a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект для детей старшего дошкольного возраста М. П. Мусоргский

Автор: Козлова Елена Владимировна Опубликовано: 2020-09-01 13:45:16

Документы для скачивания

Проект для детей старшего дошкольного возраста « М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» Цель проекта: - Воспитание культуры слушания и восприятия музыки, приобретение знаний в области музыкального искусства- Формирование нравственных ценностей и музыкального вкуса детей. - Познакомить с творчеством композитора М. П. Мусоргского- Показать возможности изображения образов в музыке- Расширить музыкальные представления/ слушание, музицирование/ Задачи: Образовательные задачи: - Приобретение каче ств сл ухового внимания- Формировать умения следить за развитием музыки- Выявлять изобразительные и выразительные интонации в музыке- Различать изобразительность в музыке, связывать её с характером музыкальных пьес. Расширять слуховой опыт детей. Развивающие задачи: - Развитие навыков образного и эмоционального восприятия музыки- Р азвитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности. - Накопление опыта восприятия произведений музыкальной культуры- Развитие творческого воображения- Развитие интереса к слушанию музыки- Учить детей высказываться об отношении к музыке, о своих переживаниях, вызванных в процессе ее слушания. Воспитательные задачи: - Формирование культуры слушания музыки- Воспитывать эмоциональное отношение к музыке на основе ее восприятия. Занятие 1 Муз. р у к: Здравствуйте, дети. Сегодня мы познакомимся с русским композитором М. П.   Мусоргским. Портрет композитора ( слайд №1) Р одился Модест Петрович 16 марта 1839г в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Он происходил из  старинного дворянского рода. Первым педагогом будущего композитора была его мать- Юлия Ивановна  Мусоргская. Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем  возрасте  он играл небольшие сочинения. Дарование сына радовало и отца- Петра Григорьевича  Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все  Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части. В 10 лет Модест становится учеником Петропавловской школы в Петербурге. В 17 лет  Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Портрет выпускника Преображенского полка ( слайд №2) В 19 лет он вышел в отставку. Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без сре дств к с уществованию. Но он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми. Одним из таких друзей был художник Виктор Гартман. Портрет В. Гартмана ( слайд №3) Однажды Модест Петрович  Мусоргский отправился на выставку картин  своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по  выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на  выставке 400 рисунков,   Мусоргского  заинтересовало несколько сюжетов. 10  картин  Виктора Гартмана вдохновили  Мусоргского  на создание фортепианной сюиты  « Картинки с выставки ». Нарисованные  картины  превратились в музыкальные, и зажили новой жизнью. Сегодня мы с вами совершим первую экскурсию по  выставке картин. Звучит  «Прогулка»  М. П.   Мусоргского Муз. р ук. Мы пришли на выставку. Какое настроение вызывает у вас пьеса «Прогулка»? Дети. Спокойное, решительное. Муз. р ук. В музыке звучит раздольная русская мелодия. Первая картина, привлекшая внимание композитора называется, «Гном» и вот каким его увидел Модест Петрович, попробуйте догадаться по характеру музыки. Сейчас еще раз послушаем пьесу «Прогулка» и сразу за ней – «Гном». Тот, кто услышит, где меняется музыка, где кончается «Прогулка» и начинается «Гном», поднимет руку. Но дослушаем музыку до конца и попробуем представить Гнома. ( Звучат два произведения) . Вы внимательно слушали, почти все уловили начало пьесы «Гном». Так изломано и бурно началась картина. Каким композитор увидел Гнома? ( Злым, хитрым, сердитым, проказным) . Почему же сердится Гном? Давайте послушаем музыку еще раз, она нам подскажет ответ. ( Звучит музыка) . Дети. Музыка была разная, как будто там не один Гном, а несколько. Один сердиты й, ворчливый, второй жалкий, третий озорной. Муз. р ук. Вы почувствовали в музыке двух или даже трех гномов? Это наверно почти правильно, но в названии говорится об одном Гноме. В чем тут дело? Гном один, только настроение у него меняется. Прислушайтесь к музыке! На первый взгляд Гном покажется вам злым проказником, но во второй раз вы уловили другое настроение жалобное, просящее. Все время эту мелодию перебивает энергичная, причудливая интонация, которая и заставляет увидеть в Гноме раздраженное, озлобленное существо. Прислушайтесь еще р аз к музыке, какие разные бушуют в ней чувства( пьеса звучит еще раз) . Теперь я покажу вам репродукцию рисунка художника Гартмана «Гном». Послушав музыку Мусоргского, вы такого Гнома ожидали увидеть? Дети. Нет, на рисунке художника Гартмана Гном похож на игрушку – щелкунчика. Муз. р ук. Правильно, у Гартмана это эскиз елочной игрушки, вроде щелкунчика, предназначенного для того, чтобы колоть орехи. Я предлагаю вам дома нарисовать гнома. Представьте, что каждому из вас подарили Гнома, о котором рассказал нам композитор Модест Петрович. Нарисуйте, Гнома, которого вы себе представляете, слушая музыку. Занятие 2 Муз. р ук. Здравствуйте, давайте мы с вами посмотрим картины наших Гномов и вспомним произведение Композитора Модеста Петровича Мусоргского «Гном», и отправимся к следующей картине Гартмана, под известную нам музыку( звучит произведение «Прогулка) . Дети давайте вспомним, как она называется? Дети. Прогулка. Муз. р ук. Правильно, молодцы. Пока мы слушали произведение «Прогулка», оказались около следующей картины. Давайте рассмотрим эту репродукции. Что вы на ней видите? Дети. Замок. Муз. р ук. Да, правильно. Это старинный замок, еще одна картина В. Гартмана, заинтересовавшая Мусоргского. Там старинный замок сотни лет стоит, До половины стен листвою скрыт. И кажется, что двери замка сами Умеют раствориться перед гостями… А окна светятся голубовато, Как будто край небес после заката Иль взор завороженных детских глаз, Когда звучит о старине рассказ! ( Звучит пьеса  « Старый замок ») Какое настроение у этого произведения? ( Задумчивое, грустное, мечтательное, взволнованное) . Посмотрите на рисунок художника. Вечер. Рыцарский замок. Певец перед замком поет свою песнь. Мелодию вы хорошо почувствовали, теперь обратите внимание на аккомпанемент, прислушайтесь, как он звучит( звучит аккомпанемент) . Дети. Повторяется один ритм( прохлопывают в ладоши) . Муз. р ук. Таким печально- однозвучным аккомпанементом композитор тоже рисует картину, только картинка эта музыкальная. В те далекие времена большой популярностью пользовался музыкальный инструмент лютня. Звучание этого инструмента композитор имитирует в пьесе «Старый замок». Ведь у каждой эпохи свои песни, свои ритмы, свои любимые инструменты. Внешне лютня похожа на гитару. Без нее не обходился ни один придворный бал, ни одно народное гуляние. М. П. Мусогрский обрамляет мелодию своей пьесы «Старый замок», своеобразным аккомпанементом этого древнего инструмента. Для чего он это сделал? Дети. Чтобы звучание было таким, каким в те времена. Муз. р ук. Закроем глаза пусть только музыка остается с нами, прислушаемся к ритмам и звукам далеких от нас времен. ( Исполняется пьеса. ) Музыка закончилась, откроем глаза. Какое настроение навеяла, а вас мелодия «Старинного замка»? Дети. Задумчивое, как будто лютня рассказывает что- то, а певец повет свою песню. Муз. р ук. Каким образом композитор дает понять, что звучит песня? Дети. Мелодия звучит, как песня – плавно, напевно. Муз. р ук. Верно, в мелодии чувствуется песенность, а если повторение или она развивается все время по- новому? Прислушайтесь к музыке, что можно сказать о форме пьесы? Дети. Мелодия повторяется много раз, но она изменяется. Муз. р ук( звучит фрагмент) . Начало первой мелодии повторяется несколько раз, но, вы правы, мелодия изменяется. Дети( с помощью педагога) . Во втором «куплете» появляется новая мелодия, взволнованная. Шестой куплет не пропевается обрывается на первых звуках. Мелодия изменяется во втором и третьем куплетах эти изменения придают напряженность; в четвертом и пятом – мелодия постепенно успок аивается, становится печальной; начало шестого куплета звучит решительно, смело и громко: певец стряхивает с себя тоску( по ходу обсуждения звучат фрагменты, в конце произведение «Старый замок» звучит полностью) . Занятие 3 Муз. р ук. Дети, сейчас прозвучит отрывок из знакомой вам пьесы, а вы постарайтесь вспомнить ее название и автора( звучит отрывок из пьесы «Старый замок», дети отвечают. ) . Эта пьеса из цикла «Картинки с выставки». Цикл – это ряд музыкальных произведений, объединенных единым замыслом. Какую пьесу этого цикла вы еще можете назвать? ( Дети называют пьесу «Гном». ) Послушайте фрагменты трех разных пьес Модеста Петровича Мусоргского, вспомните какая из них «Гном»? ( Звучат три знакомых произведений, на пьесу «Гном» дети поднимают карточку. ) Правильно, узнали, Как вы догадались, что эта пьеса «Гном»? Дети. Музыка сердитая, неуклюжая, хитрая. Муз. р ук. Правильно, а какая еще пьеса звучала? Дети. « Прогулка». Муз. р ук. Давайте ее еще раз послушаем и вспомним характер. ( Звучит пьеса «Прогулка». ) Дети. Спокойный, размашистый, похож на русскую песню. Муз. р ук. Вспомните картинку «Старинный замок». У таких замков за толстыми стенами обычно находятся просторный внутренний дворик. Заглянем в этот дворик, здесь сегодня много народу: знатные сеньоры со своими супругами, и их детьми, многочисленные слуги, крестьяне из окрес т ных сел. Что делают здесь все эти люди? Ах, во т, что. … С ейчас начнется соревнование трубадуров. Кто такие трубадуры? Во время рыцарей так называли людей, сочиняющих музыку и слова песен. Первыми трубадурами были и герцоги, и даже короли, но потом с ними стали соперничать в сочинительстве песен простые горожане. Состязание трубадуров были праздником для всех – от мала до велика. Входили по очереди рыцари – трубадуры, исполняли свои песни в честь прекрасных дам. … Н а каком инструменте аккомпанировали им музыканты? Дети. На лютне. Звучит пьес «Старинный замок» Муз. р ук. А еще, какой характер музыки вы услышали? Дети. Грустная, тихая, таинственная. Муз. р ук. Да, музыка загадочная, волшебная, будто все замерло, заснуло. Один и тот е звук в басу тихо монотонно повторяется, и мелодия звучит грустно, заунывно, будто ветер завывает в пустых покоях замка. Можно быть композитор хотел изобразить замок, в котором находится спящей красавицы, которая уколола палец веретеном и заснула на много- много лет. Ее заколдовала злая волшебница. Но доброй волшебнице удалось смягчить колдовство, и она предсказала, что принцесса проснется, когда ее полюбит прекрасный юноша. Вместе с принцессой заснули и все, кто был в замке на балу. Замок погрузился в оцепенение, зарос, затянулся паутиной, все замерло на сотни лет. … А может это замок Кощея Бессмертного, в котором нет ничего живого, замок мрачный, страшный, унылый? Звучит фрагмент музыки. Муз. р ук. Придумайте свою сказку про старинный замок, чтобы она была близкой по настроению этой музыки, и нарисуйте замок, который возникает в вашем воображении, когда вы слышите эту музыку. Занятие 4 Мы переходим в другой зал, к следующей  картине. Муз. р ук: Эта  картина называется   «Балет невылупившихс я птенцов». Давайте послушаем, как композитор М. П.   Мусоргский  изобразил это в музыке. Звучит пьеса  «Балет невылупившихся птенцов» Картина   «Балет невылупившихся птенцов»  ( слайд №5) Муз. р ук: Композитор назвал свою пьесу «скерцо», что в переводе с итальян ского языка означает шутка, то есть музыка шутливого характера. Всегда ли одинаково звучит музыка. Дети. В начале музыка была одного характера, затем изменилась. Муз. р ук: Определите характер звучания музыки в начале( слушание фрагмента) . Дети. Мелодия как- бы «прыгающая» отрывистая». Муз. р ук: Что изображает эта музыка? Дети. Музыка изображает, как птенцы появляются на свет. Муз. р ук: Правильно. Они вылупляются из яиц, разламывают своими клювиками и крылышками скорлупу и выкарабкиваются из нее. Забавные, смешные, они делают неловкие движения. Птенчики такие маленькие, слабенькие, но очень любопытные. Им хочется поскорее выбраться на свет из скорлупки и осмотреться. Какая это по характеру музыка?  ( Легкая, суетливая) Сейчас музыка будет звучать еще раз. Давайте потанцуем под эту музыку, будто мы маленькие птенчики и хотим поскорее вылупиться из скорлупки, постучим своими клювиками, помашем крылышками.  ( Звучит пьеса. Дети танцуют. ) Муз. р ук: Как вы заметили, невылупившиеся птенцы танцуют, им весело, они смешные, неуклюжие. Не зря Модест Петрович назвал произведение именно «балет». Вы увидели, что птенцы еще не вылупившиеся, а уже танцуют, они в скорлупках, которые напоминают нам балетные костюмчики. В. К. Гартманна рисунке представляет балетные костюмы в виде яичных скорлупок. А Мусоргский написал воздушное, чирикающее произведение шутливого характера. Ну, а дома не забудьте н арисовать каждый свою картину цы плят. Занятие 5 Ход занятия Муз. р ук: Продолжим нашу экскурсию и пройдём к следующей картине. Одной из работ Гартмана на выстав ке была картина «Избушка на курьих ножках ». Давайте вместе рассмотрим картину. Эта избушка в русском стиле; она яркая, веселая; рисунок очень красочный; на рисунке много желтого, красного цвета; цвета сочные, настроение веселое жизнерадостное. А Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В. А. Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки. Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках». – И как же зовут хозяйку? ( Баба Яга. ) – Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ? ( Пьеса начинается тихо, а потом доходит до очень громкого звучания, с завываниями и прыжками. ) – Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается, и вот уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. Композитор очень хорошо представлял себе облик Бабы Яги. Однажды в Академии художеств был маскарад. Самые разные маски кружились в вальсе. Вдруг появилась Баба Яга: рыжие волосы, ноги в лаптях, мохнатая шапка, надвинутая на глаза, костлявые руки, размалеванное лицо. Трудно было узнать Модеста Петровича в этом костюме, но это был он. Быстро семенил ногами, что- то бормотал себе под нос, размахивал громадной метлой. Вот такую Бабу Ягу композитор изобразил в пьесе «Избушка на курьих ножках». Вы правильно почувствовали ее неуемный, неистовый характер. Рисунок послужил Мусоргскому только толчком, фантазия его заработала, и появился такой яркий, выразительный образ, которого мы не нашли в рисунке Гартмана. Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках». Занятие 6 Муз. р ук. В прошлый раз вы познакомились с музыкальной картинкой «Избушка на курьих ножках» или «Баба Яга». Смотря на эту картину приходят таинственные образы. У Мусоргского тоже возник образ … он представил себе, что вместо кукушки в домике сидит сама Баба- Яга. Композитор назвал произведение «Избушка на курьих ножках». Назвал он так произведение, наверно потому, что увидел на картине Гартмана ноги( показать) . Я предлагаю вам посмотреть видео- фрагмент произведения «Избушка на курьих ножах» и определить настроение произведения. звучит пьеса М. П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Муз. р ук. Какой вы услышали Бабу- Ягу? Какое настроение в произведении? Дети. Сердитой, злой, свирепой. Муз. р ук. А всегда ли музыка рисует свирепый характер лесной колдуньи или характер музыки меняется? Произведение звучит полностью. Дети. Музыка изменяется в середине, она звучит более таинственно, настороженно, спокойно. Муз. р ук. В середине появляется настороженная Баба Яга. Но тут есть коротенькая интонация, которая не дает забыть, что это вся та же страшная Баба Яга. Настороженная интонация возрастает в довольно напевную мелодию. Дети. Музыка колышется, как вода. Муз. р ук. Что создает такой эффект: аккомпанемент или мелодия? Играется отдельно аккомпанемент и мелодия. Дети. Аккомпанемент. Муз. р ук. Быстро чередующиеся звуки создают впечатление чего- то зыбкого, изменчивого, загадочного. А мелодия осторожными всплесками довершает картину колдовского леса и ма гического озера. Но чары быстро рассеиваются и Баба Яга опять в своей стихии( звучит средняя часть и начало третьей) . Сколько частей в произведении? Дети. Три. Муз. р ук. В крайних частях музыка громкая, много акцентов, как будто Баба Яга грозит кулаком всему свету( звучит фрагмент) . Прислушайтесь к аккомпанементу( звучит отрывок) , на его фоне – вихрь скачущих звуков. Как будто летит злая разбойница – только треск в лесу стоит да стоит. Звучит третья часть полностью. Исчезла свирепая и след не оставила, ищи – свищи ветра в поле. Звучит вся пьеса. Муз. р ук. Модест Петрович передаёт образ Бабы Яги с помощью музыки. В пьесе Модеста Мусоргского образ Бабы- Яги полон жизни и движения. У художника В. Гартмана был нарисован эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия М. Мусоргского изобразила в музыке совершенно другое- мощный динамичный образ Бабы- Яги. И я предлагаю вам дома нарисовать картину, которая вам запомнилась больше всего. Занятие 7 Муз. р ук. На прошлой нашей встрече, какое произведение мы с вами слушали? Дети. «Избушка на курьих ножках» или «Баба Яга» Муз. р ук. Правильно. Это одно из произведений сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», а какие произведения вы еще помните? ( ответы детей) . Но сегодня я хочу вас познакомить еще с одним произведением завершающим этот цикла, «Картинки с выставки». Называется оно «Богатырские ворота». Давайте его послушаем. ( Звучит произведение) . Муз. р ук. Какая по характеру была музыка? Дети. Торжественная. Муз. р ук. Да, музыка звучала тор жественная величественная, в середине звучат колокола — большой, поменьше и совсем маленькие, весьма реалистично изображая праздничный колокольный перезвон.  Одинаковые образы получились у художника и композитора? ( Нет. ) «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве»( слайд 11) . Картина представляет собой проект Киевских ворот. Эти ворота та к и не были построены. Пьеса Мусоргского звучит, как торжество православия.   Финальную пьесу сюиты Мусоргский создает в былинно- богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. В ней снова слышны интонации темы «Прогулки», но здесь она становится величественной и торжественной. Открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа! С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов. - Какие образы рождало ваше воображение? ( ответы детей)  -  А какими музыкальными средствами Мусоргский изобразил эту картинку? -   Что нового мы узнали на выставке? -  Благодаря возможностям музыки, картинки Мусоргского получились красочными, живописными! Муз. р ук. Несколько дней мы с вами побывали на  выставке  художника Виктора Александровича Гартмана. А помог нам в этом русский композитор М. П.   Мусоргский. - Вам пон равилась музыка, которую вы слушали? - Какая  картина  больше всего вам понравился? Сегодня мы увидели, что и  картину   можно изобразить с помощью музыки. Нужно уметь внимательно вслушиваться в музыку, и она разбудит вашу фантазию, расширит и обогатит ваш внутренний духовный мир. - Наша экскурсия по выставке подошла к концу. Что вам запомнилось больше всего? Ответы детей. Спасибо ребята за работу, наша экскурсия подошла к концу. Звучит «Прогулка» Использованная литература и исочники: 1. Алексеева Л. Н. , Тютюнникова Т. Э. «Музыка», Учебно- наглядное пособие «Музыка». – М. : АСТ, 1998 2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981 – 240 с. 3. Зныкина Т. «Картинки с выставки» Музыкальный руководитель №1. 2004 С86- 88 4. Меркулова Л. Р. «Оркестр в детском саду», Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М. 1999 5. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры», авторская программа и методические рекомендации. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000 6. Ширинян Р. К. , Кравцов И. , Аникеев Д. , Кондахчан К. , Головкина А. , Сергеева Т. , Федяева Г. Альбом «Модест Петрович Мусоргский»- Москва «Музыка» 1987 7. https: / / yandex. ru/ tutor/ search/ docs/ ? p= 1& amp; text= балет% 20невылупившихся% 20птенцов% 20мусоргский% 20нод% 20для% 20дошкольников 8. https: / / shkolazhizni. ru/ culture/ articles/ 47455/ 9. https: / / nsportal. ru/ detskii- sad/ vospitatelnaya- rabota/ 2019/ 03/ 24/ programma- proekta- orkestr- v- detskom- sadu

Оставить комментарий: