a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Памятки по русскому языку

Автор: Журавлева Елена Сергеевна Опубликовано: 2021-10-24 14:45:15

ФОНЕТИКА Буквы мы видим и пишем. Звуки – говорим и слышим. Твёрдые/ мягкие Глухие/ звонкие 1. Ударные 2. Безударные Согласные Гласные Звуки Делают согласный твёрдым Гласных букв – 10. а о у ы э я ё ю и Делают согласный мягким е Гласных звуков – 6( [ а] , [ о] , [ у] , [ ы] , [ и] , [ э] ) 2 звука 1. В начале слова- [ йʹа] м а 2. После гласной- м а[ йʹа] к 3. После Ь и Ъ – вьюга[ вʹйʹуга] 1 звук( после согласного) м ел- [ м ʹэл] Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают СЛОГ Сколько в слове гласных, Столько и слогов. Слог состоит из одного или нескольких звуков. В слоге обязательно есть гласный звук. Слова, которые состоят из одного слога, называются односложными: день, сад, мяч. Слова, которые состоят из двух слогов, называются двусложными: шко- ла, ма- ма. В односложных с ловах знак ударения не ставится! В словах с буквой Ё знак ударения не ставится! З А П О М Н И Ж И – Ш И пиши с буквой И! Ч А – Щ А пиши с буквой А! Ч У – Щ У пиши с буквой У! ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака! Чтобы проверить безударный гласный, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: в о дá – в ό ды. Если буква гласная В ызвала сомнение, Ты её немедленно Ставь под ударение. Ударение над гласным Может сделать букву ясной. Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг. Парный сразу проверяй, Рядом гласный подставляй! Грядка. Нет чего? Нет грядок. А тетрадка? - Нет тетрадок. Чтобы проверить парный по глухости – звонкости согласный, нужно изменить слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный: са д – са д ы, гри б – гри б ы. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАСПРОСТРАНЁННОЕ- состоит из главных и второстепенных членов. Светит яркое солнышко. НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ- состоит только из главных членов. Светит солнышко. НАША РЕЧЬ Речь существует в двух формах: устной( от слова уста – губы) и письменной( от слова письмо) Диалог – разговор двух и более лиц. Слова каждого участника диалог а называются репликой. Монолог – высказывание одного лица. Т ЕКСТ Текст – это высказывание, состоящее из двух и нескольких предложений. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте? Главная мысль текста – это то, о чём хотел сказать читателю автор( чему учит текст? ) . ПРИЗНАКИ ТЕКСТА 1. Текст состоит из предложений. 2. У текста есть тема и главная мысль. 3. В тексте есть начало, основная часть и конец. 4. Текст можно озаглавить. ЛЕКСИКА У каждого слова есть своё лексическое значение. То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Синонимы – это слова, которые произносятся по- разному, но имеют одинаковое или похожее значение: храбрый – смелый, работать – трудиться. Антонимы – слова, противоположные по значению: большой – маленький; высокий- н изкий, холод – тепло. РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА – слова, которые имеют общую часть и общее значение. Сахар, сахар ный, сахар ница( имеют общую часть – сахар, все слова можно объяснить с помощью слова сахар) . Общая часть родственных слов называется корнем. КОРЕНЬ – главная часть слова. Род ствен ные слова на зы ва ют од но ко рен ны ми, по то му что в них один и тот же ко рень. МЯГКИЙ ЗНАК- ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ Мягкий знак обозначает мягкость согласных: 1) в конце слова( но ль, ро ль, гос ть, кос ть, тетра дь, пя ть и т. д. ) 2) в середине слова( пи сь мо, па ль то, бо ль шой, ма ль чик и т. д. ) РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. ОРФОГРАММА – это опасное место в слове( можно допустить ошибку) ; такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу. Орфограмму надо проверять или запоминать. Орфограммами являются: безударные гласные в корне слова( проверяемые и непроверяемые) : в о да- в о ды, гн е здо- гн ё зда, л я гушка, м о роз; написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова: ду б – ду б ы; кру ж ка – кру ж ечка; разделительный мягкий знак: руч ь и, кол ь е, коп ь ё; буквосочетания ЖИ- ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН; удвоенные согласные: а лл ея, програ мм а, су бб ота, килогра мм; заглавная буква в именах собственных: В ладимир, В олга, Е лена И вановна и т. д. правописание частицы НЕ с глаголами: н е с пит, н е р аботает; раздельное написание предлогов со словами: в л есу, под ё лкой, на с толе, у о кна; и т. д.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает( называет) предмет. Признаки имени существительного: 1. Одушевлённое( кто? – собака, мальчик, птица) , неодушевлённое( что? – стол, книга, солнце) 2. Собственное( имена, фамилии, отчества людей; клички животных; название городов, стран и т. д. ) . Нарицательное( все остальные имена существительные) . 3. Число – единственное( ед. ч. ) и множественное( мн. ч. ) . 4. Род: мужской( м. р. ) - он, мой; женский( ж. р. ) – она, моя; средний( ср. р. ) – оно, моё. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает( называет) предмет. Признаки имени существительного: 1. Одушевлённое( кто? – собака, мальчик, птица) , неодушевлённое( что? – стол, книга, солнце) 2. Собственное( имена, фамилии, отчества людей; клички животных; название городов, стран и т. д. ) . Нарицательное( все остальные имена существительные) . 3. Число – единственное( ед. ч. ) и множественное( мн. ч. ) . 4. Род: мужской( м. р. ) - он, мой; женский( ж. р. ) – она, моя; средний( ср. р. ) – оно, моё. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает( называет) предмет. Признаки имени существительного: 1. Одушевлённое( кто? – собака, мальчик, птица) , неодушевлённое( что? – стол, книга, солнце) 2. Собственное( имена, фамилии, отчества людей; клички животных; название городов, стран и т. д. ) . Нарицательное( все остальные имена существительные) . 3. Число – единственное( ед. ч. ) и множественное( мн. ч. ) . 4. Род: мужской( м. р. ) - он, мой; женский( ж. р. ) – она, моя; средний( ср. р. ) – оно, моё. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает( называет) предмет. Признаки имени существительного: 1. Одушевлённое( кто? – собака, мальчик, птица) , неодушевлённое( что? – стол, книга, солнце) 2. Собственное( имена, фамилии, отчества людей; клички животных; название городов, стран и т. д. ) . Нарицательное( все остальные имена существительные) . 3. Число – единственное( ед. ч. ) и множественное( мн. ч. ) . 4. Род: мужской( м. р. ) - он, мой; женский( ж. р. ) – она, моя; средний( ср. р. ) – оно, моё. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает( называет) предмет. Признаки имени существительного: 1. Одушевлённое( кто? – собака, мальчик, птица) , неодушевлённое( что? – стол, книга, солнце) 2. Собственное( имена, фамилии, отчества людей; клички животных; название городов, стран и т. д. ) . Нарицательное( все остальные имена существительные) . 3. Число – единственное( ед. ч. ) и множественное( мн. ч. ) . 4. Род: мужской( м. р. ) - он, мой; женский( ж. р. ) – она, моя; средний( ср. р. ) – оно, моё. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает( называет) предмет. Признаки имени существительного: 1. Одушевлённое( кто? – собака, мальчик, птица) , неодушевлённое( что? – стол, книга, солнце) 2. Собственное( имена, фамилии, отчества людей; клички животных; название городов, стран и т. д. ) . Нарицательное( все остальные имена существительные) . 3. Число – единственное( ед. ч. ) и множественное( мн. ч. ) . 4. Род: мужской( м. р. ) - он, мой; женский( ж. р. ) – она, моя; средний( ср. р. ) – оно, моё.

Типы текстов Текст – повествование 1) Что произошло? Что случилось? 2) Сообщается о последовательных действиях. 3) Много глаголов. 4) Слова- связки: однажды, потом, наконец. Текст- описание 1) Какой? какая? какое? какие? 2) Использование образных выражений, ярких сравнений. 3) Описание предмета, состояния, явления, места. 4) Изображение «замерло». 5) Обилие имен прилагательных. Текст- рассуждение 1) Почему? Зачем? 2) Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего- либо. 3) Слова- связки: потому что, поэтому, значит, неслучайно, во- первых, так как. 4) В тексте- рассуждении можно выделить три части: - мысль, которую будут доказывать; - доказательство, объяснение- вывод. Типы текстов Текст – повествование 1) Что произошло? Что случилось? 2) Сообщается о последовательных действиях. 3) Много глаголов. 4) Слова- связки: однажды, потом, наконец. Текст- описание 1) Какой? какая? какое? какие? 2) Использование образных выражений, ярких сравнений. 3) Описание предмета, состояния, явления, места. 4) Изображение «замерло». 5) Обилие имен прилагательных. Текст- рассуждение 1) Почему? Зачем? 2) Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего- либо. 3) Слова- связки: потому что, поэтому, значит, неслучайно, во- первых, так как. 4) В тексте- рассуждении можно выделить три части: - мысль, которую будут доказывать; - доказательство, объяснение- вывод. Типы текстов Текст – повествование 1) Что произошло? Что случилось? 2) Сообщается о последовательных действиях. 3) Много глаголов. 4) Слова- связки: однажды, потом, наконец. Текст- описание 1) Какой? какая? какое? какие? 2) Использование образных выражений, ярких сравнений. 3) Описание предмета, состояния, явления, места. 4) Изображение «замерло». 5) Обилие имен прилагательных. Текст- рассуждение 1) Почему? Зачем? 2) Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего- либо. 3) Слова- связки: потому что, поэтому, значит, неслучайно, во- первых, так как. 4) В тексте- рассуждении можно выделить три части: - мысль, которую будут доказывать; - доказательство, объяснение- вывод. Типы текстов Текст – повествование 1) Что произошло? Что случилось? 2) Сообщается о последовательных действиях. 3) Много глаголов. 4) Слова- связки: однажды, потом, наконец. Текст- описание 1) Какой? какая? какое? какие? 2) Использование образных выражений, ярких сравнений. 3) Описание предмета, состояния, явления, места. 4) Изображение «замерло». 5) Обилие имен прилагательных. Текст- рассуждение 1) Почему? Зачем? 2) Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего- либо. 3) Слова- связки: потому что, поэтому, значит, неслучайно, во- первых, так как. 4) В тексте- рассуждении можно выделить три части: - мысль, которую будут доказывать; - доказательство, объяснение- вывод. Типы текстов Текст – повествование 1) Что произошло? Что случилось? 2) Сообщается о последовательных действиях. 3) Много глаголов. 4) Слова- связки: однажды, потом, наконец. Текст- описание 1) Какой? какая? какое? какие? 2) Использование образных выражений, ярких сравнений. 3) Описание предмета, состояния, явления, места. 4) Изображение «замерло». 5) Обилие имен прилагательных. Текст- рассуждение 1) Почему? Зачем? 2) Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего- либо. 3) Слова- связки: потому что, поэтому, значит, неслучайно, во- первых, так как. 4) В тексте- рассуждении можно выделить три части: - мысль, которую будут доказывать; - доказательство, объяснение- вывод. Типы текстов Текст – повествование 1) Что произошло? Что случилось? 2) Сообщается о последовательных действиях. 3) Много глаголов. 4) Слова- связки: однажды, потом, наконец. Текст- описание 1) Какой? какая? какое? какие? 2) Использование образных выражений, ярких сравнений. 3) Описание предмета, состояния, явления, места. 4) Изображение «замерло». 5) Обилие имен прилагательных. Текст- рассуждение 1) Почему? Зачем? 2) Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего- либо. 3) Слова- связки: потому что, поэтому, значит, неслучайно, во- первых, так как. 4) В тексте- рассуждении можно выделить три части: - мысль, которую будут доказывать; - доказательство, объяснение- вывод.

Фонетический разбор слова Запиши слово. Раздели слово на слоги. Поставь ударение. Сосчитай и запиши количество слогов, букв, звуков. Запиши первую букв у и звук, который она обозначает. Опиши звук: - гласный: ударный или безударный; - согласный: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. 5. Запиши следующую букву и звук т. д. Образец Вью́ │ га – 2 сл. , 5б. , 5 зв. в[ вʹ] – согл. , звонк. , мягк. ; ь[ - ] - ю[ й ʹ] – согл. , звонк. , мягк. ; [ у́] – гласн. , ударн. ; г[ г] – с огл. , звонк. , твёрд. ; а[ а] – гласн. , безуд арн. Фонетический разбор слова Запиши слово. Раздели слово на слоги. Поставь ударение. Сосчитай и запиши количество слогов, букв, звуков. Запиши первую букв у и звук, который она обозначает. Опиши звук: - гласный: ударный или безударный; - согласный: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. 5. Запиши следующую букву и звук т. д. Образец Вью́ │ га – 2 сл. , 5б. , 5 зв. в[ вʹ] – согл. , звонк. , мягк. ; ь[ - ] - ю[ й ʹ] – согл. , звонк. , мягк. ; [ у́] – гласн. , ударн. ; г[ г] – с огл. , звонк. , твёрд. ; а[ а] – гласн. , безуд арн. Фонетический разбор слова Запиши слово. Раздели слово на слоги. Поставь ударение. Сосчитай и запиши количество слогов, букв, звуков. Запиши первую букв у и звук, который она обозначает. Опиши звук: - гласный: ударный или безударный; - согласный: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. 5. Запиши следующую букву и звук т. д. Образец Вью́ │ га – 2 сл. , 5б. , 5 зв. в[ вʹ] – согл. , звонк. , мягк. ; ь[ - ] - ю[ й ʹ] – согл. , звонк. , мягк. ; [ у́] – гласн. , ударн. ; г[ г] – с огл. , звонк. , твёрд. ; а[ а] – гласн. , безуд арн. Фонетический разбор слова Запиши слово. Раздели слово на слоги. Поставь ударение. Сосчитай и запиши количество слогов, букв, звуков. Запиши первую букв у и звук, который она обозначает. Опиши звук: - гласный: ударный или безударный; - согласный: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. 5. Запиши следующую букву и звук т. д. Образец Вью́ │ га – 2 сл. , 5б. , 5 зв. в[ вʹ] – согл. , звонк. , мягк. ; ь[ - ] - ю[ й ʹ] – согл. , звонк. , мягк. ; [ у́] – гласн. , ударн. ; г[ г] – с огл. , звонк. , твёрд. ; а[ а] – гласн. , безуд арн. Фонетический разбор слова Запиши слово. Раздели слово на слоги. Поставь ударение. Сосчитай и запиши количество слогов, букв, звуков. Запиши первую букв у и звук, который она обозначает. Опиши звук: - гласный: ударный или безударный; - согласный: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. 5. Запиши следующую букву и звук т. д. Образец Вью́ │ га – 2 сл. , 5б. , 5 зв. в[ вʹ] – согл. , звонк. , мягк. ; ь[ - ] - ю[ й ʹ] – согл. , звонк. , мягк. ; [ у́] – гласн. , ударн. ; г[ г] – с огл. , звонк. , твёрд. ; а[ а] – гласн. , безуд арн. Фонетический разбор слова Запиши слово. Раздели слово на слоги. Поставь ударение. Сосчитай и запиши количество слогов, букв, звуков. Запиши первую букв у и звук, который она обозначает. Опиши звук: - гласный: ударный или безударный; - согласный: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. 5. Запиши следующую букву и звук т. д. Образец Вью́ │ га – 2 сл. , 5б. , 5 зв. в[ вʹ] – согл. , звонк. , мягк. ; ь[ - ] - ю[ й ʹ] – согл. , звонк. , мягк. ; [ у́] – гласн. , ударн. ; г[ г] – с огл. , звонк. , твёрд. ; а[ а] – гласн. , безуд арн.

П а мятка « Разбор предложения » 1. Прочитай предложение. 2. Выдели основу предложения- подлежащее и сказуемое; укажи, какими частями речи они выражены. 3. Найди второстепенные члены предложения( устно назови словосочетания) ; подчеркни второстепенные члены предложения, укажи, какими частями речи они выражены. 4. Дай характеристику предложению: по цели высказывания( повеств. , вопрос. , побуд. ) ; по интонации( воскл. , невоскл. ) ; по количест ву грамматических основ( прост. , сложн. ) ; у простых предложений указать – распр. или нераспр. Образец записи прил. сущ. гл. сущ. Пушистый котёнок разбил чашку. ( Повеств. , невоскл. , прост. , распр. ) Объяснение 1. Пушистый котёнок разбил чашку. 2. О ком или о чём говорится в предложении? О котёнке. Котёнок – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено именем существительным. Котёнок что сделал? Разбил. Разбил – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом. 3. Находим второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее. Котёнок какой? Пушистый. Пушистый – выражено именем прилагательным, подчёркиваем волнистой линией. Находим второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое. Разбил что? Чашку. Чашку – выражено именем существительным. 4. По цели высказывания это предложение повествовательное, по интонации – невосклицательное, по количеству грамматических основ – простое. Есть второстепенные члены предложения, значит оно распространённое. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Памятка «Разбор предложения» 1. Прочитай предложение. 2. Выдели основу предложения- подлежащее и сказуемое; укажи, какими частями речи они выражены. 3. Найди второстепенные члены предложения( устно назови словосочетания) ; подчеркни второстепенные члены предложения, укажи, какими частями речи они выражены. 4. Дай характеристику предложению: по цели высказывания( повеств. , вопрос. , побуд. ) ; по интонации( воскл. , невоскл. ) ; по количеству грамматических основ( прост. , сложн. ) ; у простых предложений указать – распр. или нераспр. Образец записи прил. сущ. гл. сущ. Пушистый котёнок разбил чашку. ( Повеств. , невоскл. , прост. , распр. ) Объяснение 1. Пушистый котёнок разбил чашку. 2. О ком или о чём говорится в предложении? О котёнке. Котёнок – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено именем существительным. Котёнок что сделал? Разбил. Разбил – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом. 3. Находим второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее. Котёнок какой? Пушистый. Пушистый – выражено именем прилагательным, подчёркиваем волнистой линией. Находим второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое. Разбил что? Чашку. Чашку – выражено именем существительным. 4. По цели высказывания это предложение повествовательное, по интонации – невосклицательное, по количеству грамматических основ – простое. Есть второстепенные члены предложения, значит оно распространённое. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Памятка «Разбор предложения» 1. Прочитай предложение. 2. Выдели основу предложения- подлежащее и сказуемое; укажи, какими частями речи они выражены. 3. Найди второстепенные члены предложения( устно назови словосочетания) ; подчеркни второстепенные члены предложения, укажи, какими частями речи они выражены. 4. Дай характеристику предложению: по цели высказывания( повеств. , вопрос. , побуд. ) ; по интонации( воскл. , невоскл. ) ; по количеству грамматических основ( прост. , сложн. ) ; у простых предложений указать – распр. или нераспр. Образец записи прил. сущ. гл. сущ. Пушистый котёнок разбил чашку. ( Повеств. , невоскл. , прост. , распр. ) Объяснение 1. Пушистый котёнок разбил чашку. 2. О ком или о чём говорится в предложении? О котёнке. Котёнок – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено именем существительным. Котёнок что сделал? Разбил. Разбил – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом. 3. Находим второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее. Котёнок какой? Пушистый. Пушистый – выражено именем прилагательным, подчёркиваем волнистой линией. Находим второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое. Разбил что? Чашку. Чашку – выражено именем существительным. 4. По цели высказывания это предложение повествовательное, по интонации – невосклицательное, по количеству грамматических основ – простое. Есть второстепенные члены предложения, значит оно распространённое.

Оставить комментарий: