рабочие программы по внеурочной деятельности
Документы для скачивания
Пояснительная записка В 2014- 15уч. г. предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»( школьный компонент) перенесен во внеурочную деятельность в связи с переходом начального звена на пяти дневную учебную неделю. За основу программы по внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности» взята примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности( Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. – 4е издание, - М. : Просвещение, 2011», учебной предметной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» Л. П. Анастасовой, П. В. Ижевского, Н. В. Ивановой, М. : Просвещение, 2010 Главными задачами обучения по данной программе являются: развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Изучение ОБЖ направлено на достижение следующих целей: привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни; сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. Главными задачами обучения являются: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Данная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 2 класса рассчитана на 34 часа в учебном году, 1 час в учебную неделю, 34 учебные недели. Учебная предметная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» Л. П. Анастасовой, П. В. Ижевского, Н. В. Ивановой рассчитана на 32 часа, поэтому в рабочую программу внесены изменения: добавлены 2 часа в раздел «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся»( 3. 3. Безопасное поведение на дорогах) - экскурсия по селу на тему: «Почему на улице опасно? » и обобщение по теме: «Безопасное поведение на дорогах». Методы работы: индивидуальные; групповые; индивидуально- групповые; практикумы. Планируемые результаты Личностными результатами обучения ОБЖ являются: • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются: • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно- следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются: 1. В познавательной сфере: • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. 2. В ценностно- ориентационной сфере: • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. 3. В коммуникативной сфере: • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. Содержание учебного материала I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях( 6ч. ) 1. 1. Чрезвычайные ситуации Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. 1. 2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем! ». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем! ». II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи( 10ч. ) 2. 1. Болезни, их причины и связь с образом жизни От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб. 2. 2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами. III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся( 18ч. ) 3. 1. Безопасное поведение на воде Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. Уроки плавания: — подготовительные упражнения для освоения в воде; — техника спортивного плавания «кроль на груди». 3. 2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них. 3. 3. Безопасное поведение на дорогах Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. Календарно- тематическое планирование № п/ п Раздел и темы занятий Всего часов Дата проведения По плану Фактич. Защита человека в чрезвычайных ситуациях- 6 ч. 1 Чрезвычайные ситуации. 1 4. 09 2 Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. 1 11. 09 3 Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. 1 18. 09 4 Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. 1 25. 09 5 Сигнал «Внимание всем! ». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем! ». 1 02. 10 6 Практическое занятие по теме: « Сигнал «Внимание всем! ». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем! ». 1 09. 10 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 10 ч. 7 Болезни, их причины, связь с образом жизни. От чего зависит наше здоровье? 1 16. 10 8 Как живет наш организм, из чего состоит тело человека? 1 23. 10 9 Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы. 1 06. 11 10 Наши органы: сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. 1 13. 11 11 Органы дыхания. 1 20. 11 12 Болезни и их возможные причины. 1 27. 11 13 Пути передачи инфекционных заболеваний. 1 04. 12 14 Практическое занятие по теме: «Заноза, кровотечение, укус, ушиб». 1 11. 12 15 Практическое занятие по теме: «Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами. Отравления. Причины отравлений». 1 18. 12 16 Практическое занятие по теме: «Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами». 1 25. 12 Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся- 18 ч. Безопасное поведение на воде- 3ч. 17 Чем опасны водоемы зимой. 1 15. 01 18 Практическое занятие по теме: «Меры предосторожности при движении по льду водоемов». 1 22. 01 19 Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. 1 29. 01 Безопасное поведение на природе – 6ч. 20 Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. 1 05. 02 21 Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. 1 12. 02 22 Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. 1 19. 02 23 Практическое занятие по теме: «Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности». 1 26. 02 24 Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них. 1 05. 03 25 Повторение по теме: «Безопасное поведение на природе». 1 12. 03 Безопасное поведение на дорогах – 9 ч. 26 Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. 1 19. 03 27 Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика 1 02. 04 28 Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. 1 09. 04 29 Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте 1 16. 04 30 Безопасное поведение на улицах и дорогах. 1 23. 04 31 Где можно и где нельзя играть. 1 30. 04 32 Экскурсия по посёлку на тему: «Почему на улице опасно? ». 1 07. 05 33 Экскурсия по посёлку на тему: «Твои помощники на дорогах». 1 14. 05 34 Обобщение по теме: «Безопасное поведение на дорогах». 1 21. 05 Формы и средства контроля Содержание внеурочной деятельности ориентировано на игровые, творческие формы, экскурсии, работу с научной и художественной литературой. Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной. Материально- техническое обеспечение внеурочной деятельности Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - М. : Просвещение 2009. - 56 с. : ил. - ( Школа России) . Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» Л. П. Анастасовой, П. В. Ижевского, Н. В. Ивановой/ / Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Ч. 2/ [ Е. В. Алексеенко, Л. П. Анастасова, В. Г. Горяев и др. ] – 4- е издание. – М. : Просвещение, 2010. - 207 с. Электронное сопровождение: Министерство образования и науки Российской Федерации http: / / www. mon. gov. ru Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http: / / fsu. mto. ru Федеральный центр тестирования http: / / www. rustest. ru http: / / www. opasno. net http: / / www. km. ru www. school- collection. edu. ru- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению на 2014/ 2015 год « Я – гражданин России» составлена на основе авторской программы курса « Я – гражданин России » С. В. Сабиной( издател ь ство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2011 год) . Цель курса: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека. Концептуальные подходы к формированию историко- обществоведческих зн а ний и представлений у младших школьников в курсе «Я- гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач: содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отн о шений в семье, родном крае( городе, деревне, селе) , в родной стране, вх о дящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире; оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, пр е доставляющему каждому его гражданину определенные права и требу ю щему исполнения определенных обязанностей; обогащать учащихся знаниями( в минимуме фактов и в большей мере- в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности; создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспе к тивного восприятия мира и ориентации во времени. Содержание учебных пособий «Я- гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человеч е стве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать зн а чимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории. Срок реализации программы – 1 год. Содержание программы 4 года обуч е ния рассчитано на 32 часа. В авторскую программу внесены изменения, так как продолжительность учебных занятий составляет 17 учебных недель то некоторые темы сокращены. Ф ормы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические ди с путы, дис кус сии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, теат рал ь ный капустник, ярмарка. Планируемые результаты Обучащийся научится: понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин стр а ны; родина, столица, народы России( на отдельных примерах) , наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория; ориентироваться в историческом времени; определять на карте границы и крупные города России; рассказывать о родной стране, своем городе( селе) ; различать символы государства- флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учрежд е ние; уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения; уважительно относиться к защитникам Родины; читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания; различать художественную и научно- популярную литературу; анализировать ответы товарищей; осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе. Обучащийся получит возможность научиться: понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; н а роды России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории; приводить примеры исторических и культурных памятников страны( не менее трех) , ряда других стран, родного края( не менее трех) ; различать и сравнивать элементарные этические и эстетические пон я тия( добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво) ; анализировать литературные источники для приобретения первон а чальных историко- обществоведческих знаний; на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавл и вать причинно- следственные связи; уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села( гор о да) , народу, России. Содержание учебного материала Мое настоящее и далекое прошлое( 17 часов) Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? ( 1 час) Раздел I. Древняя Русь( 5 часов) Восточные славяне и и х соседи. Образование Древнерус ского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основ а ние Москвы. Юр ий Долгорукий. Культура древнос ти, родной край в древности( на отдельных примерах) . Монголо- татарское н ашествие. Борьба против монг о ло- та тар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская би т ва. Дмитрий Донской. Понятия: славяне, варяг и, князь, дружина, печенеги, по ловцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык. Раздел II. Московское государство( 4 часа) Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт л юдей. Возникновение книгопечата ния. Первопечатник Иван Федоров. Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К. З. Минин и Д. М. Пожар ский. Подвиг Ивана Сусани на. Крепостное право. Степан Ра зин. Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп, ополчение, сотник, дв о ряне. Раздел III. Российская империя( 4 часа) Петр I и преобразования в России( в армии, на флоте, в образовании, в быту) . Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета. Послепетровская Росси я. Российская империя при Екате рине II. Деятельность М. В. Ломоносова. А. В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская во йна под предводительством Е. Пу гачева. Культура России. Понятия: реформа, р егулярная армия, манифест, Эрми таж. Раздел IV. Россия в XIX веке( 3 часа) Отечественная война 1 812 года. М. И. Кутузов. Бородин ское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих р е форм. Российская империя во второй по ловине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России. Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество. Календарно- тематическое планирование № п/ п Раздел и темы занятий Всег о ч а сов Дата провед. По плану Факти ч. 1 Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? 1 1. 09 Древняя Русь 5ч. 2 Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства 1 8. 09 3 Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мон о мах, Ярослав Мудрый 1 15. 09 4 Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности( на отдельных примерах) 1 22. 09 5 Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере 1 29. 09 6 Объединение русских земель вокруг Москвы. К у ликовская битва. Дмитрий Донской. Искусство Древней Руси. 1 06. 10 Московское государство 4ч. 7 Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства 1 13. 10 8 Жизнь и быт людей. Возникновение книгоп е чатания. Первопечатник Иван Федоров 1 20. 10 9 Смутное время в России. Защита Отечества от ин о земных захватчиков в начале XVII века. К. З. Минин и Д. М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина 1 27. 10 10 Крепостное право. Степан Разин 1 10. 11 Российская империя 4ч. 11 Петр I и преобразования в России 1 17. 11 12 Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета 1 24. 11 13 Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М. В. Ломоносова. А. В. Суворов: наука побеждать 1 01. 12 14 Крестьянская война под предводительством Е. П у гачева. Культура России 1 08. 12 Россия в XIX веке 3ч. 15 Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов. Б о родинское сражение 1 15. 12 16 Николай I и декабристы 1 22. 12 17 Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права 1 29. 12 Формы и средства контроля Формами и средствами контроля являются: диспуты, решение проблемных ситуаций, анализ выступлений и докладов, познавательные игры, выполнение групповых заданий, ин с ценировки. Материаль но- техническое обеспечение внеурочной деятельности Л итература( основная и дополнительная) Основная литература Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова. Издательс т во «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2011 2. Чутко Н. Я. Я- гражданин России( Мое настоящее и мое далекое прошлое) : учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. - С амара: Издательс т во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 192 с. 3. Чутко Н. Я. , Соколова Т. Е. Методические рекомендации к курсу «Я- гражд а нин России». 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Изд а тельский дом «Федоров», 2008. 64 с. Дополнительная литература Соколов Я. В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М. : НИЦ «Гражданин», 2012 Соколов Я. В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М. : НИЦ «Гражданин», 2012 Соколов Я. В. Гражданин России: наши права и обязанности( О Росси й ской Конституции) : Книга для учащихся. – М. : НИЦ «Гражданин», 2012 Оборудование и приборы Компьютер с программным обеспечением Мультимедиапроектор Экран Ноутбук Цифровой микроскоп Модульная система экспериментов Интерактивные программы и издания на электронных носителях Как устроены вещи. Интерактивная энциклопедия науки и техники Фантазеры. МУЛЬТИтворчество. Программно- методический комплекс Фантазеры. Талантливый дизайнер: обучающая программа Азбука искусства. Программно- методический комплекс
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий