a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультация для педагогов

Автор: Самарская Валентина Михайловна Опубликовано: 2020-09-21 18:10:00

 

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Создание условий для художественно эстетического развития детей в группе».

Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

Современное оформление уголка изобразительного искусства в детском саду может состоять из оформления выставки детских рисунков в раздевалке и уголка с материалами, наглядными пособиями, красочными рисунками и тематическими атрибутами непосредственно в группе.

Самое главное, чтобы уголок изо-деятельности, развивающая среда в детском саду была размещена в наглядном, оптимальном, удобном, доступном для детей месте. Важно, чтобы дети чувствовали себя владельцами игрушек, имели свободный доступ к художественным, творческим материалам.

Обязательное условие - высокая культура оформления и эстетичность, а также гибкое и расширенное использование организованного пространства уголка. С целью знакомства родителей с творчеством своих малышей выставки детских работ следует оформлять в раздевалке или же в непосредственной близости от выхода из группового помещения. Варианты оформления могут быть самыми разнообразными. Например, можно предложить вариант, когда поделки демонстрируются на стенде, возможно с дорожками из лески, на которую при помощи скрепок и других подручных материалов вешаются рисунки.

ИЗО уголки в детском саду помогают создать в группе оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Ребята получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной, творческой деятельности, знакомства с окружающим миром, познания свойств предметов, цветов, соотнесении понятий «предмет-цвет» и т. д.

Рекомендуется, что бы в уголке располагался столик с крышкой или мольберт, всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, фартуки, материалы для лепки, в общем, все, что будет способствовать художественному развитию ребенка. Материалы, по возможности, лучше разместить в шкафу или специальной тумбочке.

В уголке также для наглядности следует поместить репродукции, картины, портреты художников, изделия декоративно-прикладного, народного искусства (дымка, гжель, хохлома). Там же необходимо расположить различные дидактические игры для знакомства деток с различными направлениями и жанрами — натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками. В уголке художественного ручного труда важно расположить образцы тканей, швов и др. материал для познания окружающего детьми.

Воспитателю необходимо познакомить детей с уголком изобразительного искусства:

  1. Рассказать о его устройстве и непосредственном назначении;
  2. Приучить детей рассматривать картинки, творческие материалы и прочие атрибуты только там;
  3. Сообщить детям правила, которые нужно соблюдать, относительно изо-уголка:

- брать альбомы, репродукции, портреты только чистыми руками;

- перелистывать осторожно;

- не рвать, не мять, не использовать для игр;

- после того как посмотрел, всегда класть книгу, картину на место.

Прежде, чем приступать к оформлению, продумайте, что и где вы поместите, без какой составляющей вам не обойтись. Добивайтесь эстетичности и актуальности в оформлении. Итак, основными и важными условиями оформления изо-уголков для всех групп детского сада являются:

  1. Оптимальное расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность, безопасность;
  2. Использование ноток «детской руки» в оформлении;
  3. Наличие произведений искусства, соблюдение возрастных требований;
  4. Наличие изобразительного материала: разнообразие, возрастные требования, доступность;
  5. Наличие оборудования для рисования, лепки, аппликации;
  6. Не пренебрегайте работой с цветом, с линиями;
  7. Использование различных техник изобразительного творчества, композиций;
  8. Присутствие народно-прикладного искусства;
  9. Демонстрация различных жанров живописи, образцов из глины; предметов художественного ручного труда;
  10. Организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития - перспективные планы.

Особое внимание в сотворчестве «педагог-ребенок-родители» уделяется изобразительной деятельности. Органи­зуя игры-занятия по рисованию, в каче­стве предмета предлагаем детям совре­менные художественные материалы. Это нетоксичные, специально разработанные материалы для детей раннего возраста. Они яркие по цветам, эргономичны, удоб­ны в деятельности, вызывают положительный эмоциональный отклик.

О бумаге, красках и карандашах

Чтобы поддержать интерес ребенка к рисованию, бумагу подбирайте разного формата (тетрадный лист, альбомный (А 4), больше альбомного (А 3)), разной фактуры (тонкая и плотная) и разного цвета (рисуем белой и желтой краской на темном фоне).

Предлагайте детям материалы для рисования только хорошего качества. Вид материалов также влияет на желание, настрой ребенка. Карандаши, восковые мелки, фломастеры, «пальчиковые» кра­ски, гуашь, кисточки должны быть собра­ны в удобных стаканах или коробках, быть не только хорошего качества, но и привлекательного вида (карандаши и восковые мелки отточены, фломастеры свежие).

Кисточки для рисования используйте  круглые №6 и №2-3 из волоса белки. Гуашь немного разведите водой до конси­стенции густой сметаны. Приучайте кроху набирать кисточкой краску, убирать лишнюю, отжимая о край баночки. После рисования вместе промойте кисть (банка с водой должна стоять рядом) и осушите ее с помощью салфетки из ткани.

После занятия рисованием ребенок вместе с взрослым каждый раз убирает материалы, ставит все на место, вытирает, если это необходимо, стол, моет руки. Это войдет в привычку, и скоро малыш будет это делать сам, без напоминаний.

Материалы и инструменты уголка изо деятельности согласно возрастным особенностям дошкольника:

Младшая группа

  1. Карандаши цветные в отдельных подставках, коробках
  2. Листы белой и цветной бумаги (размер, примерно 21х15 см)
  3. Кисточки, гуашь, банки для воды
  4. Клей, формы, оставшиеся после занятия аппликацией (в расчете, примерно, на 4-5 детей)
  5. Пластилин в виде шариков, доски
  6. Предмет, который сейчас изучается на занятиях по изобразительной деятельности, его графическое изображение
  7. Дидактические игры по изобразительной деятельности (в уголке - 2-3)

Средняя группа

  1. То же, что и в младшей группе, только карандашей желательно 12 цветов
  2. Образцы прикладного искусства – дымковская игрушка, филимоновсткая, богородская, керамическая посуда (выставляется в уголке в соответствии с планом; можно сделать альбомы)
  3. Шаблоны (дымковская игрушка и т.д.)
  4. Дидактические игры (2-3, в соответствии с планом; желательно иметь игры по всем темам)

Старшая и подготовительная к школе группы

  1. Образцы народных промыслов, альбомы с образцами – жостово, хохлома, городец. Гжельская посуда, каргопольская, дымковская, богородская игрушка. Вологодские кружева, керамика, павло-посадские платки и т.д. (выставляется не все сразу, а соответственно плану работы). Дидактические игры по изобразительной деятельности
  2. Предмет, который сейчас изучается на занятиях по изобразительной деятельности или тема (иллюстрация), его графическое изображение
  3. Все для лепки, аппликации, рисования в расчете на 5-6 детей: бумага, картон разных тонов, кисточки, гуашь, акварель, банки для воды, клей, цветная бумага, пластилин, доски, стеки
  4. Шаблоны из твердого картона (силуэты изделий, которые дети расписывают). Репродукции картин русских художников

Оформление уголка может быть разным у каждого воспитателя. Главное – индивидуальный подход, наглядность, соответствие возрастной норме. Остальное - зависит от творческих способностей и фантазии педагога дошкольного образования.

Хочется остановиться на таком вопросе, как выставка детского творчества в детском саду. В некоторых дошкольных учреждениях такие выставки просто отсутствуют. В худшем случае рисунки детей находятся в папке, где на титульном листе написаны тема и задачи занятия неразборчивым почерком воспитателя.

Родители берут эту папку в руки и нервно перебирая, ищут рисунок своего ребенка, оценивая рисунки по своим критериям. Бывает и так, что родитель скажет, что у Васи лучше или, наоборот, хуже. Но если бы была выставка? Впечатление от детских работ было бы совсем другое. Детские работы имеют одну особенность, которая заключается в том, что детские, рисунки дополняют друг друга. Воспитатель  может расположить  работы  так, чтобы чередовался фон, чтобы цветовые пятна распределялись по всей выставке равномерно или, наоборот, контрастно; можно   сделать   хронологию   событий («Наш праздник»), сюжета (иллюстрирование сказки), можно сделать тематическую выставку «Осенний парк», «Морозные окна», «Наши бабушки» и т.д. Мы же с вами бываем в картинных галереях, рассматриваем картины, аккуратно разве­шанные на стенах. Наши дети достойны того, чтобы их работы имели несколько дней славы, их личной славы, личной гор­дости за собственное, хоть и маленькое достижение. Кроме того, это воспитывает у детей взаимоуважение, если, конечно, воспитатель проведет беседу о том, что каждый человек видит мир своими глаза­ми и изображает его по-своему, у каждого художника свой стиль и нельзя говорить, что хуже, а что лучше, в каждой работе воспитатель  обязан  найти  то, за  что можно   похвалить.    Родители    оценят выставку и будут вам благодарны, они увидят детские работы даже в том случае, если у них заняты руки или они очень спе­шат. Ни один ребенок не позволит папе или маме уйти и не поднять глаза на детские работы. Каждая выставка должна иметь название, здесь придется потру­диться маркерами, фломастерами или плакатными перьями, например, «Наши мамы», «Жостовский поднос», «Цирк», «Любимые игрушки», «Моя семья» и т.п. Кроме того, можно подписывать детские рисунки, придумывать им названия вместе с детьми, например, на выставке «Дере­вья»: «Танцующее дерево», «Грустная осинка», «Подружки-березки», «Ветер тихо клен качает...», «Надломленное деревце», «Дуб-богатырь», «Веер-дерево» и т.п. Читая такие названия, родители уже не будут требовать от своих чад ровного и прямого ствола... Несколько раз я делала выставки детских работ, и каждый раз это было событие.

Организовывая детскую выставку, вы уже не просто воспитатель, а арт-директор. Арт-директор — художественный руководитель и воплотитель проекта. Общее название для целого ряда анало­гичных должностей в различных областях деятельности, таких, как реклама, изда­тельский бизнес, кино, дизайн, телевиде­ние. Арт-директор контролирует работу всей творческой команды и несет за нее ответственность. По сути, в его обязанно­сти входит контроль всех визуальных аспектов (Википедия).

Выставка детского творчества должна быть мобильной, легкой в использовании, гигиеничной и, конечно же, эстетичной. Сейчас в ДОУ появились пластиковые стенды с пластиковыми «кармашками». Они дорогие, «кармашки» нельзя повер­нуть из горизонтального положения в вер­тикальное или наоборот, они определен­ного формата, например А-4. А ведь на занятиях дети  учатся композиции и можно уменьшить детскую работу, загнув бумагу вдоль или поперек. Формат рисунка может быть нетрадиционным: круг, ромб, квадрат.

В Финляндии делают выставки на окнах первого этажа школы, детские аппликации прилеплены лицевой стороной на улицу, и родители могли посмотреть выставку, не заходя в помещение школы (сейчас и у нас в канцелярских магазинах появилась специальная липучка, которая прилепляет бумагу к любой поверхности, кроме того, она многоразовая, но можно и на скотч). Во Франции — рисунки, висящие на натянутой веревке, закрепленные бельевыми разноцветными прищепками. Кроме того, можно устроить выставку на магнитах. Арт-директор может придумать и что-то свое, оригинальное, самое главное, чтобы все (обязательно все) все детские рисунки были на выставке.

Пусть в Лувре, музее Орсэ, в Третьяковской галерее, в Русском музее картины находятся в роскошных рамах, их создатели лучшие мастера. А в наших детских садах будут незатейливые выставки леске, на магнитах, на окне. Пусть каждый ребенок   почувствует  себя   настоящим художником, а каждый родитель осознает, что его ребенок талантлив. Возможно, когда-нибудь шедевры наших детей будут находиться в известных галереях мира и в роскошных рамах. Но пока они юные художники, и выставки могут быть юными, детскими, наивными, смешными, трогательными.   Самое   главное,  что выставки становились день ото дня интереснее  для  посетителей,  чтобы  бы видно развитие детей  и  их огромное желание творить. Постоянно работающая выставка, которая часто меняет экспозицию, может стать мостиком интеллигентного общения педагога и семьи, больше доверительного общения взрослых с детьми. А когда есть общие интересы, взаимоуважение и доверительное отношения наступают гармония и доброта. Творчество не имеет границ, у музы билет с открытой датой, все дети гениальны, вы убедитесь в этом, если взаимодействие педагога с семьей будет действительно на высоком уровне.

Оставить комментарий: