Проект "С чего начинается Родина"
Документы для скачивания
ПРОЕКТ: «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Проект: Долгосрочный, многопроектный, групповой.
Участники проекта: Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность темы: Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Поэтому я выделила несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.
Задачи патриотического воспитания:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Доброжелательного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
- Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
- Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
- Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
- Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
- Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
- Место проживания: край, район, село; предприятия родного села и их значимость; символику края, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну края; находить на карте крупные города края(Барнаул, Бийск, Камень-на-Оби…).
- Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
- Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
- Должны знать природу России ее флору и фауну.
- Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
- Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.
Презентация проекта:
Оформление творческого пакета. Представление проекта.
Основные направления реализации проекта:
- Разработать проекты:
- «Мой дом детский сад – моя маленькая Родина»;
- «Мой край и село, в которой я живу»;
- «Россия – Родина моя»;
- «Земля – планета, на которой мы живём».
- Разработать и провести циклы занятий:
- «Мой дом – моя семья»;
- «Хорошо у нас в саду»;
- «Село моё родное»;
- «Моя Родина – Россия»;
- «Москва – столица нашей Родины».
- «Защитники отечества»;
- «Мы – дети Земли»;
- «Береги свою планету» .
- Пополнять «Музей хлеба» новыми материалами (фотографии, конспекты…)
- Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:
- Проведение праздников в детском саду:
- «День защитников отечества»;
- « Поклонимся великим тем годам» (день Победы);
- «Мамин день»;
- «Праздники по народному календарю» (Масленица, рождество, пасха).
- Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей:
- Выставки рисунков к памятным датам;
- «Дары осени» (выставка осенних букетов, поделок из овощей и фруктов).
- Участие в «Выставке цветов в сельском ДК».
Акции:
- «Покормите птиц зимой».
- «Памятник».
- «Озеленение территории детского сада».
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
- Изготовление атрибутов для игр: «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», «Пожарные», «Спасатели», «Пешеходы и пассажиры»…
- Оформление развивающей зоны «Россия – Родина моя».
- Оформление альбомов: «Моя семья», «Мамины руки», «Как я провёл лето», «Москва – столица нашей Родины».
- Создание газет: «Моя мама лучше всех!», «Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт».
- Создание слайд-шоу «Мы расскажем вам о том, как мы в садике живём», «Моё село в разные времена года прекрасно», «Природа планеты земля».
Работа с родителями:
- Знакомить детей с семейными реликвиями.
- Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов “С чего начинается Родина?”.
- Анкетирование родителей: “Знаете ли вы своего ребёнка”.
- Помощь в изготовлении альбомов, в оформлении выставок.
- «Трудовой десант» (родители с детьми - субботники по уборке территории детского сада, разбивка клумб, посадка цветов, развешивание кормушек для птиц).
- Участие родителей в мероприятиях, которые проводятся в детском саду.
Социальное развитие:
- Встречи с ветеранами войны и труда, вдовами ветеранов войны.
- Экскурсии.
- Посещение выставок.
- Создание библиотеки в группе.
- Создание видеотеки (коллекция слайд-шоу).
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий