Программа "Радужка" Коваленко М.А.
Почему все дети любят рисовать? И начинают они это делать раньше, чем говорить. Причем для них важен и сам процесс и его результат. Все, что попадает в руки ребенка. подвергается всестороннему испытанию. О чем это говорит? О том, что дети – исследователи, мыслители и открыватели.
Настоящая программа нацелена на наиболее полный охват видов и жанров изобразительной деятельности в доступной любому ребенку форме. Здесь предусмотрены как традиционные, так и нетрадиционные техники. Темы занятий объединены общей целью – дать ребенку представление об окружающем мире. Земля, люди, их труд, праздники, обычаи, природа, космос, произведения различных искусств – всё является предметом для изучения. Научные факты и вымысел равно достойны внимания. Анализ и синтез, которые организуют впечатления в систему художественных образов. Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти – огромное расстояние» - писал Лев Николаевич толстой. Путь дошкольника – очень ответственный. Он трудный и радостный, здесь много встреч и открытий. Все. Что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.
В детстве каждый человек – великий творец. Творческий инстинкт проявляется в каждом действии ребенка. Достаточно вспомнить, как творчески ребенок овладевает моторикой, какое множество разнообразных, сложных игровых движений он проделывает, постоянно и легко придумывая всё новые упражнения для своего тела, обучая свои мышцы, заставляя их максимально приспособиться к будущим нагрузкам.
Особую роль в развитии творчества дошкольника играет формирование у него начальных форм диалектического рассмотрении и анализа окружающих предметов и явлений в их движении, в их взаимосвязях и взаимопереходах. Эти методологические знания отражают в элементарной форме взаимосвязь предметов и явлений, их движение, изменение и развитие, возможности их качественных преобразований. Так формируются у старших дошкольников знания, а затем и умения, о том, что предметы и явления необходимо рассматривать не сами по себе, а в системе их функциональных связей с другими предметами. Используя занятия по живой и неживой природе, можно развивать умения рассматривать предметы в их движении, изменении и развитии. Таким образом, становится возможным подвести детей к общему пониманию: любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, свое настоящее и свое будущее. На занятиях дети учатся прогнозировать изменение развития тех или иных предметов и явлений. В связи с этим важно подчеркнуть: способность прогнозирования – одна из универсальных способностей, лежащая в основе их общего психического развития.
Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений. Полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Творчество детей дошкольного возраста мы понимаем, как умение приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и прообразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого. Творчество в дошкольном возрасте проявляется на разных этапах занятий изобразительной деятельностью: при задумывании и осуществлении замысла, при поисках средств для выражения задуманного и в конечном результате – в рисунке.
Творческая выразительность детских рисунков не является чем-то неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения. Известно, что предпосылкой создания выразительного рисунка является овладение им изобразительной грамотой, т.е. элементарными навыками и умениями.
Изобразительная деятельность – это деятельность прежде всего индивидуальная, в которой дети выражают свое отношение, свое собственное миропонимание. Этим занятиям изобразительной деятельностью прежде всего и ценны.
В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для развития живописных способностей детей. Теперь у них появляется возможность выполнять свои работы не только на чистой интуиции (что тоже совсем не плохо), но и опираясь на приобретенные в процессе занятий знания в академическом смысле этого слова.
Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию и общения с ребенком первым и непременным условием развития творческих способностей детей.
Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является также создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира.
В становлении личности ребенка, нравственном его воспитании значение эмоционального развития огромно. В.А.Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами природного мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества». Искусство побуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Без воспитания эстетических грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умение понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
В самом деле, разве воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства не пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром. Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование личности ребенка.
В программе собраны интересные и разнообразные темы для занятий, которые предполагают свободное, раскрепощенное общение между детьми и педагогом. Дети приобщаются к истокам народной культуры, к искусству художников, им предстоит увидеть мир природы в колористическом богатстве. Они смогут перенести свои впечатления в живописные картины, научатся создавать фигуры в технике бумажной пластики, овладеют приемами флористики и лоскутовой аппликации и многое другое.
Познавательная цель программы – помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя универсальность последнего. Задачи, которые решаются в программе, носят комплексный характер. А ее особенностью является целенаправленность одновременного и поэтапного развития образного мышления, связанного с познавательной функцией и формирование технических навыков, при помощи которых ребенок фиксирует то, что он узнает о окружающем мире.
Данная программа направлена на развитие художественного творчества и учитывает возможности и особенности каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу. С ее помощью можно добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания.
Особое место в программе уделяется развитию у детей элементарных умений композиционного поиска в рисовании по памяти и с натуры. Уже сама по себе способность видеть целое раньше частей придает рисунку ярко выраженную эстетическую направленность. Красота – это целесообразность («цело – сообразность») т.е. сообразность целому.
Способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир, ведут к пониманию законов мироздания, открывают путь к творчеству.
Если педагог стремится развивать ребенка как творческую личность, он должен вводить его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое, душой ребенка.
Главная цель ознакомления с архитектурой – научить детей восхищаться красотой зданий и выражать свое отношение к увиденному, побуждать детей к самостоятельному изображению объектов архитектурного искусства. Основная образовательная задача – это применение детьми полученных знаний в самостоятельной деятельности, дети должны анализировать окружающие их объекты, комбинировать знакомые им детали для создания простых конструкций. Решается эта задача методом обследования образца по определенной схеме:
- от расчленения на геометрические фигуры;
- от простого к сложному;
- от большого к маленькому.
Линия является основой графики. Контурные линии, очерчивающие предмет, волнистые, ломанные и прерывистые помогают передать фактуру поверхности и настроение: широкие мягкие и тонкие жесткие – все это разнообразие помогает создавать интересные графические работы. Здесь очень важно проложить мостик от линии к тоновому пятну. Это поможет детям не запутаться в количестве линий и выработать у них целостное видение рисунка.
Большую пользу в развитии навыков оказывают занятия натюрмортом. Натюрморт, дословно, это неживая природа. Предметы неподвижны, а следовательно доступны для изучения. В гармонии с сюжетным рисованием натюрморт, пейзаж, портрет закладывают в детский потенциал все те необходимые знания и навыки для занятий изобразительной деятельностью самостоятельно.
В красоте природы нас привлекает необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм и линий, их сочетание и взаимодействие. Восхищение красотой природы делает человека лучше. Поэтому стремясь воспитывать детей, как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь им научиться в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться природой. Из этого, в том числе, складываются любовь к жизни и духовное здоровье.
Работа над пейзажем требует от дошкольников способности выделить главные, наиболее существенные признаки явлений. Выразительность рисунка зависит не только от уровня владения художественными материалами, но и от способности детей наблюдать, анализировать, сравнивать, эмоционально откликаться на состояние природы, замечать цветовые, композиционные акценты.
Одним из наиболее интересных путей развития детей в этом направлении является создание коллективных работ.
Ни один художественный материал не используется на занятиях в детском дошкольном учреждении так часто и многофункционально как пластилин. Он не заменим при создании объемных пластических образов, требующих мелкой деталировки, является доступным скрепляющим средством при работе с природным материалом. С помощью пластилина можно рисовать, используя не только его цветовую выразительность, но и фактурную.
По данной программе для занятий лепкой детям предлагается использовать не только пластилин и глину, но и соленое или бумажное тесто.
Целый цикл занятий посвящен своеобразию выразительных средств используемых в народных промыслах России. Детям предстоит научиться украшать гжельскую посуду, хохломские сувениры, жостовские подносы, дымковские игрушки. В данном разделе используются инновационные техники и технологии. Призванные разнообразить изобразительную деятельность. Сделать занятия интереснее и содержательнее.
Методика изобразительных занятий направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие мышления. Программа предполагает использование игровых элементов для изложения темы и задач занятий.
Данная программ позволяет развивать:
- Способность рисовать по замыслу.
- Умение подчинить изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче:
a) выбор изобразительного материала;
b) использование линий, фигур, пятен и т.п.
c) умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков.
- Уровень воображения, фантазию.
Всем, кто является посредником между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусств и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое – душой ребенка адресована эта программа.
Общие педагогические задачи:
- Формировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства. Знакомить с разными видами изобразительного искусства.
- Развивать образное мышление, связанное с познавательной функцией, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Учить понимать язык изобразительного искусства (цвет, композиция, колорит, форма и т.д.)
- Развивать творческие способности детей посредством изобразительно деятельности, учить использовать средства художественной выразительности на занятиях.
- Формировать технические навыки, при помощи которых ребенок фиксирует то, что узнает об окружающем мире, учить использовать различные изобразительные средства, осуществлять комплексный подход в его подготовке к школе.
- Развивать познавательную активность детей.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества в коллективе.
- Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка. Развивать мыслительную деятельность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
- Создавать эстетически развивающую среду на основе различных видов искусства, особое предметное окружение, социально эстетические отношения детей со сверстниками и взрослыми, развивать эмоциональную отзывчивость.
- Формировать у детей способы творческого отражения своих представлений об окружающем мире, умение высказывать свое отношение к изображаемому.
- Развивать нравственно-эстетический и патриотический аспект художественной деятельности, формировать ценное отношение к действительности, любовь к окружающему миру.
Программа объединяет 18 тематических блоков, насчитывающих 35 занятий с детьми средней группы, по 70 занятий в старшей и подготовительной группах, в соответствии с продолжительностью учебного года.
Календарно-тематическое планирование по изодеятельности в студии детского творчества «Радужка».
(1 вариант – по блокам).
1 блок: Фрукты, овощи, грибы.
Средняя группа
- Грибная композиция. Лепка из соленого теста.
- Грибная композиция. Работа гуашевыми красками.
Старшая группа
- Фрукты и овощи. Лепка из соленого теста.
- Фрукты и овощи. Работа гуашевыми красками.
- Фруктовые деревья. «Урожай». Ватопластика.
- Фруктовые деревья. Работа гуашевыми красками.
Подготовительная группа
- Фрукты и овощи. Лепка из бумажного теста.
- Фрукты и овощи. Работа гуашевыми красками.
- Волшебные кляксы превращаются в овощи и фрукты. Кляксотипия.
- Блюдо с овощами. Коллективная композиция. Коллаж.
2 блок: Деревья.
Средняя группа
- Волшебное дерево. Рисование ладошкой и пальчиками.
- Радуга-дуга и Осень. Пейзаж. Рисование пластилином.
Старшая группа
- Осенние деревья отражаются в воде. Монотипия.
- Заколдованные деревья. Кляксография.
3-4.Осеннее дерево. Пейзаж. Рисование пластилином.
Подготовительная группа.
- Поздняя осень. Деревья без листвы. Черная тушь.
- Магические кляксы (превращаются в кроны деревьев). Монотипия.
3-4.Осенний лес. Коллективная композиция. Итоговое занятие с использованием заготовок-монотипий.
3 блок: Хохлома.
Средняя группа
- Волшебная тарелочка. Цветы и ягоды. Пальчиковая техника.
- Гроздь калины (рябины). Рисование пластилином.
Старшая группа
- Тарелочка расписная. 1 этап – тонирование и компоновка крупных элементов росписи.
- Тарелочка расписная. Заключительный этап.
- Кокошник для Осени. Роспись картонных трафаретов. Гуашь.
- Вазочка в подарок. Рисование кистью и поролоновым тампоном. Гуашь.
Подготовительная группа
1-2.Разделочная дощечка. Роспись картонных или фанерных трафаретов. Гуашь.
3-4.Осень в нарядном сарафане. Роспись трафаретов (формат А-3). Изготовление нарядов для плоской куклы из фанеры или плотного картона.
4 блок: Лист осенний золотой.
Средняя группа
- Осенние листочки. Рисование пластилином на цветном картоне.
- Осенний лист клена. Акварель, рисование с использованием трафаретов.
