a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Автор: АБДУЛЛАЕВА МАЙСАТ ЗАПИРОВНА Опубликовано: 2015-01-09 02:26:39

Документы для скачивания

Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра «Бег по стволу» Задачи: развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт. Правила: играющие собираются у поваленного ствола дерева( гимнастическая скамейка) , залезают па него, передвигаются назад и вперед от одного края до другого. Постепенно увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом говорят речитативом: Белая береза, Черная роза, Ландыш душистый, Одуванчик пушистый, Колокольчик голубой, Поворачивай! Не стой! Кто теряет равновесие и соскальзывает со ствола, тот из игры вы бывает. Кто дольше продержится — победитель. Старший дошкольный возраст Русская народная игра «Пчелы» Задачи: развивать ловкость детей, воспитывать интерес к родной природе. Правила: двое играющих стоят неподвижно, изображая улей. Другие, взявшись за руки, сбиваются около них в кучу и говорят ре читативом: Маленькая в ул ь е чашка, Вкусная в ней кашка, Есть хочется, Да лезть не хочется, Пчелы злы, кусачие, Летят они ужасные, Жужжат хорошо, Провожают далеко. Один из детей — «матка», он подходит к улью и просит: Пчелы серые, синекрыленькие, По чистому полю полетывайте, Ко сырой земле припадывайте, Летите- летите за сладеньким. «Пчелы» отвечают: Мы по полю летали, По- турецки лопотали, медок собирали, А в улье узор вышивали: Без иголок, без узлов, без петель, без шелков — На потребу людям! « Матка » подходит к улью и валит детей на землю, убегает, прячется. Дети- «пчелы»: Летят пчелки, Носы —и голки. Сели под горку, Сели под елку. Ни пять, ни шесть, Их тысяча есть. Людей они питают, Избы освещают, Не лают, не бают, А больно кусают. Потом «пчелы» «летят», ищут «матку», жужжат ей в уши. Младший дошкольный возраст Задачи: развивать речь детей, координацию движений рук. Пальчик- пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. * * * Затопали ножки Прямо по дорожке, По камешкам, по камешкам И в ямку — бух! Старший дошкольный возраст Татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух» Задачи: развивать умение понимать природу, переживать поло жительные эмоции от общения с природой. Правила: играющие собираются в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч кому- нибудь, произнося одно из четырех слов( земля, вода, огонь, воздух) . Если ведущий говорит «земля», то тот, кто пой мал мяч, должен быстро назвать какое- либо животное; если «вода» — назвать рыбу; «воздух» — птицу; «огонь» — помахать руками. Все по ворачиваются кругом. Кто ошибся — выбывает из игры. Старший дошкольный возраст Татарская народная подвижная игра «Ласточка» Задачи: продолжать развивать ловкость, интерес к родной при роде. Правила: рисуют круг диаметром 1 метр. По жребию выбирают «ласточку» и «сторожа». «Ласточка» садится в центр круга, скрестив и поджав под себя ноги, «сторож» ходит вокруг — охраняет. Остальные стараются коснуться рукой ласточки. «Сторож» ловит. Если ему это удается, то пойманный становится «сторожем». «Ласточка» меняется после смены 2- 3 «сторожей». Старший дошкольный возраст Татарская народная подвижная игра «Спутанные кони» По сигналу пер вые игроки прыжками огибают флажки, возвращаются, затем прыга ют вторые и т. д. Выигрывает та команда, которая закончила эстафету первой. Правила: играющие делятся на 3—4 команды, выстраиваются за линией в колонки. Напротив ставят флажки- стойки. Старший дошкольный возраст Татарская народная хороводная игра «Татарский плетень» Правила: выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая» пле тень. При этом поют: Вейся, т ы вейся, Капуста моя! Вейся, т ы вейся, Виловая моя! Как мне, капустке, не виться, Как мне, видовой, не свиться. Вечор на капустке, Вечор на виловой Частый сильный дождик. Повторяется несколько раз, главное — не расцепить руки. Задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, ин терес к татарским играм. Старший дошкольный возраст Башкирская народная подвижная игра «Ласточки и ястребы» Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к баш кирским играм. Правила: игроки делятся на две команды, становятся в два ряда спиной друг к другу. Водном ряду —« ястребы», в другом —«ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов( Л А- или Я- ) , окончание не произносит. Тогда группа, чье название( начало) произнесено, разбегается в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков. Старший дошкольный возраст Русская народная хороводная игра «Веночек» Задачи: воспитывать положительные эмоции, напевность, уме ние согласовывать движения с текстом. Правила: идут по кругу, приговаривая: От звезды заря занимается, По заре солнышко разыграется. Мы гулять в зелен сад пойдем, Цветов нарвем, венков навьем. Уж мы к березоньке идем, идем. Поклониться да прочь пойдем. Парами идут к березе, надев венки на голову. Ходят вокруг бере зы, вешают на нее свои венки и поют: Уж ты зелен, мой веночек, В поле розовый цветочек. Положу тебя, веночек, На березоньку. Младший дошкольный возраст Русская народная, подвижная игра «Маленькие ножки — большие ноги» Задачи: учить управлять своим телом, способствовать речевому развитию. Правила: дета выполняют движения, подражая воспитателю: Большие ноги. Шли по дороге: Топ- топ- топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ- топ- топ. Русская народная игра- забава( словесная) Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики. Ура! Им гулять давно пора. Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра «Дед Мороз» Задачи: продолжать развивать ловкость, интерес к русским играм, творчество в усложнении правил игры. Правила: по считалке выбирают «Деда Мороза», он встает в центр круга, нарисованного на снегу( на полу) . Дети идут по кругу и при говаривают: Дед Мороз, Дед Мороз Через дуб перерос, Приносил подарков воз. Морозы трескучие, Снега сыпучие, Ветер вьюжит, . Метели кружат. Холод стужу напустил, На реке мост намостил. Дети разбегаются, «Мороз» ловит( до кого дотронулся, тот «за мороженный», сидит неподвижно в круге) . Когда троих заморозит, они готовят «откуп» — лепят снежную бабу. Все ходят вокруг бабы и приговаривают: Дед Мороз, Дед Мороз Бабу снежную принес. Баба, баба беляком, Получай- ка снежком. Затем все бросают в бабу снежки, разрушают ее. Старший дошкольный возраст Русская народная хороводная игра « Чурилки »( от слова «чур») Правила: по считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют: Трынцы- брынцы, бубенцы, Позолочены концы. Кто на бубенцах играет, Того жмурки не поймают. Или: Колокольцы, бубенцы Зазвонили, удальцы. Отгадай, откуда звон? После игрок с бубенцами начинает звонить, а ребенок с завязан ными глазами — его ловить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается. Старший дошкольный возраст Башкирская народная хороводная игра «Белая кость» Задачи: развивать ловкость, терпение, находчивость, активный интерес к народным играм. Правила: ведущий выбирается по считалке. Участники стоят в шеренге. Ведущий напевает: Белая кость — знак счастья ключ, Лети до Луны, До белых снежных вершин. Находчив и счастлив тот, Кто тебя вовремя найдет. Бросает кость за шеренгу. Никто не оглядывается. Когда кость упадет, ведущий говорит: Ищите кость — найдете счастье скоро, А найдет его тот, кто быстрее и ловчее. Нужно найти и незаметно принести кость ведущему. Если кто- то это замечает, дотрагивается до плеча, отбирает кость, бежит к веду щему. Кому удается донести кость, тот загадывает желания — участ ники исполняют. Младший дошкольный возраст Русская народная игра- забава «Ладушки- ладошки» Задачи: вызвать положительные эмоции, повеселить, позабавить. Правила: дети выполняют движения, подражая воспитателю: Ладушки- ладошки, Звонкие хлопошки, Где же вы бывали? Что же вы видали? Рылись мы в песочке, Клали пирожочки, Так, так, так да вот так, Клали пирожочки. Ладушки устали, Ладушки поспали, Так, так, так да вот так, Ладушки поспали. Ладушки вставали, Ладушки играли, Так, так, так да вот так, Ладушки играли. Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра «Золотые ворота» Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к окружаю щим, способствовать социализации. Правила: выбирают двоих водящих по считалке. Они договарива ются, кто из них «Солнце», кто «Луна». Они берутся за руки( лицом друг к другу) , остальные вереницей, взявшись за руки, идут через во рота. Водящие говорят: Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз не пропустим вас. Ловят того, кто не успел пройти, спрашивают тихо, на чью сторо ну хотел бы встать. Встает позади или «Солнца», или «Луны». Когда все сделают выбор, команды устраивают перетягивание с помощью веревки или взявшись за руки. Старший дошкольный возраст Русская народная словесная игра « Чепуха» Правила: водящего выбирают по считалке. Каждый загадывает какой- нибудь предмет. Ведущий задает вопросы( про действия) : «Чем ты сегодня умывался? », «Что ты сегодня ел? » Тот, чей ответ больше подойдет, становится водящим. Русская народная подвижная игра «Штурм снежной крепости» Правила: сооружается снежная крепость высотой 1, 5 метра. С внутренней стороны вал — на нем защитники. По углам — щиты, перед крепостью — три линии обороны( обозначенные флажками, линиями) : Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра «Овечки» Задачи: закрепить знания детей о древних профессиях( пастух) , развивать ловкость. Правила: выбирают водящих по считалке: один — «пастух», дру гой — «черт», остальные — «овечки». «Овечки» садятся на землю в ряд. «Пастух» ходит и приговаривает: Пасу, пасу овечек, Пасу день и вечер, А как ночь придет, Черт придет и овечек украдет. «Черт» приговаривает: «Пастух, ступай домой, тебе мама обнову купила». «Пастух» идет домой, спрашивает у «мамы», что она ему ку пила. «Мать» бранится: «Что я могла тебе купить? » В это время «черт» уносит 1 —2 овечек. «Пастух» считает овечек, недосчитывается, боится говорить «матери». Продолжает пасти, опять приходит «черт», опять посылает «пастуха» домой, опять ворует «овец», пока всех не пере таскает. Тогда «пастух» признается «маме», они вдвоем идут искать овец: «Тук- тук, нет ли пришлых овец? » Приходят к «черту». «Черт» говорит, что нет, а «овечки» блеют. «Значит, ты нас обманываешь? » А «черт» отвечает: «Я не знаю, как они сюда попали». Тогда мать и сын делают ворота, «овечки» проходят, «черт» убегает. Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра «Капуста» Правила: на середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса( это «капуста») . Выбирается «хозяин», он изображает то, о чем говорит: Я на камешке сижу, Мелки колышки тешу, Мелки колышки тешу, Огород горожу. Чтоб капусту не украли, В огород не прибегали Волк и птицы, Бобер и куницы, Заинька ушастый, Медведь толстопятый. Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой, тот в игре не участвует. Игрок, кото рый унес больше «капусты», — победитель. Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра «Дедушка Мазай » Правила: выбирают «деда Мазая », остальные договариваются, ка кие движения будут показывать: Здравствуй, дедушка Мазай! Из коробки вылезай. . . Где мы были, мы не скажем, А что делали — покажем. Дети изображают действия( рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать) . Если отгадает, дети разбегаются, « Мазай » их ловит. Кого поймал — тот « Мазай ». Задачи: развивать пластику тела, чувство юмора. Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра «В мельницу» Правила: играющие в кругу, идут и поют: Мельница на кочке Развесила усочки. На семи ногах стоит, На ветер глядит, Стучит и гремит. Будто сто коней бежит, Кругом пыль лежит. Крыльями машет, Словно ей страшно, А подняться не может. Только зерно гложет, И трет, и мнет, Мало не глотает, Другой сыт бывает. Внутри круга две пары встают спиной друг к другу, крепко взяв шись за руки, согнутые в локтях. Один наклоняется, другой оказыва ется на его спине с поднятыми вверх ногами( до тех пор, пока одна из пар не остановится, устанет) . Старший дошкольный возраст Русская народная словесная игра « Чепуха» Правила: водящего выбирают по считалке. Каждый загадывает какой- нибудь предмет. Ведущий задает вопросы( про действия) : «Чем ты сегодня умывался? », «Что ты сегодня ел? » Тот, чей ответ больше подойдет, становится водящим. Русская народная подвижная игра «Штурм снежной крепости» Правила: сооружается снежная крепость высотой 1, 5 метра. С внутренней стороны вал — на нем защитники. По углам — щиты, перед крепостью — три линии обороны( обозначенные флажками, линиями) : Старший дошкольный возраст Татарская народная подвижная игра «Продаем горшки» Задачи: пополнить знания детей о профессиях прошлого, воспи тывать уважительное отношение к человеку труда. Правила: дети делятся на две группы( «горшки» и «хозяева») . «Горшки» стоят на коленях, «хозяева» позади «горшков», руки за спи ной. Ведущий за кругом, касается «хозяина»- «горшка». «Хозяин» и водящий бегут по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее займет ме сто за «горшком», тот и победил. Оставшийся становится ведущим. Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра «У дедушки Трифона» Правила: дети стоят в кругу и говорят: У дедушки Трифона было семеро детей, Семеро, семеро, семеро сыновей. . Они пили, они ели, Друг на друга все глядели. Семеро, семеро, семеро сыновей Разом делали вот так: ( ведущий показывает фигуру, все повторяют) Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра « Чепена » Правила: по считалке выбирают чепена. Он встает в круг и говорит: Левой ногой, чепена( подпрыгивает на левой ноге влево) . Гой- гой, чепена( игроки повторяют) . Правой ногой, чепена, Пойдем вперед, чепена, Все мы спляшем, чепена. Ошибающиеся должны давать фант, они начинают плясать. Старший дошкольный возраст Татарская народная подвижная игра « Темербай » Задачи: воспитывать уважительное отношение к старшим, закрепить знания о том, что раньше были большие семьи, где было много детей. Правила: дети в кругу, в центре — « Темербай », он говорит: Пять детей у Темербая Дружно, весело играют. В речке быстро искупались, Наплескались. Наплескались. И красиво нарядились, И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так: ( водящий делает движения, все повторяют) . Затем водящий выбирает кого- нибудь вместо себя. Старший дошкольный возраст Татарская народная хороводная игра «Юрта» Задачи: закрепить знания, что жилищем многих кочевых народов была юрта, воспитывать интерес к народной истории. Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с на циональным узором. Все четыре круга идут и напевают: Мы все ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок. Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окон чании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту. Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра «В перстень» Правила: дети сидят, ладошки сложены. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого. Одному незаметно кладет «колечко»( камешек) , говорит: Я по лавочке иду, Зачем перстень хороню. В матушкин теремок, Под батюшкин замок. Вам не отгадать, не отгадать. Мне вам не сказать, не сказать. Сидящие отвечают: Мы давно уже гадали, Мы давно перстень искали. Все за крепкими замками, За дубовыми дверями. Один из играющих отгадывает, у кого спрятан перстень. Если от гадает, эти двое бегут в разные стороны. Кто первый сядет на свобод ное место, тот водящий. Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра « Кострому шка- Кострома» Задачи: закрепить знания о том, что в старину любили водить хо роводы, вызвать положительные эмоции, объяснить значение слов «завалинка», «Кострома». Правила: выбирают по считалке «Кострому», она садится в центре круга, дремлет. Дети ходят по кругу: Костромушка- Кострома На завалинке спала. Прилетела к ней сова. Останавливаются, разговаривают с «Костромой»: Костромушка, ты жива? Жива. На чем? На веревочке. ( И снова дремлет. ) Опять хоровод водят, затем ответ: «На ниточке». При следующем повторе молчит. Дети разбегаются, «Кострома» ловит детей. Кого поймает — тот «Кострома». Старший дошкольный возраст Башкирская народная подвижная игра «Конное состязание» Задачи: продолжать знакомить через игры с национальными тра дициями( скотоводство — традиционное занятие башкир) , прививать любовь к животным. Правила: игроки парами встают на линию старта так, чтобы не ме шать друг другу. Игрок- «конь» — руки назад, вниз, берется за руки с наездником. Кто первый( наездник) прибежит, должен подпрыгнуть, достать узорчатый платок, подвешенный на стойке. Старший дошкольный возраст Русская народная хороводная игра «А мы Масленицу дожидали » Задачи: познакомить с русским народным весенним праздником Масленицей, его историей. Правила: дети идут по кругу, напевая; Ах, как мы Масленицу дожидали, Дожидали, люли, дожидали. Сыром горушки укладывали. Поливали, люли, поливали. Ой, смотрите, да наша Масленица На двор выехала. А мы дружно ее встречаем. Наша Масленица приходит всего на семь дней, Наша Масленица дорогая Ненадолго к нам пришла. Мы думали — на семь недель. Оказалось — на семь дней. Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра «Штандарт» Задачи: развивать у детей оптимистическое мироощущение. Правила: необходим мяч, используемый в большом теннисе. Водящего выбирают по считалке. Он подбрасывает мяч и кричит: «Штандарт». Все разбегаются по площадке в разные стороны. Водя щий ловит мяч и пятнает мячом убегающих. Кого запятнал, тот во дящий. Если не удалось запятнать, то роль ведущего исполняет тот же ребенок. Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра « Кондалы » Задачи: познакомить со значением слова « кондалы », способство вать развитию силы, смекалки, помочь Правила: играющие встают в две шеренги на расстоянии 10 мет ров, крепко взявшись за руки. Идет перекличка шеренг. Первая ше ренга: « Кон далы- раскондалы, раскуйте нас». В торая шеренга отвеча ет: «Кого из нас? »( Называют имена детей. ) Бежит первый ребенок из первой шеренги, стремится «разбить», разомкнуть руки второй ше ренги. Если удается, уводит выбранных детей в свою шеренгу, если нет — сам остается в той шеренге. Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра « Малечина- калечина » Правила: выбирают водящего. Все берут в руки по небольшой па лочке и произносят: Малечина- калечина, Сколько голов осталось до вечера? До зимнего( летнего) вечера? После этого ставят палочку на ладонь или палец. Водящий счита ет, кто дольше продержит, не уронит. Можно ходить, приседать. Старший дошкольный возраст Русская народная хороводная игра «Веточка» Задачи: развивать выразительность речи, учить управлять телом. Правила: в центр круга идут, напевая: Есть веточка на дереве, Я ее сорву. Кому же ее отдать? Никому, никому — Только другу дорогому. Выбранный с веточкой танцует импровизированный танец. Старший дошкольный возраст Русская народная подвижная игра «Пять стеклышек» Задачи: учить подчиняться правилам, уметь чувствовать состоя ние сверстников, развивать ловкость, меткость, ум. Правила: нужно 5 пластинок из оргстекла. Рисуется квадрат со стороной 1 метр по схеме На расстоянии 2 метров чертят линию, 5 пластинок складывают одну на другую на середине квадрата, в круге играющие —д ве команды. С помощью жеребьевки выбирают, кто будет стоять у черты, команда строится в колонну. Другая команда — защитники квадрата — стоят возле него. По одному метальщики метают резиновый мяч, стараясь разбить башню из стеклышек. Нельзя заступать за черту( за это ставят в коней колонны) . Защитники собирают стеклышки и раскладывают по сегментам. Те, кто метал, разбегаются. Защитники собираются в круг, прячут мяч в одежде, метальщики стараются сложить стеклыш ки опять в башню, Этому препятствуют защитники. Тот, у кого мяч, пятнает им метальщиков( тот выбывает из игры) , мяч можно пере давать друг другу среди защитников. Когда метальщикам удается со брать башню — они победили, заработали I очко. Команды меняют ся местами, игра продолжается. У какой команды больше очков — та и победила. Старший дошкольный возраст Башкирская народная игра « Хакысташ »( « Биштат ») ( игра с камешками для девочек) Задачи: способствовать развитию быстроты движений рук, разви вать внимательность, стремление к достижению пели. Правила: очередность устанавливается считалкой, если камешек, подлежащий ловле на лету, упадет, игрок выбывает из игры, передает камешки очередному. Всего в игре две части. Первая часть — начинающий подбрасывает 5 камешков вверх, рас сыпая их по земле. Пятый из упавших подбрасывается снова и подхва тывается первый из рассыпанных по земле, ловится брошенный вверх, до падения, так ловятся все оставшиеся камешки. Затем снова все ка мешки рассыпаются, и надо их ловить по две штуки. Вторая часть — подбрасываются все камешки, надо их ловить тыльной стороной ладони и подбрасывать снова вверх, ловить по одному. Кто завершит первую и вторую части, тот выиграл. Народные игры

Оставить комментарий: