"Разговор о правильном питании"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД «БЕРЁЗКА» с.ОЗЁРНОЕ АТКАРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗГОВОР
О
ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ
Перспективный план проекта «Здоровое питание»
Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.
Задачи проекта:
• Расширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;
• Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
• Способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия.
Специально организованная деятельность
«Здоровый образ жизни» Цель: Формировать у детей понимание того, что здоровье зависит от правильного питания. Пища -должна быть не только вкусной, но и полезной.
«Для чего мы едим? » Цель: Расширить знания детей о пользе еды для нашего организма в целом.
«Из чего состоит наша пища (Из чего состоит наша пища) » Цель: Дать представление о витаминах, содержащихся в продуктах питания. Определение слова «Витамины»
Рисование «Эти полезные фрукты» - Цель: Закрепить знания о витаминах, содержащихся во фруктах.
«Какую пищу надо употреблять, что бы быть здоровыми» Цель: Обобщить знания о здоровом питании.
Совместная деятельность
Составление схемы сервировки стола Цель: Закрепить знание о расположении столовых приборов и посуды на столе.
Вспомнить пословицы и поговорки о еде и культуре поведения за столом. Цель: Помочь понять смысл данных пословиц и поговорок.
Изготовление коллажа из этикеток, оберток, упаковок продуктов правильного не правильного питания.
Загадывание и отгадывание загадок о продуктах питания. Цель: Развивать логическое мышление.
Создание альбома «Витамины» Цель: Способствовать
Развитию детского кругозора.
Введение дневника питания «Что я съел полезного и не полезного за день» Цель: Применение полученных знаний на практике,
способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.
«Витаминный кроссворд» цель: Закрепить знания о полезных продуктах питания.
Приготовление «Морковного салата»
Самостоятельная деятельность
С/р игра «Продуктовый магазин» Цель: Развивать умение самостоятельно распределять роли, развивать дружелюбие.
Д/и «Составь меню» Цель: Уметь обосновывать, почему именно эти продукты желательно есть на завтрак, обед, полдник, ужин…
Раскрашивание натюрмортов
Д/и «Полезное и вредное» Цель: Уметь соотносить продукты питания.
Работа с родителями
Опрос «Что такое по - вашему «здоровое питание? »»
Цель: Получить представление о знании родителей по данной теме.
Консультация для родителей «Основные принципы здорового питания детей» Цель: Расширить знания родителей о здоровом питании
Мастер-класс «Готовим обеды первокласснику» Цель: Развивать бережное отношение к питанию своего ребенка, желание сделать обычное необычным, развивать фантазию.
«Разговор о правильном питании»Должность: воспитательМесто работы: МДОУ «Берёзка» с.ОзёрноеМесторасположение: с.Озёрное Аткарского района Саратовской области
Формирование здорового образа жизниу детей старшего дошкольного возраста посредством изучения программы «Разговор о правильном питании»
Введение.
Для поддержания здоровья и работоспособности человеку нужна пища, а
для гармоничного развития необходимо здоровье. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит питание ребенка с первых дней его жизни, а также от режима питания.
Особенно велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека.
Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.
Будущее России — это дети, здоровье которых зависит от правильного и здорового питания.
Тема правильного питания и здорового образа жизни особенно актуальна в наше время, так как мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение.
Под рациональным питание понимают питание, которое удовлетворяет физиологическим потребностям человека в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержание здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам.
Рациональное питание нередко называют питанием » правильным«, «здоровым», «сбалансированным».
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Наиболее важно соблюдение рационального питания для школьников и младших школьников, так как этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
Пол правильным соблюдением режима питания понимается питание, полностью отвечающее возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии.
Воспитательно — образовательная работа с воспитанниками направлена на развитие навыков здорового образа жизни (включаем в систему работы образовательно — оздоровительные программы и технологии; использую разнообразные формы организации физической активности детей).
В свою работу включаю разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, реализую комплекс воспитательно —образовательных, профилактических мероприятий. Использую здоровьесберагающие технологии такие как:
Здоровьесберегающие педагогические технологии.
№ п/п |
Формы работы |
Время проведения в режиме дня |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно утром |
|
Оздоровительная гимнастика |
После сна в постелях каждый день |
|
Физкультминутки |
Во время занятий по мере утомляемости |
|
Подвижные и спортивные игры |
В свободное время, на прогулке, как часть физкультурного занятия |
|
Пальчиковая гимнастика |
С младшего возраста, с подгруппой и всей группой ежедневно |
|
Дорожки здоровья |
После сна, на физкультурном занятии |
|
Гимнастика для глаз |
Ежедневно на занятиях, в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки |
|
Дыхательная гимнастика |
В разных формах физкультурно-оздоровительной работы |
|
Физкультурные занятия |
Три раза в неделю (2 раза в физкультурно-музыкальном зале, 1раз —на воздухе) |
|
Спортивные игры (баскетбол, хоккей) |
1 раз в неделю в спортивно-музыкальном зале, начиная со старшего возраста |
|
Занятия по здоровому образу жизни |
1 раз в неделю в режимных процессах, начиная со 2 младшей группы |
|
Веселые старты |
1 раз в две недели, начиная с 2 младшей группы |
|
Физкультурные досуги, праздники |
1 раз в квартал в спортивном —музыкальном зале, на прогулке, в группе |
|
Двигательные переменки |
Ежедневно, между занятиями |
|
Неделя Здоровья |
2 раза в год |
|
Динамический «час» |
Ежедневно |
|
Оздоровительно-игровой «час» |
Ежедневно |
|
Двигательная активность детей на прогулке |
Ежедневно |
|
Закаливающие мероприятия (ходьба босиком, топтание по мокрой «дорожке», воздушное закаливание, хождение по дорожкам здоровья, полоскание горла и рта и др.) |
Ежедневно |
|
Походы, катание на санках |
Осенью, зимой, летом |
Мной была разработана программа «Разговор о правильном питании». Программа предусматривала следующую цель:
Сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения здоровья.
Для решения цели были поставлены следующие задачи:
· Создать условия для становления у детей ценностей здорового образа жизни; бережного отношения к своему организму, представления о том, что вредно и полезно для здоровья;
· Продолжать знакомить детей с полезными продуктами питания (как правильно есть, как соблюдать режим питания); с разнообразием фруктов, овощей, ягод и их значением для организма; со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека; с полезными блюдами для праздничного стола.
· Способствовать развитию навыков питания как составной части здорового образа жизни.
Для выявления знаний и навыков детей с 2011 года проводится диагностика. Кружок посещали 8 детей старшего дошкольного возраста.
Особый интерес у детей вызывает практическая и игровая деятельность. После специальных занятий по теме организуется работа в зонах практической деятельности (приготовление бутербродов, приготовление салатов, работа с тестом, посадка лука, приготовление свеже — выжатого сока и т.д. А также проводятся сюжетно-ролевые и дидактические игры («Семья», «Кафе», «Магазин», «Юные поварята», «Весы», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Что вокруг нас вкусное» и т.д. В процессе игры и практической деятельности дети закрепляют полученные знания, у них формируется осознанное отношение к своему здоровью, усваиваются культурно — гигиенические навыки, дети упражняются в разных видах деятельности, например, составление рассказов, разыгрывание сценок, разгадывание кроссвордов и загадок, пение частушек , рисование, сочинение загадок и др.
Дети с удовольствием работали в тетрадях «Разговор о правильном питании» на печатной основе, в которой главными действующими лицами являются герои детской образовательной телевизионной передачи «Улица Сезам», просматриваем диск «Улица Сезам».
В своей работе я использую новые формы сотрудничества с родителями по реализации содержания программы:
· Советы;
· Письменные консультации;
· Анкетирование;
· Оформление информационных стендов;
· Оформление уголков;
· Оформление папок — раскладок и т.д.
Родители проявляют заинтересованность и готовность к сотрудничеству, принимают участие в районных конкурсах по программе «Разговор о правильном питании» и занимают призовые места.
В 2011-2012 учебном году семья Киселева Никиты заняла 2 место.
Дети группы «Дошколята» сделали своими руками игру «Юные поварята» и заняли 3 место.
В 2012-2013 учебном году в номинации «Я готовлю для всей семьи» семья Горькова Серёжи заняла 1 место, семья Андреевой Ксюши — 2 место.
Победители были награждены грамотами и памятными подарками.
Заключение.
Работая по программе «Разговор о правильном питании» и ведя кружок можно сделать вывод, что изучение данной программы необходимо, так как она интересна и полезна для детей, дает им возможность не только узнать что-то новое, но и самим принять активное участие в заботе о своем здоровье, сознательно выбрать наиболее полезные продукты и соблюдать основные правила рационального питания.
В дальнейшем предполагаю для оздоровления и укрепления здоровья детей широко использовать оздоровительную работу. В зимнее время года будем больше кушать лук и чеснок.
Реализация программы
«Разговор о правильном питании» посредством активных форм работы с детьми
Пояснительная записка.
В последнее время во всём мире наметилась тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Воспитание основ здоровья и умения его сохранить у детей дошкольного возраста ставит перед собой цель сохранить и преумножить здоровье подрастающего поколения. Однако особенности развития дошкольников заставляют искать специальные методы и приёмы для обучения этих детей.
Необходимость данной работы подтверждается тем, что при успешном овладении знаниями и умениями по укреплению и сохранению собственного здоровья, увеличивается степень успешной адаптации детей к школьной жизни, а привычка правильно питаться останется у ребенка на всю жизнь.
Как правило, задачи по формированию положительного отношения к собственному здоровью редко ставят перед собой родители, хотя они должны являться основными участками педагогической помощи в этом направлении. Свои приоритеты они отдают получению знаний, умений, навыков, которые облегчат переход ребенка к обучению в школе. Вопросы оздоровления остаются закрытыми, а ведь зачастую плохая успеваемость ребенка в школе напрямую зависит от его состояния здоровья.
Коллектив нашего дошкольного учреждения ставит перед собой одной из главных задач обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни и правильному питанию, как его составляющей, несомненно, также является одной из задач сохранения и укрепления здоровья детей нашего дошкольного учреждения.
Программа «Разговор о правильном питании» реализуется в детском саду с 2011 – 2012 учебного года, и за эти годы удалось добиться следующих результатов:
• Значительно расширился диапазон знаний и умений воспитанников, связанных со здоровым образом жизни, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей.
• У детей повысилась осведомленность о правилах здорового питания.
• Изменились предпочтения детей в питании. Дети охотнее выбирают продукты, полезные для здоровья.
• Родители и дети отмечают, что стали больше времени уделять подготовке семейных праздников, используя при подготовке знания, полученные на занятиях и консультациях.
• Повысилась убежденность детей в бесценности своего здоровья. Дети не только убедились в необходимости вести здоровый образ жизни, но и пропагандировать его.
• Автоматизировалась привычка соблюдать гигиенические нормы и правила поведения.
Реализованы проекты «Традиции питания праздников», «Обучение дошкольников основам кулинарии».
Проект «Обучение дошкольников основам кулинарии» традиционно дополняет теоретические занятия с детьми практической деятельностью, закрепляет интерес к полезным продуктам, позволяет детям попробовать свои силы в приготовлении несложных блюд.
Проектная деятельность выбрана педагогами нашего дошкольного учреждения неслучайно. Она позволяет включить в творческий процесс наибольшее количество детей, сделать их активными соучастниками, режиссерами и исполнителями любой доступной для детей деятельности.
Идея проекта может быть, как спланирована заранее, так и быть ситуативной. Педагог идет вслед за детьми, корректируя, направляя их деятельность. Воспитанники самостоятельно планируют деятельность, опираясь на собственный опыт, в реализации проекта каждый ребенок принимает посильное участие. Если планов множество, в группе организовывается конкурс идей, на котором каждый ребенок презентует свой план и голосованием выбирается лучший.
Результатами проектной деятельности могут стать выставки рисунков, конкурсы, праздники и развлечения. Это позволяет детям продемонстрировать свои достижения родителям, которые могут быть членами жюри, зрителями, болельщиками и даже соучастниками презентации!
Представляем вашему вниманию методическую разработку, проект «Булочки с изюмом».
Творческий проект «Готовим сами подарки маме! »
Васильева Р.Ф., воспитатель
Чекменёва Н.В., воспитатель
Предварительная работа:
• экскурсия на кухню детского сада,
• занятия в рабочей тетради «Плох обед, если хлеба нет», «Время есть булочки»,
• беседа с детьми «Хлеб всему голова»,
• разучивание стихов, песен, подготовка к праздничному концерту, посвященному 8 марта.
Цель: Подготовить сюрприз для совместного чаепития с родителями после праздника 8 марта.
Участники: воспитанники подготовительной группы
Определение сферы деятельности: Что делаем? – Печем булочки с изюмом к чаепитию после праздника.
Выбор модели деятельности: Как делаем? – Разрабатываем технологическую карту, проводим практическое занятие.
Ресурсный анализ: Что мы имеем? – Фартуки, колпачки, разделочные доски, кухонная и столовая посуда. Что нужно? – продукты для приготовления булочек.
Задачи:
• развивать интерес детей к правильному, здоровому питанию, к кулинарии;
• обогащать и расширять знания детей о приготовлении различных блюд;
• моделировать ситуации, побуждающие нравственные чувства детей;
• продолжать обучать детей пользоваться алгоритмами, рецептами (технологическими картами) для приготовления различных блюд;
• продемонстрировать родителям успешность детей в освоении программы «Разговор о правильном питании»
Организованная образовательная деятельность в форме практического занятия
«Булочки с изюмом».
Воспитатель готовится к предстоящему занятию: вместе с дежурными раскладывает на столах необходимую посуду, разделочные доски, продукты, вывешивает на доску технологическую карту «Булочки с изюмом». Дети на ковре, заняты свободной деятельностью. Открывается дверь, в группу забегает запыхавшийся домовёнок Кузька.
Кузя: Скорее, скорее! Я слышал тут сегодня булочками угощают! А я три дня ел не досыта, спал без просыпа… Недосыпал, вообще. Давайте, кормите меня поскорее! Есть хочу!
Воспитатель подзывает детей, все подходят к Кузьке.
Воспитатель: Во-первых, Кузя, здравствуй!
Кузя: Привет!
Воспитатель: Во-вторых, Кузя, как порядок в группе наводить, игрушки убирать, как заниматься, так тебя мы в группе не видим! А как про угощение прослышал, так ты тут как тут!
Кузя: А что угощенье все-таки есть?
Воспитатель: Есть, да не про твою честь! Мы с ребятами договорились мамам и бабушкам праздничный сюрприз испечь.
Кузя: А зачем им ваш сюрприз? Они и сами пироги – булочки печь умеют. Вот я не умею, мне сюрприз и испеките.
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Кузе, почему мы решили приготовить мамам вкусный сюрприз!
1-й ребенок: Мы долго думали, решали, что нам мамам подарить?
Ведь подарок нашим мамам самым лучшим должен быть!
2-й ребенок: Мы не купим им путевку, не отправим на курорт,
И поэтому решили – испечем им вкусный торт!
3-й ребенок: Нет, не торт, скорее тортик, небольшой, но от души,
Чтоб сказали наши мамы: «Поварята хороши! ».
Кузя: Так вот оно что! Тогда давайте скорее делать мамам ваши тортики – булочки! Я – ваш самый первый помощник!
Кузя бежит к столам, начинает примерять фартуки, колпачки, сует нос в пакет с мукой, рассыпает по столу изюм.
Воспитатель: Кузя, Кузя! Подожди! Ты сейчас нам все испортишь! Ведь испечь хлеб, даже самую маленькую булочку – большой труд!
Кузя: Да чего тут трудного? Тяп-ляп! И готово!
Кузя имитирует работу с тестом, незаметно достает кусочек теста (подготовленный заранее). Кусочек серый, липкий. Кузя пытается слепить из него булочку, у него ничего не получается. Он обижается, швыряет тесто на стол, отходит в сторону, бурчит.
Воспитатель с детьми подходят к столам, поднимают тесто.
Воспитатель: Эх, Кузя, Кузя! Разве так можно с хлебом обращаться? Смотри, обиделся на тебя хлеб и не получилась булочка!
Кузя: Как это обиделся? Он живой, что ли? Я его бил, что ли?
Воспитатель: Нет, Кузя! Хлеб обиделся за то, что ты нарушил правила, по которым его готовят. Ребята, какие правила нарушил Кузя?
Дети:
• Кузя не вымыл руки перед тем, как начать готовить!
• Он неправильно надел фартук, колпачек!
• Кузя готовил не по рецепту!
• Кузя торопился, плохо смешивал продукты!
• Кузя не подготовил рабочее место, он неаккуратный! И др.
Воспитатель: Да, ребята, правильно. И самое главное – Кузя не старался, не вкладывал в свою булочку свою любовь к маме, а хлеб он любит добрые руки и душевное обращение. Помните пословицы и поговорки о хлебе, там отражается отношение к хлебу всего нашего народа. Давайте расскажем их Кузьме.
Дети:
• Хлеба к обеду в меру бери! Хлеб – драгоценность, его береги!
• Каков у хлеба, таков и у дела!
• Пот на спине – хлеб на столе.
• Допелись, доплясались – без хлеба остались.
• Плох обед, если хлеба нет.
• Не потрудиться – хлеба не добиться.
• Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
• Без хлеба куска везде тоска, и др.
Кузя: Ребята, вы уж меня простите, уму-разуму научите!
Воспитатель: Простим, ребята? Научим?
Дети соглашаются. Воспитатель напоминает о том, что перед работой нужно вымыть руки. Дети и Кузя идут мыть руки, с чистыми руками подходят столу, помогают друг другу надеть и завязать фартуки, готовят рабочие места: разбирают разделочные доски, тарелки, ножи.
Воспитатель обращает внимание детей на технологическую карту «Булочки с изюмом». Ещё раз разбирается последовательность действий приготовления булочек:
• Просеиваем муку в большую чашку.
• Выливаем туда подготовленную смесь теплого молока, соли, сахара и дрожжей, добавляем яйца, растительное масло.
• Начинаем вымешивать, если необходимо, добавляем еще муки.
• Даем тесту время подойти.
• Добавляем изюм.
• Вымешиваем еще раз.
• Формуем булочки.
• Раскладываем их на противень, смазанный растительным маслом.
• Накрываем чистым полотенцем.
• Несем на кухню печь.
Тесто замешивается в общей чашке. Еще одну порцию теста необходимо подготовить заранее, чтобы дети не ждали, пока тесто поднимется, а смогли бы работать с ним непосредственно после замешивания.
Воспитатель и Кузя помогают детям сформировать булочки.
Воспитатель: А перед тем, как положить булочку на противень, наклонитесь и пошепчите булочке ваше пожелание для любимой мамочки. И я уверена, все ваши пожелания обязательно сбудутся, и ваши мамы будут еще красивее, моложе и здоровей.
Кузя прощается с ребятами. Дети приглашают его на праздник и на праздничное чаепитие.
Воспитатель вместе с детьми относит противень с булочками на кухню, где его ставят в духовку. Повар говорит, что булочки можно забрать через 40 минут. Дети засекают время ожидания.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий