Родительское собрание «Обучение дошкольников правилам поведения за столом»
Документы для скачивания
Родительское собрание «Обучение дошкольников правилам поведения за столом» Цель: Познакомить родителей с системой работы в ДОУ по формированию норм культурного поведения ребёнка во время еды. План проведение собрания: 1. Выступление воспитателя по теме. 2. игра 3. Решение проблемных ситуаций. Вступительная часть собрания. 1. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание! Тема нашего собрания: « Обучение дошкольников правилам поведения за столом » Скажите, пожалуйста, что является главным в воспитании навыков культурного поведения детей и какую роль в их формировании играет пример семьи? ( высказывание родителей) - Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании культурного поведения детей является личный пример взрослых, то есть вас родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас в первую очередь он берёт пример во всём. А давайте определимся, что такое этикет? Этикет- это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определённых обстоятельствах( какими формулами вежливости пользоваться, как вести себя в общественных местах, за столом и т. п. ) Но сегодня хотелось бы поговорить о столовом этикете, то есть об умении вести себя за столом. Ведь, культура еды это один из показателей, характеризующих культурного человека. От этого зависит, уверенно ли он чувствует себя в обществе, как воспринимают его окружающие. И мы, взрослые, должны научить ребёнка вести себя так, чтобы ему было комфортно в любой ситуации, а нам не было стыдно и неловко за его поведение. Кроме того, человек, умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятное впечатление о себе. Несмотря на банальность заявленной темы, я уверена: она остаётся актуальной и сегодня. - Обращали ли вы внимание на то, как ест ваш ребёнок? Знает ли он, для чего нужны те или иные столовые приборы, умеет ли ими пользоваться? ( высказывание родителей) В детском саду обучение детей правилам поведения за столом происходит ежедневно во время приёма пищи. Дети знакомятся с разными видами посуды( кухонной, столовой, чайной, а также столовыми приборами, усваивают правила пользования ими. Чтобы полученные умения стали привычкой, потребность ребёнка, необходимо подкреплять их положительным примером родителей. Чистота, порядок, красивая сервировка, неспешная совместная трапеза, сопровождаемая приятной, спокойной беседой, должна стать ежедневной семейной нормой. Все мы знаем основные правила поведения за столом: не кричать, не разговаривать, не вертеться, не сорить, не пачкать и ещё много всяких «не». Ребёнку трудно выполнить все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, раз не получается. В некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребёнка, ведёт к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других. Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Только терпение взрослых, их похвала и уверенность в способностях ребёнка приведут и хорошим результатам в освоении правил столового этикета. Не следует просто перечислять правила. Постепенно в игровой и шутливо- доброжелательной форме их надо довести до сознания ребёнка. Устойчивый навык не может быть сформирован без практического закрепления. Ребёнок никогда не научится уверенно пользоваться ножом и вилкой, если вы будете предлагать, ему есть, только ложкой, и не будет знать, что делать с салфеткой, если дома не принято ею пользоваться. Своим примером, тактичными напоминаниями, созданием соответствующих условий вы должны терпеливо вырабатывать у ребёнка навыки поведения за столом. Всем известно пожелание «Приятного аппетита! » Красивая сервировка, вкусные и красиво оформленные блюда. Спокойная обстановка- все это создаёт психологический комфорт во время еды и имеет большое значение не только для хорошего аппетита, но и для формирования навыков культурного поведения за столом. Ребёнок учится общаться со столовыми приборами, старается вести себя хорошо, чтобы заслужить одобрение взрослых, но у него не сразу все получается. Не торопите его, не превращайте приём пищи в военные действия по воспитанию. Ваше раздражение не только испортит ему аппетит, но и затруднит усвоение правил этикета. Только терпение, такт, внимание и деликатная помощь помогут справиться с трудностями, создадут доброжелательную атмосферу во время еды. 2. А сейчас я хочу вам предложить закончить несколько фраз из правил поведения за столом: • Не склоняться низко. ( н ад тарелкой, лишь слегка наклонить. ( голову) ; • На столе лежат только кисти рук, локти на стол. ( н е ставим) ; • Есть и пить надо. ( б еззвучно и аккуратно, не оставляя на скатерти следов. ( пищи) ; • Если вилка или ложка в правой руке, то левая. ( п ридерживает тарелку) ; • За столом нельзя говорить. ( г ромко или с полным ртом) ; • Не спешим в еде, но и не сидим. ( д олго) за одним блюдом; • Если во рту пища, воду. ( н е пьют) ; • Всегда благодарим хозяйку за угощение добрыми словами. ( Спасибо, очень вкусно! или «Спасибо, такая вкусная солянка») . 3. Теперь давайте с вами обсудим две проблемные ситуации поведения взрослых и детей во время еды. Ситуация 1 Оле 5 лет. Она размазала салат по столу. «Вытри стол, Оля! »- сказала мама. Девочка насупилась и не двинулась с места. «Вытирай сейчас же за собой и убирай! » Мать ждала, но Оля сидела надувшись. Через некоторое время мать молча вытерла стол. - Какой, по вашему мнению, должна быть реакция матери на поведение Оли? Ситуация 2 Сергей пришёл с улицы, сел за стол. «Что за манера являться к обеду в таком виде? » - строго спросила мать шестилетнего сына. - «Какой же ты поросёнок! Руки грязные, а рубашка? Посмотри на свои волосы! Ты их когда- нибудь причёсываешь? » Глаза Сергея наполнились слезами. Он сидел с таким выражением лица, с ловно спрашивал: «К чему ты ещё придерёшься? »- Как вы можете объяснить поведение ребёнка и матери? Мы взрослые, а этот дошкольный период ( как, впрочем, и всегда) должны быть добрыми, понимающими, сочувствующими и мудрыми помощниками наших детей. Мы должны быть их верными и надёжными друзьями. Видимо, с осознания этой цели и стоит начинать воспитание ребёнка. Возраст от 3 до 7 лет психологи и педагоги назвали игровым. В этот период мы должны как можно больше и чаще играть с ребёнком. Играя, мы учим малыша культуре поведения. Учим его общению с людьми. Играя, мы приучаем ребёнка к дисциплине, порядку и труду. При всей требовательности к ребёнку родителям следует не скупиться на ласку. В случае если взрослые дружелюбно и ласково относятся к ребенку, выражают веру в его возможности и силы, - у ребёнка появляется чувство эмоционального благополучия. Тогда наша требовательность и строгость не выбьют его из колеи, а лишь приучат к необходимому порядку, и дисциплине. Памятка для родителей Ребё нка следует: Кормить строго в определённое время; Не торопить с o время еды, дать возможность тщательно пережёвывать пищу; Не кормить насильно; Не отвлекать во время еды чтением или игрой; Не поощрять за съеденное; не угрожать и не наказывать за несъеденное Надо поощрять: Желание ребёнка есть самостоятельно; Стремление участвовать в сервировке и уборке стола; Надо приучать: Перед едой тщательно мыть руки; Есть только за столом; Есть аккуратно, с закрытым ртом; После еды благодарить; Убирать за собой посуду и приборы или помогать взрослым; Правильно пользоваться приборами ( ложкой, вилкой, ножом) Для усвоения и выполнения правил поведения за столом ребёнку требуется не только время, но и единство требований со стороны воспитателей детского сада и семьи.