Старшая группа
- Золотая рыбка. Аппликация из сухих листьев.
- Осенний ковер. Эстамп.
- Открытка к осеннему празднику. Набрызг.
- Поясок для Царицы Осени. Узор в полосе из лоскутков.
Подготовительная группа
- Бабочка. Аппликация из сухих листьев.
- Осенний пейзаж (натюрморт). Эстамп.
- Осенний ковер. Набрызг 2-3 цвета.
- Осенние листья (венок, букет). Монокомпозиция. (белила + черная + красная или оранжевая или желтая).
5 блок: Поздняя осень.
Средняя группа
- Осенняя веточка. Кляксография, гуашь.
- Первые морозы. Узоры на окне. Рисование свечой и акварельными красками.
Старшая группа
- Ветер. Дерево (деревья). Монотипия со сдвигом.
- Пейзаж. Листопад. (А-4). Тонированная бумага. Гуашь.
3-4.Владения болотного царя. Кляксография, фон-монотипия.
Подготовительная группа
- Дождь. Рисование свечой и акварельными красками.
2-3.Осенний пейзаж. Поздняя осень. А-3. гуашь.
- Замок-терем для Осени. Теплое и холодное настроение. Рисование поролоновыми тампонами.
6 блок: Царство Гжели.
Средняя группа
- Нарядный поясок. Узор в полосе. Тушь или синий маркер.
- Шубка для снегурочки. Роспись трафарета. Тушь.
Старшая группа
- Тарелочка. Эскиз. Синий маркер.
- Тарелочка. Роспись. Синяя тушь.
- Платочек. Батик. Синяя тушь.
- Шаль для Зимушки-Зимы. Аппликация.
Подготовительная группа
- Вазочка. Эскиз. Синий маркер.
- Вазочка. Эскиз. Синий маркер.
- Рисование элементов гжельской росписи.
- Коллективная композиция «Волшебный дом» или «Ледяной дворец». Аппликация.
7 блок: В гостях у сказки.
Средняя группа
1-2.Снеговик. ватопластика, гуашь.
Старшая группа
- Снеговик. Рисование пластилином.
- Волшебные животные. Аппликация из стриженой нити.
3-4.Театр на картонной коробке небольшого размера. Ватопластика. Гуашь.
Подготовительная группа
1-2.Снежная королева. Бумагопластика, фольга, тушь, акварель, фломастеры.
3-4.Ледяной дворец. Кракле, акварель.
8 блок: Здравствуй праздник - Новый год!
Средняя группа
- Волшебные цепочки. Цветная бумага.
Старшая группа
- Новогодние сувениры, шапочки для карандашей. Цветная бумага, трафареты.
- Елочные игрушки. Рисование мыльными пузырями.
- Серебристые фонарики. Фольга на бумажной основе. Поделка из бумаги.
Подготовительная группа.
- Рождественский сапожок. Поделка из цветной бумаги.
- Елочные шарики. Полоски цветной бумаги.
- Ёлочка нарядная. Коллективная аппликация. Ватман.
9 блок: Волшебный мир бумаги.
Средняя группа
1-2. Снегурочка. Бумагопластика. Фломастеры. Синяя тушь.
Старшая группа
- Бабочка. Бумагопластика.
- Волшебные цветы. Бумагопластика.
- Цветы и бабочка. Коллективная композиция из бело бумаги на тонированном фоне.
Подготовительная группа
- Рождественские маски. Бумагопластика.
2-3.Театр.Волшебные зверюшки. Папье-маше на пластиковой бутылке с элементами ватопластики.
10 блок: Зимушка – Зима.
Средняя группа
- Варежка для Маши. Гуашь.
- Веточка елки. Рисование пластилином.
Старшая группа
- Зимние деревья. Рисование свечой. Акварель.
- Зимний лес. Аппликация на цветном картоне.
3-4.Лесные жители зимой. Ватопластика. Гуашь.
Подготовительная группа
- Зимние деревья. Кляксография на тонированной бумаге.
- Зимняя сказка. Коллективная композиция.
3-4.Зимняя ночь. Граттаж.
11 блок: Край родной, навек любимый.
Средняя группа
- Дом, в котором я живу. Акварель, гуашь
- Городок. Коллективная композиция.
Старшая группа
- Заколдованные картинки. Аппликация с дорисовкой сюжета.
- Флаг Кубани, флаг России. Аппликация.
3-4.Мой любимый город. гуашь
Подготовительная группа
- Мой дворик. Гуашь.
- Флаг Кубани, флаг России. Гуашь.
3-4.Зимний пейзаж. Гуашь. Формат А-3.
12 блок: Сказка народной игрушки.
Средняя группа
- Дымковский петушок. Акварель, гуашь.
- Птичка-невеличка. Филимоновская свистулька. Лепка из пластилина (глины).
Старшая группа
1-2.Лошадка.ватопластика. Дымково. Гуашь.
3-4.Матрешка. соленое тесто. Гуашь.
Подготовительная группа
- Кокошник. Дымковский узор.
2-4.Дымковская барышня. Пластиковая бутылка. Пластилин, водоэмульсионная краска, гуашь.
13 блок: Сказка – ложь, да в ней намек.
Средняя группа
1-2.Золотая рыбка в теплом и холодном море. Гуашь по тонированной бумаге.
Старшая группа
- Кляксы – страшилки. Кляксомонотипия с прорисовкой.
- Сказочный цветок. Монотипия. Гуашь.
3-4.Царевна-Лебедь. Граттаж.
Подготовительная группа
- Дерево колдуньи. Кляксография.
- Любимый сказочный герой. Картонная тарелочка. Гуашь
3-4.Любимая сказка. Аппликация из лоскутков.
14 блок: Волшебство росписи.
Средняя группа
- Розан, купавка. Городецкая роспись. Гуашь.
- Украсим фартучек. Городецкая роспись по трафарету. Гуашь.
Старшая группа
1-2.Горордецкая тарелочка. Гуашь
3-4.Жостовский букет. Гуашь. Картон.
Подготовительная группа
1-2.Разделочная дощечка. Городецкая роспись. Гуашь, картон.
3-4.Жостовский поднос. Роспись картонного подноса. Гуашь.
15 блок: я познаю мир.
Средняя группа
- Мимоза. Пальчиковая техника.
- Тюльпаны. Рисование пластилином.
Старшая группа
- Ракета будущего. Соленое тесто.
- Ракета будущего. Гуашь.
- Ветка сирени. Рисование бумажным тампоном.
- Мимоза. Аппликация из скрученной цветной бумаги.
Подготовительная группа
1-2.Земля в иллюминаторе. Рисование пластилином.
3.Цветущее дерево. Рисование бумажным тампоном.
4.Розы. Объемная аппликация Бумага, клейстер.
16 блок: Верные друзья. Человек и животные.
Средняя группа
1-2.Аквариум. Гуашь. Фон в технике монотипии.
Старшая группа
- Жители Зооуголка. Гуашь.
- Кот. Обрывная аппликация.
3-4.Автопортрет. Гуашь. Мелки. Фломастеры и т.д.
Подготовительная группа
- Фигура человека в движении. Обрывная аппликация.
- На спортивной (детской) площадке. Коллективная композиция.
3-4.Котенька-коток. Ватопластика. Гуашь.
17 блок: Мир предметов.
Средняя группа
1-2.Комнатное растение. Гуашь. Формат А-3.
Старшая группа
- Пожар! Пожар!. Монотипия с дорисовыванием предметов.
- Мячик - попрыгайчик. Рисование пластилином.
3-4.Натюрморт. Гуашь. Формат а-3.
Подготовительная группа
1-2.Натюрморт. Графика. (гризайль, тушь, акварель, белила).
3-4.Букет из цветущих веточек в кувшине. Рисование пластилином.
18 блок: Скоро лето.
Средняя группа
1-2.Божья коровка на цветке. Ватопластика, гуашь.
Старшая группа
- Одуванчики в траве. Восковые мелки, акварель.
- Забавные гусенички. Рисование пластилином.
- Цветики-цветочки. Монотипия, кляксография, традиционная техника. Заготовки для вырезывания.
- Цветущая полянка. Коллективная композиция.
Подготовительная группа
- Цветущие деревья. Пленер.
2-3.Цветущая полянка. Гуашь. Формат А-3.
- Ромашки. Украшение салфетки. Аппликация.
Цели и задачи к тематическим блокам.
1 блок: Фрукты, овощи, грибы.
Средняя группа: учить детей лепить из нетрадиционных материалов, знакомить с рельефным изображением, развивать чувство композиции, умение соизмерять предметы по отношению друг к другу. И к формату; расширять знания о цвете, учить пользоваться палитрой, получать дополнительные цвета путем смешивания основных.
Старшая группа: закреплять знания о рельефной лепке, учить передавать характерные особенности изображаемых предметов, получать путем смешивания необходимые для сходства с натурой цвета и оттенки.
Подготовительная группа: учить детей объемной лепке из нетрадиционного материала; развивать творческую фантазию и образное мышление, учить выполнять работу над композицией коллективно.
2 блок: Деревья.
Средняя группа: развивать образное мышление, учить создавать образ доступными средствами выразительности, давать детям представление о пропорциональных соотношениях, знакомить со спектральным расположением цветов.
Старшая группа: развивать чувство композиции, наблюдательности, умение передавать характерные особенности уже известными средствами выразительности; учить пользоваться изученными ранее нетрадиционными техниками.
Подготовительная группа: знакомить с различными видами деревьев; учить передавать их характерные особенности; развивать графические навыки, умение грамотно компоновать на самостоятельно вы браном формате.
3 блок: Хохлома.
Средняя группа: знакомить с особенностями народного промысла в доступной для детей форме в виде нетрадиционных техник; работать над развитием мелко моторики и мышечной системы рук ребенка; развивать фантазию.
Старшая группа: расширять знания о хохломской росписи, ее особенностях и традициях, развивать графические навыки.
Подготовительная группа: закреплять знания о лучших традициях народной хохломской росписи; развивать чувство орнаментального ритма; учить гармонично компоновать элементы росписи в сложной форме.
4 блок: Лист осенний золотой.
Средняя группа: развивать наблюдательность; учить передавать характерные особенности изображаемых предметов; учить детей работать в различных техниках.
Старшая группа: расширять детский кругозор; знакомить с различными техниками изобразительного искусства; прививать детям аккуратность и прилежное отношение к выполняемой работе.
Подготовительная группа: знакомить детей с широким разнообразием техник выполняемых при помощи осенних листьев; развивать творческую активность детей, колористические способности; учить детей самостоятельно пополнять цветовую палитру.
5 блок: Поздняя осень.
Средняя группа: развивать графические навыки у детей; знакомить с основными законами композиции; учить детей наблюдательности; обращать их внимание на природные явления.
Старшая группа: учить передавать при помощи уже известных техник изобразительного искусства характерные особенности природных явлений; прививать любовь к живой природе.
Подготовительная группа: закреплять умение детей работать в уже известных нетрадиционных техниках, при их помощи изображать пейзажи; расширять знания детей о теплых и холодных цветах и оттенках.
6 блок: Царство Гжели.
Средняя группа: знакомить детей с гжельской росписью, учить изображать традиционные элементы сразу кистью, чередуя использование кончика кисти с ее полной площадью.
Старшая группа: расширять знания о гжельской росписи; развивать орнаментальное чувство ритма, композиционные способности у детей.
Подготовительная группа: закреплять знания о лучших традициях гжельской росписи; развивать декоративные и композиционные способности, творческую фантазию; учить изображать крупные элементы росписи с использованием традиционной тоновой растяжки.
7 блок: В гостях у сказки.
Средняя группа: учить компоновать изображение, соизмерять элементы, развивать глазомер.
Старшая группа: учить детей создавать своими руками неповторимые сказочные образы; прививать аккуратность и терпение в работе; грамотно использовать различные техники.
Подготовительная группа: закреплять знания о бумагопластике, повышать исполнительский уровень; учить выполнять работу с клеем аккуратно; правильно соединять детали и элементы, передавать холодное настроение посредством цвета.
8 блок: Здравствуй праздник - Новый Год!
Средняя группа: создавать праздничное настроение; закреплять навыки вырезывания; учить гармонично подбирать и сочетать цвета; развивать внимание.
Старшая группа: расширять знания детей об объемной аппликации (бумагопластике); учить делить различные украшения для елки своими руками; развивать образное мышление, творческую активность.
Подготовительная группа: закреплять умение детей выполнять коллективную работу; делать игрушки и поделки своими руками; учить вырезать сложные по контуру детали и элементы для украшения поделок; прививать детям желание создавать праздничное настроение окружающим; учить проявлять творческую фантазию и индивидуализм.
9 блок: Волшебный мир бумаги.
Средняя группа: знакомить детей с объемной аппликацией (бумагопластикой); прививать аккуратность развивать глазомер, творческую фантазию для создания неповторимых образов.
Старшая группа: расширять знания детей о бумагопластике; развивать творческое воображение; знакомить с традиционными приемами обработки бумаги, прививать аккуратность.
Подготовительная группа: закреплять знания о бумагопластике; знакомить с нетрадиционной техникой «папье-маше на скорую руку»; учить самостоятельно создавать неповторимые образы, дополнять их элементами и деталями на свой вкус.
10 блок: Зимушка – зима.
Средняя группа: развивать графические навыки, творческую фантазию, орнаментальные способности у детей.
Старшая группа: закреплять графические навыки, умение работать с трафаретами; развивать чувство композиции; знакомить с линейной перспективой.
Подготовительная группа: используя традиционные и нетрадиционные техники создавать творческие композиции; развивать образное мышление и фантазию; продолжать учить работать в коллективе.
11 блок: край родной – навек любимый!
Средняя группа: развивать графические навыки; знакомить с архитектурой, как видом изобразительной деятельности; учить передавать характерные особенности архитектурных объектов.
Старшая группа: формировать патриотические чувства у детей; развивать образное мышление и творческую фантазию; закреплять навыки вырезывания и работы с клеем.
Подготовительная группа: формировать патриотические чувства детей, любовь к Родине «большой»! и «малой»; развивать фантазию, наблюдательность, творческие способности; знакомить с основными законами линейно-воздушной перспективы; учить детей пополнять палитру новыми цветами и оттенками, твердо ориентироваться в теплых и холодных тонах.
12 блок: Сказка народной игрушки.
Средняя группа: знакомить с дымковским и филимоновским промыслами; их основными элементами и традициями.
Старшая группа: продолжать знакомить детей с народными промыслами; учить правильно изображать главные элементы росписи , передавать характерные особенности формы.
Подготовительная группа: закрепить знания о дымковском промысле, особенностях его росписи; учить создавать характерный образ в нетрадиционной технике.
13 блок: Сказка – ложь, да в ней намек.
Средняя группа: знакомить детей с теплым и холодным колоритом; учить передавать настроение посредством цвета.
Старшая группа: развивать творческую фантазию, образное мышление у детей; учить создавать и додумывать композиции; передавать характер в графической манере, при помощи лини и тоновой растяжки.
Подготовительная группа: учить воплощать задуманное на бумаге всеми подручными средствами выразительности, гармонично составлять композицию по цвету и форме; развивать творческое мышление и фантазию.
14 блок: Волшебство росписи.
Средняя группа: Знакомить детей с городецкой росписью; учить правильно изображать главный элемент росписи, использовать оживку и контур для создания законченного образа.
Старшая группа: расширять знания о жостовской и Городецкой росписях; знакомить с главными элементами, техникой и последовательностью их выполнения.
Подготовительная группа: закреплять знания о Городецком и жостовском промыслах; учить грамотно составлять орнаментальную композицию, правильно изображать элементы в лучших традициях росписи.
15 блок: Я познаю мир.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий