Экспериментальная деятельность в ДОУ
Сообщение по теме:
Экспериментально – исследовательская деятельность
в дошкольном учреждении
воспитателя МДОУ «Берёзка» с.Озёрное Аткарского района
Саратовской области
Васильевой Розалии Фасигатовны
на родительском собрании старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Успешность подготовки детей к школе в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребёнок слышыт, видит, осязает окружающее.
Экспериментально- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах:
- Познавательное занятие или часть занятия;
- Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);
- Наблюдение, труд в уголке и на участке;
- Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность);
- Развлечения.
ПАМЯТКА
Содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности.
ЖИВАЯ ПРИРОДА
- корень – укрепление в почве, всасывание и накопление воды и питательных веществ;
- стебель – «проведение» и накопление воды и питательных веществ;
- листья – «приготовление» пищи и дыхание;
- цветы и плоды – размножение.
- к среде обитания;
- к сезону;
- экологической системе;
- природной (климатической) зоне;
- в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков (снег, град, дождь, туман, иней, роса и т.д.);
- в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни;
-в разных климатических зонах.
- пруд – водная и водно-воздушная среда, бедная почва, много воды, недостаток света, невысокая температура;
- лес – богатая почва, мало света, достаточно влаги и тепла;
- луг – много света, нехватка влаги, достаточно тепла, почва беднее, чем в лесу;
- город – недостаток влаги, повышенная температура, плотная и бедная почва, мало света ( из-за строений), наличие продуктов жизнедеятельности человека (мусор, загазованность), понятие об искусственной экологической системе, о роли человека.
-тундра – низкие температуры, недостаток света, вечная мерзлота в почвенном слое, повышенная влажность, короткое лето и продолжительная зима;
- смешанный лес (тайга) – наличие сезонности, достаточное количество влаги, богатая почва, теплое лето, мало света;
- пустыня – высокая температура, много света, недостаток влаги, бедная почва, особенности зимы (суточные колебания температуры);
- саванна – высокая температура, бедная почва. достаточное количество света, сезон дождей и засухи, особенности зимы (отсутствие низких температур);
- джунгли – высокая температура, богатая почва (но вымываемая водой), избыточная влажность, недостаток света, отсутствие низких температур в течение всего года;
- Арктика и Антарктика – низкие температуры, отсутствие почвы, недостаток света, вода в двух агрегатных состояниях (твердом и жидком).
- живая и неживая природа (температура, освещенность, влажность, плодородие почвы и т.п.);
- животные и растения;
- растения и растения;
- животные и животные;
- человек и природа.
- птицы – звери – насекомые – земноводные;
- плотоядные (хищники) – травоядные – всеядные животные;
- домашние – дикие животные;
- зимующие – перелетные птицы…
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
- свойства и качества;
- переход из одного состояния в другое;
-круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.
- рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;
- природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).
- Солнечная система – планеты, спутники (естественные – Луна и искусственные);
- небесные тела (метеориты, кометы)
- солнечное и лунное затмение.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕК
- особенности строения человеческого тела;
- особенности строения и функционирования органов и систем;
- человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных;
- экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.);
- роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф;
- выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития (стадии роста, особенности размножения, ухода и пр.);
- использование растений и животных, искусственный отбор.
РУКОТВОРНЫЙ МИР
- предмет и его признаки (строение, функции. Форма, размер, цвет, назначение);
- свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т.п.);
- качество материала ( сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый ит.п.);
- связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением.
- предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека (духовных, интеллектуальных, игровых, социальных, трудовых, бытовых и др.);
- компоненты трудового процесса (цель, мотив, действие, операции, средства, результат) и его этапы (алгоритм деятельности).
- многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования;
- ретро- и перспективный взгляд на предмет (прошлое – настоящее – будущее);
- возможность сделать предмет удобным и красивым;
- отражение (зависимость) в предмете опыта человека-творца, его деловых и личностных качеств;
- связи, отношения в системе человек – предмет – природа – человек.
ПАМЯТКА
Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности.
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.
При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:
1)действие показывает педагог;
2)действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
3)иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
4)действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
5) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
6) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила:
Познавательно–исследовательская деятельность в детском саду
(старшая разновозрастная группа)
Развивающие функции познавательно – исследовательской деятельности
Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
В период дошкольного детства «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
В качестве основных развивающихся функций познавательно - исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста могут быть обозначены следующие:
Как активизировать познавательную деятельность детей
В современных Федеральных требованиях к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей.
Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоение ребенком окружающего его мира, объектов природы, людей и т. д. Проявление ребенком познавательной активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных инициативных проявлениях (стремление по- своему сравнивать, высказывать, осуществлять поиск).
Активность выражена в степени самостоятельности в выборе ребенком видов деятельности, в участии в организации игры, стремлении к общению, в формулировке высказывания, отношения к событию и так далее.
В педагогике различают:
- Познавательную активность, проявляемую ребенком в действиях по показу, образцу, на основе схемы, алгоритма («делаю так же», «думать не надо», «это же просто»);
- Исполнительскую активность, которая состоит в принятии предъявленной задачи, выборе способа действий на основе высказанных взрослым общих требований («я жду помощи», «я сомневаюсь», «я не тороплюсь»);
- Творческую, исследовательскую активность, состоящую в самостоятельном выборе способа осуществления с высказыванием нескольких предложений, получением личностно значимого результата («я могу», «у меня получится», «я хочу экспериментировать»).
Используют разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно - исследовательской деятельности:
- Обеспечивается интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность. Значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
- Стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («как?» «что узнаешь при этом?»);
- Помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);
- Используются приемы развития творческого воображения.
Накопления ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация).
План познавательно-исследовательской деятельности в старшей разновозрастной группе
месяц |
тема |
название опыта, цель |
сентябрь |
ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ |
«Заплесневелый хлеб» ЦЕЛЬ: установить, что для роста мелких живых организмов (грибов) нужны определенные условия, что для сохранения хлеба его нужно держать в определенных условиях. |
октябрь |
ОСЕНЬ. ПРАЗДНИКИ ОСЕНИ. |
«Времена года» ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о временах года. Дать естественнонаучные представления об их смене (при помощи фонарика и глобуса). |
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
|
«Растущие малютки» ЦЕЛЬ: выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы |
|
ноябрь |
СЕЗОННАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ |
«Почемучкины вопросы» ЦЕЛЬ: анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается вверх, то есть легче холодного; воздух плохо проводит тепло |
декабрь |
НОВЫЙ ГОД |
«Сюрприз Деда Мороза» (агрегатное состояние веществ) ЦЕЛЬ: уточнить свойства льда, воды Знакомить детей с законом сохранения (опыты с льдинками, подкрашенной водой). |
январь |
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ |
«Изменение объема жидкости» ЦЕЛЬ: выявить изменение объема жидкости при замерзании. |
февраль |
ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ |
«Капелька света» ЦЕЛЬ: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. |
март |
МАМИН ДЕНЬ |
«Мир ткани» ЦЕЛЬ: называть ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнить ткани по их свойствам; понимать. Что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей. |
СЕМЬЯ |
«Чудеса «кока - колы» ЦЕЛЬ: исследование вредного влияния на организм человека |
|
апрель |
КОСМОС |
«Далеко - близко» ЦЕЛЬ: познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха |
Проект «Капелька света»
Цель проекта:
Создать музей электрической лампочки.
Задачи:
- Познакомить детей с историей электрической лампочки.
- Подвести детей к пониманию, для чего человеку нужно электричество.
- Учить детей поддерживать диалог.
- Учить детей составлять описательный рассказ, используя схему.
- Прививать детям навыки правильного безопасного обращения с электроприборами.
- Учить детей навыкам исследовательской деятельности.
- Контролировать звукопроизношение.
I этап
II этап
Методика «Три вопроса»
Что мы знаем? |
Что хотим узнать? |
Где можем это узнать? |
Нельзя трогать электроприборы, провода |
Что работает на эл. токе? |
В энциклопедии |
Нельзя совать пальцы в розетку |
Как подключают провода? |
В музее |
За свет нужно платить |
Как работает свет? |
Спросить у электрика |
Нельзя обрывать провода |
Откуда берется свет? |
В художественной литературе |
От электричества работают телевизор, электроплита |
Как электричество действует в розетке? |
Послушать магнитофонную запись |
Нельзя ломать розетки |
Как работают батарейки? |
Рассмотреть игрушки с батарейками |
III этап
Методы и приемы
IV этап
Работа над проектом
V этап
Итоговая встреча
Презентация книги.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Цель:
Создать музей электрической лампочки.
Задачи:
- Познакомить детей с историей создания электрической лампочки.
- Подвести детей к пониманию. Для чего нужно человеку электричество.
- Учить детей поддерживать диалог.
- Учить детей составлять описательный рассказ, используя схему.
- Прививать у детей навыки правильного безопасного обращения с электроприборами.
- Учить детей навыкам исследовательской деятельности.
Материал
Старинные предметы: керосиновая лампа, лучинодержатеь с лучиной, разные свечи (из пчелиного воска, декоративные); различные электрические приборы, розетки, вилки, шнуры, лампочки и т.д.; схемы: описания электрической лампочки, развития электричества и электрического фонарика; макет электроподстанции и электричества в доме.
Предварительная работа
Беседы об электроприборах, развитии электричества; рассматривание иллюстраций, фотографий, старинных вещей, электрощита; беседы с электриком; экскурсия в музей; прослушивание сказки «Умная собачка Соня»; чтение художественной литературы; конструирование свечей из воска, наблюдение за тем, как действовали раньше приборы освещения.
Ход встречи
Воспитатель – Дети, сегодня у нас в гостях ребята из средней группы.
Мы пригласили их на экскурсию в наш музей. Сегодня в нашем музее выставка света. И хозяюшка нашей выставки Капелька света ждет нас.
Экскурсию для гостей проводить будете вы сами. Кто начнет рассказ?
Дети. Сначала, когда человек еще жил в пещере, он разводил костер, на нем он готовил пищу, грелся около него, и очаг освещал ему жилище.
Воспитатель. Что же произошло потом?
Дети. Потом, когда человек стал строить себе дома, он научился строить разные печи, в которых готовил пищу. А для освещения он стал использовать лучину. Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой – зажигали. Лучину надо было правильно расположить, чтобы она лучше светила.
Воспитатель. (зажигает лучину). Много ли света от лучины?
Дети. Нет.
Воспитатель. Такое освещение удобно? Почему?
Дети. От нее мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.
Воспитатель. Что же было дальше?
Воспитатель. (зажигает свечки). Расскажите, как мы их делали?
Дети. Сначала мы скатывали воск в шар, потом делали из него лепешку, на нее клали фитиль из ниток и скручивали колбаску, получилась свеча.
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, чем неудобна свеча?
Дети. Ею можно обжечься. От нее может быть пожар. Она коптит. Дает мало света. Она легко гаснет от движения или кашля.
Воспитатель. Что же было дальше?
Дети. Человек стал придумывать другое освещение. Он научился добывать нефть и делать из нее керосин. Человек придумал керосиновую лампу. У лампы тоже есть фитиль, но он шире, чем у свечки. В бачок наливали керосин, а фитиль прикрывали стеклом, чтобы огонь не гас.
Воспитатель. (зажигает керосиновую лампу). Удобной ли была керосиновая лампа?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Она опасна: стекло может лопнуть, а керосин загореться и возникнет пожар.
Воспитатель. Что же было дальше?
Дети. Через много лет, когда уже появилось электричество, человек придумал электрическую лампочку. Электрические лампочки бывают разных форм, размеров и цвета, состоят из колбы, цоколя, держателей и волшебной нити. Лампа сделана из стекла и металла и нужна для освещения.
Воспитатель. Да, дети, теперь в наших домах много разных, красивых светильников: на потолке - люстра, на стенах – бра, на столах – настольные лампы, на полу – торшеры.
Лампочки бывают самые разные: яркие и не очень. Есть медицинские лампы, с помощью которых мы греем нос и уши, эти лампочки лечат людей.
Физкультминутка.
Воспитатель. Как думаете, что нужно для того, чтобы засветились все эти электрические лампочки?
Дети. Включить выключатель.
Воспитатель. Но почему, же светильники не зажглись? А если розетка ни к чему нее подключена?
Дети. Нужен электрический ток.
Воспитатель. Откуда в розетке электрический ток?
Дети. Он пришел по проводам.
Воспитатель. (показывает макет). Представьте, что это электрическая станция. Она вырабатывает электрический ток, он бежит по проводам и прибегает в каждый дом. А в доме у него живут друзья – электроприборы. Назовите, каких друзей электрического тока вы знаете?
Дети. Холодильник, электроплита, утюг, пылесос, чайник…
Воспитатель. Могут они жить и трудиться без электрического тока?
Дети. Нет.
Воспитатель. Я вам покажу еще одну подружку электрического тока – самую экономную лампочку. Смотрите, я ее вкручиваю.
Дети должны заметить, что воспитатель делает это при включенном в розетку проводе, и сообщить ему об этом.
Воспитатель. Молодцы, дети! Вы правильно заметили, что я делаю неправильно. Я не соблюдаю правила безопасного обращения с электроприборами. Напомните мне их.
Дети. Нельзя:
- Включать и выключать электроприборы мокрыми руками;
- Выдергивать их из розетки за шнур;
- Совать в розетку посторонние предметы;
- Перерезать провода;
- Подходить к оборванным проводам.
Воспитатель. Какие помощники есть у человека в обращении с электрическим током?
Дети. Резина, пластмасса, дерево.
Воспитатель. Почему?
Дети. Они не проводят ток.
Воспитатель. А могут ли быть помощниками металл и вода?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Они проводят электрический ток, и человека может очень сильно ударить током.
Воспитатель. А как же быть с электрическими фонариками? Они тоже источники света? Как появились фонарики?
Дети по схеме рассказывают историю развития фонарика.
Воспитатель. Да, дети, в фонариках тоже живет маленькая лампочка, которая светит. Молодцы, я думаю, что гостям наша экскурсия понравилась. А о нашей помощнице электрической лампочке и ее друге электрическом токе мы с вами составили интересную книгу. Расскажите о чем ваши странички?
Каждый ребенок рассказывает, о чем его страничка.
Все странички скрепляются вместе, и книга помещается в музей.
Воспитатель. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Кохан «Капля света»:
Капля в капельку вольется –
Вспыхивает маленькое солнце.
Ручейки в поток вольются –
У турбин сердца забьются.
Хлынет свет, начнут заводы
Делать чудо теплоходы,
Тракторы, станки, ракеты,
Ну, а фабрики – конфеты.
Попробуй, вкусная конфета?
Вот, что значит капля света.
Дети угощаются конфетами, прощаются с гостями.
Воспитатель. Всем спасибо за встречу.
Проект опытно - экспериментальной деятельности «Чудеса «кока – колы»
Цель работы:
Исследование вредного влияния кока-колы на организм человека.
Задачи исследования:
- Наблюдать влияние кока-колы на чайный налет;
- Проанализировать взаимодействие кока-колы и ржавчины;
- Изучить действие кока-колы на зубы;
- Исследовать совместимость кока-колы с другими продуктами.
Объект исследования:
Свойства кока-колы.
Предмет исследования:
Вредное влияние кока-колы на организм человека.
Историческая справка:
Кока-колу придумали в Америке 8 мая 1886 года. Изобретателем кока-колы был фармацевт Джон Стив Пембертон. А название для напитка придумал бухгалтер Пембертона. В напиток добавляли листья коки – растения, содержащего наркотические вещества.
Поэтому напиток был запатентован как лекарство от любых нервных расстройств и продавался только строго в аптеках.
В конце 1890-х годов появился запрет на кокаин. И в кока-колу стали добавлять не свежие листья коки, а «выжатые», кокаина в них уже не было. С тех пор кока-кола начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала для американцев самым популярным напитком. С 1988 г. с приходом перестройки кока-кола стала покорять жителей России.
Актуальность:
В последнее время в связи с развитием генной инженерии, широкого использования консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться о пользе или вреде того или иного продукта для их детей. Детей же, в свою очередь, привлекают яркие вкусы, красочность упаковки и рекламная кампания данных продуктов. Поэтому, возникает ситуация, когда дети не принимают доводы родителей, отказывающих им в покупке, так как это вредно для здоровья.
В результате опроса «Мой любимый напиток», проводимого воспитателем с детьми в старшей и средней группах, выяснилось, что дети средней группы всем напиткам предпочитают кока-колу, а дети старшей группы добавили, что любят «колу», но она, по словам родителей, вредна. На вопрос, в чем этот вред, дети затруднялись ответить или говорили словами родителей, что это «химия».
По результатам опроса мы решили провести ряд экспериментов и точно установить, действительно ли «кока-кола» вредна для организма.
Гипотеза работы:
«Кока-кола» небезопасна для здоровья.
Методы исследования:
Наблюдение, эксперимент, беседа, интервьюирование.
Время проведение исследования:
Исследование проводилось в течение недели.
Этапы исследования:
Материалы для проведения экспериментов:
Бутылки с кока-колой или пепси-колой, прозрачные стаканчики, ржавые предметы, чашка со следами от чая, кусочек колбасы, конфеты «Ментос» (лучше не глазированные), молочный зуб.
Ход исследования
В ноябре в ДОУ проводился конкурс «Любимое блюдо нашей семьи». Дети вместе с родителями составляли мини-книжки с рецептами, фотографиями и рисунками кулинарных блюд. Они с удовольствием рассказывали в группе о своих любимых блюдах т описывали их. Постепенно беседа коснулась любимых напитков. В результате выяснилось, что большинство детей предпочитает кока-колу и пепси, хотя многим родители покупают эти напитки не часто, потому что они вредны для здоровья. Сами дети не понимали, почему колу пить нельзя.
Было решено послать «журналистов» от группы к другим детям, чтобы они сделали репортаж о вкусовых предпочтениях воспитанников сада. В результате опроса выяснилось, что дети средней группы также любят кока-колу, но не знают о ее вреде. Все воспитатели знали, что кока-кола плохо влияет на здоровье, но никто не смог доказать это.
Поэтому, на следующий день был проведен ряд экспериментов:
Опыт 1
У Олеси выпал молочный зуб, и мы решили проверить, что будет, если положить его в кока-колу. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда кока-колу и опустили зуб. На второй день тот почернел, из чего дети сделали вывод, что в кока-коле содержится красителей, которые проникают даже в твердый зуб.
На третий день на зубе появилась трещина, а на четвертый день зуб распался на две половинки.
Вывод:
КОКА-КОЛА разрушает зубы. Красители колы очень стойкие и зубы от них темнеют.
Опыт 2.
Для опыта разрезали кусочек колбасы на две половинки. Одну половинку положили в воду, другую – в колу. На второй день колбаса, помещенная в воду, не потеряла своего вида, а колбаса в коле превратилась в кашицеобразное пюре.
Вывод:
Кола обладает разрушающими свойствами для мяса.
Опыт 3.
Взяли два ржавых болтика. Один поместили в стакан с водой, другой – с колой.
На второй день болтик в воде покрылся еще одним слоем ржавчины, а болтик в коле, наоборот, даже очистился от нее.
Вывод:
Кока-кола разъедает даже ржавчину.
Опыт 4.
Была взята белая чашка со следами от чая. Обычной водой следы не отмывались. Дети налили в чашку колу и вышли на прогулку. После прогулки чашку прополоскали. Следы от чая пропали.
Вывод:
Кока-кола содержит вещества, разрушающие стойкие пятна.
Опыт 5
На прогулку взяли бутылку колы, открыли ее и положили под крышку три драже «Ментос». Затем резко открутили крышку. Кола высоким пенным фонтаном брызнул в разные стороны.
Вывод:
Нельзя запивать «Ментос» колой!
Опыт 6
В стакан налили кока-колу и оставили его на неделю. Через неделю вода из колы испарилась, а в стакане остался тягучий сироп.
Вывод:
В кока-коле очень много сахара.
Вывод: Таким образом, проведя ряд опытов, мы увидели, что кока-кола разрушает зубы и мясо, в ней много красителей. В кока-коле есть такие вещества, которые разъедают ржавчину и налет от чая, ее нельзя пить со всеми продуктами. А еще в кока-коле очень много сахара, который вредит нашему организму. Значит, мы были правы: КОКА-КОЛА НЕБЕЗОПАСНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!
Проект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе ДОУ на тему: «Магниты»
Цель:
Знакомство детей со свойствами магнита эмоционально – практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у него вопросов в решении проблемных ситуаций.
Задачи:
- Формировать у ребенка представления о свойствах магнита;
- Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
- Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
- Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Материалы и оборудование:
- Детский педальный автомобиль;
- Магниты разной величины;
- Варежка, с вшитым внутрь магнитом;
- Сюрпризная коробка, в ней: пластмассовая ложка, резиновый шарик, деревянная пирамидка, стеклянная баночка, железная ложка, гайка, гвоздь;
- Накидка и шляпа фокусника;
- Мольберт;
- Картинки для составления схемы «Умный магнит»;
- Чашка с горохом и чашка с гайками;
- Мобильный телефон с музыкой «Романс черепахи Тортиллы»;
- Напольный большой бассейн;
- Удочки по количеству детей;
- Листы бумаги формата А-4;
- Металлические опилки;
- Магнитный конструктор.
Методы и приемы активизации познавательной деятельности:
- Проблемное общение;
- Экспериментирование;
- Метод алгоритма;
- Интригующее начало;
- Информационно – рецептивный «совместная деятельность педагога и ребенка»;
- Использование ИКТ (мобильный телефон);
- Познавательные дидактические игры;
- Эффект удивления;
Ход деятельности:
Воспитатель приглашает детей поиграть.
В группу входит, толкая автомобиль, запыхавшийся Незнайка.
Незнайка: ох, и устал же я, пока эту машину доталкал. А все Винтик и Шпунтик виноваты, сделали машину, а она ехать не хочет, да еще по дороге к ней, что-то прицепляется.
Воспитатель: что ты ворчишь, Незнайка? Что у тебя случилось?
Незнайка: да вот ехал я, ехал. Как вдруг – брямс, треньсь, бух – и все, встала машина. Я ей уже и газированной воды в бак подлил и сиропа, а она не едет. Да еще к мотору какая-то штуковина прицепилась. Я ее отрываю, а она обратно прицепляется.
Воспитатель: ну-ка, давай посмотрим, что там у тебя такое.
Воспитатель обходит машину, заглядывает в мотор. Незнайка крутится рядом. На моторе в машине прилеплен большой магнит.
Воспитатель: ой, Незнайка, да это же к мотору магнит прилип, поэтому машина не может дольше двигаться. Давай я помогу тебе от него избавиться.
Педагог отрывает магнит от машины.
Незнайка:
Садится за руль, начинает двигаться на машине.
Ура! Она снова едет! А то что бы я Винтику и Шпунтику сказал?
Я ведь машину без спроса взял.
Воспитатель: как же тебе не стыдно, Незнайка, ведь без спроса брать вещи нельзя.
Незнайка: а я больше не буду. Вот сейчас поставлю в гараж машину, и больше не бу
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий