Обобщение опыта работы учителя крымскотатарского языка и литературы
Обобщение опыта работы учителя крымскотатарского языка и литературы Зеленогорской ОШ
Курдади Лейли Эреджеповны
Тема :Пути и методы реализации возможностей изучения развития устной и письменной речи крымскотатарского языка и литературы на уроках и во внеурочное время.
«Чем больше знает учитель, тем легче усваивать его ученикам элементарные знания ,тем больше авторитет и доверием пользуется он среди учащихся и родителей ,тем больше к нему как к источнику тянутся дети»
В.А.Сухомлинский
Курдади Лейля Эреджеповна учитель крымскотатарского языка и литературы, образование высшее, ТГПИ. им.Низами г.Ташкент 1980г .стаж работы 33г. ,аттестация-2010г. ,высшая категория, «Старший учитель», «Учитель-методист» ,курсы повышения квалификации КРИППО-2009г.
Мы живем в современном мире, но современная жизнь не стоит на месте, идет вперед и готовит нам серьезные изменения, новшества, требования.
Одно из требований –использование информационно-коммуникативных технологий. Интерактивное обучение наполняет процесс обучения современными методами и приемами, легко вписываются в учебный процесс ,оживляют и разнообразят содержание обучения.
В центре интерактивного метода должна быть личность ,культура и жизненные интересы ребенка. Только в этом случае между ребенком и учителем может быть связь .Используя интерактивные методы на уроках связь становится сильнее и крепче. Этот метод требует у учеников быть более активными на уроках ,и содержание уроков им более интересна На таких уроках дети стараются больше говорить ,составлять предложения .Кроме этого, дети с помощью интерактивных методов учатся думать ,понимать ,усваивать нужную информацию ,что-то искать ,доказывать свои высказывания.
Современный образовательный процесс немыслим без применения новых ,более эффективных технологий ,призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся формированию навыков саморазвития и самообразования.
Суть интерактивного обучения состоит в том ,что учебный процесс организован таким образом ,что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания ,они имеют возможность понимать, что они знают и думают .Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоение учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад , идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности . Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержке ,что позволяет не только получить новые знания , но и развивает саму познавательную деятельность , переводит ее на более высокие формы сотрудничества.
Существуют различные технологии интерактивного метода ,которые способствуют организации взаимодействия в группе.
Уроки крымскотатарского языка играют огромную роль в развитии культуры, истории, национальных традиций и обычаев, изучение родного языка.
Главная цель моей работы не только давать прочные знания детям, но и воспитывать их любить свою родину и
родной язык.
Чтобы быть настоящим учителем, нужно достичь желаемой цели. Ученики требуют к себе любовь и внимание, нужно найти способности каждого ученика, и протянуть им руку помощи.
В своей практике сталкивалась с различными ситуациями, учила детей с разными характерами и способностями. Старалась подходить к ним индивидуально и помочь им в трудной ситуации.
Работая учителем крымскотатарского языка огромную роль уделяла урокам развития речи, так как уроки развития речи—фундамент крымскотатарского языка. На таких уроках дети учатся строить правильные предложения, найти нужные слова, свободно и правильно высказать свои мысли. На уроках развития речи детям нравится сочинять на различные темы четверостишья. Например: Мектептен къайтып кельсем,
Анама ярдым этем,
Ишлеримни битрсем,
Дерслеримни мен этем.
Или составлять предложения все слова, которые начинаются на одну и туже букву Например: Бизим Бекир байрамлыкъ битасына балабан бакъыр бир бардакъ багъышлагъан, битасы бу бакъыр бардакъны багърына баскъан. Такие предложения выполняют с большим интересом.
На уроках крымскотатарской литературы при ознакомлением с произведением внимание детей обращаю на содержание произведения, художественную идею, особенность языка. К прочитанному произведению учащиеся составляют тесты, вопросы, рисуют рисунки. В такой работе дети показывают свою самостоятельность, развивают творческие способности, интерес и любовь к произведению.
Предлагаю фрагмент урока крымскотатарского языка с использованием технологии «Мозаика». Учащиеся выбирают понравившийся логотип ,прикрепляют его и занимают места за столом.
1задание - соберите стихотворение, которое разрезано по строчкам. Прочитайте его выразительно и определите автора этого стихотворения
Къабримде мелеклер соргъу сораса,
Азраиль тилимни бинъ кере тораса,
«Озь тувгъан тилимде айт манъа !»-дермен,
Озь тувгъан тилимде йырлап,олермен…
2 задание - выпишите в столбик имена существительные и выполните следующие задания:
1группа - поставьте данные существительные в начальную форму
2группа - определите склонение и число
3группа – определите падежи и выделите окончания
Следующий шаг работа в группах .Каждый ученик находит свой логотип и проверяют работу .Далее идет обсуждение.
Еще один фрагмент урока с использованием технологии «Поиск познаний» Например:
Учащиеся делятся на две группы,
- первой группе раздаются слова или картинки с названиями животных (къой,эчки ,тувар ,ат ,копеек,мышыкъ),
-второй группе раздаются слова или картинки с названиями детенышей этих животных «бузав ,тай ,копеек баласы .мышыкъ баласы ,къозу, эчки баласы» ,дети должны найти свою пару и составить по два-три предложения.
На таких уроках дети учатся работать самостоятельно, выражать свое мнение , создается атмосфера доброжелательности, повышается настроение, уроки похожие на игры.
.В итоге такой работы обогащается словарный запас ребенка ,усваивается литературная речь. Для эффективного применения интерактивных методов я, для того чтобы охватить весь необходимый материал и глубоко его изучить, тщательно планирую свою работу.
Как показывает опыт, групповая работа форма организации деятельности . Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использование этой формы работы т.е. нужно создать условия для развития мышления, материал отбирать
по принципу «от простого к сложному».
Использование в работе технологии интерактивного обучения
дает ученику:
-осознание включенности в общую работу
-развитие навыков общения
-развитие личностной рефлексии
-повышение познавательной активности
классу:
-формирование класса как групповой общности
-повышение познавательного интереса
-развитие навыков анализа и самоанализа
учителю:
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса
-формирование мативационной готовности к межличностному взаимодействию не только учебных, но и в иных ситуациях.
В заключении хочется сказать, что главное в работе учителя- это стремление к творческому поиску.
Цель инновационной деятельности – повышение качества преподавания через применение ИКТ, что в свою очередь, будет способствовать повышению качества знаний учащихся и развитию их творческих способностей.
Такие уроки позволяют ученикам видеть пользу от изучаемого материала, предмета следствием чего является повышенный интерес и качество образования по изучаемому предмету, активизируются психические процессы учащихся: воспитание, внимание, память, мышление ; гораздо активнее происходит возбуждение познавательного интереса.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий