Музыкальные занятия в детском саду
Документы для скачивания
Музыкальные занятия в детском саду Музыкальные занятия в детском саду- форма дошкольного обучения, при которой педагог, занимается с группой детей в установленный режимом время, организует и направляет познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка в детском саду. На современном этапе утвердился взгляд на такие уроки, как на форму педагогического воздействия на детей, которая сочетает развивающий и воспитательный эффекты обучения, формирует у детей в детском саду умение активно усваивать знания и творчески использовать их при непосредственном участии педагога, что способствует приобретению опыта совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Основные требования к музыкальным занятиям в детском саду неоднократно рассматривались на страницах профессиональной литературы такими украинскими учеными, педагогами, как А. Шевчук, Т. Сорокой, Н. Рубальская, Т. Науменко. Виды музыкальных занятий в детском саду Традиционное. Доминантное. Тематическое. Комплексное. Традиционный урок – урок, в ходе которого объединены все, предлагаемые программой, виды детской художественной деятельности: слушание, пение, музыкально- ритмические движения, игра на музыкальных инструментах в детском саду. В практике обучения во время традиционного занятия считают делимым распределение различных видов деятельности в такой последовательности. В начале занятия дают небольшие упражнения тренировочного характера( отдельные элементы танца, построения, необходимые для нового танца, хоровода, праздничного марша) . Эти движения организуют внимание детей в детском саду и готовят их к задачам, требующих слухового внимания. После упражнений дети слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих задач, и прав на развитие слуха, разучивание 2- 3 песен. Следующим этапом обучения является ритмическая деятельность в форме игры, веселого танца, хоровода. Спокойные задачи позволяют равномерно распределять физическую нагрузку на детей. Музыкальные занятие в детском саду по структуре должна быть гибкой и, соответственно возрасту детей, содержания, особенностей материала, видоизменяться. Можно начать уроки не из ритмических упражнений, а по пению или слушание музыки, а также по выполнению новой песни или пьесы для движений. Начиная со средней группы, применяют задачи на развитие детского творчества в движениях и пластике. В старшей группе- песни на творчество. Важным компонентом урока являются дидактические игры. Как отмечает А. Шевчук, традиционный урок нужно понимать не как устаревшую форму, а как испытанную форму, соответствующую особенности развития детей. Задача традиционного музыкального занятия в детском саду Раскрытие разновидностей музыкального искусства, практики человека Инструментальное Творчество Тематическое занятие- это урок, в который, в его содержании интегрируют музыкальную деятельность, во время которой дети в детском саду учатся понимать художественные произведения в трех ведущих темах: Какие эмоции и чувства передает и вызывает музыка? О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка? Эти три темы определяют последовательность овладения музыкального произведения. Вместе с этим воспитательный смысл тематических занятий в детском саду может быть обогащен жизненной тематикой. В младших и средних группах рекомендуют такую? ? тематику. Например: Игрушки: " На гостях у игрушек" , " Праздник Новогодних игрушек" . Природные явления: " К солнышку в гости" , " Солнышко и дождик" . Времена года: " Призываем птиц к родному краю" , " Приключения осеннего листочка" . Старшим дошкольникам желательно предложить темы социального направления. Например: " Песни в поэзии Леси Украинский" , " Песни любимого композитора" , " Яркий мир музыкальных звуков" , " Что мы знаем о инструментах" , " Танцевальные жанры в музыке" и т. п. . Задача тематического музыкального занятия в детском саду( Познакомить детей с широкой культурной и специальной информации) Виды и Творчество Специфическая Средства жанры поэтов и терминология в музыке композиторов выразительности Доминантное занятие – урок, в котором доминирует один из видов детской деятельности. Задача доминантного музыкального занятия в детском саду Создать атмосферу для урока по определенному виду искусства. Обогащать представления детей об особенностях определенного вида искусства. Проверять навыки, развивать творческие умения. Разучивать репертуар к праздникам и развлечения. В ходе урока в детском саду целесообразно: варьировать детскую восприимчивость; практиковать коллективное и индивидуальное исполнение песен или движений с творческим исполнением, осуществлять поочередное исполнение детей и взрослых. Комплексный урок. В нем интегрируют несколько видов деятельности( в основном художественных) : песенную( или танцевальную) , художественно- речевую, изобразительную. Определенную тему раскрывают через эти виды художественной деятельности. Тематикой для построения комплексного занятия в детском саду музыкального может быть: итог о временах года, народный фольклор, народное искусство, народные праздники, классическая музыка и т. д. . Под влиянием прослушанной музыки кто- то из детей демонстрирует способности в словотворчества, кто- то в рисовании, аппликации, лепке или придумывают движения для игры. Проведение этих уроков требует серьезной подготовки всех воспитателей детского сада, работающих с данной группой детей. Комплексные уроки в детском саду проводятся после того, как дети на занятии по рисованию( аппликации) , музыки, художественной литературы( развития речи) усвоили ряд программных знаний. Задача комплексного занятия- развитие различных творческих способностей у детей детского дошкольного возраста в саду( изобразительных, музыкальных, театральных, литературных) средствами музыки. Варианты планировки музыкальных занятий в детском саду Т. Науменко предлагает несколько вариантов планировки музыкальных занятий для детского сада. Первый вариант предусматривает проведение традиционных уроков. Доминантный урок проводятся один раз в две недели. Необходимо заметить, что на доминантном занятии детям детского сада" Пение" предпочтение отдается" сидячим" видам музыкальной деятельности( пение и слушание) , а когда" Движения" - то, наоборот, преобладают динамические виды деятельности( ритмические упражнения, танцы, хороводы, игры) . Игру на инструментах, как синтетический вид музыкальной деятельности, включают в различные виды доминантных уроков. Неделя Уроки Вечер развлечений 1 2 1 Традиционное Доминантное( движения) 2 Традиционное Традиционное развлечение 3 Традиционное Традиционное 4 Традиционное Доминантный( пение) развлечение Второй вариант предусматривает проведение как традиционных, так и доминантных уроков для детского сада. Доминантный урок проводят еженедельно. Неделя Занятия Вечер развлечений 1 2 1 Традиционное Доминантное( движения) 2 Традиционное Доминантное( пение) Развлечение( или комплексное занятие) 3 Традиционное Доминантное( движения) 4 Традиционное Доминантное( пение) Развлечение Третий вариант( чаще в старшей группе) . Три недели в месяц проводят доминантные занятия, во время которых используют метод" погружения" . " Погружаться" рекомендуется в определенную музыкальную тему( " характер музыки" , " народная музыка" , " слушаем внимательно" и др. ) . Четвертая неделя- комплексные занятия. Неделю Занятия Вечер развлечений 1 2 1 Доминантное( пение) Доминантное( движения) 2 Доминантное( движения) Доминантное( пение) Развлечение 3 Доминантное( пение) Доминантное( движения) 4 Комплексное Комплексное Развлечение Варианты структуры комплексного урока в саду И вариант II вариант • песенная( или танцевальная) творчество детей; • художественная постановка; ( Творческая рассказ, драматизация сказки) • изобразительная деятельность. • песенная( или танцевальная) творчество детей; • драматизация сказки( оперы) ; • элементы хореографии. Четвертый вариант. Каждое занятие носит традиционный характер, и поэтому его составляющие и их последовательность распределяют по методике Н. Ветлугинои. Неделю Занятия Вечер развлечений 1 2 1 Традиционное Традиционное 2 Традиционное Традиционное Развлечение 3 Традиционное Традиционное 4 Традиционное Традиционное Развлечение Необходимо отметить, что содержание тематических уроков зависит от последовательности овладения детьми художественного произведения на основе жизненной тематики. Поэтому его сложно ввести в любую ориентировочную схему. Однако музыкальному руководителю надо, знать эти условия, спланировать тематические уроки для детского сада на учебный год с дальнейшей коррекции. Предлагаемые варианты планирования музыкальных занятий являются ориентировочными, они разработаны с целью стимулирования творческой мысли каждого музыкального руководителя. Методические рекомендации по организации различных видов муз. деятельности детей. Слушание музыки. Слушание музыки предлагают" вынести" в содержание вечеров- развлечений, тематических уроков. Этот вид деятельности требует внимания, Сосредоточенности, вдумчивости. Детей в детском саду надо" настроить" на восприятие произведения, предоставить им возможность спокойно подумать над ним, высказать свои мысли. Все это требует времени, определенной подготовки педагогов и условий для проведения этой работы с детьми. Основной акцент в подборе репертуара для слушания надо сделать на классической музыке. Элементы слушания целесообразно включать и в содержание уроков. Игра на детских инструментах Игру на детских инструментах в саду можно начинать внедрять во второй младшей группе. Рекомендуют знакомить детей с пьесой на музыкальном занятии, а разучивать ее преимущественно во время индивидуальной работы вне уроков. На этапе закрепления дети могут исполнять пьесу на праздниках, развлечениях, во время других занятий. Драматизация украинских народных сказок Начиная со средней группы в саду, нужно постоянно драматизировать народные сказки с музыкальным сопровождением. Считают оптимальным количеством- 2- 3 сказки в год. Аэробика или хореография В программе предлагают вводить аэробику или хореографию для детей старшего дошкольного возраста. Содержание этого подразделения может основаться на известной системе М. Ефименко или программах по хореографии А. Таракановой, Л. Бондаренко, Г. Березовой. Каждый урок по хореографии целесообразно составлять из трех частей: упражнения, этюда, танца. Упражнения, этюды, танцы не надо менять часто, их целесообразно закреплять, совершенствовать, развивать на нескольких уроках. Содержание работы по хореографии( аэробики) , должен дополнять содержание музыкального занятия в детском саду. Главное- не количество танцев, этюдов и их продолжительность, а качество исполнения