов. Ты платочек не ленись, Уголком скорей сложись. Наш платочек не ленился, В треугольник превратился. Массаж пальцев зубными щетками Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики – удальчики. ( растираем зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаемся к его основанию) Или Раз, два, три, четыре, пять- В лес идем мы погулять! За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной, Землянику мы найдём И братишке отнесем. Речевая игра( для активизации речи и мышления) Игра «Словарный штурм» Загадка Кто в кладовке лучше всех мышку догоняет? Кто на кухне громче всех молоко лакает? ( кошка) Задание: подберите как можно больше глаголов к слову кошка. - Что умеет делать кошка? ( бегать, прыгать, мяукать, спать, сидеть, стоять, умываться, царапаться, шипеть, о хотиться …) Какая бывает кошка? ( пушистая, симпатичная, игривая, веселая, усатая, полосатая, л асковая …. ) Физкультминутка- Определить место звука в слове. - Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх. В середине – руки на пояс, в конце – вниз. ( л айка, кулак, лыжи, пол, полка, осел, молоко, салат, в ол, лопата, футбол) * Фонематический слух- Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, это- способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: «коза- коса», «дом- том», «бочка- почка» Игра « Не зевай»- Я вам называю слова, а вы тихо- тихо переступайте ногами на месте. А услышав слово «стоп» остановите шаг или встаньте. Слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стол, стоп, стык, стоп, сталь Игра «Чуткое ушко»- Послушайте двустишие Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он. ( з вук «с») - Послушайте следующее стихотворение Шумит на опушке мишка Топтыжка Шишка на макушке у бедного мишки. ( з вук « ш ») - Когда мы произносим звук «с», что делают губы, язык? - Какая воздушная струя? - Когда произносим звук « ш », что делают губы, язык? - Какая воздушная струя? - Характеристика звук «с»- с огл. , глухой, тверд. , мягк. , в словах находится в начале, в середине, в конце звук « ш »- согл. , глухой, всегда твердый, в словах находится в начале, в середине, в конце Игра «Часы»- Перед вами диск, разделенный на две части. На верхней половине картинки на месте, а с нижней части картинки оказались на фланелеграфе и перепутались. - Назовите картинки. - А теперь давайте найдем пару Крыша- крыса Мишка –м ышка Усы –у ши Каска – кашка Маска – Машка Нос –н ож Игра « Закончи предложение»- Я начинаю предложение, а вы заканчивайте нужным по смыслу словом. В подвале завелась крыса. В сарае протекает крыша. Даша катает мишку. Муку насыпают в миску. Разболелись сильно уши. У дедушки пушистые усы. Малыш ест вкусную кашку. У пожарника железная каска. Танцует Таня в маске. Конфету дали Машке. Наточили остро нож. В холодный мороз береги нос. Игра «Подбери слово в рифму» 1. Логопед просит подобрать слово в рифму. Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке…. . ( жук) Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась …. . ( шишка) Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь …( двери) Как- то вечером две мышки Унесли у Пети …( книжки) Не полезет Влад на ель У него в руках …( портфель) «Я трудиться не привык! » Отвечает …( грузовик) Мы собрали васильки На головах у нас …( венки) 2. Логопед просит найти ошибку. - Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной! »( звери) - Посмотрите- ка, ребятки, Раки выросли на грядке. ( м аки) - Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползе т зеленый лук( жук) С длинными ушами. ( у сами) - Говорят, один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом. ( с ом) Фонематическое восприятие Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: - Сколько слогов в слове СОК? - Сколько в нем звуков? - Какой согласный звук стоит в начале слова, а какой в конце слова? - Какой гласный звук в середине слова? Фонематическое восприятие формируется в процессе обучения. - Предлагаю игры на развитие фонематического восприятия. 1. Придумать слова, которые оканчиваются на последний звук предыдущего слова и передать мяч по цепочке. Логопед произносит слово «ковер» 2. Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? ( рот, р ом, рог, ров. род, рок, роль) 3. Подберите слово, чтобы первый звук был( М) , а последний звук( А) ( Маша, м ама, машина, малина, муха, мука, майка, Мурка, математика) Игра «Кто в каком домике живет? »- Нужно подобрать слово к схеме. Оборудование: - картинки: лиса, сова, лягушка, собака, кошка, петушок- шесть нарисованных домиков- шесть схем для звукового анализа слов с кружками синего, красного и зеленого цвета Участники игры подбирают картинки к схемам. Логопед просит обосновать свой выбор. - Сколько слогов в слове? Почему? - Сколько согласных? - Сколько всего звуков? - Назовите все звуки по порядку. Работа с динамической картиной «Зима»- Логопед: Сейчас мы будем составлять предложения о зиме, старайтесь в предложениях использовать слова со звуками( с, с ь, з, зь) ( Постепенно вывешиваются на фланелеграфе картинки( небо, солнце, земля, деревья, птицы на кормушке, игры детей) Примерные предложения: Зимой небо серое, пасмурное. Солнце светит, но не греет. Вся земля покрыта снегом. Березы, осины, кусты стоят голые. А у сосны и у ели зелёные иголки. Снегири, синички, воробьи прилетели на кормушку поклевать зёрна. Зина и Саша играют в снежки. Семен и Зоя лепят снеговика. Захар и Лариса катаются на санках с горы. - Вот и получилась у нас картина. - Что мы составили по этой картине? ( рассказ) - Как можно озаглавить рассказ? ( зима) - Как мы закончим рассказ? ( Хорошо зимой. Мы любим зиму! ) Скороговорки С помощью скороговорки отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой. Скороговорки традиционно используют для автоматизации поставленных звуков воспитанников. Несмотря на видимую простоту скороговорки как речевого тренажёра, работать с ними нужно грамотно, чтобы не навредить неокрепшему речевому аппарату ребенка. Подбирать скороговорки для детей нужно, учитывая индивидуальные дефекты речи. Недопустимо использовать скороговорки, если у ребенка отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке. Ими целесообразно заниматься, когда ребенок произносит звуки уже правильно, но ещё не уверенно( на этапе введения звука в речевую практику) . Можно предложить ребенку произнести скороговорку- медленно- затем быстрее- очень тихо- громко- беззвучно- тонким голосом( как лисичка) - грубым голосом( как медведь) Можно изменить интонацию и произнести- нежно- грозно- в виде вопроса- радостно- грустно Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку …. Участники семинара вытягивают скороговорки и проговаривают их с заданной интонацией. ( см приложение) * Конкурс « Блиц турнир » 1. Какой главный артикуляционный орган у человека? ( язык) 2. Какие части языка вы можете назвать? ( кончик, спинка, боковые края, корень) 3. Как называется гимнастика для языка? 4. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? 5. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков? ( я, ё, ю, е) 6. Какие звуки всегда мягкие? ( ч, щ, й) 7. Какие звуки всегда твердые? ( ш, ж, ц) 8. Чем отличае тся звук от буквы? ( звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, читаем, и пишем) 9. Что такое фонема? ( звук) 10. Как написать « сухая трава» четырьмя буквами? ( сено) Подведение итогов семинара. Уважаемые коллеги! Вы справились с о всеми заданиями отлично. Надеюсь, что информация, которую вы сегодня получили, окажется для в ас полезной и пригодится в работе с детьми. Большое спасибо всем за внимание и активное участие!

Оставить комментарий: