a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа

Автор: Карагаева Юлия Николаевна Опубликовано: 2021-10-15 10:18:46

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического направления развития воспитанников детского сада «Дюймовочка» с. Субботино РАБОЧАЯ ПРОГРАММА( для средней группы 4- 5 лет на 20 21- 20 22 учебный год) . Разработала: Ю. Н. Карагаева, воспитатель средней группы А. А. Папинина, воспитатель средней группы с. Субботино, 20 21 г. Содержание 1. Целевой раздел- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 1. 1. Пояснительная записка- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 1. 2. Характеристика особенностей развития детей- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 1. 3. Планируемые результаты освоения Программы- - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2. Содержательный раздел- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2. 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областя х- - - - - Социально- коммуникативное развитие- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Познавательное развитие- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Речевое развитие- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Художественно- эстетическое развитие- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Физическое развитие- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2. 2. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов- - 2. 3. Самостоятельная деятельность детей- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2. 4. Способы и направления поддержки детской инициативы- - - - - - - - - - - 2. 5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3. Организационный раздел- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3. 1. Материально- техническое обеспечение Программы- - - - - - - - - - - - - - - - 3. 2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении- 3. 3. Организация развивающей предметно- пространственной среды- - - - - - - Список используемой литературы- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Приложение №1 Комплексно- тематическое планирование в средней группе. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Рабочая программа средней группы является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов, определяет ценностно- целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования( далее ФГОС ДО) , утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013г. № 1155 и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, по которой работает учреждение. Разработка Программы регламентирована нормативно- правовой и документальной основой, куда входят: Федеральный закон 29. 12. 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный станда рт к стр уктуре основной образовательной программы дошкольного образования( приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) . «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»( Приказ Министерства образования и науки РФ от30. 08. 2013г. №1014) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от « Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» В Программе отражена обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы составлена с учётом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ( д алее – Программа «От рождения до школы») . Цели обязательной части Программы: определение содержания и организации образовательной деятельности в средней группе и создание: 1) условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности; 2) развивающей образовательной среды для позитивной социализации и индивидуализации детей. Программа рассчитана сроком на 1 год и корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями, дополняется комплексно- тематическим, перспективным и календарным планированием работы. Задачи обязательной части Программы: 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей( в том числе ограниченных возможностей здоровья) ; 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней( преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) ; 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: - выбор тех парциальных программ, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогов; - сложившиеся традиции дошкольного учреждения и группы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает современные тенденции развития общества: Необходимость введения в курс дошкольного образования национальн о- регионального компонента, который отражает национальное и региональное своеобразие культуры народов проживающие на территории Красноярского края. Особое внимание ДОУ уделяет воспитанию у детей умения видеть красоту окружающего мира. Очень важно прививать в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в образовательной процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: - народные игры, слушание музыки; - знакомство с народно- прикладным искусством, праздниками, традициями и обычаями родного края. Реализуемая Программа стро ится на принципах ФГОС ДО 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства- понимание( рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых( родителей( законных представителей) , педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка. Реализуемая Программа учитывает: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства( младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования( индивидуализация дошкольного образования о сновные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: ) ; 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество детского сада с семьёй; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ; 9) учёт этнокультурной ситуации развития детей. 1. 2. Характеристика особенностей развития детей средней группы( 4- 5 лет) Среднюю группу посещают 22 человек а в возрасте от 4 до 5 лет. В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера( застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении с педагогами. В группе 14 девочек и 8 мальчиков. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких- либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности. Появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией. 1. 3. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые отражают социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам для детей средней группы следует отнести социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: - ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; - у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Целевые ориентиры используются педагогами для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: - формирования Программы; - анализа профессиональной деятельности; - взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей 4- 5 лет; г) информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. В ходе мониторинга педагог заполняет диагностический материал. Планируемые результаты освоения Программы детьми, указанные в ФГОС ДО конкретизируются планируемыми результатами примерной и парциальных программ. 2. СОДЕРЖАТЕ ЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях Содержание Программы определяется в соответствии с направлениями развития ребёнка. Соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно- тематический принцип, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ( из примерной программы) Цели и задачи: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательном учреждении; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Работа по реализации задач социально- коммуникативного развития планируется календарно в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы». Непосредственно образовательная деятельность по социально- коммуникативному развитию не проводится. Задачи социально- коммуникативного развития реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Направления образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»: - игровая деятельность- культурно- нравственное и этическое воспитание; - гендерное, семейное, гражданское воспитание; - трудовое воспитание; - основы безопасной жизнедеятельности. Содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого- педагогической работы», а также в комплексно- тематическом плане. К социально- коммуникативному направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация»( подраздел «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми») ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ( из примерной программы) Цели и задачи: - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Направления образовательной области «Познавательное развитие»: - сенсорное развитие; - познавательно- исследовательская деятельность; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора( предметное окружение, социальное окружение, ознакомление с природой) . Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого- педагогической работы», а также в комплексно- тематическом плане. К познавательному направлению следует относить представленную в Программе «От рождения до школы» образовательную область «Познание»( за исключением конструктивной деятельности) . Задачи познавательного развития реализуются также интегрировано с другими образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ( из примерной программы) Цели и задачи: - владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Направления образовательной области «Речевое развитие»: - формирование словаря; - звуковая культура речи; - грамматический строй речи; - связная речь; - подготовка к обучению грамоте; - знакомство с детской литературой. Содержание образовательной области «Речевое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого- педагогической работы», а также в комплексно- тематическом плане. Задачи речевого развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ( из примерной программы) Цели и задачи: - развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др. ) Направления образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»: - продуктивная деятельность( рисование, аппликация, лепка, конструирование) ; - приобщение к искусству; - музыкально- художественная деятельность( слушание, пение, песенное творчество, музыкально- ритмические движения, музыкально- игровое и танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах) . Содержание образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого- педагогической работы», а также в комплексно- тематическом плане. К художественно- эстетическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание»( подраздел «Конструктивная деятельность») , «Труд»( подраздел «Ручной труд») . Непосредственно образовательную деятельность по музыке планирует и осуществляет музыкальный руководитель в музыкальном зале ДОУ. Воспитатели присутствуют на занятии, оказывают помощь музыкальному руководителю в проведении музыкально- дидактических игр, разучивании танцевальных движений и песенного репертуара, инсценировках. Задачи художественно- эстетического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, культурно- досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ( из примерной программы) Цели и задачи: - способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; - способствовать правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) ; - формировать начальные представления о некоторых видах спорта; - способствовать овладению подвижными играми с правилами; - способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ) . Направления образовательной области «Физическое развитие»: - двигательная активность( основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, спортивные игры, подвижные игры) ; - воспитание культурно- гигиенических навыков( питание, одевание- раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати) ; - формирование основ культуры здоровья. Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические пособия. Задачи физического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно. Воспитание культурно- гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособие. Содержание образовательной области «Физическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого- педагогической работы», а также в комплексно- тематическом плане. К физическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье». 2. 2. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов( из примерной программы) физическое развитие: комплексы закаливающих процедур( оздоро вительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым при емом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны) , утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня; социально- коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведе нии режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудо вых навыков через поручения, дежурства, навыки самооб служивания; посильная помощь взрослым; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов; познавательное развитие: наблюдение, ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, обсуждения близких детям тем( пользы закалива ния, занятий физической культурой, гигиенических процедур) , элементарная опытно- исследовательская деятельность; речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультимедиа просмотров; поощрение речевой активности детей; художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предме тов, игрушек. 2. 3. Самостоятельная деятельность детей( из примерной программы) физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия( катание на санках, лы жах, велосипеде, самокате и пр. ) ; социально- коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие об щение со сверстниками; познавательное развитие: наблюдение, рассматривание книг и картинок; само стоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно- печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры( разви вающие пазлы, рамки- вкладыши, парные картинки) ; речевое развитие: самостоятельное чтение детьми ко ротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художест венных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно- ролевые игры; художественно эстетическое развитие: создание условий для самостоятельной продуктивной и художественной деятельности детей: рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование( пение, танцы, игра на дет ских музыкальных инструментах) , слушание музыки. Работа проводится по календарно- перспективному плану. Реализация целей и задач образовательных областей осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности( формах активности детей) , таких как: игровая, включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная( общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) ; познавательно- исследовательская( исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) ; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд( в помещении и на улице) ; конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная( рисование, лепка, аппликация) ; музыкальная( восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) ; двигательная( овладение основными движениями) . Способы и направления поддержки детской инициативы Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта. Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности. Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого. Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами. Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры. Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. 2. 4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность. При планировании работы с семьями воспитанников группы учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение. Основные направления работы с семьёй( из примерной программы) Важнейшим условием необходимым для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Цель взаимодействия детского сада с семьёй: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально- педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка. Принципы работы с родителями: Целенаправленность, систематичность, плановость; Сотрудничество с родителями в воспитании детей; Возрастной характер работы с родителями; Создание активной развивающей среды, обеспечивающее единые подходы к развитию Личности в семье и детском коллективе Доброжелательность. Задачи взаимодействия детского сада с семьёй: Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты; Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ; Формы и методы общения педагогов с родителями. Система взаимодействия с родителями включает: ознакомление родителей с результатами работы группы на родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни группы; ознакомление родителей с содержанием работы группы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; участие в составлении планов: спортивных и культурно- массовых мероприятий, работы родительского комитета целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах- практикумах, консультациях и открытых занятиях Реальное участие родителей в жизни группы Формы участия Периодичность сотрудничества В проведении мониторинговых исследований- Анкетирование- Социологический опрос 3- 4 раза в год По мере необходимости В создании условий- Участие в субботниках по благоустройству территории; - помощь в создании предметно- развивающей среды; - оказание помощи в ремонтных работах; 2 раза в год Постоянно ежегодно В управлении группы- участие в работе родительского комитета. По плану В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей- наглядная информация( стенды, папки- передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим»; - памятки; - консультации по интересующим вопросам; - распространение опыта семейного воспитания; - родительские собрания; 1 раз в квартал Обновление постоянно 1 раз в месяц 1 раз в квартал 1 раз в квартал По годовому плану В воспитательно- образовательном процессе группы, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство- Дни открытых дверей. - Дни здоровья. - Совместные праздники, развлечения. - Встречи с интересными людьми- Участие в творческих выставках, смотрах- конкурсах- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности 2 раза в год 1 раз в квартал 2 раза в год 1 раз в квартал Постоянно по годовому плану 1 раз в год Консультации( папки передвижки) : 1. «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей» 2. «Детские вопросы и как на них отвечать» 3. «Обувь для детского сада» 4. «Поговори со мною, мама» 5. «Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья» 6. «Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей» 7. «Правила поведения за столом» Родительские собрания: «Будем знакомы» «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Пересказ как одна из форм развития речи и памяти». «Наши достижения» Итоговое собрание, анкетирование. Работа проводится по календарному плану. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Материально- техническое обеспечение Программы Материально- технические условия реализации Программы соответствует: - санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13; - правилам пожарной безопасности; - требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; - требованиям ФГОС ДО к предметно- пространственной среде; - требованиям к материально- техническому обеспечению программы( учебно- методический комплект, оборудование, оснащение, предметы) . Материально- техническое оснащение средней группы перечислено в паспорте группы. Кроме групповых помещений для успешной реализации Программы используются: методический кабинет, кабинет учителя- логопеда, музыкального руководителя; актовый зал. На прогулках максимально используется территория ДОУ: площадка для прогулок, физкультурная площадка, летняя площадка для бесед и творчества детей, участки для наблюдений, экспериментальной деятельности и трудовых действий детей( клумбы) . ДОУ оснащено компьютерной техникой, которая используется для реализации Программы. Учебно- методический комплект: Основная программа: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика- Синтез, 2016. Методическое обеспечение и оснащение педагогического процесса соответствует Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. , 2016 г. Региональная программа: Тобоева Е. Н. «Росточек» 2014. 3. 2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении( из примерной программы и СанПиН) Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня. Физиологически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей; создаёт предпосылки для нормального протекания всех жизненно- значимых процессов в организме. Режим дня в группе соответствует возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка, представляет собой оптимальное сочетание режимов бодрствования и сна в течение дня при реализации принципа рационального чередования различных видов деятельности и активного отдыха. Основные физиологические принципы построения режима дня соблюдаются в рамках медико- педагогических требований, определяющих регламентацию умственых и физических нагрузок, своевременный отдых, сон, пребывание детей на воздухе, регулярный приём пищи, достаточный объём двигательной активности. В построении ежедневной организации жизни и деятельности детей учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей( законных представителей) , предусматриваются личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности. Режим дня составлен с расчетом на 10- часовое( 08. 00- 18. 00) пребывание ребенка в детском саду при пятидневной рабочей неделе. Режим дня средней группы. 8. 00ч. – 8. 45 ч. Прием, осмотр, ежедневная утренняя гимнастика. 8. 45 ч. – 9. 30 ч. Подготовка к завтраку, завтрак. 9. 30 ч. – 10- 40 ч. Подготовка к ООД. Организованная образовательная деятельность. 10. 40 ч. – 12. 00 ч. Подготовка к прогулке, прогулка( игры, наблюдения, труд) 12. 00 ч. – 12. 30 ч. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду. 12. 30 ч. - 13. 00 ч. Обед, подготовка ко сну. 13. 00 ч – 15. 00 ч. Дневной сон. 15. 00 ч. – 15. 30 ч. Постепенный подъем, гимнастика после сна. 15. 30. ч. - 16. 00 ч. Подготовка к полднику, полдник. 16. 00ч. – 16. 40 ч. Образовательная деятельность 16. 40- 17. 00 Игры, самостоятельная деятельность детей 17. 20 ч. – 17. 45. ч. Подготовка к прогулке, прогулка 17. 45 ч. – 18. 00ч. Игры, уход детей домой. Организованная образовательная деятельность. Средняя группа. Дни недели Виды организованной деятельности. Понедельник 1. Познавательно исследовательская деятельность( окружающий мир) . 2. Музыка Вторник 1. Познавательно исследовательская деятельность( формирование элементарных математических представлений) 2. Физическая культура Среда 1. Речевое развитие( развитие речи) 2. Физическая культура на воздухе Четверг 1. Изобразительная деятельность( лепка/ аппликация) 2. Музыка пятница 1. Художественно эстетическое- рисование 2. Физическая культура Перечень основных видов организованной деятельности. Виды организованной деятельности Количество Познание( познавательно- исследовательская и продуктивная( конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира) 1 1 Коммуникация. Чтение художественной литературы 1 Художественное творчество: Рисование Лепка Аппликация 1 0, 5 0, 5 Физическая культура 3 Музыка 2 Общее количество 10 Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня. Объем недельной образовательной нагрузки в средней группе, включая реализацию дополнительных образовательных программ, составляет 4 часа. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности – 20 минут. Непосредственно образовательная деятельность проводится в первой половине дня и не превышает 40 минут. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Обязательным элементом каждого НОД является физкультминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное  напряжение. Непосредственно образовательная деятельность физкультурно- оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. Деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей( вторник, среда, четверг) . Во второй половине дня проводятся занятия по дополнительным образовательным программам и развлечения. 3. 3. Организация развивающей предметно- пространственной среды Развивающая среда средней группы соответствует требованиям СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13, ФГОС ДО и программы «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно- пространственная среда содержательно- насыщенна, трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в Организации или Группе полифункциональных( не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности( в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре) . 4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств( для игры, конструирования, уединения и пр. ) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно- пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Список используемой литературы 1. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа Мозаика- Синтез, 2014. 3. Гербова В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе М: Мозаик а- Синтез 2016 4. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. М: Мозаика- синтез 2016. 5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа( 4- 5лет) , М: Мозаика- синтез 2016. 6. Комарова Т. С. Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. М: Мозаика- Синтез, 2014 7. Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы в средней группе детского сада. - М. Мозаика- Синтез, 2014. 8. Колдина Д. Н. Художественное творчество. ( л епка, аппликация, рисование) . 9. Пензулаева Л. И. Физические занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. – М. : Мозаика- Синтез, 2014. 10. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 11. Помораева И. А. , Позина В. А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика- Синтез, 2014 12. Тобоева Е. Н. «Росточек» программа и методические рекомендации по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с культурой алтайского народа.

Оставить комментарий: