a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Материал к уроку "Литературное чтение" - Лермонтов М.Ю.

Автор: Шкабара Галина Владимировна Опубликовано: 2014-12-23 15:32:54

Документы для скачивания

Урок литературного чтения, 4 класс 13. 10. 2014 Тема: " М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Презентация к уроку Цели урока: повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве; определить основные мотивы  поэзии Лермонтова;   проследить особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841 гг.    Оборудование урока: презентация «М. Ю. Лермонтов» Ход урока Организационный момент. Сообщение целей урока. Работа по презентации. Слайды 1, 2 М. Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве.   Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных. Слайды 3, 4, 5 Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии.   Принадлежало оно  бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Л. умерла.   Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала  Ю. П.   деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства. Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика. Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления Слайд 6 в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г. , он сразу же поступает в Московский университет. Слайд 7 Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете. В 1832 году из- за участия в « маловской истории»( бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорамиЛермонтов  был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург. Слайд 8 где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Слайд 9 По окончании Школы в 1834 г. М. Ю. Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка. Слайд 10 Адресаты любовной лирики Лермонтова-   Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: " К С. " ( " Вблизи тебя до этих пор. . . " ) , " Благодарю! " , " Весна" , " Стансы" ( " Взгляни, как мой спокоен взор. . . " ) , " Расстались мы, но твой портрет. . . " и   Варвара Александровна Бахметева( урожденная Лопухина) ,    сестра товарища по университету Лермонтова.   Чувство к ней отражено в стихах" К Л. " ( " Подражание Байрону" ) , " Для чего я не родился. . . " Слайд 11  Зимой 1837г. , откликаясь на смерть А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.   Приписанные  к нему вскоре 16 строк( начиная со слов: «А вы, надменные потомки…»)   вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где пробыл чуть больше года. Слайд 12 Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку. Слайды 12- 13 В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. Ф. Одоевским – писателями пушкинского круга. Слайд 14 1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист». 1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И. С. Тургеневым и В. Г. Белинским. Слайд 15 Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М. Ю. Лермонтова к красавице княгине М. А. Щербатовой. И  Лермонтов,   и  Э. де   Барант  увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову. Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию. Слайды 16 Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что был представлен к награде.   Зимой 1840 г. , вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург.   Слайд 17 В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М. Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ. 13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом.   Лермонтов громко пошутил по этому поводу. М артынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов. Слайд 18 Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, чтоЛермонтов считал ссору незначительной, а примирение  необходимым и   возможным,  служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.    Слайд 19" Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу" , - напишет Белинский. Слайд 20 1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.    Поэта гениального и так рано погибшего.   Бессмертного и всегда молодого.    Слайд 21 Периоды творчества М. Ю. Лермонтова 1828 – 1836  -   ранний период     1837 – 1841  –  зрелый период Лермонтов, по словам Белинского,  - " поэт совсем другой эпохи" , " его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества" . Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с  1828- го до начала 1850- х годов.  В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30- 40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно- исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные" Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России. В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30- х годов, Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828- 1836 гг. и 1837- 1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в  ранней лирике  Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения( " Жалобы турка" , " Желание" ) . Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона. В  зрелой лирике  Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно- политической мыслью этого периода( Пушкин, Чаадаев, Белинский) . Появляются стихи- размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины. Таким образом,   основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это:    жажда свободы, вольности, борьбы( " Парус" , " Узник" , " Пленный рыцарь) ; разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром( " В минуту жизни трудную. . . " , " И скучно и грустно" , " Горные вершины" , " Утес" , " Листок" , " Когда волнуется желтеющая нива. . . " ) ; любовь- страдание( " Нищий" , " Нет, не тебя так пылко я люблю. . . " , " Расстались мы, но твой портрет. . . " ) ; критика самодержавия и светского общества( " Прощай, немытая Россия. . . " , " Смерть поэта" ) ; осмысление судьбы своего поколения( " Дума" ) ; положение народа и Родины( " Родина" , " Бородино" ) ; трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии( " Я жить хочу! хочу печали. . . " , " Не обвиняй меня, Всесильный. . . " , " Поэт" , " Пророк" ) ; 5. Итог урока. В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830- х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов- романтиков.   На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829- 1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его" от страшной жажды песнопенья" , которая" лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв" на злато" свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд. 6. Домашнее задание. 1)  Рассказать о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.   2) Подготовьте реферат на тему творчество Лермонтова М. Ю.

Оставить комментарий: