Перспективный план работы с детьми 6-7 лет. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие".
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка Перспективный план работы с детьми 6- 7 лет группы общеразвивающей направленности Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» 2018- 2019 г. Составила: воспитатель Ивлиева Ю. В. Высшая квалификационная категория 2018 г. Перспективный план работы с детьми 6- 7 лет группы общеразвивающей направленности МБДОУ ДС №28 Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие » 2018- 2019 г. Месяц Задачи Сентябрь 1 неделя «День знаний» Формы работы Формировать позитивные установки к будущей учебной деятельности. Способствовать пониманию, что знания приносят человеку пользу. Помочь сделать вывод о необходимости получать образование. Формировать позицию будущего школьника. Театрализованный физ. досуг на площадке «В гостях у будущих школьников». Украшение группы и площадки. Беседы о школе «Что я знаю о школе», «Почему нужно ходить в школу? ». «День знаний» Выставка рисунков «Я скоро пойду в школу». Экскурсия в школу, встреча с учителем. Наблюдение за работой учителя. Отгадывание загадок о школьных принадлежностях, с последующим рассматриванием иллюстраций с изображением школьной атрибутики. Организация выставки школьных принадлежностей. Р ассматривание картины «В школу». С оставление рассказа из личного опыта «Мой старший брат или сестра в школе». С/ р «Школа». К онкурс юных арх итекторов «Моя будущая школа». Д/ У «Собери портфель». И зготовление подарков для первоклассников. Рисование «Как мы занимаемся в детском саду». Заучивание пословиц и поговорок: Ученье свет, а не ученье – тьма. С умом жить – тешиться, а без ума – мучиться. Ум хорошо, а два лучше. Ум нажить – не огород городить. Знания лучше богатства! Чтение Л. Н. Толстой «Филиппок», А. Барто «Первоклассница». Э. Успенский «Чеб урашка идёт в школу», Ю. Мориц «Первое сентября», С. Маршак «Первый день календаря», Л. Петрушевская «Сказка про Азбуку». Долгосрочный проект «Портфолио группы». Создание первого раздела. «Давайте познакомимся». Месяц Задачи Сентябрь 2 неделя «Этикет » Формы работы Обогащение словар я формулами словесной вежливости. Приобщение к общепринятым нормам и пра вилам поведения со сверстниками и взрослыми( в том числе моральным) . Расширять, уточнять и систематизировать представления детей о правилах безопасного и этичного поведения в общественных местах. Закрепить знания детей о правилах хорошего тона за столом. Этические беседы «Речевой этикет», «Этикет телефонного разговора», «Правила поведения в детском саду» Беседа «Наши поступки» Цель: Вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям. Беседа « Вспомним, как надо правильно есть». И/ У «Накроем стол: сервировка праздничного и ежедневного стол а», «Если надо что- то спросить». Создание ситуаций морального выбора «Как ты считаешь нужно поступить? » Д/ И « Хорошо и плохо», «Добавь слово», «П опроси вежливо», «Добрые слова». Т ренинг «Улыбка», «Добрые слова», «Комплимент», «Скажи по- другому». С/ р игры «Кафе», «День рождения», «Мы в театре на спектакле» Игра «Лото вежливости» Цель: Учить детей играть по правилам. Помогать находить правильное решение. Развивать связную речь. Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Ежели вы вежливы», И. Пивова ров а «Был ослик очень вежливый», Н. Литвинова «Королевство столовых приборов». Посещение театр а. Просмотр спектакля с последующим обсуждением поступков героев сказки. Выпуск стенгазеты «Наши добрые дела»( рисунки, фото, репортаж) Развлечение: музыкальная инсценировка – спектакль: «У Слоненка день рождения», Д. Самойлов Месяц Задачи Сентябрь 3 неделя «Урожай » Формы работы Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Показывать результаты труда, его общественную значимость Упражнять в коллективном строительстве. Увлекать детей играми с готовым содержанием и правилам и. Пробудить игровое творчество. Формирование предпосылок трудовой деятельности. Развивать познавательную мотивацию. Воспитывать уважение к труду взрослых в саду, на полях. ОД «Откуда хлеб пришёл» Речевое развитие. Составление рассказ а «Хлеб всему голова». С лушание музыкального произведения Р. Шумана «Весёлый крестьянин» Конструирование по схеме «Овощехранилище ». Заучивание пословиц о хлебе, труде: Не потрудиться, так и хлеб не родится. Глаза страшатся, а руки делают. Труд человека кормит, а лень портит. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть. Что потрудимся, то и поедим. Работе время, а досугу час. После дела и гулять хорошо. Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки. Без труда не появится еда. Драматизация сказки: «Репка». Рассматривание картины «Уборка урожая в поле». Экскурсия в хлебный отдел продуктового магазина. Наблюдение за машиной, привозящий хлеб в детский сад. Наблюдение за трудом взрослых на полях( видеоролик) . Беседа о профессиях: тракторист, овощевод, агроном, фермер. С/ р игра «Магазин овощи- фрукты» Создание группового коллажа по теме «Во саду ли в огороде»( Вырезание по контуру овощей и фруктов, сельскохозяйственных машин, деревьев, людей) . Организация выставки детских поделок из овощей, осенних ягод, фруктов. Приобщение детей к заготовке овощей в детском саду. Подвижные игры «Огуречик, огуречик», «Мотыльки». Хоровод «Урожай». О быгрывание сюжета «Мама идет покупать овощи на борщ», употребление фраз «Здравствуйте, я бы хотела купить …», «Скажите, пожалуйста, есть ли у вас…», «У нас сегодня в продаже». Д/ и «Во саду ли в огороде», «Лукошко», «Доскажи словечко», «Что растет на огороде». Месяц Задачи Сентябрь 4 неделя «Краски осени » Формы работы Формирование основ безопасности окружающего мира природы как предпосылки экологического сознания. Формировать представления о красоте( видеть ценить и созидать красоту в окружающем мире в разнообразных ее проявлениях) , взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, развивать эмоциональную отзывчивость. Познакомить с правилами поведения в экстремальных или опасных ситуациях в осенний период( туман, д ождь, ветер, заморозки и т. п. ) . Обобщить представ ления детей о приспособлении человека к сезонным изменениям природы. Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать трудолюбие, желание трудиться на общую пользу. Рисование «Золотая осень». Аппликация «На ковре из осенних листьев». Рассматривание картины «Золотая осень» Левитана Б еседа «Что ты заметил красивого в природе», «Как готовятся люди к зиме? » Рассматривание пособия «Осенние явления природы» с обсуждением. Наблюдения за осенней природой. Познавательно- исследовательская деятельность: игра- путешествие «В гости к осени», игровое занятие «Следопыты», опыт по определению силы ветра, ТРИЗ «Что было бы, если бы не было леса». « Экологический туризм»( экскурсия в осенний лес; познакомить с правилами поведения в природе) . С/ р игра «Туристы». Создание моделей «Правила поведения в лесу»( Воспитывать у детей природоохранное поведение) Д/ игра « Расскажем и покажем», «Сравни»( эпитеты, сравнения) , «На что похоже», «Одень куклу на улицу», «Домашние заготовки». Знакомство с народным кал ендарем, пословицами, приметами. «Что делать, если…»( Учить разрешать проблемные ситуации) . Слушание непрограммной музыки «Осень», 1 и 2 ч. муз. А. Вивальди. Чтение стихотворений А. С. П ушкина «Уж небо осенью дышало…», М. Волошин а «Осенью», К. Бальмонт «Осень на дворе», А. Плещеев а «Осень наступила». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Вот на ветке лист кленовый», М. Садовского «Деревья осенью». Чтение рассказа Л. Федорова «Кленовый лист». Беседа по содержанию. КВН для детей и родителей «Знатоки осенней природы». Окапывание деревьев на площадке, их укрывание листвой. Экологическая акция с привлечением родителей «Посадим дерево». Оформление портфолио группы( продолжение) Работа над вторым разделом «Наши достижения»( грамоты, дипломы участников конкурсов, выставок) . Обсуждение заслуг воспитанни ков, оценка детьми их достижений. Месяц Задачи Ок тябрь 1 неделя «Я- человек » Формы работы Формировать у детей адекватную самооценку. Формирование правового сознания детей. Продолжать учить детей осознавать собственную гендерную принадлежность. Закрепить понятие о сходстве и различиях в одежде девочек и мальчиков. Развивать умение различать индивидуальные особенности свои и других людей. Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции. Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе. Воспитывать желание учитывать и уважать интересы других, умение сотрудничать и находить общие решения в конфликтных ситуациях. Развивать навыки совместной деятельности. Первичное представление об объектах окружающего мира «Человек – кто я? » Г. М. Блинова стр. 4 Рисование «Автопортрет» Развитие речи «Я и мое имя». Ознакомление с миром природы «Ч еловек – часть природы». Беседа «На кого я похож? », «Что я знаю о своем друге? », «Знаешь ли ты себя», «Мальчики и девочки – одинаковые и разные». Составление рассказа по серии картинок «Мы дети» Показ детям книги и пособия в картинках" Всеобщая декларация прав человека" . Дидактическая игра “ Кто права нарушил? ” Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Жизненный цикл человека» Игра «Угадай, кто это? », «Узнай друга по описанию», «Угадай, кто позвал? ». С/ р «В гости к другу» Коммуникативные игры « За что меня можно любить», «За что меня м ожно ругать», «Я увлекаюсь. . », «Угадай настроение друга», «Покажи, какое у тебя настроение», «Руки ссорятся, руки мирятся», «Разговор через стекло», «Испорченный телефон». Игры- ситуации «Два ма льчика поссорились – помири их», «Как бы в этой ситуации поступил ты? » Ролевые и имитационные игры «Где мы были, мы не скажем». Мини – конкурсы, игры- соревнования. Игра – лото «Эмоции», «Выбери нужное лицо», «Мир эмоций», «Какие бывают эмоции». Проект «Моя коллек ция»( презентация пере д детьми группы своих коллекций) Чтение В. Катаев «Цветик- семицветик» с обсуждением черт характера героев. Н/ П/ И «Одень куклу», «Кто оденет? » Месяц Задачи Ок тябрь 2 неделя «Здоровей- ка » Формы работы Формировать представление детей о строении и функционировании организма человека, Формировать бережное отношение к себе. Познакомить с формами саморегуляции. Расширять представления о здоровье и ЗОЖ. Формировать положительную самооценку. Воспитывать стремле ние вести ЗОЖ. Первичное представление об объектах окружающего мира «Органы чувств ». Просмотр видео презентации, беседа « В человеке целый мир». Рассматривание пособия «Организм человека» Экскурсия в медицинский кабинет( измерение антропометрических данных, рассказ медицинского работника о профилактике простудных заболеваний) . Составление «памятки» для предупреждения простудных заболеваний( для детей и вместе с детьми в группе) . Ежедневные закаливающие процедуры и утренняя гимнастика; регулярные прогулки на свежем воздухе; в течении 10 дней фитотерапия; витаминотерапия под наблюдением врача. Утренние беседы с детьми о их самочувствии, ценностях здор ового образа жизни. Ситуационные беседы «Вредные привычки » Д/ И «Вредные и полезные привычки», «Валеология или здоровый малыш» Ведение дневника настроения. Разучивание пословиц о здоровье. Эмоциональные разминки, минутки покоя, релаксация под музыку. Чтение Э. Дами «Тело человека и как мы устроены», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита» Оформление выставки семейных газет и альбомов «Ромашка нашего здоровья» Работа над альбом ом: “Я, и моё здоровье”, в котором записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т. д. , рисунки: “Что я люблю больше всего? ”, “Я на прогулке”, “Город и я”, “Моё настроение”. Записываются воспитателями и родителями впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье. С/ Р игра «Центр здоровья» Оформления портфолио «Как мы выросли»( фотоотчеты, антропометрические данные) Месяц Задачи Ок тябрь 3 неделя «Народная культура и традиции » Формы работы Активизировать представления о народных традициях и праздниках. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов. Знакомить детей с жанром легенд и преданий, былин; учить выделять отличительные особенности жанра, воспитывать интерес к народному творчеству. Приобщать детей к самобытности и уникальности русского народа. Прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Патриотическое воспитание «Культура и традиции русского народа» Н. В. Алешина стр. 120 Рисование « Кукла в национальном платье» Лепка «Дымковская барышня» Коллективная аппликация «Русская деревня» Разучивание закличек, потешек, песен, хороводов. Утренние беседы с детьми «Народные праздники на Руси» Ком/ и «Послушный мячик», «Узнай на ощупь» С/ ролевые « Семейные праздники» с/ р игр по мотивам былинных сюжетов. Д/ игры «Историческое лото», «Ремесла на Руси», Н ародные игры «Плетень», «Ткачиха», «Клубок», «Дедушка- Водяной, бабашка- Яга» П/ и «каравай», «Гори- гори ясно», «Ручеек», игры соревнования «Перетяни канат», «Поезд» Посещение с детьми областного краеведческого музея. Р ассматривание репродукций картин Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме», Сурикова «Русская красавица» Рассматривание изделий народных промыслов. П росмотр мультфильма «Домовенок Кузя». З накомство с главным героем народного творчества Петрушкой, режиссерские игры на основе личных впечатлений и накопленного опыта. Цикл познавательных бесед «Путешествие в прошлое предметов»( лампочка, утюг, пылесос, печь) Труд: плетение ковриков, изготовление домовенка Кузи из природного материала. Организовать выставку изделий мастеров рукоделия и народно- прикладного искусства. Знакомство с народными приметами. О бобщающая беседа «Традиции и о бычаи в общении русских людей» по сюжетам русских народных сказок. Фольклорный досуг- р азвлечение «Русская ярмарка». Чтение русских народных сказок, легенд, сказаний, былин с последующим обсуждением особенностей жанров. Месяц Задачи Ок тябрь 4 неделя «В гостях у сказки » Формы работы Обеспечивать вхождение ребенка в социокультурное пространство. Спосо бствовать пониманию идеи сказки, правильно оценивать поступки героев. Продолжать знакомить детей с различными видами театров( бибабо, пальчиковый, перчаточный, кукольный театр) . Развивать способность постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности. Развивать самостоятельность детей в о рганизации театрализованных игр, эстетический вкус в передаче образа. Воспитание любви к театру. Воспитывать чутк ость, честное отношение к труду. Довести до понимания детей посредством чтения художественных произведений, что лень, грубо сть, легкомыслие наказываются и осуждаются людьми. Досуг «Путешествие по русским народным сказкам». Экскурсия в библиотеку «Дом, в котором живут книги». С/ р игра «Библиотека». Организация тематической выставки «В гостях у сказки» Чтение русских народных сказок, сказок других народов, авторских сказок. Совместное с родителями составление книжек- малышек «Моя любимая сказка». Рисование и выставк а рисунков «Моя любимая сказка». Защита своего рисунка «Почему мне нравится эта сказка» Беседа «В каких театрах вы побывали? » Встреча с интересными людьми «Актер театра». Знакомство с театральными профессиями. Чтение Н. Евреинов « Что такое театр? », «Как можно общаться без слов? » Театрализованная игра с элементами импровизации «Мы показываем спектакль». Продуктивная деятельн ость: билеты, программки, афиши, и зготовление пальчикового театра Посещение спектаклей. К ом/ и «Покажи без слов» Викторина «В гостях у сказки» Месяц Задачи Но ябрь 1 неделя « Дружба. День народного единства » Формы работы Расширять представления детей о родной стран е, о государственных праздниках. Закрепить знания о гербе и флаге, гимне России; о столице нашей Родины – Москве. Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация( Россия) – огр омная многонациональная страна. Продолжать формировать у детей социально- нравственные ценности: представления о дружбе. Учить детей находить общее решение. Учить детей находить друга по личным качествам. Воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Воспитывать отрицательное отношение у грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам. ОД «Какие народы живут в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова стр. 47 ОД «О дружбе» Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова стр. 13 Игровое занятие «Дружба- неприязнь» Рисование «Дружба людей разных национальностей» Аппликация «Праздник дружбы» Беседа о праз днике «День народного единства», цикл бесед и рассказы воспитателя «Народы России»; З накомство со столицей России «Дорогая моя столица» Рассматривание герба, флага России, слушание гимна России. Использование ситуаций м орального выбора, педагогических ситуаций; Р азучивание стихот ворений по теме праздника, стихи о России. Рассматривание фотографий с изображением памятника К. Минину и Д. Пожарскому, других фотоматериалов, иллюстраций по теме праздника. Игра «Найди друга», д/ и «Сложи флаг», «Сложи герб» Сочинение сказки «О том, как дружба в беде помогала». У пражнение «Когда дружба помогает, а когда мешает», «Когда у друзей лад, каждый этому рад», «Ребята давайте жить дружно». Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда» Чаепитие «Дружба народов» П роектная деятельность( «Путешествие по карте России») ; Музыкальная викторина «Дружат дети на планете», слушание исполнение песен о дружбе, народов России. Месяц Задачи Но ябрь 2 неделя « Наш быт » Формы работы Знакомить с этапами эволюции жизни на Земле. Расширять представления детей о предметах быта. Продолжать знакомить с историей вещей. У точнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техники. Закреплять представления о необходимости правильно устраивать свой быт, возможности бережной эксплуатации с целью сбережения сырья. Приобщать к культурным нормам и правилам, принятым в социуме. Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников. Воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия. ОД «Первобытные люди» Г. М. Блинова стр. 36 ОД «Как жили славяне» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова стр. 26 Лепка «Домашняя утварь» С южетное рисование « Как я помогаю маме» Презентация «Из истории старинных вещей» Утренние беседы с детьми: «Какие эле ктроприборы помогают моей семье» Цикл бесед «Путешествие в прошлое электробытовых приборов » Обучение составлению описательных р ассказов о любом предмете быта по плану- схеме. О быгрывания ситуаций «Если не выключили утюг» Д/ У «Назови предметы быта» Беседы- рассуждения «Опасности, которые нас подстерегают дома», «Для чего нам предметы быта», «Как создать уют в своей комнате? » К онструирование «Моя комната ». Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Игры по теме «Посуда», «Мебель», «Бытовые электроприборы». Д\ И «Добавь в каждую группу нужный предмет посуды», «Найди закономерно сть», «Сосчитай и назови», «Кому, что нужно для работы», «Эволюция обычных вещей » С/ ролевые игры « С емья», «Магазин электротоваров». Коллективные трудовые поручения. Поручать детям выполнение посильных трудовых процессов, трудимся вместе на общий результат. Знакомить с пословицами о труде. Чтение Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться». Месяц Задачи Но ябрь 3 неделя « Животный мир » Формы работы Формировать представления о том, что некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с чувствами человека, – голод, боль, удовольствие, радость, привязанность и др. ; конкретные представления о проявлении этих чувств у домашних животных; развивать наблюдательность, внимательность. Освоение некоторых способов безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях при встрече с бездомными животными. Формирование первичных представлений о труде взрослых и его роли в жизни. Р азвитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, животным, бережного и заботливого отношения к ним. Формирование экологической культуры, чувства ответственности за животный и растительный мир планеты. Рисование «Мой верный друг». Наблюдения за животными и их повадками. Беседы «Животные – наши друзья», «Какую пользу приносят домашние животные», «Как люди могут заботиться о жителях леса? », «Чем похожи и чем отличаются люди и животные? », «Как животные заботятся о своих малышах? », «На кого из животных ты похож? ». Знакомс тво с трудом зоотехника, ветеринар, доярка. Знакомство с «Красной книгой» Рассматривание иллюстраций по теме и составление рассказов мое домашнее животное». Двигательная импровизация «Добрые и злые животные» Ком/ и «Покажи животное», «Назови ласково детеныша животных», «Звери на болоте» Игров ое упражнение «Покажи животное», «Назови ласково детеныша домашних животных», «Я знаю пять имен животных» Д/ и «Основы безопасности» Игровая ситуация «Что будет если…? » Составление памятки «Правила поведения с бездомными животными» Чтение Р. Киплинг «Маугли », « Кошка, которая гуляла сама по себе». Конструирование из бросового материала « Кормушка для птиц ». Ритмическая игра «У оленя дом большой» С/ ролевые игры «Ферма», «Ветлечебница» Рассматривание энциклопедии « Животные разных стран ». Оформление выставки животных жарких стран и северных районов Земли. С оздать плакат на тему «Береги и охраняй природу и животных» Участие в экологических акциях Месяц Задачи Но ябрь 4 неделя « Кто как готовится к зиме » Формы работы Углублять представления детей о взаимосвязи сезонных изменений природы и жизни человека, животного мира( влияние холода, голода на поведение человека, животных, их внешний вид) Продолжать формировать навык и культуры поведения в природе, желание заботиться о близком человеке, о животных. Продолжать развивать умение заботиться о своем здоровье. Развитие речи Пересказ Г. Снигирева «Как птицы и звери к зиме готовятся». Цикл бесед «Как звери к зиме готовятся», «Как люди готовятся к зиме», «Как зимуют насекомые», «Перелетные птицы», «Кто зимой не спит? », « Как изменилась одежда людей», «Чем я могу помочь родителям, животным», «Как правильно одеваться осенью, чтобы не заболеть». Наблюдения за по дготовкой животного мира к зиме, наблюдения за заготовкой овощей в детском саду, трудом дворника, за трудом родителей в садах и на огородах. О формлению книжной выставки «Писатели о диких животных» Чтение стихов, рассказов, сказок И. Грашашвили «Охраняйте птиц! », Л. Кондрашенко «Следы на снегу», И. Соколов- Микитов «Зима в лесу» Е. Благинина «Улетают, улетели ». Проект «Как вести себя в лесу» Слушание произведения Чайковского «Времена года. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. » Беседа о чувствах детей, которые они испытывали, прослушав эту музыку. Предложить представить, как ведут себя люди, животные в разную погоду, какое состояние испытывают они». Опытно – экспериментальная деятельность «Как влияет тепло и холод на кожу человека» Месяц Задачи Дека брь 1 неделя « Здравствуй, зимушка- зима » Формы работы Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ. Продолжать соверше нствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, пении песен; прививать чуткость к поэтическому слову. Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки; передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце; создавать собственные танцевальные импровизации. Упражнять в умение организовать совместные с другими детьми сюжетно- ролевые игры, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты. Побуждать согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей, договариваться, обсуждать и планировать ход игры. З акрепить знания о правилах поведения в зимний период, о мерах профилактики травматизма. Рисование по замыслу с элементами аппликации «Дремлет лес под сказку сна». Лепка, аппликация «Детские зимние забавы». Рассматривание иллюстраций по теме. Отметить художественные средства выразительности, посредством которых создается то или иное настроение человека. Составление рассказов «Герои сказки», « Кто из героев сказки нравится( не нравится) больше и почему? » Слушание в аудиозаписи П. И. Чайковский «Времена года. Зима». Передача характера музыки посредством движения в танце. Имит. упражнение «Покажи мимикой и жестами, что тебе холодно… и т. п. » Бесе да «Зимняя погода»( сравнительная характеристика состояния погоды и души человека) . П одвижные игры «Зимние забавы»( санки, горка, лыжи, клюшки) - выполнять правила безопасного поведения. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеофильмов о зимних ЧС( снегопад, гололед) Чтение художественной литературы и беседа: Г. Х. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «12 месяцев». Р азучить с детьми стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою околдован…» Организация фотовыставки на тему: «Наши зимние забавы» Посыпание ледяных дорожек песком. Обговаривание для чего это надо. Цикл игровых упражнений «Способы, как организовать игру» И/ У «Давай договоримся», «Давай обсудим», «Наши планы» С/ Р игры по желанию детей. Оформление портфолио группы «Наши увлечения»( фотоотчеты с краткими характеристиками в стихах) Решение ситуативных вопросов «Что делать, если на дороге скользко? », « Что будет, если играть рядом с проезжей частью? » и др. Месяц Задачи Дека брь 2 неделя « Волшебница вода » Формы работы Продолжать знакомить с трудом взрослых. П ознакомить детей с правилами осторожного обращения с горячей водой, стихийными бедствиями; воспитывать чувство самосохранения. Формировать умение сочувствовать, сопереживать, формировать представление о нравственных чувствах и эмоциях: долг и ответственность, гордость, стыд, совесть. Формировать экологическое сознание детей. Побуждать совершать положительный нравственный выбор. Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников. Создание благоприятной гигиенической обстановки, пропаганда водных гигиенических процедур. Знакомство с профессией спасатель на воде. Р ассматривания иллюстраций" Смелые поступки в воде и на воде" Беседа «Стихийна сила воды»- объяснить какой вред природе и человеку наносят водные стихийные бедствия. «Как обезопасить себя от проявлений стихии ». Познавательно- исследовательская деятельность «Осторожно, кипяток! » Моделирование «Правила безопас ного обращения с горячей водой» Ситуативная беседа о пользе воды и бережливом отношении к воде. Ситуативная беседа" Когда без воды не обойтись? " Экспериментальная деятельность «Очистка воды»- показать детям способы очистки воды. Полоскание полости рта водой после приёма пищи, пропаганда ежедневных водных процедур. Ситуативный игровой прием" Продолжи фразу" по морально- оценочной лексике: честность- это, скромность- это, лживость- это…) С/ Р «Мы – спасатели» Д/ и «Как избежать неприятностей», «Опасно – неопасно» вода, пар» Игры- эстафеты «Спасатели», «Спасем зайчат» Создать условия для стирки кукольного белья: выставить тазики, мыло и др. Н. А. Рыжова экологическая сказка «Жила – была речка», Месяц Задачи Дека брь 3- 4 неделя « Новогодний калейдоскоп » Формы работы Активизировать представления о народных традициях и праздниках. Побуждать детей высказываться о подгото вке к новому году в семье, детском саду, городе. В оспитывать чувство сопричастности к жизни детского сада, страны. З накомить с основами техники безопасности во время празднования Нового года. Продолжать р азвивать умение самостоятельно организовывать знакомую народную игру, исполнять роль ведущего, умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом. П оддерживать положительное отношение к собственному труду, его результатам. Продолжать формировать мотивацию к обучению в школе. Беседа «Празднование Нового года в России», «Как отмечают Новый год в разных странах? », « Скоро Новый год! », «Что ты ждешь от нового года? », «Кто украсил наш город», «Как вы готовитесь к новому году дома», «Капризы новогодней елки» Рассказ о празднике Рождества Христова Презентация «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Народная игра «Два мороза»; Беседа – рассуждение «Всегда ли украшали елку к новогоднему празднику? » Создание условий для танцевально – игрового творчества детей, для игры на детских музыкальных инструментах. С/ р игры «Ждем гостей на Новый год», «Кафе» Создать условия для проведения самостоятельного кукольного театра «В новогоднем лесу», «12 месяцев». Подготовка украшений для зала, группы, участка детского сада. Конструирование «Пригласительная открытка на праздник». Выставка поделок «Новогодняя фантазия». Коллективная постройка снежной крепости на площадке. Народные игры и хороводы по желанию детей. И зготовление плаката «Чтобы не было беды»( праздник Новый год) Составление писем Дедушке Морозу. Чтение и беседа по сказке: «Старик- годовик» В. Даль Чтение и заучивание( по выбору) стихотворений: А. Пушкин «Зима! крестьянин, торжествуя… », В. Кудлачев «Новогодние гости», К. Чуковский «Елка», К. Бальмонт «Снежинка» Оформление портфолио группы( продолжение) . Добавление материала в раздел «Наши достижения». Месяц Задачи Янва рь 1 неделя «Город мастеров » Формы работы Углублять знания детей о декоративных промыслах «Хохлома», «Гжель», «Жостово»; народных промыслах: кузнечное дело, резьба по дереву. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Ф ормировать уважение к труду человека. Знакомство с людьми, прославившими родной город своими делами. Воспитывать чувство гордости за родной город. Формирование эмоциональной отзывчивости на произведения народно- прикладного искусства, народных промыслов. Развитие самостоятельности, целенаправленности, инициативы в совместной деятельности со сверстниками. Развитие позитивных установок к различным видам труда и творчества. Рассматривание различных росписей и сравнение их характерных особенностей( гжельская, хохломская, жостовская) . Знакомство народными промыслами: кузнечным делом, резьбой по дереву. Экскурсия в кузнечный цех. В с тречи с людьми, прославившими город Кузнецк – мастерами своего дела. Ч тение рассказов о людях разных профессий. Чтение" Чем пахнут ремесла? " Дж. Родари «Кем быть». Рассматривание и описание картинок по теме" Труд взрослых» Рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек. С оздать условия для самостоятельного изготовления, народных игрушек из бумаги, глины. Творческая мастерская «По мотивам декоративной росписи». Организация выставки изделий народно- прикладного творчества. Создание условий для творческого самовыражения в группе сверстников. С/ р игра «Мастерская Деда Мороза» Месяц Задачи Янва рь 2 неделя «Моя семья » Формы работы Формирование интереса к семье, отдельным ее членам. формирование чувства сопричастности и единства семьи. Формировать у детей осознанно- правильное отношение к семье, себе, как неотъемлемой части своей семьи. Расширение гендерных представлений, воспитание в мальчиках представлений о том, что мужчины должны внимательно и ув ажительно относиться к женщинам. Закрепить знания детей домашнего адреса, имен родителей и ближайших родственников, кем и где работают родители. Р азвитие умения благодарить; учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения к членам семьи. Рисование «Моя семья» Беседы «Секреты семейного счастья», «Моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Мужчин ы и женщины в семье», «Права и обязанности в семье», «Кем работают мои родители», «Семейные традиции»; Беседа- рассуждение «Что значит любить родителей». Р ассказыв ание на тему «Бабушкины заботы». Составление творческих рассказов на тему: «Моя семья», «Как я помогаю дома». Рассматривание фотоальбомов «Моя семья» Сюжетно – ролевая игра «Семья» Семейный досуг «Семь Я» Совместная деятельность родителей и детей: самопрезентация «Моя семья» С итуативные разговоры с детьми по теме; иг ровые и проблемные ситуации для формирования представлений о собственной половой принадлежности, особенностей поведения членов семьи в зависимости от пола и возраста: забота о маме – подать руку; открыть дверь, если заняты руки; подать или принести какой- либо предмет; помощь в домашних дела х; уход во время болезни и т. д. П роблемные ситуации, побуждающие совершать положительный нравственный выбор в воображаемом плане, так и реальный( например, отказаться от чего- то приятного или выгодного в пользу интересов и потребностей близкого человека, друга и др. ) . С итуация общения «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь? » «Расскажи, как зовут твоих родителей, кем и где они работают». Работа со схемой безопасного подхода от дома к детс кому саду. И гровые и педагогические ситуации( использование при общении со сверстниками и взрослыми слов благодарности: спасибо, пожалуйста, мне было не трудно …) . Разучивание пальчиковой гимнастик и «Моя семья» Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». Месяц Задачи Янва рь 3 неделя «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета » Формы работы Систематизировать представления о родной стране. Вызвать интерес к истории своей страны. Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями города. Воспитыва ть любовь, чувство гордости к «малой Родине» и стране. В оспитывать гордость за своих земляков и за свою принадлежность к россиянам. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам. Продолжать воспитывать гражданские чувства. Патриотическое развитие «Кузнецк – мой край родной» с показом презентации о Кузнецке. Познавательное развитие « Страна, в которой мы живем. Природа России» Н. В. Алешина стр. 49 Беседы с рассматривание фотоматериалов, иллюстраций: «Наш дом – Земля – Вселенная» Г. Т. Алифанова стр. 170, «Климатические зоны России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова стр. 34, «Главный город нашей страны» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова стр. 62, «Как возникла Россия» Н. В. Алешина стр. 76, «Великие люди нашего города», «Великие люди России» Г. М. Блинова стр. 66, «Достопримечательности родного города», «У каждой улицы свое название, у каждого дома – свой номер». Рассказ воспитателя о Руси в древности, людях, населявших и защищавших Русь. Рассказ воспитателя «Люди, прославившие нашу страну, наш город». Работа с географические картами России, Пензенской области. Справочный материал: герб, гимн, флаг Т. И. Подрезова стр. 72- 77 Заучивание наизусть куплета гимна. Знакомство с символикой города Кузнецка( гимн, флаг, герб) Д/ И «Собери символы большой и малой Родины» Выставка книг о стране, родном городе. Выставка детских рисун ков: «В нашем городе праздник». Проектная деятельность «История создания флага России» «Герб моей семьи» «Герб нашей группы». Экскурсия к ближайшим достопримечательностям района( памятник, парк, памятные места и т. д. ) Целевая прогулка по близлежащим улицам. Организация мини- музея «Мой родной город». КВН «Город мой родной». Месяц Задачи Феврал ь 1 неделя «Азбука безопасности » Формы работы Развитие у детей представления об опасных и вредных ф акторах, чрезвычайных ситуациях и способах поведения в них. Закрепление и расширение знаний детей о правилах поведения( в случае пожара звонить 01, вызов милиции- 02, «Скорой помощи»- 03) . Обобщать представления детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Закреплять представления о правилах поведения с незнакомыми людьми. Формировать навыки жизнесберегающего поведения. ОБЖ. Ситуация «Опасное предложение». Беседы « Когда нель зя слушаться взрослых », « Один дома», «Гуляю один», «Кто участвует в движении? », «Тротуар – территория пешеходов», «Причины дорожно- транспортных происшествий», «Спички- детям не игрушка! », «Наши помощники- электроприборы! », «Острые, колючие! », «Запомните детки, таблетки- не конфетки! » Коллективная беседы «Опасные люди- это …»; «Службы полиции»( дежурная часть, ППС, ДПС их предназначение) Игра «Опасно- безопасно! », «Дорожная азбука» С южетно- ролевые игры «Больница», «Дочки- матери», «Семья» «ДПС», «Мы – спасатели» Практическое занятие «Учимся правильно вырезать», «Заправляем иголку ниткой», «Как правильно передать нож». Практическое занятие с моделью телефона «Как правильно сделать вызов по телефону спецслужбы». Рисование «Пешеходный переход», «Островок безопасности». Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Опасности на дорогах». Чтение серии книжек малышек в стихах «Правила поведения или как вести себя …» Моделирование ситуаций на знание ПДД на разметке асфальта территории д/ сада с использованием атрибутов( коляски, светофоры, униформа регулировщика) . Создание макета улицы города. Чтение художественной литературы: «Как вести себя с незнакомцем», сказка «Лиса в заячьей шкуре», «Волк и семеро козлят», рассказ «Марта и Чичи в парке»( из «Осторожные сказки» Т. А. Шорыгиной) Разгадывание кроссворда по теме. Месяц Задачи Феврал ь 2 неделя « Я и другие » Формы работы Продолжать развивать коммуникативную и социальную компетентности детей( интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; умение вежливо вступать в общение и в различного рода социальные взаимодействия) . Развивать умение различать индивидуальные особенности свои и других людей. Побуждать детей активно выражать свои желания, чувства, формулировать свои мысли, интересоваться желаниями других детей. Продолжать знакомить детей с общечеловеческими ценностями. Воспитывать толерантность. Игра «Дразнилки» Беседа «Что такое жадность», «Хвастовство и неискреннее поведение», «Ложь и правда», «Ложь во спасение». «Мальчики и девочки – общее и разное», «Возможности детей и взрослых». Рассказывание из личного опыта «Мои увлечения». Упражнение- тренинг «Как бы ты разделил игрушки». д/ и «Пи сьмо другу» Рассматривание иллюстраций «Народы России и ближнего зарубежья», «Народы мира». Д/ и «Узнай товарища по описанию одежды». Ком/ и «Пресс- конференция – Когда вырасту я …» Оформление портфолио( продолжение) «Кем я буду, когда вырасту»( индивидуальные рисунки. ) Рисование «Что я чувствую», обсуждение состояния ребенка, решение проблемных вопросов. Игровые упражнения на сплоченность и доверие в группе «Зеркало», «Свеча», «Мои увлечения», «Клубок». Игровые упражнения «Вырази свою просьбу, желание словами». Групповые, подгрупповые игры, игры парами по желанию детей». Месяц Задачи Феврал ь 3 неделя « Наши защитники » Формы работы Способствовать осознанию роли воинов – защитников Родины, своего статуса, необходимости приобретения положительных морально- волевых качеств. Формировать знания детей об армии, арм ейских профессиях. Познакомить с воинскими подвигами прадедов, дедов, отцов. Воспитывать бережное отношение к семейным ре ликвиям. Продолжать воспитывать граждан ские чувства, чувство патриотизма, гордости за Российскую армию. Патриотическое развитие «День защитника Отечества» Н. В. Алешина стр. 103 Развитие речи. С оставление рассказа по картине «На границе» М. Самсонова Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества». Оригами «Военный самолет» Д/ и «Мы защитники» Беседы «Наша Армия», «Что такое быть мужчиной», «Наша армия», «Беседа о мужестве и храбрости», «Родственники, служащие в Армии», «Профессия – военный», «Кто такой русский богатырь? », «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырѐм? », «Подвиги русских богатырей », «Что лучше: худой мир или хорошая война? », « Что такое подвиг? », « Родина и ее герои», «Символы великой победы», «Великие сражения ВОВ». Просмотр мультфильмов: «Алѐша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; Придумывание сказки о богатырях; Рассматривание пособия «Рода войск». Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций о ВОВ, картины П. Кривоногова «Победа», военных фотографий, наград. Встреча – беседа с военнослужащим. Спортивный досуг «Поздравляем наших пап» Фотоколлаж «Мой папа в армии служил». Оформление стенгазеты «23 февраля». Физ культурный досуг « Бравые солдаты». Чтение В. Берестов «Пусть пулеметы не строчат». С/ р и «Военные учения и парад». Режиссерские игры с набором военной техники и солдатиков. И гры- соревнования: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики», «Пройди, не замочив ног», « Преодолей препятствие», «Меткий стрелок», «Боевая тревога», «Снайперы», «Тяжелая ноша», «Пограничники». Месяц Задачи Феврал ь 4 неделя « Миром правит доброта » Формы работы Формировать у детей умение оценивать свое поведение, поведение других людей с позиций нравственных норм. Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, помогать им, защищать тех, кто слабее, формировать ответственность, Способствовать вырабатыванию качеств характера: трудолюбие, отзывчивость, сострадание, доброжелательность. Цикл бесед на нравственный выбор: «Добро и зло», «Доброе отношение к людям », «Наши добрые слова ». «Что нельзя допускать в общении с людьми», «О чуткости и равнодушии». Беседы – рассуждения: « Как мы можем позаботиться о старших», «Мы – защитники малышей», «Люди с ограниченными возможностями»( как общаться с людьми с ограниченными возможностями, правила оказания помощи) ; С южетно- ролевые игры «Семья», «Магазин подарков» Д обрые визиты( посещение группы малышей с целью помощи в ремонте книг и игрушек) Д идактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке», «Как хорошо ». И гровое упражнение «Передай улыбку другому»( развитие чувства эмпатии) . И гровой этюд «Карабас – Барабас»( отображение негативных черт характера) . Этюд «Дружная семья». Этюд «Праздничное настроение» развитие невербальных средств общения( создание положительного настроя в группе, развитие невербальных средств общения, снятие мышечного напряжения) . Решение ситуативных вопросов на оценивание поступков и поведения окружающих людей. Чтение художественной литературы: Н. Дурова «Заботливая подруга», В. Осеева «Плохо», Н Юсупов «Простите», О. Дриз «Добрые слова», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать», В. Сухомлинский «Внучка и старый дед», М Пляцковский «Урок дружбы», «Настоящий друг», Р. Н. С. «Крылатый, мохнатый да масляный», «Кот, петух и лиса» с последующим обсуждением мотивов поведения героев произведений. Продуктивная деятельность: «Подарки пожилым людям», подарков малышам из природного материал" Сказочная поляна" . Беседа: " Почему так говорят" . Объяснение поговорок и пословиц о добре и зле: " В ком добра нет, в том и правды мало" , " Добра, что клада ищут, а худо под рукой" , " Доброму везде добро" , " Доброта без разума пуста" и др. Оформление «Дерево добрых дел»( фотоотчеты детей и их родителей) . С лушание песен из фонотеки по теме «Миром правит доброта». Месяц Задачи Март 1 неделя «Женский день » Формы работы Познакомить с историей возникновения Международного женского дня. Формирование ценностных представлений о семье, семейных традициях, женщинах. Расширение гендерных представлений. Поощрение проявления норм поведения с позиции гендерного воспитания( пожалеть девочку, помочь ей и т. п. ) Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям( маме, бабушке) , чувства любви и уважения к ним. Побужд ать делать приятное для близких, радовать близких добрыми делами. Рисование «Цветы для мамы», «Портрет для мамы». Лепка «Букет для мамы». Беседы с детьми: «Моя любимая мама»; «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»( о профессиях мам и бабушек) . Свободное общение: составление рассказов с детьми: «Мы с мамой в доме заботливые женщины»; «Мама, мамочка мамуля! Больше всех тебя люблю я! » Рассказ воспитателя из истории возникновения Международного женского дня. Рассматривание картин русских художнико в « Мать» К. Петрова – Вод кина; «Портрет матери» А. Шилова. Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка для мамы и бабушки». Разучивание стихотворений для поздравлений мам. Чтение стихов Стихи: М. Карим «Эту песню мама пела», Е. Благинина «Вот какая мама», «Мамин день», Р. Убайт «Мамочка», Е. Серова «Три мамы», Э Мошкова «Я маму мою обидел». Разыгрывание сценки Е. Серова «Три мамы». Проблемный вопрос: «Зачем человеку нужна мама? »; Индивидуальные беседы: «Кем работает моя мама»; «Что ты делаешь, когда огорчается мама? » Рассказ из личного опыта на тему: «Моя мама»; Сюжетно – ролевые игры: «Дочки- матери», «Мама и дети», «Встреча гостей», «Мамин День рождения», «Мамины помощники». Дидактическая игра: «Чем мамы отличаются друг от друга»( знать, что мамы отличаются ростом, цветом, формой глаз и др. ) ; Книги, открытки, иллюстрации с тематикой Международного женского дня и различ ных профессий для самостоятельного рассматривания. Ком/ и «Вежливые слова», «Назови ласково», «Комплименты» Выступление участниц в разных конкурсах красоты: " Мисс Очарование" , " Мисс Хозяюшка" , " Мисс Златовласка" , " Мисс Умная головка" , " Мисс Хрустальный башмачок" , " Мисс Артистичность" и др. Выпуск стенгазеты «Мамины помощники» Выставка изделий «Мамины золотые руки». Месяц Задачи Март 2 неделя «Весна шагает по планете » Формы работы. Развивать интерес к природе, желание активно познавать и рассказывать о природе, действовать с природ ными объектами. Формировать представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека. Воспитывать стремление сохранять и оберегать пр иродный мир, видеть его красоту. Р азвивать эстетически е чувства, эмоции, переживания на произведения изобразительного искусства, выражать чувства в общении с окружающими людьми. Способствовать развитию трудолюбия, отрицательного отношения к лени. Рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей об особенностях существования растений, животных и деятельности человека в весенний период. Дидак тические игры: «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен», «Что бывает весной? ». Ведение экологического дневника Рассматривание репродукции картин: «Грачи прилетели» А. Саврасов, И. Левитан «Вешние воды» Обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет. Рассуждения: «Почему говорят, что весной просыпается природа? », «Что мы чувствуем, наблюдая красоту пробуждения природы? », « Что помогает нам быть здоровыми весной? » Решение проблемных ситуаций, связанных с охраной здоровья: «Можно ли гулять по лужам? » Беседы о бережном отношении к объектам природы( почему не следует рвать цветы, ломать ветки кустарников и т. п. ) Прослушивание аудиозаписей( «Звуки капели, звуки весны») , просмотр видеофильмов о весенней природе. Игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей( «Недорисованные картинки весенней природы», «На что похоже? » и т. п. ) . Составление рассказов «За что я люблю весну». Чтение О. Белявская «Весенние вести », М. Пришвин «Разговор деревьев», З. Александрова «Салют весне». Высадка в грунт рассады томатов и перца. Посадка однолетников на клумбе. Коллаж «Весенние мелодии » «Вечер народного фольклора «Идёт матушка- весна…» Месяц Задачи Март 3 неделя «Быть здоровыми хотим » Формы работы Способствовать появлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего поведения. Продолжить формирование представлений о полезных привычках, укрепля ющих здоровье. Развитие самостоятельности детей в выполнении культурно- гигиенических навыков и жиз ненно важных привычек. Воспитывать желание заботиться о близких людях, друзьях. Дискуссия «Компь ютерные игры: польза или вред». Выполнение гимнастики для глаз. Проведение беседы на тему бережного отношения к вещам, на примере произведений С. Маршака и К. Чуковского; беседы- диалога «Чистое помещение – залог здоровья»; «Как поднять настроение у детей и взрослых», «Забота о главном», «Что делать, если человек заболел», «Что помогает быть здоровым», «Мы дружим с физкультурой» Проведение физкультминутки «Прочь усталость, лень и скука». Проведение дидактических игр « Вредно- полезно», « Наши привычки», «Я умею выбирать полезную пищу». Ролевые игры- интервью «Корреспонденты », « Как я заболела», «Что я знаю о своем здоровье», «Хочу одеваться правильно», «Как я заболела». Проговаривание пословиц, поговорок о здоровье: " Болен – лечись, а здоров- берегись" , " Было бы здоровье – остальное будет" . Составление письма больному другу. О знакомление детей с режимом дня, с видами спорта для девочек и для мальчиков, показать детям зависимость здоровья от занятий спортом. С итуативные разговоры о важности самостоятельного мытья рук, значения физкультурных занятий, утренней гимнастики, занятий спортом, закаливания для здоровья человека. Выработка правил поведения. П росмотр муль тфильма «Кто поможет крокодилу». Помочь детям понять необходимость проведения культурно- гигиенических мероприятий( умываться, чистить зубы…) Проект" Мы выбираем здоровье" . И гры – экспериментирование «Грязные и чистые руки». Р ассматривание плаката «Правильное питание». Проведение игры- драматизации по сказке К. Чуковского «Мойдодыр» Сюжетно – ролевые игр ы «Больница», «Поликлиника », « Аптека». Физкультурный досуг «В здоровом теле здоровый дух» Месяц Задачи Март 4 неделя «Транспорт » Формы работы Расширять знания о правилах безопасного поведения пешеходов на дороге( проезжей части) , на тротуаре, в транспорте. Побуждать детей по- своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы. Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Беседа « Безопасность на дороге», «Как вести себя в транспорте»- чтение правил в стихах, « Машины специального назначения». Беседа – размышление «Какой транспорт полезен для здоровья, для окружающей среды». Констру ирование «Старинный автомобиль», «Транспорт будущего». Настольная игра «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей». Рисование «Транспорт будущего». Экскурсия к проезжей части, экскурсия на ПЧ. В стречи с интересными людьми( пожарный, водитель- милиционер, водитель скорой помощи и т. д. ) Экскурсии по го роду, наблюдение за транспортом. Ремонт игрушечных машинок вместе с воспитателем. С/ Р игра «Путешествие по городу». Игра с макетом «Перекрёсток». Слушание и обсуждение С. Маршака «Светофор», С. Михалкова «Велосипедист», «Скверная история», Н. Носова «Автомобиль», Н. Кончаловская «Самокат», О. Бедарева «Азбука безопасности». Игровые ситуации «Помоги Самоделкину перейти дорогу», «Расп оложи правильно дорожные знаки». Режиссерские игры с различными видами машинок. игра КВН «Лучший пешеход». Проектная деятельность по теме «Транспорт». Месяц Задачи Апрел ь 1 неделя «Весна. Встречаем птиц » Формы работы Углублять и обобщать знания о птицах; активизировать познавательный интерес детей к природе. Воспитывать бережное отношение к птицам( рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не р азорять гнезда) . Побуждать совершать положитель ный нравственный выбор воображаемый и реальный с ситуациями в природе. Развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности Воспитание экологического сознания. Беседа «Птицы и человек», «Есть ли польза человеку от птиц, и птицам польза от человека? » Рассуждения: «Почему перелётные птицы возвращаются в родные края? », «Что мы чувствуем, наблюдая красоту пробуждения природы? «Можно ли разорять птичьи гнезда? »; Досуг «День птиц». Д/ и на классификацию птиц по существенным признакам( перелетные – зимующие, водоплавающие – сухопутные и др. ) , д/ и «Угадай птицу», «Узнай по повадкам», «Птицы в сказках». Рисование «Грачи прилетели ». Лепка «Перелетные птицы» Рассматривание альбомы: «Птицы» Презентация «П ерелетные птицы» Изготовление скворечников из подручного материала с привлечением родителей. Привлечение к кормлению птиц( наполнение кормушек кормом) Экологические игры, обогащающие представления о жизни птиц, особенностей их существования в весенний период. Обсуждения по впечатлениям экскурсий в природу( «Как мы следы птиц искали») . Игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих правильное поведение в природе( «Что можно, что нельзя») Рисование памяток «Берегите птиц». Тренинг" Как поступить, если птицы…" Решение проблемной ситуации по сказке «Серая шейка»- " Как дожить Серой Шейке до весны? " Сочинение танца под музыку Римского- Корсакова" Пляска птиц" . Месяц Задачи Апрел ь 2 неделя «Космос. Приведем планету в порядок » Формы работы Развивать интерес к деятельности человека по освоению Космоса( представление о профессии космонавта, его личностных качествах) . Обобщить представления о первом полете в космос Ю. Гага рина, первой женщине- космонавте; о государственном празднике «День космонавтики» Способствовать формированию чувства гордости за первенство России в освоении космоса. Продолжать формировать экологическое сознание детей. Побуждать детей к активному высказыванию своей позиции. Коммуникативная деятельность «День космонавтики» Н. В. Алешина стр. 192, «Первый космонавт», «Космический мусор- это опасно», «Земля – наш общий дом». Познавательная беседа «Неизвестная вселенная», «Планеты Солнечной системы», «Первооткрыватели космоса». Беседа – рассуждение «Всех ли берут в космонавты? » Общеразвивающие упражнения «Подготовка в космонавты». Подвижные игры «Парашютики»( прыжки по дорожке с поворотом на 90- 180 градусов произвольно и по сигналу) , « Самолёты », «Маятник( подскоки влево- вправо) и др. Ситуационные задания: составить режим дня для космонавта. Спортивный праздник «Космическое путешествие». Р ассматривание иллюстраций о космосе, планетах, космонавтах. Сюжетно- ролевые игры «Космос », «Космодром». ИЗО и аппликация « Космический пейзаж», Звездная фантазия». Конструирование из бросового материала «Пришелец». Ситуативная беседа" Спасем планету с помощью музыки" . Тематическая подборка литературы ко Дню космонавтики. Изготовление экологических знаков поведения в природе. Трудовое поручение" Развесь экологические знаки на участке». Месяц Задачи Апрел ь 3 неделя «Моя семья » Формы работы Познакомить детей, чт о такое генеалогическое древо. Формирование представлений о родственных отношениях и способах их поддерживания. Подводить детей к пониманию отношений внутри семьи, формировать чувство осознания себя, как принимаемого и любимого другими членами семьи. Способствовать сохранению и укреплению семейных традиций. Рисование «Это я, это я, это вся моя семья». Беседы «Секреты семейного счастья», «Мужчины и женщины в семье». Составление рассказов из личного опыта «Кто живет в моем доме», составление рассказов о родственниках их судьб ах, интересных случаях из жизни, «Любимые занятия в нашей семье», «Как мы отмечаем семейные праздники». Цикл бесед «Наши родственники»( знакомство с родственными связями) Д/ И «Кто кому? » Режиссерские игры в кукольном уголке. Психологические этюды на проявление эмпатии, дружбы. Рассматривание семейных фотографий. Составление генеалогическог о древа( 3- 5 поколений) Защита презентации «Герб, девиз семьи» Чаепитие «В кругу семьи» С/ р и «Семья», «Идем в гости» Месяц Задачи Апрел ь 4 неделя «Мой дом. Мой город. Моя страна. Моя планета ». Формы работы Углубление и уточнение знаний о своей стране, городе, планете. Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их обычаям. Воспитывать патриотические чувства. ОД « Планета Земля – наш дом» Г. Я. Затулина стр. 168 ОД «Мы все- жители планеты Земля» Н. В. Алешина стр. 168 З анятие- путешествие по карте «Россия необъятная страна». Б еседы с детьми на тему: « Берегите Землю», «Мы такие разные, но так похожи» Рассматривание иллюстраций «Народы России и ближнего зарубежья», «Народы мира». Д/ И «найди сходства и различия» Рассматривание кукол в национальных костюмах Пензенской области. Знакомство с глобусом. С юж. рол. игра «Экскурсовод». Ч тение С. Баруздин «Страна, где мы живем», «Самая большая, самая богатая». З аучивание наизусть А. Прокофьев «Нет на свете родины красивей». Этюды «Ты, он, она – вместе дружная семья», «Невербальные приветствия», «Подари улыбку другу». Цикл мероприятий, направленных на закрепление представлений о своем родном городе: - беседы «достопримечательности родного города»- «Памятные места в городе»- «Город общественный»- «Где можно отдохнуть»- «Люди, прославившие наш город»- «Город будущего»- рисование, конструирование. Ком/ игра на образование однокоренных слов Россия – россиянин, Испания – испанец и. п. Месяц Задачи Май 1 неделя «Праздник весны и труда » Формы работы Знакомить детей с явлениями общественной жизни. Формировать соответствующую морально- оценочную лексику, закрепить понятия: трудолюбие и лень. Укреплять навыки коллективной работы. Развивать патриотические чувства. Развивать эстетические чувства, умение замечать прекрасное вокруг. Диалог по телефону" Завтра праздник весны и труда" Ситуативная беседа" Почему весна- праздник? Почему труд- праздник? " «Труд человека кормит, а лень портит». Ситуативные беседы после прочтения сказки" Про ленивую и радивую" . Составление рассказа по картине «Праздник мая» Заучивание стихотворения Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться». Коллективная постройка «Праздничная улица» Трудовая десант на участке «Субботник». Украшение группы к первомаю. Чтение художественной литературы о труде: «Сказка о том, как труд лень победил» Гайланс В. И. Обсуждение пословиц о труде: Без работы ума не прибавится. За работой и время быстрей бежит. Человек познается в труде. Целевая прогулка по весенним улицам города. Диалог «Как готовится город к встрече весны и труда». Игра «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем» Наблюдения за красотой природы весной. Д/ И «Сравни», «На что похоже? », «Рифмы». Рассматривание репродукций картин, иллюстрации «Цветущая весна»( вызвать эмоциональный отклик, побуждать детей высказываться) . Месяц Задачи Май 2 неделя «День победы » Формы работы Углублять знания детей о ВОВ. Формировать представление о жизни детей в военное время. Воспитывать уважение к памяти героев, чувства благодарности к участникам войны, гордость за свою страну. Развивать волевые качества характера. Коммуникация Рассказ «Беседа о Дне Победы» Н. В. Алешина стр. 215 Рисование « Праздничный салют». Развитие речи. Составление рассказа по картине «День Победы». Презентация «Дети – герои войны ». Чтение Е. Благинина «Шинель», Ю. Коваль «Выстрел», рассказов о Победе. Рассматривание иллюстраций, беседа с детьми о труде людей в тылу во время войны; Посещение музея боевой славы Ситуативный разговор «Праздник День Победы », « Как проявить внимание к старым людям? », разговор о вежливости, об уважении к старшим. Музыкально- литературная композиция, посвященная Дню Победы. Слушание песни из фонотеки по теме «День победы» Пение песен о войне. Конструирование из бросового материала «Военная техника времен войны». Создание мини – выставки «История военных лет». Дидактическая игра, связанная с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам «Найди штаб по плану», «Проведи отряд». С южетно- ролевые игры «Военный госпиталь», «Военные м оряки», «Пограничники», «Военный аэродром». Встреча с ветеранами ВОВ, тружениками тыла. Н аблюдения за украшением улиц к празднику. П одвижные игры: эстафета «Саперы», «Переход границы», «Бег наперегонки», «Самолеты», «Кто дальше бросит», «Парашютики», «Веселые эстафеты с флажками», «Будь ловким», «Попади в обруч», «Эстафета парами», «Сбей кеглю», «Мяч капитану», «Найди себе пару». Защита детских проектов «Родственники на войне» Возложение цветов к обелиску «Три солдата» на Холме Славы. Коллаж «П оздравляем с праздником Победы» Изготовление поздравительных открыток для ветеранов войны. Месяц Задачи Май 3 неделя «Мир природы » Формы работы Формировать у детей элементарные экологические представления, расширять представ ления о живой и неживой природе. Формировать представления детей об охране растений и животных. Продолжать формировать представления детей об основных источниках опасности в природе, развивать осторожное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, расширить знания детей о способах привлечения взрослых на помощь в соответствующих обстоятельствах. П родолжать оформлять «Энциклопедию безопасных ситуаций». Познавательно- исследовательская деятельность «Стихийные бедствия»- объяснить, какой вред природе и человеку наносят ураган, землетрясение, потоп, лесные пожары. Ситуативный разговор" Почему мир природы просит о помощи? " Чтение энциклопедии" Родная природа" , глава" Красная книга" . Рассказ воспитателя о правилах поведения в лесу. Беседа «Первая помощь при укусах( насекомых, пресмыкающихся) ». Оформление «Энциклопедии безопасных ситуаций». Прослушивание аудиозаписи: " Голоса птиц" ; " Голоса животных». Д идактическая игра «Кто где живет», «Зоологическое лото», «Съедобны е – н есъедобны е ягоды », «Лекарственные растения». Труд на участке: кормление птиц, рассматривание схем ы по уходу за растениями весной. Р ассматривание иллюстраций «Тр уд весной в поле». П ривлечение дошкольников к подготовке почвы к посеву семян, посад ке и поливу растений на участке. С южетно- ролевые игры «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», " Лесные пираты и спасатели" , «Экологи», «Поход». Заучивание С. Есенин « Черёмуха», А. Майков «В мае». Обсуждение пословицы «Март с водой, апрель с травой, май с цветами». Экологический десант с привлечением родителей «Посадка саженцев деревьев на аллее д/ с». Месяц Задачи Май 4 неделя «До свиданья, детский сад. Здравствуй, школа. » Формы работы Помочь осознать себя выросшими, будущими школьниками. Побуждать сохранить память о первых друзьях. Сформировать у детей образ я – школьник, положительное отношение ребёнка к школе. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Побуждать делать приятное людям, которые заботились о детях в детском саду. Беседы «Кто заботится о нас в детском саду»; «Чему мы научились за 5 лет» Беседа «Что значит – быть большим? », " Чем мне запомнился детский сад? " , « Что вы знаете о школе? » «Каким я вижу себя в школе», «Мне скоро в школу», «Что нельзя приносить в школу». Тренинг «Чем занять себя на перемене? »- учить организовать безопасный досуг. Ситуативная беседа" Мне нравится с тобой дружить ». Оформление фотовыставки «Мы стали такие большие» и предоставить детям возможность самостоятельно рассматривать фотографии и делиться впечатлениями со сверстниками. Чтение произведения Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Викторина «Правила на всю жизнь» Составление письма – напутствия для малышей. Э кскурсия к зданию школы. С/ р игра «Школа». Д/ игра «Собери портфель». Создание условий для самостоятельного изготовления детьми подарков сотрудникам детского сада. Выпуск «П ортфолио группы ». Проводы в школу выпускников детского сада. Используемая литература. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: ( Старшая и подготовительная группы) Н. В. Алешина. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5- 7 лет. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Зеленова Н. Г. , Осипова Л. Е. Мы живем в России. Комплексно- тематическое планирование образовательной деятельности в детском саду. Подготовительная группа. Н. С. Голицина Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и др. Макарова Т. В. , Ларионова Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Паникова Е. А. , Инкина В. В. Беседы о космосе. Методическое пособие. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная группа. Н. С. Голицина. Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи в ДОУ Рабочая программа воспитателя. Ежедневое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. Шипунова В. А. Детская безопасность. Учебно- методическое пособие.