a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа по социализации обучающихся, воспитанников имеющих сложный дефект

Автор: Сопельняк Татьяна Викторовна Опубликовано: 2015-01-04 19:47:51

Муниципальное казенное специальное( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная( коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9 Рассмотрено: Согласовано: Утверждено: на_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ заместитель директора директор протокол №_ _ _ _ _ по ВР МКОУ СКОШ VIII вида № 9 от «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ 20_ _ _ г. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Кузнецова Ж. В. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Поставная А. К «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ 20_ г. Адаптированная рабочая программа по социализации Мысковский городской округ 2014г. Структура рабочей программы Пояснительная записка. Разделы программы Раздел I “Правовая социализация”. Раздел II “Профессиональное самоопределение воспитанников”. Раздел III “Безопасность жизни” Раздел IV “Культура поведения и общения” Раздел V Творческое развитие Литература I. Пояснительная записка Специальная( коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит обучающихся, воспитанников имеющих сложный дефект к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию н едостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект. Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальн ой адаптации обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект. Социальная адаптация, т. е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспит ания обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно- методического обеспечения. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных( коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой. Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной( коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная удовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Дети с отклонениями в развитии, вследствие умственной отсталости и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей. Задача программы – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект специальных( коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития об уча ю щихся и их всесторонняя подготовка к будущей само стоятельной жизнедеятельности. Обу ча ющиеся, воспитанники, имеющие сложный дефект ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Задача нашей школы – создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни. II. Разделы программы: Правовая социализация Профессиональное самоопределение Безопасность жизни Культура поведения и общения Творческое развитие III. Раздел “ Правовая социализация”. По яснительная записка Дети и молодежь до сих пор остаются в нашей стране самой незащищенной группой. Права молодых нарушаются по статистике чаще, чем у лиц среднего и старшего возраста. Однако из- за незнания своих прав или даже неумения постоять за себя, эти проблемы остаются вне правового регулирования. Подростки должны учиться защищать свои права. Государство уже сегодня предоставило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни. Курс занятий по правовой социализации направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью, способной функционировать в данном обществе. Изучение курса позволяет воспитанникам получать систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены. Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни. Правовая социализация включает в себя гражданско- правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка. Цель: Подготовка обучающихся, воспитанников к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе. Задачи: Подготовка обучающихся, воспитанников, имеющих сложный дефект к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав. Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей. Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение. Овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения. Формирование умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры. Программа включает в себя: 1. Занятия правового всеобуча “Ты и закон” для детей с 8 до 17 лет: – знакомство с основными правами человека, правами ребенка, уважения и достоинства прав и свобод других людей, понимания ценностей своей личности и ценности других людей, равенства людей в своих правах; – знакомство с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, которая раскрывается с позиции права, а также во взаимодействии норм права и морали; – изучение основных Международных документов по правам человека( Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка) ; – изучение Российских законов( Конституция РФ) – трансформация полученных знаний в устойчивые жизненные позиции и поступки( уважение прав и свобод, уважение законов и их выполнение) . 2. Встречи со специалистами в области юриспруденции, работниками суда, прокуратуры, правоохранительными органами и др. ( проведение бесед, диспутов, консультаций, анкетирований, использование кинохроники, видеоматериалов) . 3. Оформление уголка по правовой и юридической документации. 4. Социальная защищенность, охрана и защита имущественных прав дете й( проводится через работу с государственными административными и государственными правовыми службами: народные суды, отделы внутренних дел, паспортные столы, комитеты по социальной защите населения, инспекторами по охране прав детства, сберкассами, главами администраций города и района и др. ) Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: 1– 3 кассы. знать понятия: гражданин, государство, власть; права и обязанности, правонарушения; основные положения Конвенции о правах ребенка, Декларации прав ребенка. 4–6 классы. знать понятия: человек, гражданин, гражданство, право, закон, мораль; государственная власть, правовое государство, символика; основные положения Конституции о правах ребенка, Федеральный Закон о социальной защите; права и обязанности, правонарушения 7–9 классы. знать основные положения Конституции, Декларации прав ребенка, Федеральный Закон, Конвенцию о правах человека; систему правоохранительных органов, органов социальной защиты; уметь пользоваться элементами инфраструктуры. IV. Раздел “ Профессиональное самоопределение воспитанников”. По яснительная записка. Еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, выпускники специального( коррекционного) образовательного учреждения VIII вида должны определиться в таком важном вопросе, как выбор профессионального пути. Взрослые люди – учителя и воспитатели, психолог, социальный педагог считают необходимым ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии, на самостоятельность и ответственность в принятии решения. Являясь частью программы по социализации, настоящая программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями. Цель программы: Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии продвижение в процессе принятия объективного решения о выборе профессионального пути. Задачи: Обогащение представлений детей о мире профессии; Выявление интересов, склонностей и способностей; Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости; Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения; Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности; Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости. Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: В результате усвоения программы у обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект должны быть сформированы следующие знания: о видах профессий; о медицинских и профессиональных требованиях; об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии; о повышении квалификации и профессионального роста; о состоянии рынка труда. 1–4 классы. Коррекционные занятия: «Что делает повар в школе? » «Наши помощники в нашем доме( врач, повар, няня, ночные няни, кладовщик и др. ) » “Труд кормит, а лень портит”. “Кем быть, каким быть? ” “Где прячутся интересы? ” “Профессии добра”. “Чему научат в школе”( о трудовом обучении в интернате) . “Старание и творчество в каждой работе”. Практические занятия: Сюжетно- ролевые игры с профессиональным уклоном; Участие в КТД “Праздник труда” Экскурсии “Профессии в школе” Экскурсии в школьные мастерские. Диагностика: Рисуночные методики “Кем я буду, когда вырасту? ”, “Я на работе” 5–6 классы. Коррекционные занятия: «Беседа о профессии( рабочий на кухне) » «Люди в белых халатах» «Работа, деньги, подарки». «Работа и деньги». Карта мира профессий”. «Беседа о профессии: повар». «Где нет труда, сады там не цветут» “Выбор профессии – выбор жизненного пути”. “Престижность профессии” “Как мне выбрать профессиональный путь” “Народное хозяйство – это интересно! ”. “Профессии важные и нужные во все времена” “Успех в профессии – успех в жизни”. “Куда пойти учиться”. “Хочу, могу, умею – три составляющих профессионального выбора” Практические занятия: Встречи с людьми разных профессий Участие в трудовых КТД школы Экскурсии на предприятия и в учреждения города Сюжетно- ролевые игры профессионального содержания Диагностика: Опросники “Личная, профессиональная перспектива”, “Будь готов! ” – выявление личностных интересов и склонностей – свойств и качеств личности –мотивации при выборе профессии 7–9 классы. Коррекционные занятия: «Беседа о профессии кондитер» «Люди в белых халатах» “Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения”. “Межличностное взаимодействие”. “Развитие умений по принятию решения” “Эмоциональное отношение к выбору профессии” “Умение оценивать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии”. “Роль жизненных ценностей при выборе профессии”. “Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности пи выборе профессии” “Планирование профессионального пути”. “Применение полученных знаний в решении ситуаций выбора профессии”. “Профессиональная зрелость”. Практические занятия: Экскурсии в учебные заведения: ПУ Экскурсии на предприятия района. Раб ота в мастерских Участие в трудовых КТД. Экскурсия в центр занятости. Встречи разных профессий Диагностика: Методика “Профессиональная готовность”, “Дифференциально- диагностический опросник ” “Самооценка профессиональной направленности” V. Раздел “ Безопасность жизни” Поя снительная записка Программа “Безопасность жизни” составлена для проведения курса занятий с детьми разных возрастов. Локализация материалов осуществлена с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития. Программа рассчитана на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста. Изучение курса позволяет обучающим ся, воспитанникам, имеющим сложный дефект получить систематизированное представление о личном здоровье, о здоровом образе жизни, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей. Цель программы: профилактика детского дорожно- транспортного травматизма, организация безопасности жизнедеятельности. Задачи: научить правилам поведения на дороге, в транспорте, в лесу, дома, на воде; научить правильно пользоваться бытовой техникой; научить оказывать первую медицинскую помощь; ознакомить с трудными ситуациями и научить справляться с ними. Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: В результате усвоения программы у об уча ю щихся должны быть сформированы следующие знания: правила безопасного поведения на улицах и дорогах; различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного поведения; группы дорожных знаков; возраст, дающий право на получение удостоверения водителя, на право управления велосипедом, мопедом, мотоциклом; правила оказания первой медицинской помощи; правила поведения на воде, на природе; возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения; правила поведения в криминогенных ситуациях; возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного поведения; основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом; безопасное поведение в быту. У воспитанников должны выработаться следующие умения: предвидеть возможную опасность на дороге; уметь правильно оказать первую медицинскую помощь; уметь пользоваться бытовой техникой; иметь представление о спасении на воде; определение сторон горизонта, движение по азимуту, разведение костров и приготовление пищи на костре. Воспитанники должны иметь представление: о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возникающих на территории России, их последствиях и мерах, принимаемых по защите населения и правила безопасного поведения; об основных положениях здорового образа жизни. Программа состоит из цикла занятий по следующим направлениям: Правила безопасности дорожного движения. Правила безопасности в быту. Правила безопасности на природе. Правила противопожарной безопасности. В занятиях по программе используются такие формы работы как: рассказ педагога, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия, целевые прогулки, игры. Также предусматривается совместная работа с такими организациями и учреждениями как: ГИБДД, пожарная часть, медицинские учреждения. Работа с воспитанниками. 1–4 классы. П рогулки Беседы в сочетании с сюжетно- ролевыми играми: Практические занятия: Конкурсы рисунков по дорожной, противопожарной тематике. Сюжетно- ролевые игры “Мы пассажиры”, “Мы по улице идем”, “Дорога в школу”, “Если чужой приходит в дом” Конкурсы “Это должен каждый знать обязательно на 5! ” “Что говорят знаки” Игра- путешествие “Мы по улице идем” 5–6 классы. Экскурсии: Внеклассные занятия: Практические занятия: Конкурсы рисунков по противопожарной и дорожной тематике. Викторины. КВН. Микропоходы. Игры- путешествия. Учебная тренировка по эвакуации. По стране Светофории. 7–9 классы. Экскурсии: Внеклассные занятия: Практические занятия. Как пользоваться огнетушителем. Учебная эвакуация. Оказание первой помощи. Игра- путешествие « Я и улица моя » VI. Раздел “ Культура поведения и общения” По яснительная записка Обучающие ся, воспитанники, имеющие сложный дефект специальной( коррекцио нной) общеобразовательной школы VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость. С раннего возраста, когда закладывались основы личности, большинство находились в депривированных условиях: нередко недоедали, не имели чистой постели, а главное запечатлели в своей эмоциональной памяти извращенные отношения между людьми. Поэтому для них характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности. Цель программы: Нравственное воспитание и развитие личности ребенка. Задачи: Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка, навыков этического поведения. Формирование культуры речевого общения. Развитие коммуникативных качеств. Методы, используемые на занятиях: беседа- диалог анализ художественных текстов обращение к “миру добрых мыслей” инсценирование решение педагогических задач, творческие задания игра сюжетно- ролевая и дидактическая практическая деятельность просмотр видеосюжетов тестирование Содержание занятий: 1–4 классы. «Когда можно и нельзя( ситуация в школе) » «Как хорошо, что мы сегодня собрались! » «Поговорил бы кто со мной» Диалог «Как хорошо быть вместе! » «Учись слушать других» «Будем беречь друг друга» «Дружим с добрыми словами» «Если радость для всех одна» «Тепло родного дома» «Как аукнется, так и откликнется» «Мой класс и мои друзья» «Добро и зло в сказках» «Доброе слово, что ясный день» « Ежели вы вежливы». «Вглядись в себя, сравни с другими »« Коллектив начинается с меня» «Не построишь счастья на чужой беде» «Решим проблему вместе» «Какие мы разные, но хорошие» 5–6 классы. «От чего зависят поступки человека» «Твой стиль поведения( я в общественных местах) » «Человек среди людей» «Вежливость как основа воспитанности» «От чего зависит настроение». «Поговорим о доброте». «Учимся справляться с гневом». «Учимся понимать чувства других людей». «Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации». «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации». «Поступки добрые и злые». «Цени доверие». 7–9 классы. «Вежливость, как основа воспитанности». «Культура общения по телефону» «Правила поведения в общественном транспорте» «Точность, обязательность, аккуратность». «Правила на каждый день». «Дома и в гостях» «Ты живешь среди людей». «Раздели печаль и радость другого ». «Дружба начинается с улыбки». «Одноклассник, товарищ, друг». «Дружили мальчик с девочкой». «Умей быть собой». «Добрыми делами славен человек» VII. Раздел Творческое развитие Пояснительная записка Данная программа направлена на детей со слабыми умственными способностями, а также с ограниченными возможностями в физическом развитии. Для таких детей занятия по творческому развитию особенно необходимы. Такие занятия развивают конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формируют интерес к работе, готовность справиться с ней, умение оценивать свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше( прочнее, аккуратнее, позволяют коррегировать нарушения психических функций. Занятия способствуют формированию умения концентрировать внимание, стимулиру ют развитие памяти, так как обучающие ся, воспитанники, имеющие сложный дефект должны запомнить последовательность изготовления работы, приёмы и технику работы. Данная Рабочая программа составлена на основе «Программы по творчес кому развитию для обучающихся 1 – 9 классов специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками. Результат предполагаемой помощи будет способствовать более успешной адаптации и интеграции обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект в общество. Цель программы Адаптация детей к жизни посредством творческого развития. Задачи программы- Коррекция нарушений мелкой моторики пальцев и кистей рук; - Развитие высших психических функций( памяти, внимания и т. д. ; - Повышение мотивации и интереса к творческой деятельности; - Воспитание положительных каче ств личности обучающегося, воспитанника( трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и т. д. ) ; Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: • ориентироваться в задании( анализировать объект, условия работы с помощью воспитателя; • предварительно планировать ход работы над изделием, определять приемы работы и инструменты с помощью воспитателя; • контролировать свою работу( определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий) с помощью воспитателя. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных об уча ю щихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Данный раздел р ассчитан на воспитанников 1- 9 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме внеклассного заняти я. На каждую тему предусмотрено определенное количество часов, указанное в тематическом плане. Формы организации воспитательного процесса В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности умственно отсталых детей. Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся небольшими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая ежедневный материал для повторения. При организации формирования творческого воображения у используются следующие принципы: принцип коммуникативно- р ечевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода и т. д. При последовательном формировании творческого воображения у обучающихся, воспитанников имеющих сложный дефект может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Формы работы Для реализации основных целей и задач формирования творческ ого воображения у обучающихся, воспитанников имеющих сложный дефект применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, виртуальные экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов( DVD, компьютерные презентации, музыкальные композиции( ПК, магнитофон) . Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, демонстрация, просмотр, практическая деятельность, мониторинги по рисованию, лепке, аппликации и т. д. Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице. Методы работы Программа предусматрив ает развитие и воспитание обучающихся на занятиях через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. На занятиях по творческому воображению у обучающихся, воспитанников имеющих сложный дефект используются следующие методы( словесные, наглядные, практические) : 1. Методы, повышающие познавательную активность: • элементарный анализ; • ответы на вопросы; • сравнение по контрасту и подобию, сходству; • нетрадиционные формы работы. 2. Методы, вызывающие эмоциональную активность: • игры. • практическая деятельность. 3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности: • беседа; • перспектива, направленная на последующую деятельность; • приём обучения способу связи разных видов деятельности; 4. Методы коррекции и уточнения детских представлений: • повторение; • наблюдение. Основные знания и умения воспитанников Воспитанники должны: - Готовить рабочее место- Пользоваться доской для пластилина, нарукавниками, фартуком- Соотносить изображения и постройки с реальными предметами- Создавать по просьбе взрослого лепные подел ки, выполняемые детьми в течение года, пользуясь приёмами раскатывания, вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания- Лепить по предварительному замыслу- Участвовать в выполнении коллективных лепных поделок- Рассказывать о последовательности выполнения работы- Самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации- Выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкции- Участвовать в выполнении коллективных аппликаций- Проявлять положительное отношение к занятиям по рисованию- Располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги( вверху, внизу, посередине) ; фиксировать пространственные представления в речевых высказываниях- Анализировать образец с помощью вопросов воспитателя, создавая рисунок по образцу- Уметь закрашивать рисунок, соблюдая контуры рисунка- Различать конструкторы разного вида и назначения; создавать по просьбе взрослого конструкции, выполняемые детьми в течение года- Создавать постройки по образцу, по представлению, по памяти( 4 – 5 элементов) - Называть знакомые предметные и сюжетные постройки, использовать их в игре- Строить дома, гаражи, лесенки, отдельные предметы мебели( диван, стол, стул) - Составлять простейшие игрушки из полос бумаги под руководством воспитателя- Давать элементарную оценку результатам своей работы, сравнивая её с образцом( по наводящим вопросам взрослого, пользуясь словами верно, неверно, такой, не такой- Использовать созданные конструкции в свободной игровой деятельности- Проявлять интерес к собственным изделиям и поделкам- Выполнять знакомые поделки из бумаги, картона и природного материала по показу, образцу, словесной инструкции- Пользоваться основными материалам, инструментами и приспособлениями для ручного труда( ножницы, клей, кисточка для клея, салфетка, тряпочка, клеёнка) - Пользоваться фартуком и нарукавниками. Убирать рабочее место после завершения работы- Выполнять следующие приёмы работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, диагонали, резание бумаги, намазывание, наклеивание, склеивание частей- Доводить начатую работу до конца Содержание занятий: 1 четверть. В осеннем лесу. Как прекрасен этот мир. Путешествие плодов и семян. Краски осени. Загадки с грядки. Листочки на окошке. Осенние листья. Осенние картины. 2 четверть. Глиняный ляп. Жила- была конфета. Чудесные превращения кляксы. Нарядные пальчики. Снеговики в шапочках и шарфиках. Снежный кролик. Еловые веточки. Елочки – красавицы. 3 четверть. Где- то на белом свете. Заснеженный дом. Зимние забавы. Весело качусь я под гору в сугроб… Папин портрет. Галстук для папы. Кружка для папы( 2ч) . Солнечный цвет. Весенний ковёр. Весеннее небо. Нежные подснежники. 4 четверть. Я рисую море. По морям, по волнам… Наш аквариум( 2ч) . Зелёный май( краски весны) . Цветы луговые. Нарядные бабочки. Чем пахнет лето? Методический материал: 1. Биряева Л. Б. , Гаврилушкина О. П. , Игры – занятия с природным и руко- творным материалом: Методическое пособие. –С Пб. : НОУ «Союз», 2005. – 103с. 2. Дорожин Ю. Г. «Простые узоры и орнаменты», М. , 2000. 3. Казакова Т. Т. «Развитие у детей творчества», М. , 1985. 4. Казакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в младшем школьном возрасте», М. , 1990. 5. Лыкова И. А. Программа художе ственного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки», издат. КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, М. , 2006. 6. »Начальная школа плюс до и по- сле », №7, 05. М. , ООО « Баласс », 2005 Л итература: 1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. , Просвещение. , 1991. 2. Пособие для студентов дефектологи- ческих факультетов, практических ра- ботников специальных учреждений, воспитателей детских садов родителей. – М. : Издательство «Альфа», 1993. 3. Щеблыкин И. К. , Романова В. И. , Кагакова И. И. Аппликационные рабо- ты в начальных классах: Пособие для учителей во внеклассной работе. – М. : Просвещение. 1983. 4. Перевертень Г. И. Самоделки из раз- ных материалов. М. , Просвещение. , 1985. 5. Щеблыкин И. К. , Романина ВВ. И. , Кагакова И. И. аппликационные рабо- ты в начальных классах. М. , Просве- щение, 1990.

Муниципальное казенное специальное( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная( коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9 Рассмотрено: Согласовано: Утверждено: на_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ заместитель директора директор протокол №_ _ _ _ _ по ВР МКОУ СКОШ VIII вида № 9 от «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ 20_ _ _ г. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Кузнецова Ж. В. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Поставная А. К «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ 20_ г. Адаптированная рабочая программа по социализации Мысковский городской округ 2014г. Структура рабочей программы Пояснительная записка. Разделы программы Раздел I “Правовая социализация”. Раздел II “Профессиональное самоопределение воспитанников”. Раздел III “Безопасность жизни” Раздел IV “Культура поведения и общения” Раздел V Творческое развитие Литература I. Пояснительная записка Специальная( коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит обучающихся, воспитанников имеющих сложный дефект к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию н едостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект. Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальн ой адаптации обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект. Социальная адаптация, т. е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспит ания обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно- методического обеспечения. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных( коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой. Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной( коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная удовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Дети с отклонениями в развитии, вследствие умственной отсталости и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей. Задача программы – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект специальных( коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития об уча ю щихся и их всесторонняя подготовка к будущей само стоятельной жизнедеятельности. Обу ча ющиеся, воспитанники, имеющие сложный дефект ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Задача нашей школы – создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни. II. Разделы программы: Правовая социализация Профессиональное самоопределение Безопасность жизни Культура поведения и общения Творческое развитие III. Раздел “ Правовая социализация”. По яснительная записка Дети и молодежь до сих пор остаются в нашей стране самой незащищенной группой. Права молодых нарушаются по статистике чаще, чем у лиц среднего и старшего возраста. Однако из- за незнания своих прав или даже неумения постоять за себя, эти проблемы остаются вне правового регулирования. Подростки должны учиться защищать свои права. Государство уже сегодня предоставило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни. Курс занятий по правовой социализации направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью, способной функционировать в данном обществе. Изучение курса позволяет воспитанникам получать систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены. Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни. Правовая социализация включает в себя гражданско- правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка. Цель: Подготовка обучающихся, воспитанников к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе. Задачи: Подготовка обучающихся, воспитанников, имеющих сложный дефект к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав. Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей. Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение. Овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения. Формирование умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры. Программа включает в себя: 1. Занятия правового всеобуча “Ты и закон” для детей с 8 до 17 лет: – знакомство с основными правами человека, правами ребенка, уважения и достоинства прав и свобод других людей, понимания ценностей своей личности и ценности других людей, равенства людей в своих правах; – знакомство с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, которая раскрывается с позиции права, а также во взаимодействии норм права и морали; – изучение основных Международных документов по правам человека( Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка) ; – изучение Российских законов( Конституция РФ) – трансформация полученных знаний в устойчивые жизненные позиции и поступки( уважение прав и свобод, уважение законов и их выполнение) . 2. Встречи со специалистами в области юриспруденции, работниками суда, прокуратуры, правоохранительными органами и др. ( проведение бесед, диспутов, консультаций, анкетирований, использование кинохроники, видеоматериалов) . 3. Оформление уголка по правовой и юридической документации. 4. Социальная защищенность, охрана и защита имущественных прав дете й( проводится через работу с государственными административными и государственными правовыми службами: народные суды, отделы внутренних дел, паспортные столы, комитеты по социальной защите населения, инспекторами по охране прав детства, сберкассами, главами администраций города и района и др. ) Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: 1– 3 кассы. знать понятия: гражданин, государство, власть; права и обязанности, правонарушения; основные положения Конвенции о правах ребенка, Декларации прав ребенка. 4–6 классы. знать понятия: человек, гражданин, гражданство, право, закон, мораль; государственная власть, правовое государство, символика; основные положения Конституции о правах ребенка, Федеральный Закон о социальной защите; права и обязанности, правонарушения 7–9 классы. знать основные положения Конституции, Декларации прав ребенка, Федеральный Закон, Конвенцию о правах человека; систему правоохранительных органов, органов социальной защиты; уметь пользоваться элементами инфраструктуры. IV. Раздел “ Профессиональное самоопределение воспитанников”. По яснительная записка. Еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, выпускники специального( коррекционного) образовательного учреждения VIII вида должны определиться в таком важном вопросе, как выбор профессионального пути. Взрослые люди – учителя и воспитатели, психолог, социальный педагог считают необходимым ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии, на самостоятельность и ответственность в принятии решения. Являясь частью программы по социализации, настоящая программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями. Цель программы: Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии продвижение в процессе принятия объективного решения о выборе профессионального пути. Задачи: Обогащение представлений детей о мире профессии; Выявление интересов, склонностей и способностей; Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости; Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения; Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности; Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости. Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: В результате усвоения программы у обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект должны быть сформированы следующие знания: о видах профессий; о медицинских и профессиональных требованиях; об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии; о повышении квалификации и профессионального роста; о состоянии рынка труда. 1–4 классы. Коррекционные занятия: «Что делает повар в школе? » «Наши помощники в нашем доме( врач, повар, няня, ночные няни, кладовщик и др. ) » “Труд кормит, а лень портит”. “Кем быть, каким быть? ” “Где прячутся интересы? ” “Профессии добра”. “Чему научат в школе”( о трудовом обучении в интернате) . “Старание и творчество в каждой работе”. Практические занятия: Сюжетно- ролевые игры с профессиональным уклоном; Участие в КТД “Праздник труда” Экскурсии “Профессии в школе” Экскурсии в школьные мастерские. Диагностика: Рисуночные методики “Кем я буду, когда вырасту? ”, “Я на работе” 5–6 классы. Коррекционные занятия: «Беседа о профессии( рабочий на кухне) » «Люди в белых халатах» «Работа, деньги, подарки». «Работа и деньги». Карта мира профессий”. «Беседа о профессии: повар». «Где нет труда, сады там не цветут» “Выбор профессии – выбор жизненного пути”. “Престижность профессии” “Как мне выбрать профессиональный путь” “Народное хозяйство – это интересно! ”. “Профессии важные и нужные во все времена” “Успех в профессии – успех в жизни”. “Куда пойти учиться”. “Хочу, могу, умею – три составляющих профессионального выбора” Практические занятия: Встречи с людьми разных профессий Участие в трудовых КТД школы Экскурсии на предприятия и в учреждения города Сюжетно- ролевые игры профессионального содержания Диагностика: Опросники “Личная, профессиональная перспектива”, “Будь готов! ” – выявление личностных интересов и склонностей – свойств и качеств личности –мотивации при выборе профессии 7–9 классы. Коррекционные занятия: «Беседа о профессии кондитер» «Люди в белых халатах» “Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения”. “Межличностное взаимодействие”. “Развитие умений по принятию решения” “Эмоциональное отношение к выбору профессии” “Умение оценивать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии”. “Роль жизненных ценностей при выборе профессии”. “Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности пи выборе профессии” “Планирование профессионального пути”. “Применение полученных знаний в решении ситуаций выбора профессии”. “Профессиональная зрелость”. Практические занятия: Экскурсии в учебные заведения: ПУ Экскурсии на предприятия района. Раб ота в мастерских Участие в трудовых КТД. Экскурсия в центр занятости. Встречи разных профессий Диагностика: Методика “Профессиональная готовность”, “Дифференциально- диагностический опросник ” “Самооценка профессиональной направленности” V. Раздел “ Безопасность жизни” Поя снительная записка Программа “Безопасность жизни” составлена для проведения курса занятий с детьми разных возрастов. Локализация материалов осуществлена с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития. Программа рассчитана на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста. Изучение курса позволяет обучающим ся, воспитанникам, имеющим сложный дефект получить систематизированное представление о личном здоровье, о здоровом образе жизни, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей. Цель программы: профилактика детского дорожно- транспортного травматизма, организация безопасности жизнедеятельности. Задачи: научить правилам поведения на дороге, в транспорте, в лесу, дома, на воде; научить правильно пользоваться бытовой техникой; научить оказывать первую медицинскую помощь; ознакомить с трудными ситуациями и научить справляться с ними. Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы: В результате усвоения программы у об уча ю щихся должны быть сформированы следующие знания: правила безопасного поведения на улицах и дорогах; различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного поведения; группы дорожных знаков; возраст, дающий право на получение удостоверения водителя, на право управления велосипедом, мопедом, мотоциклом; правила оказания первой медицинской помощи; правила поведения на воде, на природе; возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения; правила поведения в криминогенных ситуациях; возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного поведения; основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом; безопасное поведение в быту. У воспитанников должны выработаться следующие умения: предвидеть возможную опасность на дороге; уметь правильно оказать первую медицинскую помощь; уметь пользоваться бытовой техникой; иметь представление о спасении на воде; определение сторон горизонта, движение по азимуту, разведение костров и приготовление пищи на костре. Воспитанники должны иметь представление: о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возникающих на территории России, их последствиях и мерах, принимаемых по защите населения и правила безопасного поведения; об основных положениях здорового образа жизни. Программа состоит из цикла занятий по следующим направлениям: Правила безопасности дорожного движения. Правила безопасности в быту. Правила безопасности на природе. Правила противопожарной безопасности. В занятиях по программе используются такие формы работы как: рассказ педагога, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия, целевые прогулки, игры. Также предусматривается совместная работа с такими организациями и учреждениями как: ГИБДД, пожарная часть, медицинские учреждения. Работа с воспитанниками. 1–4 классы. П рогулки Беседы в сочетании с сюжетно- ролевыми играми: Практические занятия: Конкурсы рисунков по дорожной, противопожарной тематике. Сюжетно- ролевые игры “Мы пассажиры”, “Мы по улице идем”, “Дорога в школу”, “Если чужой приходит в дом” Конкурсы “Это должен каждый знать обязательно на 5! ” “Что говорят знаки” Игра- путешествие “Мы по улице идем” 5–6 классы. Экскурсии: Внеклассные занятия: Практические занятия: Конкурсы рисунков по противопожарной и дорожной тематике. Викторины. КВН. Микропоходы. Игры- путешествия. Учебная тренировка по эвакуации. По стране Светофории. 7–9 классы. Экскурсии: Внеклассные занятия: Практические занятия. Как пользоваться огнетушителем. Учебная эвакуация. Оказание первой помощи. Игра- путешествие « Я и улица моя » VI. Раздел “ Культура поведения и общения” По яснительная записка Обучающие ся, воспитанники, имеющие сложный дефект специальной( коррекцио нной) общеобразовательной школы VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость. С раннего возраста, когда закладывались основы личности, большинство находились в депривированных условиях: нередко недоедали, не имели чистой постели, а главное запечатлели в своей эмоциональной памяти извращенные отношения между людьми. Поэтому для них характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности. Цель программы: Нравственное воспитание и развитие личности ребенка. Задачи: Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка, навыков этического поведения. Формирование культуры речевого общения. Развитие коммуникативных качеств. Методы, используемые на занятиях: беседа- диалог анализ художественных текстов обращение к “миру добрых мыслей” инсценирование решение педагогических задач, творческие задания игра сюжетно- ролевая и дидактическая практическая деятельность просмотр видеосюжетов тестирование Содержание занятий: 1–4 классы. «Когда можно и нельзя( ситуация в школе) » «Как хорошо, что мы сегодня собрались! » «Поговорил бы кто со мной» Диалог «Как хорошо быть вместе! » «Учись слушать других» «Будем беречь друг друга» «Дружим с добрыми словами» «Если радость для всех одна» «Тепло родного дома» «Как аукнется, так и откликнется» «Мой класс и мои друзья» «Добро и зло в сказках» «Доброе слово, что ясный день» « Ежели вы вежливы». «Вглядись в себя, сравни с другими »« Коллектив начинается с меня» «Не построишь счастья на чужой беде» «Решим проблему вместе» «Какие мы разные, но хорошие» 5–6 классы. «От чего зависят поступки человека» «Твой стиль поведения( я в общественных местах) » «Человек среди людей» «Вежливость как основа воспитанности» «От чего зависит настроение». «Поговорим о доброте». «Учимся справляться с гневом». «Учимся понимать чувства других людей». «Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации». «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации». «Поступки добрые и злые». «Цени доверие». 7–9 классы. «Вежливость, как основа воспитанности». «Культура общения по телефону» «Правила поведения в общественном транспорте» «Точность, обязательность, аккуратность». «Правила на каждый день». «Дома и в гостях» «Ты живешь среди людей». «Раздели печаль и радость другого ». «Дружба начинается с улыбки». «Одноклассник, товарищ, друг». «Дружили мальчик с девочкой». «Умей быть собой». «Добрыми делами славен человек» VII. Раздел Творческое развитие Пояснительная записка Данная программа направлена на детей со слабыми умственными способностями, а также с ограниченными возможностями в физическом развитии. Для таких детей занятия по творческому развитию особенно необходимы. Такие занятия развивают конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формируют интерес к работе, готовность справиться с ней, умение оценивать свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше( прочнее, аккуратнее, позволяют коррегировать нарушения психических функций. Занятия способствуют формированию умения концентрировать внимание, стимулиру ют развитие памяти, так как обучающие ся, воспитанники, имеющие сложный дефект должны запомнить последовательность изготовления работы, приёмы и технику работы. Данная Рабочая программа составлена на основе «Программы по творчес кому развитию для обучающихся 1 – 9 классов специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками. Результат предполагаемой помощи будет способствовать более успешной адаптации и интеграции обучающих ся, воспитанников, имеющих сложный дефект в общество. Цель программы Адаптация детей к жизни посредством творческого развития. Задачи программы- Коррекция нарушений мелкой моторики пальцев и кистей рук; - Развитие высших психических функций( памяти, внимания и т. д. ; - Повышение мотивации и интереса к творческой деятельности; - Воспитание положительных каче ств личности обучающегося, воспитанника( трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и т. д. ) ; Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: • ориентироваться в задании( анализировать объект, условия работы с помощью воспитателя; • предварительно планировать ход работы над изделием, определять приемы работы и инструменты с помощью воспитателя; • контролировать свою работу( определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий) с помощью воспитателя. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных об уча ю щихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Данный раздел р ассчитан на воспитанников 1- 9 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме внеклассного заняти я. На каждую тему предусмотрено определенное количество часов, указанное в тематическом плане. Формы организации воспитательного процесса В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности умственно отсталых детей. Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся небольшими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая ежедневный материал для повторения. При организации формирования творческого воображения у используются следующие принципы: принцип коммуникативно- р ечевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода и т. д. При последовательном формировании творческого воображения у обучающихся, воспитанников имеющих сложный дефект может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Формы работы Для реализации основных целей и задач формирования творческ ого воображения у обучающихся, воспитанников имеющих сложный дефект применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, виртуальные экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов( DVD, компьютерные презентации, музыкальные композиции( ПК, магнитофон) . Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, демонстрация, просмотр, практическая деятельность, мониторинги по рисованию, лепке, аппликации и т. д. Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице. Методы работы Программа предусматрив ает развитие и воспитание обучающихся на занятиях через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. На занятиях по творческому воображению у обучающихся, воспитанников имеющих сложный дефект используются следующие методы( словесные, наглядные, практические) : 1. Методы, повышающие познавательную активность: • элементарный анализ; • ответы на вопросы; • сравнение по контрасту и подобию, сходству; • нетрадиционные формы работы. 2. Методы, вызывающие эмоциональную активность: • игры. • практическая деятельность. 3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности: • беседа; • перспектива, направленная на последующую деятельность; • приём обучения способу связи разных видов деятельности; 4. Методы коррекции и уточнения детских представлений: • повторение; • наблюдение. Основные знания и умения воспитанников Воспитанники должны: - Готовить рабочее место- Пользоваться доской для пластилина, нарукавниками, фартуком- Соотносить изображения и постройки с реальными предметами- Создавать по просьбе взрослого лепные подел ки, выполняемые детьми в течение года, пользуясь приёмами раскатывания, вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания- Лепить по предварительному замыслу- Участвовать в выполнении коллективных лепных поделок- Рассказывать о последовательности выполнения работы- Самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации- Выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкции- Участвовать в выполнении коллективных аппликаций- Проявлять положительное отношение к занятиям по рисованию- Располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги( вверху, внизу, посередине) ; фиксировать пространственные представления в речевых высказываниях- Анализировать образец с помощью вопросов воспитателя, создавая рисунок по образцу- Уметь закрашивать рисунок, соблюдая контуры рисунка- Различать конструкторы разного вида и назначения; создавать по просьбе взрослого конструкции, выполняемые детьми в течение года- Создавать постройки по образцу, по представлению, по памяти( 4 – 5 элементов) - Называть знакомые предметные и сюжетные постройки, использовать их в игре- Строить дома, гаражи, лесенки, отдельные предметы мебели( диван, стол, стул) - Составлять простейшие игрушки из полос бумаги под руководством воспитателя- Давать элементарную оценку результатам своей работы, сравнивая её с образцом( по наводящим вопросам взрослого, пользуясь словами верно, неверно, такой, не такой- Использовать созданные конструкции в свободной игровой деятельности- Проявлять интерес к собственным изделиям и поделкам- Выполнять знакомые поделки из бумаги, картона и природного материала по показу, образцу, словесной инструкции- Пользоваться основными материалам, инструментами и приспособлениями для ручного труда( ножницы, клей, кисточка для клея, салфетка, тряпочка, клеёнка) - Пользоваться фартуком и нарукавниками. Убирать рабочее место после завершения работы- Выполнять следующие приёмы работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, диагонали, резание бумаги, намазывание, наклеивание, склеивание частей- Доводить начатую работу до конца Содержание занятий: 1 четверть. В осеннем лесу. Как прекрасен этот мир. Путешествие плодов и семян. Краски осени. Загадки с грядки. Листочки на окошке. Осенние листья. Осенние картины. 2 четверть. Глиняный ляп. Жила- была конфета. Чудесные превращения кляксы. Нарядные пальчики. Снеговики в шапочках и шарфиках. Снежный кролик. Еловые веточки. Елочки – красавицы. 3 четверть. Где- то на белом свете. Заснеженный дом. Зимние забавы. Весело качусь я под гору в сугроб… Папин портрет. Галстук для папы. Кружка для папы( 2ч) . Солнечный цвет. Весенний ковёр. Весеннее небо. Нежные подснежники. 4 четверть. Я рисую море. По морям, по волнам… Наш аквариум( 2ч) . Зелёный май( краски весны) . Цветы луговые. Нарядные бабочки. Чем пахнет лето? Методический материал: 1. Биряева Л. Б. , Гаврилушкина О. П. , Игры – занятия с природным и руко- творным материалом: Методическое пособие. –С Пб. : НОУ «Союз», 2005. – 103с. 2. Дорожин Ю. Г. «Простые узоры и орнаменты», М. , 2000. 3. Казакова Т. Т. «Развитие у детей творчества», М. , 1985. 4. Казакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в младшем школьном возрасте», М. , 1990. 5. Лыкова И. А. Программа художе ственного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки», издат. КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, М. , 2006. 6. »Начальная школа плюс до и по- сле », №7, 05. М. , ООО « Баласс », 2005 Л итература: 1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. , Просвещение. , 1991. 2. Пособие для студентов дефектологи- ческих факультетов, практических ра- ботников специальных учреждений, воспитателей детских садов родителей. – М. : Издательство «Альфа», 1993. 3. Щеблыкин И. К. , Романова В. И. , Кагакова И. И. Аппликационные рабо- ты в начальных классах: Пособие для учителей во внеклассной работе. – М. : Просвещение. 1983. 4. Перевертень Г. И. Самоделки из раз- ных материалов. М. , Просвещение. , 1985. 5. Щеблыкин И. К. , Романина ВВ. И. , Кагакова И. И. аппликационные рабо- ты в начальных классах. М. , Просве- щение, 1990.

Оставить комментарий: