Образовательное событие "Первобытные люди"
Документы для скачивания
Сценарный план проведения образовательного события с деть ми старшей разновозрастной группы «Жизнь первобытных людей» Цель: Формировать у старших дошкольников представлений о возникновении и истории экономики в цивилизации человечества. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с внешним обликом первобытного человека/ Познание/ 2. Познакомить с достижениями первобы тного человека: добывание огня, изготовление орудий труд а и охоты, наскальная живопись; б ытом первобытного человека: охота рыбалка, зе мледелие/ Познание/ 3. Расширить словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя/ Коммуникация/ Развивающие: 1. Развивать конструктивные навыки и умения/ Познание/ 2. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию/ Художественное творчество/ 3. Формировать пантомимические с пособности: умение использовать пантомиму и мимику в соответствии с ситуацией/ Социализация/ 4. Способствовать развитию познавательных интересов/ Познание/ Воспитательные: 1. Воспитывать умение работать в подгруппах, распределять роли, договариваться/ Социализация/ 2. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам. Образовательная деятельность в режимных моментах: 1. Презентация «Наши предки». Цель: Развивать интерес к истории. 2. Беседы: «Кто такой первобытны й человек», «Жизнь первобытного человека». Цель: Познакомить с внешним обли ком и достижениями первобытного человека. 3. Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «От костра до котла», Р. Подольный «Как ч еловек огонь приручил», Николас Харрис «Первобытные люди». Цель: Развивать активный и пассивный словарь у детей. 4. Рассматривание иллюстраций. Цель: Познакомить с наскальной живописью. 5. Изготовление орудий труда первобытных людей. Цель: Развивать творческое во ображение, фантазию. Продолжать развивать умение использовать в деятельности разный природный материал. Развивать конструктивных навыков. Предметно- развивающая среда: слайды «Древние животные», картинки наскальных рисунков, арка, камешки разной величины и формы, разные лоскуты ткани, модули разной формы и размера, восковые мелки, тонированная бумага, орудия труда, бассейн, наполненный водой, игрушки( рыбки, крупные слоны, мамонты) , музыка природы. Предполагаемый результат сформированности интегративных качеств: - интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, - принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, - способен решать интеллектуальные и личностные задачи( проблемы) , - может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Источники литературы: 1. Блинова, Г. М. Познавательное развитие детей 5- 7 лет: Методическое пособие. - Москва: ТЦ Сфера, 2010. - 128с. 2. Детский журнал" Ледниковый период. Коллекция животных" . - 2010 № 1 3. Детский журнал" Ледниковый период. Коллекция животных" . - 2010 №3 4. Детский журнал" Ледниковый период. Коллекция животных" . 2010 №10 5. Детский журнал" Ледниковый период. Коллекция животных" . 2010. №13 Организационный момент: Дети перед входом в группу получают пригласительные билеты, входят в кинозал и рассаживаются, согласно номерам. Просмотр видеофильма «Жизнь первобытных людей». ( 5 мин) После окончания фильма включается музыка природы. Перед детьми появляется арка. Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами появилась арка. Это – арка времени, пройдя через нее, мы сможем попасть в эпоху первобытных людей. А вы хотите осуществить такое путешествие? Дети: Да, хотим! Дети проходят сквозь арку и находят части наскальных рисунков. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что это? Дети: Кусочки наскальных рисунков. Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем с ними сделать? Дети: Сложить целые картинки. Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы помните, в первобытном строе люди жили племенами. Вот и я вам предлагаю с помощью этих рисунков пазлов разделиться на два племени. Дети, имеющие части от одной и той же картинки объединяются в одно племя, подавая свой отличительн ый знак, придуманный ими самими( например: поднять руку, крикнуть какие- нибудь слова и т. д. ) Дети выполняют задание, каждое племя рассматривает свой рисунок. Воспитатель: Дети, что изображено на ваших рисунках? Дети: Охота, рыбалка, добывание огня и т. д. Воспитатель предлагает построить пещеру из модулей, подручных материалов, а также нарядиться в одежду( шкуры, и прожить один день из жизни первобытных людей. ) Дети строят пещеру рядом с водоёмом( в строительстве участвуют все дети, украшают пещеру наскальными рисунками. ) Мнемическая и пантомимическая игра «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем»( дети передают с помощью мимики и жестов придуманные действия и отгадывают их) Воспитатель: Ребята как вы думаете, чего не хватает в нашей пещере? Дети: Огня, света, еды, одежды. Воспитатель: Совершенно верно. А как вы думаете, гд е человек первый раз взял огонь? Ответы детей. Воспитатель: Древние люди ждали, когд а будет гроза. Молния ударяла в какое- нибудь дерево, и оно загоралось. То гда люди брали ветку, поджигали ее от горящего дерева и разводили костер в своем жилище или около н его. П отом люди научились добывать огонь. Они находили два камня, которые н азываются кремень. Чтобы добыть огонь, нужно было набрать сухой травы или мха, сильно стукнуть кремень о кремень- выскочит огненная искра. О на подожжет мох. Только стучать нужно было осторожно, чтобы не поран иться( не стукнуть по пальцам) . А в тех местах, где нет кремн ия, пользовались сухой палочкой специального дерева. Вниз подкладыв али сухую траву, на нее ставили палочку и терли ее между рук. Палочка нагревалась, трава загоралась. Воспитатель: Давайте и мы реб ята с помощью камешков разожжем костёр. Воспитатель предлагает подобрать из предложенных камней, одинаковые по размеру, фактуре и форме. Дети трут камень об камень и в пещере появляется импровизированный огонь. Игра «Пламя огня» Огонь только родился, он еще слабый и неуверенный. Дети садятся на корточки, опускают голову на колени, руки опущены вдоль туловища. А теперь огонь набирает силу, растет. Дети медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой. Языки пламени колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец. С поднятыми над головой руками, дети наклоняют корпус вправо- влево, затем кружатся. Языки огня то поднимаются выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле. Сопровождая движения тела движени ями рук, дети то нагибаются, то вытягиваются вверх, приподнимаясь на н осочки, то садятся на корточки, вытягивая руки вперед, изображая стелющийся огонь. Воспитатель: Ребята как вы думаете, для чего ещё первобытным людям мог понадобиться огонь? Дети: Готовить еду, жарить животных. Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как первобытные люди добывали пищу? Дети: Охотой, рыбалкой, собирали корни растений, ягоды. Дети выбирают орудия труда для охоты и рыбалки( одно племя- для охоты, другое- для рыбалки) . На экране появляются слайды древних животных, рыб. Воспитатель: В те далекие времен а на земле водились мамонты. На какого зверя похож мамонт? Дети: На слона. Воспитатель: Верно. А чем мамонт отличается от слона и чем похож на него? Ответы детей. Воспитатель: Как вы думаете, зачем им хобот, бивни и длинная шерсть? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, слоны и мам онты- родственники( сравнивают игрушки слона и мамонта) . Они появились много миллионов лет назад. Мамонты жили в хол одных уголках нашей планеты: в Арктике, н а холодных сухих лугах северных районов Европы, а также в Сибири и в Севе рной Америке, а слоны обитают в теплых краях. Вот только мамонт ы вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут в Азии, Индии и Африке. У слонов, как и у мамонтов, есть длинн ые зубы- резцы( бивни) и хоботы. Взрослые слоны гордятся своими мощны ми бивнями. Они нужны животным, чтобы выкапывать из земли корни и тр аву, - так же делали и мамонты, разрывая снег в поисках пищи. А также би вни используются в драках и при защите своих детенышей. Косматая" шуба" согревала мамонта в лютые морозы и защищ ала от колючих северных ветров. Ученые до сих пор не знают, почем у мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезл и бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая- то ужасна я эпидемия или первобытные люди истребили последнего мамонта на земле… А еще в те времена в лесах и на лугах Северной Америки водились саблезубые тигры( слайд) . Научн ое название саблезубых тигров- махайрод( в переводе с греческого, " меч и зубы" ) . Это был один из самых удачливых охотников ледникового периода. На каких современных животных он похож? Ответы детей. Воспитатель: Этот огромный хищник очень пох ож на современных больших диких кошек- львов и тигров( сравнивают с игрушкой тигра) . Крупный саблезубый тигр был размером со льва. Он мог быстро бегать, но только на короткие расстояния. Хищн ик незаметно выслеживал добычу, неслышно подкрадывался, а затем внезапно нападал. У саблезубых тигров были самые огромн ые зубы среди кошек, когда- либо живших на Земле. Эти резцы длиннее челове ческой ладони! Скажите, чем, по вашему мнению, питались саблезубые тигры? Ответы детей. Воспитатель: Он мог нападать на животных гораздо крупнее себя, например, на бизонов. Считают, что кроме бизонов, саблезубый тигр на оленей, лошадей, верблюдов, мамонтят и наземных ленивцев. Но когда начался ледниковый период, в этой местности стало меньше пищи для травоядных животных, на которых охотили сь саблезубые тигры. Травоядные животные со временем стали уменьшаться в размерах и становились более ловкими. Саблезубые тигры не могл и раздобыть достаточно пищи для прокорма и постепенно вымерли. Это произошло примерно 11 тысяч лет назад. Заканчивается рассказ воспитателя и дети начинают охотиться, принося добычу в пещеру( игрушки животных) и рыбачить в импровизированном водоёме. Дети готовят пищу. Дети и воспитатель" едят" мясо( имитация движений) . Воспитатель: Замечательное мясо мы пожарили, хорошая была охота! Звучит тихая музыка. Воспитатель: Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Скажите, что вам больше всего понравилось в жизни первобытных людей? Ответы детей. Воспитатель: А давайте ребята, все ваши впечатления о нашем путешествии вы изобразите на наскальных рисунках. Из костра достаньте угли( восковые мелки) . Возьмите куски скалы( тонированная бумага) . Рисовать можно на любых поверхностях. Воспитатель. Наше время истекло. Сейчас мы вернемся в группу, снимем свои" шкуры" и вновь превратимся в мальчиков и девочек. Возвращение в наши дни начинается! Дети вместе с вос питателем возвращаются в группу.