Психологические особенности ребенка 3-4 лет

Опубликовано: 11:56:11 20-10-2021

Автор: Ивонова Яна Юрьевна

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.

Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Психологические особенности детей 3-4 лет

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет

Происходит дальнейшее развитие всех психических  процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возросте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

 

Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Продолжает активно равиваеся речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

 

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет

Ведущая деятельность — игра. Значение  игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.

В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.

 

Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

Возраст с 3 до 4 лет является переломным для ребенка. Бывший ранее милым и послушным, он вдруг становится упрямым и своевольным. Видя такие перемены в поведении родители делают вывод, что избаловали ребенка и что-то упустили в его воспитании

Чаще всего это не так. Проявление упрямства, излишний негативизм, отрицание всего и вся, это проявление индивидуальных психологических особенностей детей 3-4 лет. Через этот период развития личности проходит каждый ребенок. И этот период по настоящему необходим для него. Задача родителей правильно реагировать и осторожно корректировать поведение ребенка.

Индивидуально психологические особенности детей 3-4 лет

 

Самое интересное, что большинство людей начинают более-менее помнить себя именно с этого возраста. Все происходившее ранее — до трех лет, обычно покрыто туманом и вспоминается какими-то неясными обрывками, если вообще вспоминается.

 

Свой негативизм ребенок проявляет тем, что пытается все делать по своему, а заодно ищет способы манипулирования взрослыми. Но при этом следует помнить что страдает и сам ребенок, и беспокоиться в первую очередь нужно о том, как ему помочь преодолеть кризис.

Например ваш ребенок просит вас что-то купить ему в магазине, вы отказываете а в ответ он падает на пол и закатывает истерику. Психологические особенности детей 3-4 летРодителей чаще всего пугает не столько сама истерика ребенка, сколько реакция на нее окружающих. Так вот, про мнение окружающих забудьте совсем. Думайте о своем ребенке.

 

 

 

 

 

 

 

Нужно взять ребенка на руки и вынести из магазина. Желательно уйти в такое место, где нет людей. Не ругайте ребенка, не кричите на него. Просто держите его на руках и ждите пока он успокоится. Разговаривать с ребенком следует только тогда, когда он перестал кричать и может вас выслушать. Самая большая ошибка, это пойти ему на уступку. Тут уж ребенок поймет, что с помощью истерик можно управлять родителями, добиваясь уступок для себя.

Самый лучший выход — стараться предупреждать истерики. Если вы идете в магазин с ребенком и знаете, что он будет просить купить ему что-нибудь вкусненькое, то заранее скажите:»Ты можешь выбрать себе то, что тебе нравится, но только что-то одно». Допустим ребенок хочет взять пачку вафель — разрешите, но когда он попросит еще и конфеты то нужно предложить ему выбрать, и напомнить, что договаривались покупать что-то одно.

 

Приучите ребенка к мысли о том, что сладкое ему в любом случае достанется, но нужно сделать выбор.

 

Если вы боитесь что ребенок будет просить вас купить что-нибудь дорогое, на что вы не планировали тратить деньги, то просто не подводите его к полке с этим товаром. Или переключите его внимание на что-то другое.

Создавайте ситуации в которых ребенок сможет проявить свою самостоятельность и в то же время научится чему-то новому. К примеру вы собираетесь в детский сад и ваш ребенок настаивает на том, чтобы вместо теплой шапки одеть летнюю панамку. На улице поздняя осень. Никакие ваши уговоры на ребенка не действуют и вы чувствуете, что вот-вот разразится скандал.

Чтобы не ссориться с ребенком позвольте ему выйти на улицу в этой панамке, но заранее предупредите что на улице холодно и он замерзнет. Теплую шапку возьмите с собой. На улице, когда ему станет холодно переоденете. Так вам удастся избежать истерики, и в то же время ваш ребенок поймет что летняя одежда не годится осенью или зимой. Потому, что в ней холодно.

Старайтесь не давить на ребенка, и в любой ситуации будьте ему опорой и поддержкой. Проявляя выдержку и спокойствие незаметно направляйте ребенка к верному решению. А главное, будьте для ребенка не только родителем, но и другом.

Оставить комментарий: