a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа по выявлению музыкальных способностей

Автор: Козлова Елена Владимировна Опубликовано: 2020-09-07 16:50:00

Документы для скачивания

Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее. Д. Б. Кабалевский Способности — это психическое свойство, способствующее освоению и обучению, а не открытию и изобретению; способ ности не равны таланту, с помощью которого рождаются высочайшие достижения человечества. Талант не возникает из способностей и не явля ется их высшей ступенью, а пред ста вляет собой иное, интегративное и многокомпонентное психическое свойство, ко торое включает в себя операцион ную часть( способности) , креативную часть( ее можно на звать одаренностью) и эмоциональную часть( мотивацию и прочие сопутствующие компоненты) . Каждый талант должен обла дать всем набором необходимых психических свойств и качеств — и операционными, и креативными, и эмоциональны ми. Отсюда вытекает чрезвычайная редкостность таланта, его высочайшая исключительность. П од сл овом способности подразумевается- способности как свойства или качества, делающие человека  пригодным к успешному выполнению какого- либо видов обществ енно полезной деятельности. С пособности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов, но также и в процессе их создания. И зучая возрастные осо бенности развития способностей все способности ребенка, развиваются во взаимодействии его со средой, в играх и занятиях, под вли янием обучения и воспитания, другими словами- способность не может возникнуть вне соответствующ ей конкретной деятельности. С пособность существует только в д вижении, только в развитии. Принято различать способности общие и специальные. В нашем случае музыкальная деятельность предполагает, в первую очередь, развитие специальных способностей. Выделяют несколько критериев, по которым можно судить о выраженности способностей. Среди них – результативность деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий среды. При всём разнообразии подходов к основным музыкальным способностям причисляются: - ладовое чувство — способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; - музыкально- слуховые представления — способность звуковысотного отражения мелодии; - чувство ритма — способность активного двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения. Для изучения способностей исследователи применяют различные приёмы: наблюдение, естественный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов. Данная Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся содержит краткий теоретический материал, необходимый набор диагностических методик, описание методов работы, примеры фиксации результатов, план диагностических процедур и перечень литературы. Программ а представляет исследование и  реализуется в форме естественного эксперимента, дополненного данными наблюдений, экспертных оценок и анализа результатов деятельности. ЦЕЛЬ. ЗАДАЧИ. Цель: - создание условий для выявления музыкаль ных способностей дошкольников. Задачи: - создание системы целенаправленного выявления уровня музыкальных способностей у детей, не имеющих музыкальной подготовки; - определение методов и приёмов обучения для развития специальных музыкальных способностей; - формирование музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха; - обеспеч ение возможности для воспитанников проявлять способности в творческой, концертной, конкурсной деятельности. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ Для решения поставленных задач необходимо: - выявить уровень базовых музыкальных способностей при помощи соответствующих методов диагностики; - определить наиболее адекватные методы и приёмы работы, направленные на развитие музы кальных способностей дошкольникв; - использовать необходимый диагностический инструментарий для определения уровня развития способностей на разных этапах обучения. МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально- слуховых представлений и чувства ритма. Эмоциональная отзывчивость на музыку в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. - Ладовое чувство-  способность эмоционально различать или чувствовать выразительность звуковысотного движения. Это – эмоциональный компонент музыкального слуха, проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки. - Способность к слуховому представлению-   э то слуховой или репродуктивный компонент музыкального слуха. Проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. - Музыкально- ритмическое чувство-  способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. М ониторинг по выявление музыкальных способностей детей является модифицированным и составлен на основе: - «Программы воспитания обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и инновационной примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2012. Журнал «Музыкальный руководитель» № 5 2007г. С. Мерзляковой «Планирование и уровневая оценка развития детей дошкольного возраста» Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007г. Мониторинг состоит из 4 разделов. Д ля сравнения динамики развития в начале и в конце учебного года, чтобы выявить компоненты, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребёнка. Этапы работы: Диагностический. Сбор информации по проблеме. Практический. Проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач. Обобщающий. Итоговая диагностика, оценка результатов. Критерии оценивания: Оценка уровня развития музыкальных способностей детей проходит по трех бальной системе. 0 баллов – негативное отношение ребёнка к музыке, к музыкальной деятельности. 1 балл – ребёнок малоэмоционален, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности, не справляется с заданием. 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания. 3 балла – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого.    Для проведения диагностики музыкальных способностей ребёнка используется групповая и индивидуальная форма работы. Для индивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальные произведения и разработать   задания для детей. 1раздел. Музыкальные способности. Показатели, характеризующие уровень музыкального развития детей Возраст детей Выявление уровня звуковысотного слуха Выявление уровня ритмического слуха Выявление уровня ладотонального слуха Старшая группа( 5- 6 лет) Различать высокие и низкие звуки в пределах кварты. «Труба» Е. Тиличеевой Определить ритмический рисунок из четвертной и восьмой ноты в четырёхтактном построении. Задания: «Музыкальные молоточки», «Труба» Е. Тиличеевой Определять на слух завершённость мелодии. Задания: Пособие «Музыкальный домик» Подготовительная к школе группа( 6- 7 лет) Различать высокий и низкий звуки в пределах терции. «Бубенчики» Е. Тиличеевой Слушать мелодию и отхлопывать ритмический рисунок из четвертной и восьмой ноты в четырёхтактном построении. Задания: « Кукушечка » Е. Тиличеевой М/ Д игра «Три поросёнка» Определять на слух завершённость и незавершённость мелодии. Задания: Пособие «Музыкальная лесенка» 2 раздел. Восприятие музыки. Показатели, характеризующие уровень музыкального развития детей Возраст детей Выявление особенностей восприятия музыки Восприятие 2- 3 частной формы в условиях темповых и динамических изменений Старшая группа( 5- 6 лет) Различать на слух три пьесы, разные по характеру и жанру( марш, колыбельная, плясовая) Задания: «Марш» Д. Шостаковича «Вальс» Д. Кабалевского «Колыбельная» р. н. м. Определять 3 контрастные части пьесы. Задания: «Марш» Д. Шостаковича Подготовительная к школе группа( 6- 7 лет) Различать на слух три пьесы различного характера, одного жанра( полька, пляска, вальс) Задания: «Три танца» Г. Левкоди мова В процессе слушания пьесы трёхчастной формы, определять начало звучания каждой части. Задания: «Клоуны» Д. Кабалевский 3 раздел. Исполнительство. Показатели, характеризующие уровень музыкального развития детей Возраст детей Выявление качества певческих умений Выявление качества музыкально- ритмических движений Выявление качества приёмов игры на детских музыкальных инструментах Старшая группа( 5- 6 лет) Исполнять хорошо знакомую песню в сопровождении фортепиано, повторить индивидуально с частичной помощью педагога. Задания: Любое программное произведение по выбору педагога Выполнять движения небольшими группами( поскоки, шаг с притопом, кружение парами) . Задания: «Приглашение» р. н. м. Играть на бубне, треугольнике, металлофоне. Задания: «Дон- дон» р. н. песня «В нашем оркестре» Подготовительная к школе группа( 6- 7 лет) Петь знакомую песню первый раз с помощью педагога, затем без сопровождения. коллективно исполнять песни. Задания: Любое программное произведение по выбору педагога Выполнять небольшими группами движения танца: в композиции из двух движений( оценивается выразительность движений, ритмичность, правильное выполнение танцевальных движений) . Задания: «Полька» Ю. Чичкова Исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии. Задания: «Бубенчики» «Гармошка» «Наш оркестр» Е. Тиличеевой 4 раздел. Творческие проявления Показатели, характеризующие уровень музыкального развития детей Возраст детей Выявление способности к песенной импровизации. Выявление способности к танцевально- игровой импровизации Старшая группа( 5- 6 лет) Импровизировать мелодии на заданную тему. Задания: «Колыбельная» р. н. песня «Придумай песенку» Придумывать пляску с использованием знакомых движений; уметь самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Задания: «Зеркал о» р. н. м. «Как у наших у ворот» р. н. м. Старшая группа( 5- 6 лет) Импровизировать мелодии на заданную тему. Задания: «Тихая песенка» «Громкая песенка» «Медленная песенка» «Быстрая песенка» Г. Струве Уметь придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами; уметь импровизировать под музыку соответствующего характера( лыжник, лукавый котик и т. д. ) . Задания: «Русский перепляс» р. н. песня «Вышли куклы танцевать» В. Витлина «Танец медведя и медвежат» Г. Галинина Данная методика позволяет  наглядно представит ь как «слабые», так и «сильные» стороны музыкальности ребёнка, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии музыкальных способностей ребёнка. Вступительные испытания позволяют констатировать наличие тех или иных музыка льных способностей у детей, но не определяют успешности их последующего обучения. Оценка перспектив развития возможна только после начала обучения с учетом возраста и мотивации. Тем ни менее, полученные данные позволяют определить направл ение работы с каждым ребёнком в зависимости от полученных результатов. Используемая литература: 1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. М. : ВЛАДОС, 2004. 153с. М. : Магистр, 1993. 4.          2. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М. : Таланты – 21 век, 2004. 3. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. – М. : «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 4. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов. / Под ред. К. М. Гуревича Е. М. Борисовой. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. 5. Старчук М. Психология одарённости детей и подростков. Музыкальная одарённость – М. : «Академия», 1996. ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица № 1 № Ф. И. 1 раздел Музыкальные способности ИТОГИ в баллах Звуковысотный слух Чувство ритма Ладотональный слух С М С М С М С М 1. 2. Таблица № 2 № Ф. И. 2 раздел Восприятие музыки ИТОГИ в баллах Определение жанра музыки Восприятие частей музыки С М С М С М 1. 2. Таблица № 3 № Ф. И. 3 раздел Исполнительство ИТОГИ в баллах Пение Муз. - ритм. движения Игра на детских музыкальных инструментах С М С М С М С М 1. 2. Таблица № 4 № Ф. И. 4 раздел Музыкальное творчество ИТОГИ в баллах Песенное Танцевально- игровое С М С М С М 1. 2. Таблица № 5 ИТОГОВАЯ № Ф. И. 1 раздел Музыкаль- ные спо- собности 2 раздел Восприя- тие музыки 3 раздел Исполни- тельство 4 раздел Музыкаль- ное твор- чество ИТОГИ в баллах в% уро- вень С М С М С М С М С М С М С М 1 2

Оставить комментарий: