Игра
Документы для скачивания
Организация развивающей предметно- пространственной среды Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта( ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги- практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно- развивающей среды ДОУ. Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»( С. Л. Новоселова) . Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно- речевую и познавательно- творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Требования ФГОС к развивающей предметно- пространственной среде: 1. предметно- развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. 2. доступность среды, что предполагает: 2. 1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2. 2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам( центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально- игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно- поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам- детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов( веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно- печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников- старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметн о- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды: Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметн о- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно- временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием( например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п. ) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект: - показ предмета и его называние; - показ действий с предметами и их называние; - предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование. Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально- потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Внедрение ФГОС дошкольного образования. Игровая деятельность дошкольников. - Что ты больше всего любишь делать в детском саду? - Играть. - А дома ты играешь? - Играю. - А мама с папой с тобой играют? - Нет, им некогда. И они не умеют. - А тебе хотелось бы, чтобы они иногда с тобой поиграли? - Конечно. Самое любимое занятие детей – игра. Они любят играть и в детском саду, и дома. Им хочется, чтобы взрослые с ними поиграли. А теперь перед нами родители. Попытаемся выяснить у них, действительно ли они так заняты, что не могут найти 15 минут в день для игры со своим сынишкой или дочкой, или, они просто не придают никакого значения игре? Вопрос: Играете ли вы со своим ребенком, или вы считаете, что он в этом не нуждается? Ответы: Она в детском саду играет, во дворе с детьми. Но надо же и полезными вещами заниматься. Что это такое – сидит на кухне с бутылочками разговаривает как с живыми, кормит их с ложки. Ерунда какая – то. А вот учиться читать совсем не хочет. А зачем с ней играть? Она и так в своей комнате все время с игрушками возится. Да она и не любит когда ей мешают. Играть? Это что же, ползать с ним по полу, стрелять и притворятся раненым? Я же не ребенок, я могу почитать или поговорить о чем – либо. Можно привести много примеров, из которых видно, что: родители не играют с детьми не из- за нехватки времени, не потому что они сверх заняты, а потому, что отношение взрослых к детской игре вообще и к необходимости совместной игры с детьми в основном сводится к следующим формулам: - В игре не много пользы, лучше привлечь ребенка к более серьезным занятиям. - Ребенок и сам отлично играет, ему доставляет это удовольствие, поэтому нечего вмешиваться в его игру. Нужно покупать ему игрушки, а уж он сам найдет способ, как ими распорядиться и себя занять. Полезно играть или нет – не важно. Главное – ребенок чем – то занят и не пристает к взрослым. - Играть с ребенком нужно, но не понятно в какие игры играть и как вообще это делать, чтобы это принесло больше пользы. Первая точка зрения явно вредит ребенку( отрицательное отношение взрослых к игре постепенно снижает значение этой деятельности в жизни ребенка) Нужно отметить, что вторая точка зрения самая распространенная. Игра зачем- то нужна ребенку, это как бы неотъемлемая принадлежность его возраста. С этим не нужно ничего делать, повзрослеет – пройдет. Эта точка зрения как бы ни вредит ребенку, и можно было бы с ней примириться. Но оказывается, что развитие ребенка настолько связано с его игрой, что надо не только не мешать, но и всячески способствовать детской игре. Игра для ребенка – средство самореализации, средство самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы «детской комнаты» и построить свой собственный мир. Но у ребенка есть и другие занятия, которые игрой – то не назовешь: лепка, рисование, конструирование. Хотя, в них он вроде бы тоже свободен в реализации своих желаний. Однако в отличи и от игры в них есть ощутимый материальный результат – рисунок, постройка и т. п. , - и от ребенка требуются изрядные усилия, чтобы преодолеть сопротивление материала, получить желаемый продукт. В игре нет таких проблем, как в рисовании, когда краска течет куда не нужно, или в практической деятельности, когда пуговицы не слушаются. Вопрос: - Что же привлекает ребенка в игре? Сам процесс действования – не настоящее, « понарошку ». Ребенок участник интересных событий. Игра позволяет ему остановить мгновение, повторить и прожить его много раз. Таким образом: Игра обеспечивает: - эмоциональное благополучие, - позволяет реализовывать самые разные желания и стремления; - желание действовать как взрослый; - желание управлять вещами( которые на самом деле пока еще не очень подчиняются ему) Однако игра- не только источник удовольствия, она чрезвычайна важна для развития ребенка. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развиваются способность к воображению, образному мышлению. Ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может с помощью условных действий. Сначала – это действие с игрушками, замещающими настоящие вещи. Невозможность реализовать события взрослой жизни через предметные действия с игрушками ведут за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий совершаемых в «уме». Закладывающаяся у дошкольника в игре способность оперировать образами действительности в «уме», создает основу для перехода к более сложным формам мышления, творчества. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития личности в целом. Принимая на себя в игре различные роли, ребенок проникается их чувствами, сопереживает. А это означает развитие у него социальных эмоций, начал нравственности. Дети учатся в игре взаимодействовать с другими людьми, осваивать правила и способы взаимодействия, обретают опыт взаимопонимания, учатся объяснять свои действия и намерения, согласовывают их с другими детьми. В игре ребенок получает опыт произвольного поведения- учится управлять собой, соблюдая правила игры. Учится сдерживать свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля взрослых. Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни. В первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснения учителя, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий. Психологические исследования доказывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учится и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, опыт совместной игры со сверстниками. Игра – форма развития коммуникации, социализации и познания дошкольников. Эта фраза и стала ключевой для очередного районного методического объединения для воспитателей, работающих в старших группах детских садов. Целью методического объединения явилась трансляция опыта воспитателей старших групп по организации игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС. Иванова С. В педагог детского сада №7 «Искорка» провела непосредственно образовательную деятельность по интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество» в игровой форме. Непосредственно образовательная деятельность прошла в непринужденной обстановке. Педагогом были созданы условия для развития речи, сообразительности, внимания, воображения. В течении НОД поддерживалось положительное эмоциональное состояние ребятишек. Руководитель РМО Скиданова И. П. провела диалог- консультацию, где воспитатели совместно искали решения проблемных ситуаций, делились опытом работы с родителями воспитанников. Виноградова С. В. воспитатель Талаканского МДОБУ №2 представила вниманию педагогов презентацию своей работы с детьми по организации сюжетно – ролевых игр «Играя- обучаюсь». Перед играми, Светлана Васильевна организовала экскурсии в супермаркет, где дети выбирали продукты и оплачивали самостоятельно покупки; в салон красоты и т. д. Дети, приобретая реальный опыт, легче и интереснее организуют свои игры. Зырянова С. П. воспитатель Талаканского МДОБУ №3 представила консультацию для воспитателей «Детские игры – дело серьезное», в которой рассказала о том, что «С помощью игр ребенок не только учится познавать мир и взаимодействовать со сверстниками, но может бороться со страхами, преодолевать тревожность и неуверенность», также Светлана Петровна затронула тему – «Причины агрессивных игр детей», «Опасные игры». Привела примеры игр на снятие тревожности у детей. Костюкова И. Г. педагог Новобурейского МДОБУ №5 представила свой опыт работы «Игра – средство познавательного развития дошкольников», рассказала о своей работе с детьми в кружке «Веселый балаганчик». Воспитатели показали все свои знания и умения в деловой игре по теме РМО, доказали, что умеют организовывать детскую игровую деятельность с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 01. 09. 2013г. Федерального закона «Об образовании Российской Федерации». Стандарт разработан на основе Конвенц ии ОО Н «О правах ребенка», Конституции РФ, Законодательства РФ и обеспечивает возможность учета региональных, национальных особенностей народов РФ. Ставиться новая цель в образовании: воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Миссия дошкольного образования: становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости. Стандарт должен нормативно обеспечить гарантии равенства- возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. В связи с этим, вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги- практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно- развивающей среды ДОУ. Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Организуя предметно- развивающую среду в группе необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально- потребностной сферы. Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора. Требования ФГОС к развивающей предметн о- развивающей среде: 1. Предметно- развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. 2. Доступность среды, что предполагает: 2. 1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2. 2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам( центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально- игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно- поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам- детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов( веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек) , которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно- печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников- старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально- потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий