a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Уголок психологической разгрузки как средство преодоления негативного эмоционального состояния дошкольников»

Автор: Соколова Наталья Викторовна Опубликовано: 2021-10-19 11:08:50

Документы для скачивания

Соколова Н. В. – воспитатель СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ №1 им. И. М. Кузнецова с. Большая Черниговка « Уголок психологической разгрузки как средство преодоления негативного эмоционального состояния дошкольников » Цель: Обеспечение психологического комфорта в группах ДОО и преодоление негативного эмоцио нального состояния дошкольников посредством создания специальных уголков уединения, или зоны релаксации.   Задачи: Создать положительный эмоц иональный микроклимат в группе. Облегчить процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста Научить детей выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы. Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей. Научить дошкольников бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате должно быть особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения( или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации) . Исходя из этого, ставлю перед собой цель: обеспечение детям психолог ического комфорта в группах ДОО посредством создания специальных уголков уединения, или зоны релаксации.   Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, в которой ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу. Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами. Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно. Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы. - Предметы для выражения негативных эмоций( Подушки для битья, подушки- поплакушки, «Стаканчик гнева», «Коврик злости», «Кружка- кричалка » и т. д. ) - Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию( Фотоальбом с групповыми и семейными фото, игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе, материалы для изо бразительной деятельности, м ассажёры, небольшие мячики- ёжики, тактильные мешочки и т. п. ) - Пособия для развития эмоциональной сферы( «Подушка- обнимушка », «Куб настроения», «Книга доброты», Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки» и др. ) Содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства. В нашем дошкольном учреждении в каждой группе был создан неповторимый «маленький мир» для уединения, находясь в котором ребёнок чувствует себя спокойно, комфортно и безопасно. В группе раннего возраста малыши еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. В таком уголке кроха может" спрятаться" от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции. Для этого в уголке расположены знакомые ребенку вещи, подушки- «думки», телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем- то сокровенным. Во второй младшей группе уголок оснащен такими предметами, как «зеркало настроения»( если у ребенка плохое настроение, ему предлагают сесть перед зеркалом, посмотреть на себя внимательно, найти свое настроение, улыбнуться – и настроение изменится, улучшится; «островок примирения»( при возникновении ссор, конфликтов, дети заходят на этот коврик и решают свой конфликт – мирятся; маленькие мячи, игрушки- пищалки; тактильные мешочки со сливовыми, вишневыми и арбузными косточками; шнуровки. Центр релаксации в средней группе сделан в виде балдахина. На стене изображено генеалогическое древо группы, н а веточках семейные фотографии. Р ебёнок может зайти и посмотреть на своих родных и успокоится, если он взволнован. В уголке находя тся подушка- думалка и подушка- плаку чка. Так же есть коврик злости, мягкие пазлы; игры для развития логического мышления; книги, альбомы, мелки. Ребята с удовольствием проводят там свое время. Зона уединения старшей группы представляет собой палатку, на полу которой расположен мягкий коврик и красочные подушки. Рядом с домиком антистрессовое уютное д етское кресло. Оснащение уголка уединения: корзинка «Цветного настроения» с клубочками разноцветных ниток( для разматывания и сматывания) ; «Зеркальце настроения», дидактические игры, настольные игры на обогащ ение эмоционал ьной сферы, цветные карандаши для рисования и раскраски. Чтобы дать выход негативным эмоциям, дошкольник может нарисовать свой страх или гнев. В подготовительной группе для уголка психологической разгрузки был сделан каркас из полипропиленовых труб, который обшили тканью приятного зеленого цвета. Родители воспитанников сделали уютное детское кресло в форме божьей коровки, ( для этого использовали мягкие модули) . Помирить де тей может « Корбочка- мирилка »( коробка с отверстиями с двух сторон, в которые дети вставляют руки, пожимают их, мирятся) . Картотека « Мирилок » прикреплена сбоку коробочки. Для релаксации и снятия напряжения у детей используются массажные мячики, игруш ки – антистресс, «меш очки для гнева». Имеется комплект игрушек для театральной деятельности. Для обучения детей навыкам сотрудничества и согл асованным действиям ребята играют в « Твистер ». В заключение хочется отметить, что созданная в группах благоприятная атмосфера, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и личностному развитию. Итогом проведённой данной работы можно назвать следующие результаты: Уголок уединения стал настоящим помощником восп итателя в группе. Дети стали разбираться во всём спектре чувств, которые они испытывают. Обес печен психологический комфо рт в гр уппе. Создание «уголков уединения» в групповом помещении обеспечило эмоциональное благополучие каждого ребе нка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе. Правильно организованная предметн о- пространственная среда позволяе т каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения. С писок использованных источников Смолякова Е. Н. Организация психологических уголков в группе детского сада. / / Воспитатель дошкольного учреждения. №4 – 2013 Справочник старшего воспитателя, № 9, 2011. Использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы. Справочник педагога – психолога №2, 2016г. Уголок психологической разгрузки «Комната Фей». https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ konsultacija- ugolok- psihologicheskoi- razgruzki- kak- sredstvo- preodolenija- negativnogo- yemocionalnogo- sostojanija. html https: / / metior. ru/ article/ 97- konsultacija- dlja- pedagogov. html

Оставить комментарий: