Методические рекомендации по математике

Опубликовано: 09:56:56 14-10-2021

Автор: Гудун Александра Николаевна

Документы для скачивания:

60202_FEMP buklet.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

60202_FEMP buklet.docx

Правильно организованные занятия — это занятия, которые отвечают следующим требованиям: Занятие должно находиться в ЗБР( Зона ближайшего развития) , то есть задания должны быть достаточно сложными, чтобы ребенку надо было приложить усилия для решения задачи, но выполнимыми, чтобы ребенок оказывался в ситуации успеха. Соответствовать деятельностному подходу, то есть опираться на детские смыслы и интересы, специфически детские виды деятельности, чтобы дети были активными, заинтересованными участниками процесса. В занятии должен соблюдаться принцип возрастного соответствия, то есть занятия должны учитывать возрастные особенности развития детей и опираться на ведущий вид деятельности. Занятие должно строиться на принципах развивающего обучения, то есть педагог должен в своей работе направлять детей не столько на накопление знаний, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. При подборе материала для занятий необходимо придерживаться принципа культуро- с ообразности, то есть педагог должен использовать материал, отвечающий культурно- историческим ценностям и традициям народов РФ. Задачи 3- 4 года. Количество, счет. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько? »; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Учить сравнивать две равные( неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на основе взаимного сопоставления элементов( предметов) . Учить понимать вопросы: «Поровну ли? », «Чего больше( меньше) ? »; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Учить уравнивать неравные по количеству группы предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. Величина. Учить сравнивать два предмета по размеру( длиннее — короче, выше — ниже, бо льше — меньше) . С равнивать предметы контрастных и одинаковых размеров. При сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины( длине, ширине, высоте, величине в целом) , пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами( длинный — короткий, одинаковые( равные) по длине; широкий — узкий, одинаковые( равные) по ширине; высокий — низкий, одинаковые( равные) по высоте; большой — маленький, одинаковые( равные) по величине) . Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади( позади) , справа — слева. Учить различать правую и левую руки. Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер. Структура проведения занятия в младшей группе. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. В младшей группе, учитывая адаптационный период детей, занятия проводятся со второй половины сентября 1 раз в неделю, длительность занятия 15 мин. Далее закрепление проходит в утренний и вечерний круги, а так же во время прогулок. Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: - практические, - наглядные, - словесные, - игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: - программные задачи, решаемые на данном этапе; - возрастные и индивидуальные особенности детей; - наличие необходимых дидактических средств и т. д. В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями( изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д. ) . Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений: — выполнение разнообразных практических действий; — широкое использование дидактического материала; — возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом: — выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме; — широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности. Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Упражнения бывают коллективными — выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности. Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д. ; в старших они приобретают характер поиска, соревнования. Методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей младшего возраста( 3- 4 года) . Правильно организованные занятия — это занятия, которые отвечают следующим требованиям: Занятие должно находиться в ЗБР( Зона ближайшего развития) , то есть задания должны быть достаточно сложными, чтобы ребенку надо было приложить усилия для решения задачи, но выполнимыми, чтобы ребенок оказывался в ситуации успеха. Соответствовать деятельностному подходу, то есть опираться на детские смыслы и интересы, специфически детские виды деятельности, чтобы дети были активными, заинтересованными участниками процесса. В занятии должен соблюдаться принцип возрастного соответствия, то есть занятия должны учитывать возрастные особенности развития детей и опираться на ведущий вид деятельности. Занятие должно строиться на принципах развивающего обучения, то есть педагог должен в своей работе направлять детей не столько на накопление знаний, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. При подборе материала для занятий необходимо придерживаться принципа культуро- сообразности, то есть педагог должен использовать материал, отвечающий культурно- историческим ценностям и традициям народов РФ. Задачи 4- 5 лет. Количество, счет. Дать детям представление о том, что множество( «много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов( не прибегая к счету) . Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5( на основе наглядности) , пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько? », «Который по счету? », «На котором месте? ». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один( недостающий) предмет или убирая из большей группы один( лишний) предмет( «К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше( 3) , а зайчиков меньше( 2) . Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2») . Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5( отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика) . На основе счета устанавливать равенство( неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве. Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине( длине, ширине, высоте) , а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные( длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные( одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине) . Учить сравнивать предметы по двум признакам величины( красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего) . Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины( ширины, высоты) , толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов( «эта( красная) башенка — сама высокая, эта( оранжевая) — пониже, эта( розовая) — еще ниже, а эта( желтая) — самая низкая» и т. д. ) . Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно- двигательного анализаторов( наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др. ) . Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб( шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) . Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др. Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении( вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз) ; обозначать словами положение предметов по отношению к себе( передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки) . Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко, высоко — низко. Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности( утро — день — вечер — ночь) . Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра». Структура проведения занятий в среднем возрасте. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. В средней группе проводятся 2 занятия в неделю, длительностью 20 мин каждое. 1 занятие рассчитано на ознакомление с темой( формировать, учить и т. д. ) 2 занятие рассчитано на закрепление полученных знаний( закреплять, упражнять, совершенствовать и т. д. ) . Должны подбираться аналогичные игры и игровые упражнения. Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: - практические, - наглядные, - словесные, - игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: - программные задачи, решаемые на данном этапе; - возрастные и индивидуальные особенности детей; - наличие необходимых дидактических средств и т. д. В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями( изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д. ) . Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений: — выполнение разнообразных практических действий; — широкое использование дидактического материала; — возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом: — выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме; — широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности. Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Упражнения бывают коллективными — выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности. Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д. ; в старших они приобретают характер поиска, соревнования. Методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего возра ста( 4- 5 лет) .

Оставить комментарий: