Интегрированное занятие "Моя семья"
Документы для скачивания
Интегрированное занятие в старшей группе Тема «Семья» Интеграция образовательных областей: «Познание»( формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира) , «Социализация», «Художественное творчество»( рисование) , «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, познавательно- исследовательская. Цель: учить правильно определять членов семьи на картине, учить знать и называть своих ближайших родственников, рассказывать о них; направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине; развивать творческое воображение, мышление; воспитывать любовь и уважение к своим родным. Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, умеет слушать взрослого и друг друга, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции( интерес, радость, восхищение) при проведении беседы по картине «Семья» и при прослушивании мелодии интересуется изобразительной деятельностью( рисование на тему «Подарки любимым людям») , умеет сравнивать предметы по величине, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Материалы и оборудование: картина с изображением семьи, раздаточный материал: пять кругов разного диаметра, бумага формат А- 4, цветные карандаши. Техническое оснащение: музыкальный центр и аудио кассета с записью спокойной музыки. Предварительная работа: рассматривание семейного альбома и индивидуальные беседы с детьми на тему: «Твоя семья»( С кем ты живёшь? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя брат, сестра? ) ; чтение художественных произведений: В. Бианки «Подкидыш», В. Баресаев «Братишка»; рисование на тему: «Моя семья»; сюжетно- ролевая игра « Семья». Словарная работа: семья, моложе, старше. Подбор определений к членам семьи( бабушка какая? и т. д) Содержание организованной деятельности детей Организационный момент. Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Что может быть семьи дороже? » «Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! " Беседа по картине «Семья» Воспитатель: Как вы думаете, кто эти люди? Как можно назвать этих людей одним словом? Ответы детей( Семья. ) Воспитатель: Почему вы так решили? Кто живет в этой семье? Ответы детей Воспитатель: Лена, расскажи с кем ты живешь? ( мама, папа) . Семён кем ты доводишься маме? ( папе, дедушке, бабушке) Воспитатель: Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. А вы как думаете? Ответы детей Воспитатель: Кто живет в большой семье? У кого есть братики, сестрички? Они старше или младше вас? С кем из членов своей семьи ты любишь играть? Почему? Чем и с кем ты еще занимаешься дома? Ответы детей Воспитатель подводит детей к пониманию того, что папа, мама, дочка, сын – это семья; что есть семьи маленькие и большие. Воспитатель просит каждого ребёнка вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам. Пальчиковая игра « Моя семья »( Приложение№3) Играют стоя в кругу Раз, два, три, четыре –( сгибают пальчики по одному) Кто у нас живёт в квартире? ( пожимают плечами) Папа, мама, брат, сестрёнка, ( разгибают пальчики по одному) Кошка Мурка, два котёнка, ( изображают кошечку) Мой щенок, сверчок и я –( имитация голоса) Вот и вся моя семья! ( скрестили пальчики обеих рук между собой) Игровое упражнение «Составь семью»( Приложение № 4) Детям предлагается с помощью кругов показать членов семьи( самый – большой круг – дедушка, поменьше круг – бабушка и т. д. ) Физминутка «Утреннее фото» Воспитатель под спокойную негромкую музыку читает стихотворение А. Костецкого. Дети вместе с педагогом сопровождают чтение жестами и движениями: Встань, как только солнце встанет( тянут руки вверх. ) И тихонечко к окошку Руку луч к тебе протянет –( тянут руки вперед. ) Ты подставь скорей ладошку, ( подставляют ладошки солнышку. ) Пусть тебя увидит мама И умытым, и обутым( проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви. ) Все прибрав, иди к ней прямо И скажи ей: «С добрым утром! »( дети повторяют вместе с педагогом: «С добрым утром». ) А потом с улыбкой, с песней Выйди к травам, людям, птицам…( широко разводят руки в стороны. ) И веселым, интересным День твой должен получиться! ( улыбаются друг другу. ) Игра «Скажи ласково»( Приложение №6) Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь? Дети при помощи воспитателя образовывают слова Дочь — доченька, дочурка Сын – сынок, сыночек Папа – папочка, папенька Дед – дедушка, дедуля Бабушка – бабулечка Сестра – сестрёнка Внук – внучок Внучка – внученька Брат – братишка Воспитатель подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье. Я предлагаю вам сделать сюрприз для своей семьи! Рисование на тему «Подарки любимым людям»( Приложение№7) Воспитатель предлагает детям порадовать своих близких людей – нарисовать и подарить им рисунок. Но перед тем, как приступить к рисунку, дети рассказывают, что они хотят нарисовать. Приложение№1 Стихотворение «Что может быть семьи дороже? » Цель: установить эмоциональный контакт между педагогом и детьми, вызвать интерес к беседе. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Приложение №2 Беседа по картине «Семья» Цель: формировать представление детей о семье и ее членах, побуждать детей отвечать на вопросы о своей семье. Приложение№3 Пальчиковая игра «Моя семья» Цель: развить память, моторику, речь, чувство ритма. Играют стоя в кругу Раз, два, три, четыре –( сгибают пальчики по одному) Кто у нас живёт в квартире? ( пожимают плечами) Папа, мама, брат, сестрёнка, ( разгибают пальчики по одному) Кошка Мурка, два котёнка, ( изображают кошечку) Мой щенок, сверчок и я –( имитация голоса) Вот и вся моя семья! ( скрестили пальчики обеих рук между собой) Приложение№4 Игровое упражнение «Составь семью» Цель: учить удерживать в памяти при выполнении математический действий нужное условие, развитие умения сравнивать, располагать предметы в порядке уменьшения. Ход: Детям предлагается с помощью кругов показать членов семьи( самый –б ольшой круг – дедушка, поменьше круг – бабушка и т. д. ) Приложение№5 Физминутка «Утреннее фото» Цель: снятие усталости и напряжения у детей; внесение эмоционального заряда. Ход: Воспитатель под спокойную негромкую музыку читает стихотворение А. Костецкого. Дети вместе с педагогом сопровождают чтение жестами и движениями: Встань, как только солнце встанет( тянут руки вверх. ) И тихонечко к окошку Руку луч к тебе протянет –( тянут руки вперед. ) Ты подставь скорей ладошку, ( подставляют ладошки солнышку. ) Пусть тебя увидит мама И умытым, и обутым. ( п роводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви. ) Все прибрав, иди к ней прямо И скажи ей: «С добрым утром! »( дети повторяют вместе с педагогом: «С добрым утром». ) А потом с улыбкой, с песней Выйди к травам, людям, птицам…( широко разводят руки в стороны. ) И веселым, интересным День твой должен получиться! ( улыбаются друг другу. ) Приложение №6 Игра «Скажи ласково» Цель: обогащение словаря детей, умение образовывать слова при помощи суффиксов, побуждение называть членов своей семьи по именам и ласковыми словами. Дочь- доченька, дочурка Сын – сынок, сыночек Папа – папочка, папенька Дед – дедушка, дедуля Бабушка – бабулечка Сестра – сестрёнка Внук – внучок Внучка – внученька Брат – братишка Приложение №7 Рисование на тему «Подарки любимым людям» Цель: учить воплощать свой замысел, развитие творческого воображения, мышления, воспитывать внимательное отношение к любимым людям. Ход: Воспитатель предлагает детям порадовать своих близких людей – нарисовать и подарить им рисунок. Но перед тем, как приступить к рисунку, дети рассказывают, что они хотят нарисовать. Приложение №8 Рефлексия Цель: развивать умение выражать положительные эмоции( интерес, радость восхищение) при рассматривании работ своих сверстников. Приложение№9 Сюжетно- ролевая игра « Семья» Дидактические игры. «Есть у каждого свой дом», «Неофициальные символы России», «Наша Родина- Россия», «Наша добрая матрёшка», «В зимнем лесу». «Все профессии важны- все профессии нужны», «Как надо называть человека», «Путешествие в лес», «Моя семья», «Хлеб – всему голова». Беседы: «Символика нашей страны», «Президент РФ», «Важные профессии», «Приглашение в лес», «Как надо здороваться», «Ты – часть природы», «Откуда хлеб пришёл». Дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение»( златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная…) ; «Составь флаг», «Составь герб»; «В магазине»; «Профессии», «Найди дерево». Чтение художественной литературы: В. Гусев «Я- русский человек…», «Берегите Россию» В. Орлов «Родное» Ф. Глинка «Москва» З. Александрова «Родина» С. Орлов «Родина» В. Степанов «Наша армия» Г. Ходырев «Пограничник» А. Любимцева «23 февраля» Тексты для чтения: К. Д Ушинский «Наше Отечество» Е. Осетров «Москва» Е. Осетров «Большой театр» В. Берестов «Богатыри» Ю. Яковлев «Мама» И. Токмакова «Красная площадь» Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под- между( флаг) », «Найди отличия». Сюжетно- ролевые игры: «Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Аптека», «Строители». Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о труде, о профессиях. Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им. Развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов – это тоже критерии нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу. Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле – частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно- патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа. Например, перед башкирской игрой “Юрта” объясняем детям, что это такое. Перед проведением татарской народной игры “Продаем горшки” рассказываем о гончарном искусстве( русские народные игры “Гуси- лебеди”, “У медведя во бору”; киргизская игра “Волк в отаре” и т. д. ) Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании нравственно- патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным калоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек ”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку”( национальные куклы одеты неправильно) . Цикл дидактических игр по родному городу “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты? ”( знаменитости города) , “Путешествие по городу”, “Где находится памятник? ”, “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет? ” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова”( ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово) , “Цветок красивых слов”( дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово) , “Река вежливости”( дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару) , “Кто больше скажет? ”( волшебных слов) , “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами”( те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т. д. ) , “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких”( ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) . Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании нравственно- патриотических качеств у дошкольника. Этот вопрос стал особенно актуальным, когда в истории государства происходят катаклизмы, когда меняются ориентиры, рушатся и разоблачаются былые герои. Хочу закончить свое выступление словами К. Зурабовой, потому что они перекликаются моими мыслями “…добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них… …есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город, в котором живешь… Научить это любить! ” Литература: 1. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой “Программа воспитания и обучения в детском саду”. 2. Виноградова А. М. “Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников”. 3. Виноградова Н. Ф. “Воспитателю о работе с семьей”. 4. Журнал “Дошкольное воспитание”, №2, 2003 г. Разучивание народных игр. Хороводная игра «Ваня, Ваня — простота» Можно использовать как логоритмику, можно как подвижную хороводную игру. Дети встают в круг, берутся за руки. Далее выполняются движения по тексту: " Ваня, Ваня- простота! Купил лошадь без хвоста. ( дети идут по кругу, взявшись за руки по направлению вперед) Сел задом на перед, ( не разворачиваясь, меняем направление на противоположное. Т. е. дети идут в хороводе, спиной вперёд) И поехал в огород. Не доехал до горы- Закусали комары! ( дети поворачиваются друг к другу и щекочут друг друга) " Игра всегда проходит очень весело, подвижно. Дети произносят слова с улыбкой, так как уже предвкушают веселое щекотание, они смеются. Охотно повторяют процесс игры несколько раз. В ходе игры поднимается общий эмоциональный фон детского коллектива. «Колпачок( паучок) ». Нужно выбрать водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют: Колпачок, колпачок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили. После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют: Танцевать заставили. Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют: Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь! Водящий выбирает кого- нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами. Повторяю игру несколько раз, после чего занятие заканчивается. Дидактические игры по народному творчеству Д/ и" Назови правильно" Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ. Материал: карточки с изображением народных промыслов России. Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности. Д/ и «Найди лишнее» Дидактические задачи: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство. Материал: 3- 4 карточки с их изображением одного промысла и одна- любого другого. Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор. Ход игры: выставляются 4- 5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Д/ и «Угадай и расскажи» Дидактические задачи: закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно- прикладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус. Материал: карточки с изображением изделий народных игрушек. Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа. Какой элемент лишний? Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представление детей об основных элементах русских, бурятских, эвенкийских узоров. Учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память. Вызвать интерес к узорной деятельности. Мозаика «Составь узор» Дидактическая задача. Учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, форме на разнообразных геометрических фигурах в стиле эвенкийских, бурятских и русских узоров. Развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. Материал. Плоскостные формы, элементы узора. Игровые правила. Из отдельных элементов составить на выбранном силуэте декоративную композицию, в соответствии с правилами и традициями народного узора. Народный костюм В этом разделе дети закрепляют знания о национальной одежде: особенности внешнего вида, цвет, материал, украшающие детали. Мозаика «Украсим одежду» Дидактическая задача. Расширять и углублять представления детей о традициях украшения одежды эвенков, бурят и русских. Упражнять в составлении узоров на силуэтах одежды, соблюдая ритм, симметрию, чередование элементов. Материал. Белые плоскостные силуэты одежды, наборы элементов узора. Игровые правила. Составить узор на выбранном силуэте в соответствии с традициями народов.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий