a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Экологическая тропа села, как компонент воспитательной системы

Опубликовано: 2014-12-20 15:33:22

Документы для скачивания

Экологическая тропа села, как компонент воспитательной системы. Воспитательная система является сложным социальным и психолого- педагогическим образованием. Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и дет ей. Воспитательная система тесно связана со средой: с ближайшим социальным окружением( село, город, микрорайон) и обществом в целом. Воспитательная система создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Осуществляя образовательную деятельность с учётом ФГТ, строя работу на основе регионального компонента, мы попытались отойти от традиционных методов изучения природы родного края и перейти в режим инновационной деятельности. Живя и работая в сельской местности, мы попытались разработать свой проект являющийся компонент ом воспитательной системы, который получил название «Экологическая тропа села». Мы предполагаем, если увеличить пространство ребёнка с выходом за пределы ДОУ то, это поможет значительно расширить знания детей и позволит более осознанно понимать экологию и природу родного края. Экологическая тропа села – это специально разработанный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую природоо хранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную информацию об этих объектах, которые и помогут детям визуально познать природу. Цель. Формировать положительное отношение к природе своего края, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу( землю, воду, флору, фауну) , по хозяйски, а значит бережно распоряжаться её богатствами. Задачи: Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы. Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников. Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов; навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы. к месту, в котором живёшь. Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления. Для достижения цели необходимо использовать следующие методы. Включение в структуру тропы элементов традиционного неразрушающего природопользования: - изготовление и установка на маршруте тропы информационных стендов; - регулярное проведение педагогами устных рассказов, бесед – о различных формах традиционного ресурсосберегающего природопользования, с привязкой к конкретным территориям тропы; - выпуск и распространение среди экскурсантов тропы материалов( путеводители, набор фотографий, пособия по экологической этике) . 2. Усиление визуального воздействия естественных природных объектов тропы путём проведения следующих мероприятий: - включение в оформление тропы объектов позволяющих усилить эмоциональный созерцательный настрой; - проведение с детьми исследовательской деятельности. Вовлечение участников тропы в действия, привлекающие их к внимательному отношению с конкретными природными объектами тропы: сочинение «посланий- обращений» к тропе( с последующем опусканием их в сосуд, помещённый в конце тропы) , бросание монеток в речку; - проведение малыми группами художественных занятий, мероприятий направленных на созерцание природы с последующим созданием её образов в стихах, рисунках композициях. Данный компонент воспитательной системы предполагает четыре этапа работы. Первый этап. Аналитический. Задачи: - осознание необходимости работы по экологическому воспитанию; - анализ организации экологического воспитания и образования дошкольников в ДОУ на сегодняшний день; - определение основных его целей. Второй этап. Организационный. Задачи: - постепенное изменение экологического сознания педагогов посредством привлечения их к творческой работе в инновационном режиме( семинары- практикумы, деловые игры, круглые столы смотры и. т. д) ; - экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; - создание экологической среды в детском саду( озеленение помещений, оформление экологических центров для детей с соответствующими наглядными пособиями, играми, литературой, макетами, оформление папок- передвижек) . Третий этап. Практическая деятельность. Задачи: - осуществление работы по экологическому воспитанию всеми специалистами дошкольного учреждения; - организация экологических кружков; - обобщение и распространение опыта( открытые занятия, консультации для педагогов и родителей, выставка экологических пособий и. т. д) ; - обмен опытом на районных методических объединениях; - привлечение к сотрудничеству родителей. Четвёртый этап. Итоговый, диагностический. Задачи: - организация различных видов диагностики; - анализ результатов практической деятельности педагогов; - выявление у детей уровня знаний об объектах природы, о взаимосвязи в природе, о роли человека в природе. Содержание экологической тропы, предполагает собой маршрут, объединяющий 8- 10 точек представленные разными объектами живой и не живой природы. Структура использования в образовательной деятельности по «точкам», согласно перспективного планирования по маршруту экологической тропы. Кульминацией данного проекта мы видим всесторонне развитую личность, владеющую экологическими знаниями. Ребёнка, у которого сформировано положительное отношение к природе, который любит и бережёт природу, а значит, является её защитником. Перспективное планирование. Время проведения Тема Цели Сентябрь Поляна Расширять знания о полевых цветах, воспитывать любовь и заботливое отношение к природе. Октябрь На току. Познакомить детей с процессом уборки урожая, с механизацией сельского хозяйства. Воспитывать уважительное отношение к труду людей выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу. Ноябрь Лесное хозяйство. Познакомить детей с профессией лесника, спецификой его работы. Декабрь В зимнем лесу. Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Февраль Сельский двор. Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных. Развивать интерес к домашним животным, желание помогать взрослым по уходу за ними. Март «Земля- наш общий дом». Закрепить знания о правилах поведения в природе. Расширять представления детей о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. 7. Апрель Сосновый бор. Способствовать ознакомлению детей с весенними явлениями природы в лесу, развивать представления о том, что лес- это «многоэтажный дом»( сообщество) , в котором на разных этажах( ярусах) живёт много растений и животных, которые нужны друг другу. Май Насекомые. Закрепить представление детей о насекомых, учить выделять их главные признаки. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых, воспитывать любознательность. 9. Июнь Луг. Уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света; учит различать и называть некоторые из них. Учить отыскивать насекомых: кузнечика, стрекозу. бабочек. Приучать детей чувствовать красоту и приволье лугов, напоенных ароматом трав. 10. Июль Пруд. Ознакомить детей с прудом- природным водоёмом. Обобщить представления об основных факторах водной среды. 11. Август Водоём. Познакомить детей с обитателями водоёма. Воспитывать любознательность, интерес и бережное отношение к живой природе.

Коментарии
Инна написано 2014-12-23 15:37:27
Интересная находка!
Ответить
Инна написано 2014-12-23 15:37:29
Интересная находка!
Ответить

Оставить комментарий: