Программа «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности»
Документы для скачивания
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1 Пояснительная записка Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России- первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей- в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. Целью музыкально- оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни. Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях: по музыкальному воспитанию: - «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду» Арсеневская О. Н. , - «Ритмическая мозаика» Буренина А. И. , - основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Веракса Н. Е, - «Танцы в детском саду» Зарецкая Н, - « Музыка здоровья » Анисимова М. В. 1. 2 Цели и задачи деятельности по реализации образовательной Цель: организовать музыкально- оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Задачи: Образовательные: - Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье- сберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй- Формировать начала музыкальной культуры- Создавать предметно- развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности- воспитывать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая основные чувства; - укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики; - развивать певческие умения, отмечать правильность звукообразования( гласных и согласных) . Воспитательные: - Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе Оздоровительные: - Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма 1. 3 Основные принципы программы Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными возможностями. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видов деятельности. Принцип преемственности – обеспечивает преемственность образования детей на разных возрастных этапах. Предполагает достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребенка в образовательном учреждении и семье. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов – выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОО. Принцип систематичности и последовательности – предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков. Принцип активного обучения – обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества( игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально и др. ) Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей. Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно- творческой деятельностью. Принцип деятельности( деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях. Ожидаемые результаты Результатами музыкально- оздоровительной работы являются: - Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей. - Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка. - Повышение уровня речевого развития. - Снижение уровня заболеваемости. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Учебный план Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально- образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога- музыканта и нормативным способом. В целях проведения коррекционной работы проводится пошаговый контроль, обладающий обучающим эффектом. Занятия проводятся 2 раза в неделю с сентября по май, организуются занятия по музыкальному воспитанию в музыкальном зале. Также проводятся индивидуальные занятия с детьми, имеющими затруднения в освоении программы. 2. 2. Содержание психолого- педагогической работы образовательной области художественно- эстетическое развитие. Музыкальная деятельность. Формы, методы, приемы, структура занятия, средства обучения. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; совместная музыкальная деятельность взрослых( музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Музыкально- оздоровительная работа в ДОУ – это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка. Для решения задач по созданию этой системы была разработана здоровьесберегащая модель организации музыкально- оздоровительной работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты: Мониторинг анализа физического здоровья воспитанников, развития музыкальности, отслеживании социально- эмоционального комфорта детей в музыкальной среде группы. Организация музыкальной здоровьесберегающей среды. Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности. Просвещение педагогов и родителей. Основой работы по реализации здоровьесберегающей модели являются результаты диагностики развития музыкальности, креативности детей в музыкально- образовательной, среде мониторинга анализа физического здоровья дошкольников. 3. Основные направления программы Основной формой музы кальной деятельности в ДОУ являе тся –н епосредственная образовательная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности. Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование на каждом занятии следующие здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии Цели Песенки- распевки. Подготавливают голос к пению. Дыхательная гимнастика- Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении- Способствует восстановлению центральной нервной системы- Улучшает дренажную функцию бронхов- Восстанавливает нарушенное носовое дыхание Артикуляционная гимнастика- Способствует тренировке мышц речевого аппарата- Ориентированию в пространстве Игровой массаж- Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей- Нормализует вегетососудистый тонус Пальчиковые игры- Развивают речь ребёнка- Развивают двигательные качества- Повышают координационные способности пальцев рук- Соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием- Формируют образно- ассоциативное мышление Речевые игры- Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности- Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки Музыкотерапия- Способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно- игровой деятельности- Слушание правильно подобранной музыки: - Повышает иммунитет, - Снимает напряжение и раздражительность- Уменьшает головную и мышечную боль- Восстанавливает спокойное дыхание Работа с сотрудниками. - Повышение профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесозидания воспитанников; - И зучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик; 2. 5. Работа с родителями. Сплочение родительского коллектива в направлении здоровьесозидающей деятельности; Повысились знания и умения родителей в организации деятельности по формированию здорового образа жизни семьи. Развитие доверительных отношений между родителями и детьми; Удовлетворение обр азовательных запросов родителей. . III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Организационный раздел содержит описание материально- технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды. Одним из важнейших средств развития музыкальности и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. Структурными составляющими комфорта считают психологический комфорт, интеллектуальный комфорт, физический комфорт. Психологический комфорт - это положительные эмоции, способы взаимодействия детей со средой. Для меня – это прежде всего гуманно- личностный подход, субъект- субъектные отношения. Интеллектуальный комфорт - способность, возможность и интересы ребёнка. В моей музыкальной практике интеллектуальный комфорт ребёнка достигается сменой видов деятельности, темпом, поддержкой со стороны взрослого, верой в собственные силы. Физический комфорт - соответствие между телесными потребностями ребёнка и предметно- пространственными условиями среды. Комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей. В наших ДОУ города создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей. Педагоги соблюдают активность и отдых, коллективной и индивидуальной деятельности. Все помещения ДОУ выдержаны в спокойных, светлых тонах, что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей. О бразовательная макросреда ДОУ, где осуществляется музыкально- оздоровительная работа, представляет собой: Помещения Процессы Участники Музыкально- физкультурный зал- утренняя гимнастика- музыкальная НОД- физкультурная НОД с музыкальным сопровождением- музыкально- спортивные праздники и развлечения- праздники, утренники, развлечения, концертная деятельность- индивидуальная деятельность- дети- музыкальный руководитель- воспитатели- учитель- логопед- родители Групповые помещения- самостоятельная деятельность детей в музыкальных мини- центрах- гимнастика после сна- дети, воспитатели, учитель- логопед Музыкальная гостиная- постановки сказок, музыкально- литературных композиций, кукольных спектаклей- индивидуальная и подгрупповая музыкальная НОД- досуги и развлечения- дети, воспитатели- музыкальный руководитель- родители Территория детского сада- Музыкальные праздники и развлечения- Спортивные праздники и развлечения с музыкальным сопровождением- дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители Музыкально- развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини- центры музыкального развития в каждой возрастной группе. Там представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности. Музыка должна сопровождать детей повсюду во всех группах нашего ДОУ используются средства ТСО и ИКТ. Используемая литература: «Сценарии оздоровительных досугов», автор М. Ю. Картушина; Анисимова М. В. Музыка здоровья: - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 128 с. Арсеневская О. Н. Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. - Волгоград, 2009. - 204 с. Нацвина О. Н. Обучение основам музыкальной грамотности. Путешествие паровозика Тимошки. Рабочая тетрадь. - СПб. , 2013. - 48 с. От рождения до школы. Основная образовательная прог рамма дошкольного образования/ П од ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3- е изд. , испр. и доп. - М. , 2015. - 368 с Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» Зарецкая Н «Танцы в детском саду»