a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Цикл занятий "Сельский дворик"

Опубликовано: 2015-01-12 12:42:43

Документы для скачивания

Сельский дворик Конспекты занятий по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим. Опыт работы с младшими дошкольниками, живущими в городе,  показал: они очень мало знают о жизни в сельской местности. В наших силах восполнить этот пробел. Для этого в нашем детском саду мы создали развивающую зону для детей 2–4 лет. И назвали ее «Сельский дворик».   Занятия, которые мы проводим с детьми  в этой зоне, позволяют развивать их познавательную активность,   присущее им от природы любопытство,   речь, расширять  словарь,   учить имитировать повадки и движения  домашних животных( это общие для всех занятий цели) .   Занятие 1. Знакомство с деревенским двориком Педагог.    Куда  мы с вами попали?   ( Предположения детей. )   Верно, перед нами дом – один из тех, в которых живут сельские жители. Интересно, кто в нем живет? Давайте постучимся. «Тук- тук- тук! Кто в доме живет? »  Здесь идалее  предложения, взятые в кавычки, дети повторяют вслед за педагогом. В окошке появляется лицо бабушки Маланьи( кукла) . Маланья.   Кто это ко мне в гости пожаловал? Педагог и дети.    Это мы в гости к тебе пришли! Маланья. З дравствуйте, родные! Давно ко мне никто не захаживал… Педагог.   «Здравствуй, бабушка Маланья! ».   Мы мимо шли и решили к тебе в гости заглянуть.   Расскажи нам, пожалуйста, о своем доме и дворике рядом. Маланья. Ж иву я в красивом доме. Он деревянный. Вот окно, вот дверь, а вот крылечко. А это крыша. Она нужна для того, чтобы в дом не попадали ни снег, ни дождь. А возле дома дворик, сад и огород. Еще колодец есть. А вокруг двора забор. Досок в нем не счесть! Доски все одинаковой длины.   На дворе живут кошка, собака, утки, куры, петушок –  золотистый гребешок. Педагог. С пасибо, бабушка Маланья, за интересный рассказ. Дети, вам понравился дворик бабушки Маланьи?   ( Ответы. )  А что есть во дворе? Кто  там живет?   ( Дети рассказывают,   педагог помогает по необходимости. ) Маланья предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко». Наши уточки с утра…   кря- кря- кря! Наши гуси у пруда…   га- га- га! Наши курочки в окно…    ко- ко- ко! А как Петя- Петушок Рано- рано по утру Нам споет…   кукареку! Маланья.   Молодцы! Мне пора идти по хозяйству хлопотать, а вы ко мне заглядывайте, я вас ждать буду. Дети прощаются с бабушкой и уходят в группу. Педагог предлагает построить вокруг игрушечного домика забор из мелкого строительного материала и закрепляет представление о понятиях «забор», «вокруг», «много». Занятие 2. Знакомство с собакой Жучкой Педагог предлагает детям вновь пойти в гости к бабушке Маланье. Педагог.    «Здравствуй, бабушка Маланья! ».   Мы вновь к тебе пришли, хотим поближе познакомиться с твоим хозяйством. Маланья. Д авайте начнем. Возле дома живет собака. Зовут ее Жучка. Он мой дом сторожит,   чужих не пускает, громко лает. Она добрая и верная, настоящий друг. Давайте позовем ее. «Жучка, Жучка! ». У нее свой домик есть( показывает на   будку) .   Он маленький и называется «будка или конура». Педагог. Ч то- то не выходит Жучка! Давайте еще раз ее позовем. «Жучка, выходи к нам! Мы люди добрые и тебя не обидим! ». Вот и она!   ( Из будки   появляется игрушечная собака. ) Д авайте ее погладим!   ( Выполняют. )   Смотрите: Жучке нравится! Она даже хвостиком виляет! Потрогайте: какая мягкая у нее шерстка. А еще у собаки  есть лапы,  уши, хвос т( показывает   части тела собаки и предлагает детям потрогать их и сказать, как они называются) .  Бабушка, а чем ты кормишь свою любимицу? Маланья.   Жучка   любит грызть косточки: у нее ведь очень острые зубы!   А еще она ест кашу, суп и лакает молоко из миски. Запомнили? Повторите! Педагог.   Вы  знаете, чем любят заниматься собаки?  ( Играть, гулять, спать, лаять…)   Давайте покажем, что любят собаки, а бабушка Маланья скажет, правильно это или нет. Проводит игра «Собачки». Дети движениями передают настроение собаки, характерные для нее  действия( спит, сердится, , виляет хвостом, лает) . Педагог. А если собаку обидеть, что может произойти? Правильно, она может рассердиться и укусить. Но мы этого делать не будем. Лучше расскажем ей потешку. К нам пришла собачка, Умная собачка. С детками играет, Очень громко лает: «Гав- гав, гав- гав! ». Педагог. П ора возвращаться. Давайте попрощаемся с бабушкой Маланьей и собачкой Жучкой. «До свидания, мы к вам еще в гости придет. Не скучайте! ». Занятие 3. Знакомство с котом Васькой  Дети и педагог приходят на сельский дворик. Их встречают бабушка Маланья и собачка Жучка. Дети. З дравствуйте! Это опять мы! Маланья. З дравствуйте!  Проходите!  ( Раздается мяуканье. )  Слышите? Это мой кот Васька с вами здоровается. «Котик, иди сюда! ». Педагог.   Вот и котик появился! Давайте с ним поздороваемся.  ( Здороваются. ) Маланья. П одойдите   поближе, погладьте  кота!  ( Выполняют. ) Педагог. К акая у кота «шерстка мягкая, гладкая, шелковистая, пушистая! ». Лапки у котика мягкие, но в них спрятаны коготки- царапки. Гладить незнакомых кошек нельзя: могут оцарапать. А еще у кота Васьки есть «усы удивительной красы, глазки смелые, зубки белые». Бабушка, а твой котик любит молоко? Маланья. К онечно, любит! Все коты любят лакать молоко, а еще они любят полакомиться рыбкой и сметаной. Педагог. Р асскажи нам, бабушка: чем занимается твой котик? Маланья. В аська любит на солнышке сладко поспать, по травке бегать, по ночам на мышей охотиться. Вы знаете игру «Кот и мыши»? Сыграем?  ( Дети   играют с Васькой. )  А когда котик выспится и наестся, тщательно умывается и песенку поет: « Мур- мур- мур ». Педагог. П рочитаем потешку? У котенка шерстка гладкая, И она, наверное, сладкая, Потому что Васька рыжий Часто- часто шерстку лижет. Васька скрывается в домике бабушки Маланьи.   Маланья.  Устал мой котик, пошел отдыхать. И вам пора идти. До свидания!   Дети прощаются и возвращаются в группу. Занятие 4. Инсценировка стихотворения Е. Рыбака «Васенька» Педагог и дети приходят к бабушке Маланье. Здороваются с ней и котиком. Педагог предлагает  послушать стихотворение и выполнить действия, в нем описанные Бедный мой котенок Васька! Он сегодня заболел. Бедный мой котенок Васька Ничего с утра не ел. У него и нос горячий, Он не прыгает, не скачет, А хозяйка горька плачет… Васька, Васенька! Выздоравливай скорей, Васька, Васенька, Будет в доме веселей. Будем мы с тобой играть, И по комнате скакать… Бедный мой котенок Васька, Очень я его люблю, Уложу его в кроватку, Колыбельную спою: Баю- баю, спи, Василий, Баю- баю, мой красивый, Баю- баю, мой котенок, Ты как маленький ребенок. Занятие 5. Знакомство с куриным семейством  Дети и педагог  приходят на сельский дворик  и видят, как по нему гуляет петух, курица и цыплята. Педагог. К то это гуляет рядом с домом бабушки Маланьи? ( Ответы. )  Верно, это куриное семейство. Мама- курочка, папа- петушок и их детки – маленькие цыплятки. Родители заботятся о них. Курочка учит зернышки клевать, лапками землю разгребать, червячков и букашек искать. Вот так!  ( Показывает, дети повторяют. )   Петушок учит гордо ходить и песни петь. Вот так!  ( Показывает, дети повторяют. )   Я буду мамой- курицей, а вы – моими цыплятками. Педагог надевает шапочку курицы ходит по двору, дети следуют за ней. Педагог произносит слова, показывает действия, дети повторяют. Педагог. Ко- ко- ко! Ко- ко- ко! Не ходите далеко! Лапками гребите, зернышки ищите! Как пищат цыплятки? Как мама зовет  детой? Цыплятки маленькие, желтенькие, пушистенькие! Потрогаете их! А петух большой, у него на голове красный гребешок, он весь покрыт красивыми цветными перьями, хвост у него колесом, на ногах шпоры. Петух кричит: «Кукареку! ». Читает стихотворение. Просто так, по пустяку Не  пою ку- ка- ре- ку! Утро  привечаю, Солнышко встречаю! Педагог.  Курочку, петушка, цыпляток можно угостить зерном ( дает детям   зерно и предлагает посыпать его на пол) .  Позовем кур! Дети.   Цып- цып- цып! Педагог.   А еще нужно напоить все куриное семейство.  ( Подносит чашку  с  водой к клювикам птиц – дети имитируют действия птиц. )  С кем вы сегодня познакомились? Расскажите! Дети отвечают и прощаются с куриным семейством. В группе педагог предлагает взять карандаши и показать, как  куры клюют зерно. Занятие 6. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Заучивание потешки «Петушок, петушок» Педагог приводит детей в гости к бабушке Маланье и предлагает рассказать, кого они видят  у нее  во дворе. Выходит бабушка Маланья, здоровается с детьми и начинает кормить кур, затем берет в руки петушка и показывает его детям. Педагог читает рассказ К. Ушинского, задает вопросы по тексту. Затем читает потешку и предлагает детям повторять ее за ним. Дети изображают петушка. Затем прощаются с бабушкой и уходят в группу. Занятие 7. Кто плавает в пруду? Педаго г( приведя детей  на сельский дворик) .  Здравствуй, бабушка! Говорят, у тебя пруд есть, а в нем утка с утятами плавает. Покажи их нам, пожалуйста. Маланья. З дравствуйте, мои дорогие! Пошли! Я покажу вам свой пруд и его обитателе й( подводит детей к искусственному водоему) .  Вот моя уточка и ее детки плавают. А вы знаете, как деток утки зовут? Правильно, утята. «Утяток много, утка одна». Утка и утята любят купаться, нырять, на лугу травку щипать. А когда утята далеко уплывают, мама их громко зовет:   « Кря- кря- кря! ». А утятки ей отвечают …  К ак? ( Ответы. )  Давайте поиграем: будем называть  и показывать движения. ( Плавают, клюют корм, пьют воду, с тряхивают воду с себя, щиплют травк. )   Утка большая или маленькая?  ( Большая. ) У тята какие?  ( Маленькие. ) Педагог. В ы любите купаться?  ( Ответы. )  Утка и утята тоже любят купаться. Посмотрите, как они умело плавают и не тонут. Кто еще умеет плавать?   ( Рыбы, гуси, лягушки. )   Верно! Поиграем: я буду опускать на воду разные предметы( бумажные кораблики, легкие дощечки, пенопласт, камушки, траву, шишки, детали металлического конструктора и т. д. ) , а вы будете  говорить: плавают они  или  нет?  ( Выполняют. )  А что любят ваши утята? Маланья. М ои утятки любят щипать свежую травку, ловить в пруду рыбу и клевать зерна. Хотите их покормить? Тогда берите зерно и высыпьте в кормушку уткам.  ( Выполняют. ) С лышите, как утки крякают? Это они вас благодарят. Педагог. Н е будем мешать утятам. Попрощаемся с ними и пойдем в группу. Занятие 8. Музыкальные ребята Педагог и дети снова приходят на пруд к бабушке Маланье. Педагог. В пруду еще кто- то плавает, а не только утка с утятами. А это что за странные звуки?  ( Включает аудиозапись кваканья лягушек. )  Правильно, это лягушки. Это они так поют. «Здравствуйте, лягушки- квакушки! ». Как хорошо, что вы к нам в гости пожаловали, а то комары замучили.   Лягушки никого и никогда не обижают. Более того, они приносят пользу. Живут лягушки  в воде  и на берегу.   Они рады дождю: кожа у них нежная, всегда должна быть влажной. Как радуются лягушки? Они поют свою песенку: « Как- ква- ква! ». Какого цвета квакушки! Как они прыгают? Как распевают свои веселые песни? Чем питаются?   ( Дети отвечают с подсказкой  педагога, что можно, показывают. ) Организуется игра «Музыкальные ребята».   Педагог раскладывает на полу два шнура( параллельно) – это пруд. Здесь лягушата будут плавать. Педагог. Л ягушата – музыкальные ребята,   покажите, как вы громко и дружно поете! Дети. Ква- ква- ква! Ква- ква- ква! Педагог. В речку прыгать нам пора! Дети.   Ква- ква- ква! Педагог. Плавать дружно до утра! Дети. Ква- ква- ква! Педагог. Лапками греби! Дети. Ква- ква- ква! Педагог. На берег нам пора! Дети. Ква- ква- ква!  Поймаем комара! После игры педагог спрашивает у детей, с кем они сегодня познакомились и что нового узнали. Дети рассказывают то, что запомнили, и возвращаются в группу. Занятие 9. Чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок и Утенок» Педагог предлагает детям отправиться на деревенский дворик бабушки Маланьи и проведать цыплят и утят. Придя на двор и увидев малышей, спрашивает у детей: кто это? Выслушав их  ответы, читает  сказку В. Сутеева. Затем задает вопросы по тексту и предлагает двум детям исполнить роли Цыпленка и Утенка. В заключение организует игру «Цыплята» ( по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята») . Занятие 10. «Колодец- колодец, дай воды напиться! » Педагог и дети вновь приходят в гости к бабушке Маланье. Педагог.   Здравствуй,  бабушка! А мы гостинцы тебе принесли ( отдает   Маланье баночку с вареньем) . Маланья.   Здравствуйте, гости дорогие! Я вас сейчас чаем угощу! Вот только воды из колодца принесу. Педагог. Б абушка, расскажи  детям о колодце. Что это такое? Маланья. П ойдемте со мной, а вам все покажу и все расскажу.  ( Подводит   детей к игрушечному колодцу, рассказывает и показывает. ) Чтобы набрать воды,   нужно опустить на дно колодца ведро и зачерпнуть им воду.  Крутим ручку. Вот так!   Ведро  опускается. Зачерпываем воду. Вот так! Снова крутим ручку. Вот так!   Ведро поднимается. А теперь наливаем из него воду в чайник. А еще из колодца берут воду, чтобы полить грядки. Только в этом случае ее разливают по лейкам. Вот так! Затем дети по очереди с помощью педагога «набирают воду из колодца». Дети. Ты, водичка, лей, лей! Ты, морковка, пей, пей! Маланья. А й да молодцы! Ай да помощники! Сейчас   я вас чайком угощу. Дети садятся на скамейку во дворе, Маланья угощает их чаем. Занятие 11. Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок» Педагог  приводит  детей в  гости к  бабушке  Маланье. Дети здороваются со своей доброй знакомой и просят рассказать им какую- нибудь сказку. Маланья рассаживает их, берет в руки цыпленка и рассказывает сказку. Потом задает детям вопросы по тексту, помогает оценить поведение ее персонажей. Предлагает сказать несколько добрых слов цыпленку( например, желтенький, пушистенький, мы тебя любим и в обиду не дадим! ) . Занятие 12. Кого не стало? Педагог предлагает навестить бабушку Маланью и ее питомцев. Дети заходят во двор к Маланье и здороваются со всеми его обитателями. Бабушка выставляет в ряд всех домашних животных и птиц. Маланья.   Хочу поиграть с вами и узнать: кто самый внимательный! Вы будете закрывать глаза, а я –  прятать кого- нибудь. Если вы отгадаете, кого я спрятала, то услышите его голос. Играют. Затем Маланья  предлагает  сыграть   в «Узнай по голосу». Поиграв с детьми, домашние животные птицы просят детей найти их дома. Дети выполняют просьбу и уходят в группу. Занятие 13. Знакомимся с репой и морковью Бабушка Маланья приглашает детей пройти в ее огород. Маланья. П осмотрите, какая у меня репка выросла! А вот морковка.  ( Показывает. ) С мотрите: морковь по цвету красная, по форме удлиненная, а еще она твердая и гладкая. А репа круглая, желтая, тоже твердая и гладкая. Какие же  морковь и репа?  ( Отвечают. )  А теперь поиграем.   «Раз, два, три, скорей репку найди! Раз, два, три, скорей морковку отыщи! ». Будьте внимательны и не ошибитесь! После игры дети садятся на скамейку во дворе у бабушки Маланьи, и она угощает их корнеплодами. Дети пробуют их и говорят, какие они на вкус. Затем благодарят Маланью и уходят в группу. Занятие 14.  Знакомимся с помидором и огурцом Проводится аналогично предыдущему занятию. Занятие 15. Огородные сказки Дети и педагог вновь приходят к бабушке Маланье в гости. Педагог.   Бабушка Маланья, расскажи нам: какие овощи растут у тебя на огороде. Дружно ли они живут? Маланья. Овощи в огороде разные растут. Морковь, капуста, репка тут. Помидор и огурец – разудалый молодец! Кабачок и тыква есть… Только всех не перечесть.   Хотите я расскажу вам сказку об огурце?   ( Ответы. )  Тогда слушайте! Как вырос огурец? На окне стояла коробка с семенами разных растений, Вечером, когда все легли спать, семена начали спорить: кто лучше?   Но так и не пришли к общему мнению.  На следующий день кто- то открыл коробку и взял семечко огурца. «Куда  меня несут? »  Вдруг его опустили в ямку и засыпали землей. А потом сверху что- то потекло, и стало мокро  и  уютно.   Семечко еще полежало немного и стало расти, толстеть. Вскоре из него появился росток, С каждым днем он становился все больше и больше и наконец   вылез наружу. Здесь было светло и тепло. Чьи- то руки его постоянно поливали, и росток  продолжал  расти. На стебельке сначала появились листья, а потом яркий желтый цветок. «Какой я молодец! Я не напрасно вырос! Наверное, я лучше всех! ».  Но в один прекрасный день подул ветерок, и лепестки опали. Осталась только серединка цветка. Росток  загрустил, но солнышко сказало ему: «Не грусти, я тебе помогу! ». И стало светить ярко- ярко, становилось все теплее и теплее. Завязь стала расти, расти и вскоре превратилась в большой красивый огурец. Педагог. В ам понравилась сказка? Давайте  вместе расскажем ее и покажем, как  рос   огурец  и   каким  он  вырос. Занятие 16. Любуемся яблоней! Педагог. П осмотрите, какое дерево выросло рядом с домиком бабушки Маланьи! И какие яблочки на нем! Как это дерево называется? Повторяйте за мной:   яблоня!  ( Рассказывает и показывает, дети все повторяют. )   Это ствол. Он у любого дерева один. У взрослого дерева он обычно толстый. От ствола в разные стороны отходят ветки. Они  бывают большие  и маленькие, длинные и короткие. А на ветках растут листья. Какие они? Маленькие, летом зеленые, ранней осенью желтые. Ветер дует –  ветки качаются, листья шелестят: щ- ш- ш- ш- ш! Н а яблонях растут яблочки.   Какие они?  ( Выслушивает ответы   иобобщает их. )    Да, яблочки круглые, вкусные. В зависимости от сорта могут быт

Оставить комментарий: