Рабочая программа «Музыка вокруг нас»
Документы для скачивания
Пояснительная записка
В настоящее время в России существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного образования. Если в начале третьего тысячелетия мы наблюдали такие явления, как демографический спад, недооценка роли искусства как одного из важных средств воспитания и развития личности, падение интереса родителей к музыкальному образованию, вследствие чего уменьшилось число детей, поступающих в школы искусств, то в последние годы в области музыкального воспитания и образования наметились изменения. Справедливости ради стоит сказать, что преобразования на основе гуманизации и демократизации, произошедшие в последние годы, коснулись не только сферы обучения, но и воспитания в ДШИ.
Современная школа искусств – это тип образовательного учреждения, назначение которого состоит в развитии способностей, заложенных в ребенке, это открытая система, гуманистически ориентированная на реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства, это выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей и, в первую очередь, личности ребенка.
Основной задачей в музыкальной школе является обучение игре на инструменте. Музыкальное развитие ребенка осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеклассно-воспитательной работе. Специфика школы искусств диктует иную установку организации воспитательного процесса: создание целостной культурной среды, взаимосвязанной с учебным процессом. В этом случае само искусство становится средой для проведения воспитательной и учебной работы. Как писал известный композитор и педагог Д.Б. Кабалевский: «Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль».
В отличие от задач учебного процесса внеклассно-воспитательная работа строится на включении ребенка в окружающую его жизнь, а также на развитии творческого потенциала личности. Привлекая детей к участию в совместных мероприятиях и выступлениях, мы даем им возможность ощутить радость общения и сопричастности к общему делу, развиваем культуру совместной деятельности, поэтому наполнение новым содержанием воспитательного процесса в системе дополнительного образования является актуальным, так как влияет на формирование растущей личности в целом. К сожалению, эта сфера воспитания отстает от современных требований педагогической и социокультурной сферы, так как в музыкальных школах внеклассно-воспитательная работа ведется в большинстве случаев с опорой пусть на положительные, но устаревшие формы и методы привлечения учащихся к творческой деятельности. Возникшее противоречие выявило необходимость разработки инновационных форм и методов, критериев оценки внеклассной работы в условиях учреждения дополнительного образования.