Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Документы для скачивания
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5- 7 лет Игры подобраны с помощью программы: «Формирование финансовой грамотности детей и подростков. Сценарии игр и мероприятий по финансовой грамотности» Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что: 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности. 2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. 3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник. 4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги. 5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде. 6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях. 7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь. 8. Финансы – это интересно и увлекательно! Игра «Груша- яблоко». Цель: научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы. Суть игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. Игра « Кто кем работает? » Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку- труженику. Материал. Кукла- Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев. Суть игры Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам- с изображениями людей разных профессий. По сигналу девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги( если дети знакомы с этими понятиями) . Игра «Разложите товар» Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов. Ход игры Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах. Задание 1 Р азложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное. Задание 2 С группировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное. ИГРА «УМЕЛЫЕ РУКИ» Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении. Ход игры Детей распределяют на две команды по 5- 6 человек. Воспитатель называет или показывает какой- либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению. ИГРА «НЕ ОШИБИТЕСЬ» Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление. Ход игры Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки( 5- 6) , отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой. Задание 1 Р азложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них. Задание 2 С оставить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий. ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ? » Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значим ости, делая логические выводы. Ход игры В игре могут принимать участие 2- 3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях. Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2 О бъяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека. Задание2 З акрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное. ИГРА « МЫ—ХУДОЖНИКИ » Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель». Ход игры Каждому участнику игры, «художнику- оформителю»( их может быть 2- 3) , дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей. Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида( «Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др. ) . Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина. Игра «Школа банкиров» Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели. В. Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д. Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой — в 5 рублей; в третий — в 1 рубль. Второе задание: на столе оставить только 4 рубля( 3+ 1 или 1+ 1+ 1+ 1) . Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими( 3+ 1+ 1, 1+ 1+ 1+ 1+ 1) . Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами. Правильные ответы поощряются звездочками. Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья — за квартиру и т. д. В. Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем. Экономическая игра для детей «Магазин » Задачи: расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. Ход экономической игры В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах. Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения». В. А что же такое магазин? ( Ответы детей. ) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? ( Ответы детей. ) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? ( Товар. ) Значит, товар — это все то, что продается в магазине. Отгадайте загадку: Угадай, как то зовется, Что за деньги продается. Это не чудесный дар, А просто- напросто…( Товар. ) Назовите продовольственные товары, т. е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. ( Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д. ) А теперь попробуйте назвать промышленные товары( одежда, обувь, головные уборы и т. д. ) . ( Ответы детей. ) Значит, товары у нас бывают какие? ( Продовольственные и промышленные. ) Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. ( Иметь деньги, знать цену. ) А что же такое цена? ( Это то, сколько стоит товар. ) Всегда ли цена на товар одинаковая? ( Нет. ) Значит, товары бывают дешевые и дорогие. Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар? Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. ( Дешевой продукции — много, дорогой — мало. ) Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему? Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо. Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь. - о дна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров. - Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано. Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? ( Ответы детей. ) Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь. В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? ( Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров. ) Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? ( Продавцы. ) А те, кто покупают эти товары? ( Покупатели. ) В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? ( Ответы детей. ) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? ( Ответы детей. ) Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно- ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.