a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный подход к организации воспитательной работы в ДОУ

Автор: Утрясова Светлана Александровна Опубликовано: 2021-10-22 07:13:20

Документы для скачивания

Рыбинский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189» Инновационный подход к организации воспитательной работы- 34671023495 Утрясова Светлана Александровна, воспитатель с. Рыбное, 2018 год Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе- создание прочного фундамента здоровья. Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий( " не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди" ) , даже от здорового соперничества в подвижных играх. Первое, с чем я столкнулась- это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают" двигательный дефицит" , задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Опираясь на выше сказанное, я приш ла к идее разработать программу «Педагогика оздоровления», и вот уже несколько лет наш детский сад работает по этой программе. Актуальность программы Жизнь в наше время ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной остается проблема сохранения здоровья. Современная социально- экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7- 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны: это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно- правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарн о- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. В период дошкольного возраста у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования особое значение приобретает регуляция его качества. Оно связано с внедрением в практику работы дошкольных образовательных учреждений современных программ, базирующихся на личностно- ориентированном подходе к ребенку, здоровьесберегающих технологий. Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом. Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Концепция программы Программа разработана в силу особой актуальной проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения детей в дошкольной организации. Цель программы – создание оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста и педагогов; формирование у родителей, педагогов, воспитанников устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей. В соответствии с целью были определены следующие задачи: Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности. Формирование у всех участников образовательного процесса осознанного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни, как показателя общечеловеческой культуры. Развитие основных физических способностей( силы, быстроты, ловкости, выносливости и др. ) и умения рационально использовать их в различных условиях. Усвоение правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное сам очувствие, нервно- психическое и физическое развитие. Воспитание интереса детей к различным доступным видам двигательной активности, положительных нравственно- волевых качеств дошкольников. При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий: Принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно- обоснованными и практически апробированными методиками; Принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей; Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно- воспитательного процесса всех видов деятельности; Принцип адресованности и преемственности- поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья; П ринцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков; П ринцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок; П ринцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества; П ринцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе; П ринцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей. Ожидаемые результаты: Повысится компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрят в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья. Расширится осведомлённость родителей о системе здоровьесбергающей работы в детском саду. Родители и члены семей станут более активно включаться в планирование и организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья. У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, к специфическим мероприятиям по оздоровлению. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей. Система оздоровительных мероприятий В ДОУ сложилась система мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей: профилактические, лечебно- оздоровительные мероприятия( специальные профилактические мероприятия, физкультурно- оздоровительные мероприятия, санитарно- просветительская работа с сотрудниками и родителями) ; общеукрепляющие мероприятия( витаминотерапия, полоскание горла, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и др. ) ; организация рационального питания( четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд) ; с анитарно- гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия: режимы проветривания и кварцевания. двигательная активность во время образовательного цикла( физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы) ; комплекс закаливающих мероприятий( утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны, солевые дорожки, обширное умывание, полоскание полости рта) ; работа с детьми по воспитанию культурно- гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни; использование « здоровьесберегающих » технологий и методик( дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмопластика и мн. др. ) . Физкультурно- оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. Непосредственно образовательная деятельность, где взрослые выступают в качестве партнера- инициатора. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно- познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности( выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями) . Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня, подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности. I. Педагогические условия Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы определенные условия: 1. Спортивный зал для физических занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность общеизве стных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу. 3672840- 262890- 641985- 2628901691640- 27241527203401771650- 4324351714500 Большого эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Мы изготовили универсальное нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени: дорожки разной ширины, шнуры и дуги для подлезания; дорожка – «следы»; бруски; мягкие мячи; массажеры; передвижная баскетбольная сетка. 3080171844550- 260985843915 2. Для того чтобы дети могли пользоваться физкультурным оборудованием не только в спортзале, мы пересмотрели содержание центра двигательной активности в каждой группе. 3. На участке детского сада оборудован стадион с зонами для подвижных и спортивных игр, беговой дорожкой. II. Педагогическая диагностика Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Используя свои наблюдения, мы определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее: 1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья. 2. Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами. - 137160147828027101801477645 3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме( релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, игрового массажа, гимнастики для глаз, комплекс оздоровительной гимнас тики с самомассажем, построенной на основе традиционных китайских техник) . 4. Проведение циклических движений для повышения выносливости( медленный бег, продолжительная ходьба) . 1243965- 3175 Именно эти сведения служат основанием для конкретных рекомендаций педагогам и родителям. В процессе работы с детьми предусматривается систематический медико- педагогический контроль. III. Р азвитие движений Под руководством воспитателя ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной активности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 – 2, 5 часов. Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней: оздоровительный бег; н ародные подвижные игры; г имнастика в сюжетной форме с предметами и без них; 314896516764091440167640 г имнастика под музыку. 28625801130300- 1466851208404 Особое значени е в воспитании здорового ребенка я придаю развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна( фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздухе) . - 21456357902147479846- 137160143256027203401432560 Это отражено в перспективном планировании, составленном на все возрастные группы. Причем в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность, например, малышам она должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием. IV. Закаливание Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья. Поэтому особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия содействуют созданию привычек здорового образа жизни. 3158374236006- 144831258361420694- 5011 V. Здоровый образ жизни Воспитание в потребности здорового образа жизни осуществляется по нескольким направлениям: - 7562855715031546801423670- 1847851490345 Одной из направлений по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни – формирование культурно- гигиенических навыков( полоскать рот после приема пищи; ежедневно мыть лицо, шею, руки до локтя; разминаться после пробуждения; уметь расслабляться; уметь избегать опасности, мыть руки перед едой и после посещения туалета) . VI. Взаимодействие с родителями У нас в саду реализуются следующие формы работы с родителями: праздники; досуги; д испуты; п ередвижные библиотеки. В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия. В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает: ознакомление родителей с результатами диагностики, целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности, полноценного питания, закаливания; ф ормирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно- оздоровительной работы, с инновациями в организации работы по оздоровлению детей; о бучение основным методам профилактики детской заболеваемости( закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, йоги) . Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместные занятие детей и родителей, которые организуются в детском саду, а также Дни Открытых дверей для родителей, где они могут принять участие. 2701290- 4445- 213360- 4445 VII. Информационно- коммуникационные технологии в ДОУ Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольника. На занятиях мы знакомим воспитанников с электронными презентациями по теме «ОБЖ», «ЗОЖ», «СПОРТ». Создана медиа- коллекция презентаций для детей, которая постоянно пополняется. 1682115167449515240- 19052720340- 1905 Заключение Результаты работы убеждают, что объединение семьи, дошкольного учреждения поможет нам на практике создать и реал изовать в нашем ДОУ свою модель педагогики оздоровления, основанную на принципах здоровьесберегающих технологий. Всё это позволит говорить не только об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей.

Оставить комментарий: