Выступление «Влияние народного творчества на успешную адаптацию»
Документы для скачивания
м униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д етский сад «Солнышко» Кардымовский район Смоленской области Выступление «Влияние народного творчества на успешную адаптацию» Подготовил воспитатель Гудкова Е. А. 2020г. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит. Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода: легкая адаптация- сдвиги нормализуются в течение 10- 15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного; адаптация средней тяжести- сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5- 7 дней, есть признаки психического стресса; тяжелая адаптация- длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся привычки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Условия для успешной адаптации: - учет индивидуальных особенностей ребенка; - организация предметно- развивающей среды; - благоприятный микроклимат в группе; - взаимодействие ДОУ и семьи. Содержание, формы и методы организации адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики рук, малыша преодолевать страх. Пестушки и потешки, сопровождающие игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. Они способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых доверительных отношений между педагогами и детьми. Использование произведений устного народного творчества в играх и повседневной деятельности значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Другими словами- это интеграция образовательных областей. В период адаптации многие дети отказываются от каких- либо движений, " забиваются" в уголок, уединяются. поэтому с помощью игрушки и рассказанной потешки: - Раз подскок, два подскок, Высоко потолок, Я скачу, я лечу, Стать высоким хочу" - мы вызываем у ребенка желание двигаться, включиться в игровое упражнение. Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть, например: - Кашка из гречки, Варилась в печке, Варилась и прела, Чтобы Даш а( Соня) ела! - А у нас есть ложка, Волшебная немножко, На тарелочке- еда Не оставит и следа! . . - Умница, Ю ленька, Ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую! В первые дни пребывания ребенка в детском саду многие дети отказываются от каких- либо процедур: умывания, раздевания, усаживания на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент используются потешки: - Водичка, в одичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! - В руки мыло мы возьмем Моем руки чисто, чисто. И водичкою польем. А потом лицо умыли, Носик тоже мы промыли, Полотенцем вытирались, На себя мы любовались! В это же время последовательно весь процесс, сопровождая словами свои действия( закатываем рукава, намыливаем руки и смываем мыло, " отжимаем" руки и вытираем насухо полотенцем) . Во время расчесывания: - Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, к осынка до пят, Все волосиньки в ряд. Расти, коса, не путайся- Маму, дочка, слушайся. В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну использую потешку: - Села птичка на песок, В речке вымала носок, Чистит клювом перышки, Едет в гости к Сонечке. Так привыкли мы к порядку: В тихий час мы все в кроватку. На бочок и молчок! По мере засыпания детей подсаживаюсь к разным детям, ласково е поглаживание ребенк а( если ребенок позволяет) и пение колыбельных песен: " Баю, баюшки. . . " и другие. Процесс пробужд ения детей также сопровождается чтением потешек: - Потягуни- потягушечки, Потягушечки на подушечке. . . Губоньки зевнули, Глазоньки мигнули. Ручки- потягушечки, Ножки- потягушечки. Спину выгнули- дрему выгнали. При о девании на прогулку: - Шапка да шубка, Вот и весь Мишутка. . . - Вот они сапожки: Этот- с левой ножки, Этот- с правой ножки. Тем самым, фольклор используется не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и идет приучение детей к порядку. Организацию непосредственно образовательной деятельности детей также строим на основе фольклора. Например, организуя детей на познавательное занятие «В лес, по грибоч ки» приговариваем: Гриб – грибок, Выставь лобок! На тебя погляжу, В кузовок положу! Грибок к грибку, А мой наверху! В изобразительной деятельности: рисование «Дождик, дождик…. » завлекаем детей потешкой: Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не ж алей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! Брызни в поле пуще- Станет травка гуще. В этот непростой период необходимо создать условия для эмоционально- благоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и защищенно, проявлял активность. После знакомства с книгой, потешкой, иллюстрацией книга остается в книжном уголке. Дети с большим удовольствием берут эти книги и" читают" их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога. Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогает детям запомнить их. Успешная адаптация детей находится в прямой зависимости от взаимодействия семьи и ДОУ. В этот сложный период адаптации для малышей и их родителей проводятся консультации и индивидуальные беседы. В индивидуальных беседах с родителями мы выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим. Рассказывали о режиме дня детей в детском саду. В раздевалку предлагается оформить папку- передвижку" Адаптация детей к условиям ДОУ" . Оформить папку" Поиграйте с нами" с фольклорными произведениями, где особая роль отводи тся пальчиковым играм. Проводить родительские собрания на тему: " Использование фольклора в режимных моментах" . Таким образом, целенаправленная систематическая раб ота в ДОУ и с семьей поможет заинтересовать большинство родителей малым и фольклорными формами, побудить интерес к их использованию фольклорных произведений в по вседневной жизни, активизировать на участие в жизни группы, поможет лучше понять каждого малыша, обеспечить в группе психологический комфорт, сократить период адаптации до минимума. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. Можно сделать вывод об эффективности использования фольклорных произведений в период адаптации малышей к детскому саду, способствующие эмоциональному благополучию детей. Р оль детского фольклора в адаптационный период черезвычайно велика. Детские песенки, пестушки, потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности. Поэтому нужно использовать средства фольклора в различных видах детской деятельности.