Семинар – практикум по теме: «Работа с дошкольниками по дифференциации звуков»
Цель: повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов для коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста и дифференциации поставленных логопедом звуков.
Задачи:
- Повышение теоретического уровня знаний педагогов по вопросу обучения дошкольников дифференциации звуков;
- формирование знаний по применению логопедических игр и упражнений по дифференциации звуков на практике;
- совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.
Участники: воспитатели, учитель-логопед.
План семинара – практикума:
- Актуальность вопроса.
- Основные этапы работы по обучению дошкольников дифференциации звуков.
- Практические рекомендации по проведению игр и упражнений по дифференциации звуков в условиях детского сада.
Материалы:
- Выступление логопеда «Работа с дошкольниками по дифференциации звуков».
- Памятка для воспитателей «Советы логопеда при работе над дифференциацией звуков»
- Электронная презентации игр для дифференциации звуков.
- Выставка методической литературы и логопедических пособий по теме (игры, таблицы-схемы, картотека и т.п.)
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте
Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.
Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
Для успешного обучения их чтению и письму необходимо чтобы у детей был развит фонематический слух.
Что такое фонематический слух?
Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.
В настоящее время большое количество детей, имея полноценный слух и интеллект, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточного развития фонематического слуха. То есть у ребёнка частично или полностью утрачена способность различать на слух звуки речи – фонемы. При таком нарушении в дальнейшем (в школьном возрасте) ребёнку трудно решить, какой буквой обозначить звук, смешиваемый с другими звуками. Обычно детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой.
Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи.
Часто вместе с понятием "фонематический слух" специалисты употребляют и понятия "фонематическое восприятие" и "фонематический анализ и синтез". Считаю необходимым кратко объяснить и эти понятия.
Фонематическое восприятие-это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то конкретное слово (например, возьмём слово "кот"-оно состоит из звуков: "к", "о", "т"). Если фонематическое восприятие плохо развито. то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, ж-ш, с-ш, и т.д).
Фонематический анализ и синтез -умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа".
Подводя итог всему сказанному выше хочу отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития.
Без фонематического слуха речевое общение невозможно.
Давайте вспомним какие бывают звуки?
Звуки бывают:
- Речевые
- Неречевые
Звуки, произносимые голосом человека – это речевые звуки. Все остальные звуки – неречевые.
Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей фонематический слух?
Проводить работу по развитию фонематического слуха нужно с самого раннего дошкольного возраста.
Условно её можно разделить на несколько этапов.
1.Этап.Узнавание неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д.
2.Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. В ходе игр дети учатся различать друг друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных.
3.Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно, то неправильно («фагон, вакон»). Если произносит неправильно дети хлопают в ладоши.
4.Этап. Умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка).
5.Этап. Умение различать фонемы (звуки)родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.
- Этап. Умение различать гласные и согласные звуки
- Этап. Умение различать согласные звуки по твердости – мягкости, звонких и глухих, свистящих и шипящих, соноры
Узнавание неречевых звуков
Рассмотрим начальный этап работы в этом направлении - узнавание неречевых звуков. Работа на данном этапе предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений. Для этого используются упражнения типа:
"Глазки закрывай, что звучит, отгадай?"
Цель. Учить детей узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами.
Оборудование. Ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.
Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.
"Где звенит колокольчик?"
Цель. Учить детей определять направление звука в пространстве.
Оборудование. Колокольчик.
Ход. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.
"Угадай, что делать?"
Цель. Развивать слуховое внимание.
Оборудование. Два флажка, бубен.
Ход. Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо –держит руки на коленях.
Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.
«Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: педагог показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание.
Педагог за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
«Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание игры: педагог ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Педагог и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем педагог перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
«Поставь по порядку»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов.
Описание игры: педагог показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку».
Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.
«Угадай, кто кричит»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.
Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Взрослый включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
«Тихо -громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Педагог играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом.
Педагог может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
«Дятел», «Прохлопай, как я»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.
Описание игры: педагог просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Педагог предлагает детям
повторить песенки весны. Педагог отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /-/, / -//, //-//...
«Иди-беги»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: бубен.
Описание игры: педагог стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий -шагом, под очень громкий-бежит.
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз
"Угадай, кто сказал?"
Цель. Учить детей различать высоту голоса.
Оборудование. Картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки).
Ход. Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.
"Далеко или близко"
Цель. Воспитание слухового восприятия (умения на слух определять различную громкость произнесения звукоподражаний).
Оборудование. Предметные картинки или игрушки.
Ход. Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с предметами или животными. Дети должны определить, что это было или кто был. Например, взрослый подражает гудку паровоза (произносит протяжно звук у: ууу), мычанию коровы (муу., крику петуха (ку-ка-ре-ку), игре на дудочке (ду-ду-ду) и т. д. При повторении игры педагог просит ребят определить, далеко или близко находится предмет или животное. Если взрослый говорит громко, то предмет (животное) находится рядом, если тихо, то далеко.
"Прогулка"
Цель. Развивать у детей умение воспринимать интонационную окраску речи.
Ход. Бумажные ёлочки, цветочки, домик, фигурки домашних животных.
Оборудование. Взрослый берёт бумажную куклу и предлагает ей дать имя (Маша).
Машенька вышла из домика и пошла гулять.
Идёт по полю, любуется цветами. «Ах!» /какой красивый цветок/, «О...» /как много колокольчиков/. Вдруг Машенька увидела зайчика /тоненьким голоском/: «Здравствуй, Машенька! Куда ты идёшь? –Я гуляю, цветами любуюсь». Вдруг сучья затрещали. Машенька испугалась: «Ой!» А навстречу
ей медведь идёт /низким голосом/: «Здравствуй, Машенька! Куда путь держишь?» -/тоненьким голоском/: «Я гуляю, цветы собираю». Идёт лиса: «Здравствуй, Машенька! Не видала ли ты зайчика?»
-Как вы думаете, ребята, что ответила ей Машенька?
Перед началом игры взрослый говорит детям, чтобы они пытались узнать по голосу, когда Машенька обрадовалась, а когда испугалась.
«Угадай, чей голос?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется педагог) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
«АХ, ОХ и УХ»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.
Оборудование: картинка с изображением врача, картинки - схемы, изображающие эмоции (усталый –«ух», веселый –«ах», грустный –«ох»), ширма.
Описание игры: взрослый предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Педагог за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.
«Улиточка»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему
завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает. Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевогослуха.
«Слушай и выполняй»
Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.
Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций)
Различение слов, близких по звуковому составу
"Так ли это звучит?"
Цель. Учить детей находить слова, сходные и различные по звучанию.
Оборудование. Три большие карточки, в верхней части которых изображены мишка, лягушка, скворчата, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением предметов и животных, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка; бельчата, зайчата, волчата).
Ход. Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в пустые клетки. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо произнести каждое слово.
"Соедини правильно"
Цель. Учить подбирать «слова-друзья».
Оборудование. Изображенные на листах картинки, названия которых звучат похоже (жук-лук, майка-зайка, банки-санки).
Ход. Взрослый предлагает детям назвать изображенные картинки и соединить линией те, названия которых звучат похоже.
"Звуковые часы"
Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
Оборудование. 1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.
- Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью)
:коза-коса трава-дрова катушка-кадушка уточка-удочка мишка-мышка крыша-крыса каска-маска уточка-удочка кит-кот усы- осы ком-сом дом-дым
Ход. Взрослый помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе. Предлагает детям поиграть в игру «Звуковые часы». Объясняет: «Этот диск разделён на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая –на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка». Взрослый вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребёнок произносит оба названия, голосом подчёркивая их сходство и различие («коса –коза»). Затем взрослый передвигает стрелку на следующую картинку.
"Хлопни в ладоши, если я ошибусь"
Цель. Упражнять детей в различении слов, близких по звуковому составу.
Оборудование. Предметные картинки (вагон, чистый листок бумаги).
Ход. Взрослый показывает детям картинку и громко, чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то «Я буду называть эту картинку то правильно, то
неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон –вакон –фагон –вагон –факон –вагом» и т. д. Затем взрослый показывает чистый листок бумаги и называет: «Бумага –пумага –тумага –пумака –бумака.» И т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.
«Красный –зелёный»
Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания: «БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ». Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное –красный.
«Внимательные ушки»
Вариант 1-Взрослый предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки: сом –дом –ломмак –рак –лаккот –кит –кит –коткрыша –крыса –крыса –крыша –крысакоза –коса –коса –коса
Вариант 2-Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно –хлопнуть в ладоши. Педагог
произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...
«Рифмочки и рифмушки»
Взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.
«Какое слово лишнее?»
Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: КОМ –КОМ –КОТ–КОМ БУДКА –БУКВА –БУДКА –БУДКАВИНТ –ВИНТ –БИНТ–ВИНТ КАНАВА –КАНАВА –КАКАО –КАНАВА
«Самое короткое слово»
Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. СТРОИТЕЛЬ –ПЛОТНИК –ДОМ СОСУЛЬКА –МАЙ–ВЕСНА ДОЧЬ–ДОЧЕНЬКА –ДОЧУРКА
«Самое длинное слово»
Взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово. ЭКСКАВАТОР–КРАН –ТРАКТОРЛУК –ПОМИДОР–ТЫКВА МЕДВЕДЬ –ЁЖ –ЛИСА
«Играем в рифмы»
Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звучанию:
Игра « Добрый слон».
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот...( корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот ...( букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой ...( томик, сомик),
Вот и пушка, вот и ...( мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот ...( книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот ...( обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
( Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не на
доест.)
Игра « Подарки».
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка-...( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка-шоколад,
А Ежонок-...( мармелад, лимонад и т.д.
« Мы играем -рифмы подбираем»
Мартышка и кукушка, петушок и кошка
Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:
Мартышка предложила: мишка,...( далее дети выбирают картинки).
Вторила кукушка: катушка,...
Промурлыкала и кошка: ладошка,...
Прокукарекал петушок: мешок,... .
Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.
«Запомни слова»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).
Описание игры: взрослый называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.
«Запретное слово»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Описание игры: дети встают полукругом, взрослый предлагает им
ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если педагог произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...
Дифференциация слогов
"Подними кружок, если я ошибусь"
Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся гласными звуками.
Оборудование. Сигнальные кружки красного цвета.
Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся гласными звуками.
Например, ма-ма-ма-му. Дети определяют, что здесь лишнее (му) и поднимают сигнальные кружки.
"Какой слог лишний?"
Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся фонетически далёкими
согласными звуками.
Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся согласными звуками.
Например, на-на-на-па.
Дети определяют и называют лишний слог (па).
"Скажи наоборот"
Цель. Различать слоги, отличающиеся согласными звуками по твердости
-мягкости.
Ход. Взрослый произносит слоги с твердыми согласными, а дети –с мягкими. Или наоборот. Взрослый ма му мо мы
Ребенок мя мю мё ми
«Назови по порядку слоги»
Взрослый произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой –2-й. Например: САДЫ –1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2
-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС...). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.
В процессе этой работы у детей формируются навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Производится обязательно, когда ребенок заменяет один звук другим.
Предлагаю Вам некоторые дидактические игры, которые я использую в своей работе.
Игры варьируются за счет подбора звуков.
"Чья песенка?"
Цель. Упражнять детей в дифференциации гласных звуков.
Оборудование. Предметные картинки с изображением поезда, девочки, птички.
Ход. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; птичка поёт и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки).
"Сломанный телевизор"
Цель. Учить различать гласные звуки.
Оборудование. Символы гласных звуков, плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а ребенок поднимает соответствующий символ.
"Отгадай, кто или что это?"
Цель. Учить детей различать согласные звуки.
Ход. Предметные картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара.
Ход. Взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, самовар кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук (м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б, а дети поднимают соответствующие картинки).
«Найди место»
Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование: Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка.
Ход игры: Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки.
«Кто больше»
Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование: У воспитателя – предметные картинки.
Ход игры: Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов.
«Найди предмет»
Цель: Закрепление знаний о гласных звуках.
Оборудование: У воспитателя – предметные картинки.
Ход игры: У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют.
«Лото»
Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование: Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки.
Ход игры: Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красной полоской, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает.
«Найди картинке место»
Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование: Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки.
Ход игры: У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам.
«Флажки»
Взрослый называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок соответствующего цвета.
«Цветные ёжики»
Цель: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.
Перед ребенком картинки, в названии которых есть звуки [С и СЬ](или другие). Взрослый просит отдать синему ежику все картинки со звуком [С], а зеленому -со звуком [СЬ].
«Эхо»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.
Оборудование: ширма.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо –ты тоже тихо». Взрослый четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет.
« Ану-ка, догадайся!»
Какой одинаковый звук есть во всех словах?Шуба, кошка, мышь (звук [ш]). Жук, жаба, лыжи –[ж]; чайник, ключ, очки –[ч]; щетка, ящик, щавель –[щ]; коса, усы, нос-[с]; селедка, Сима, лось –[сь]; коза, замок, зуб –[з]; зима, зеркало, вазелин –[зь]; цветок, яйцо, курица –[ц]; лодка, стул, лампа –[л]; липа, лес, соль –[ль]; рыба, ковер, крыло –[р]; рис, крепость, букварь –[рь]
«Наоборот»
Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные,
Ход игры.
I вариант.
Педагог называет звонкий согласный - ребенок называет парный глухой, и наоборот
2 вариант.
Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные, во втором — парные глухие(каждый ребенок по одному звуку).
Произнесение звука можно совместить с определением его по глухости звонкости. В этом случае ребенок за правильный ответ получает 2 очка вместо одного.
За каждый неправильный ответ отнимается очко. Выигрывает ряд, получивший большее количество очков.
«Игра с мячом».
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.
Оборудование. Мяч.
Ход игры.
I вариант. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.
2 вариант. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мячв зрослому.
Игра оценивается по количеству правильных ответом в каждом ряду.
Комментарий для упедагога. Эти игры, как и предыдущие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.
«Тима и Дима».
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.
Ход игры.
Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого Тима.
Командиры становятся лицом к своей команде. Педагог говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»
Далее педагог сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима— свои, а Дима— свои. Выиграет та команда, которая не ошибется.
Взрослый продолжает рассказ: «Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки» и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.
Комментарий для педагога. Игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например: Сима и Зина, Боря и Поля, Беня — Феня, Клаша- Глаша.
«Чья команда победит?»
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.
Ход игры.
Педагог вызывает шесть детей и делит их на две команды. Каждая подбирает себе название: одно начинается с глухой согласной, другое—со звонкой, например: «Заря» — «Смена», «Динамо» — «Торпедо», «Буревестник» — «Пахтакор» и т. д. Остальные дети — болельщики той или другой команды. Взрослый объясняет, что команда «Заря» будет называть слова, начинающиеся со звонкой согласной, а команда «Смена»—с глухой. Болельщики помогают своей команде, если кто-то из ее членов допустит ошибку или долго не сможет подобрать слово. За каждый правильный ответ команде и болельщикам насчитываются очки.
«Кто вернее и быстрее?»
Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Наборы предметных картинок, цветные мелки.
Ход игры.
Дети делятся на три-четыре группы по рядам или по звеньям. Дети каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из моей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает тот ряд, ученики которого более правильно выделяли первые звуки в словах и точно охарактеризовали их по звонкости (глухости).
«Лото»
Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Большие карточки лото с тремя картинками: бочка, папка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки — в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у ведущего. У каждого ученика по три синих и три синих с красной окантовкой фишки.
Ход игры.
Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Дети поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, выделить первый звук, сказать, какой он — звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того, какой первый звук — глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.
«Домино»
Цель: развитие умения выделять первый согласный и слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Домино с картинками: ваза — кукла, кукла —флаг, флаг — гуси, гуси —дыня, дыня — туфли, туфли — сова, сова —бусы, бусы — заяц, заяц — пальто, пальто — жук, жук — шишка, шишка — пусто — в таком количестве, чтобы каждому ученику хватило по три штуки; наборное полотно.
Ход игры.
Ведущий берет пластинку домино «ваза— кукла» и ставит его на наборное полотно. Остальные домино перемешиваются и раздаются по три штуки каждому ученику. Дети ищут у себя пластинку с картинкой «кукла». Кто нашел, поднимает руку. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове кукла начальный звук, определить его на звонкость или глухость. После этого он ставит свою пластинку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза — кукла, кукла — флаг». Теперь дети ищут картинку «флаг» и т. д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто». Выигрывает тот ученик, у которого осталось на парте меньше пластинок домино.
«Магазин – игрушек»
Цель: развитие умения выделять первый согласный звук в слове и определять его но глухости (звонкости).
Оборудование. Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.
Ход игры.
Ведущий раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игрушки». Надо также объяснить, какой это звук — звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной». Ребенок берет купленную игрушку на парту, чтобы позже поиграть.
Ведущий следит за тем, чтобы все дети правильно и отчетливо проговаривали слова.
«Найди картинке ее домик»
Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок, на одном кармашке синий квадрат, на другом —синий с красной окантовкой; предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным.
Ход игры.
Ребенок выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.
Комментарий для педагога: Если на занятии выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на домики прикрепляется соответствующая пара букв. А цветные квадраты, символизирующие звонкий и глухой согласные, прикрепляются на итоговом занятии по этой теме.
Задание: выдели первый звук и соедини картинки между собой по парами
Замени в слове звук [в] на [ф].
Ваня-
Вены-
Ваза-
Ворс-
Вон -
Враки-
Вата -
Сова-
Назови картинки. Выдели звук п или б . Запиши букву. Определите место звуков п или б в словах:
Вставь в слова пропущенную букву п или б
Коро…а, с…ёкла, …утбол, …олейбол, про…иль, про…ессия, кон…ерт, кон…ета, не…ть, …артук, кла…иши, про…ерка, бу…ет, сло…а, ли…т, пла…ал, шар…ик, жира…ы, …онтан.
В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:
- Дифференциация изолированных звуков.
- Дифференциация звуков в слогах и словах.
- Дифференциация звуков во фразовой речи.
Проводя дифференциацию изолированных звуков, опираются на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы.
Цель работы – научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам – акустическим и артикуляционным.
Для данного этапа работы подбираются картинки-символы на дифференцируемые звуки. Детей учат соотносить звуки с определённой картинкой-символом.
Удобнее всего начать тренировку фонематического восприятия с предъявления так называемых предметных картинок, то есть картинок, на которых изображены те или иные предметы, в названии которых есть искомый звук.
Приёмы работы: педагог медленно называет звуки, а дети показывают картинки-символы. Так вырабатывается умение воспринимать на слух их различное звучание. Потом демонстрируются картинки-символы, а дети произносят соответствующие звуки. Педагог спрашивает, что делают губы, язык при произнесении того или другого звука. Так вырабатывается умение определять разницу в положении основных органов артикуляционного аппарата при произношении дифференцируемых звуков. Педагог вместе с детьми подводит итог: в чём различие дифференцируемых звуков при восприятии их на слух и при произношении.
Используемые упражнения: «Чья песенка?» или «Угадай, кто (что) это был(о)». (Детям предлагаются картинки - образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова — мычит: м-м-м, тигр — рычит: р-р-р, жук: — жужжит ж-ж-ж). Педагог длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.)
«Спой песенку», «Наоборот»,
«Поймай звук» (Предложите ребёнку хлопнуть в ладони, когда услышит заданный звук, из произнесенного взрослым ряда звуков. Например: взрослый произносит: А, О, С, Д, Ш, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит «С». Усложнение 1: Из произнесенного ряда взрослым ряда слогов: ША, ПА, СА, МА, НА, ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог с заданным звуком («СА»)
Усложнение 2: Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук «С» в словах. Взрослый произносит слова: кот, река, мех, вода, сом и т.д. Ребенок хлопает, когда слышит звук «С») и др.
Проводятся упражнения по развитию способности различения правильно и дефектно произнесенного звука.
Например: «Недовольный Саша». Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
“Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.
“Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный.
Для дифференциации звуков в слогах используют упражнения типа: «Повтори слоги» (парами, тройками), «Запомни и повтори цепочку слогов» или «Кто самый внимательный» (педагог предлагает детям запомнить и повторить прямые или обратные слоги с дифференцируемыми звуками в нужной последовательности. Педагог несколько раз меняет последовательность слогов); «Скажи наоборот» (Например: ба-па (па-ба); са-за (за-са) и т.п.); «Найди лишний слог»
(Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ба).
Затем слоговые ряды усложняются, например: Ка-га-ка-ка. Ва-ва-фа-ва
Са-са-зы-са и т.п.)
Цель работы по дифференциации звуков в словах – учить детей выделять дифференцируемые звуки из слова и не смешивать их. Для этого используется большое количество словесного и наглядного материала.
Приёмы работы:
1.Педагог учит детей различать слова, отличающиеся друг от друга одним из дифференцируемых звуков (паронимы). На их примере показывает детям, что с заменой одного звука меняется смысл слова. Ребёнок объясняет значение каждого слова и указывает, в каком слове какой звук находится. Например, предлагаются слова мишка – миска. Ребёнок говорит, что мишка живёт в лесу, а миска - это посуда. В слове мишка звук ш («Песенка змеи»), а в слове миска звук с («Песенка насоса»). Педагог может спросить: «А что надо сделать, чтобы слово мишка превратить в слово миска?»
- Педагог подбирает картинки, в названиях которых имеется один из дифференцируемых звуков, и раздаёт их.
Каждый ребёнок показывает свою картинку, называет её, выделяя дифференцируемый звук, и ставит под соответствующей картинкой символом.
- Детям предлагаются слова, в которых имеются оба дифференцируемых звука, например: шоссе, сушки, солнышкои др.
Дети должны правильно называть картинки, не смешивая звуки.
Примерные упражнения: «Что нарисовано на картинках?», «Повтори слова парами» (шутки - сутки, шок - сок , крыса - крыша (Ш-С); лежать - лизать, жевать - зевать (Ж-З); цапля – сабля, свет - цвет (Ц-С) и т.п.)
Для различения близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
Примеры используемых игр и упражнений:
“Незнайка запутался”. Педагог рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Педагог предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет взрослый).
“Придумай слово”. Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).
“Чем отличаются слова”. Педагог предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.
“Лишнее слово”. Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т.д.
“Лишнее слово” (второй вариант). Взрослый произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
мак, бак, так, банан;
сом, ком, индюк, дом;
лимон, вагон, кот, бутон;
мак, бак, веник, рак;
совок, гном, венок, каток;
пятка, ватка, лимон, кадка;
ветка, диван, клетка, сетка;
каток, моток, дом, поток и т. д.
“Мое слово”. Педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:
картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;
картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;
картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.
“Поэт”. Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).
Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).
Говорила мышка мышке: До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису, белку).
Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси).
Катя Лену просит дать Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.
“Расставь по местам”. Педагог читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Я тебе задачу дам — все расставить по местам:
- Что скатали мы зимой...? - Что построили с тобой...?- На крючок в реке попал...?- Может все, хоть ростом мал...?
Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.
- Я опять задачу дам — все расставить по местам:
- Что стащил игривый кот...? - Детям мамочка плетет...?- С гор спускается, течет? - Что за скользкий, ровный лед...?
Слова для выбора: каток, поток, венок, моток. и т.д.
“Озорные звуки”. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:
Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).
Русская красавица Своей козою (косою) славится.
На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”
Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.
Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).
Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).
Все задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.
Для дифференциации звуков во фразовой речи подбираются потешки, стихи, скороговорки, рассказы, насыщенные дифференцируемыми звуками. Дети сами могут придумывать предложения: по картинке, на которой изображено действие с предметом (сюжетные картинки); по предметным картинкам, знакомым по предыдущим занятиям; с заданным словом. Педагог может дать указание придумать такое предложение, чтобы в нём было как можно больше слов с дифференцируемыми звуками, например Л и Р (Милиционер регулирует уличное движение. Лодка плывёт по быстрой реке. Рыбаки наловили много рыбы и т.п.); С и Ш (Солнышко –вёдрышко выгляни в окошко! На ромашках спят шмели, лягушата спать легли.)
В этом виде работы может быть использован программный материал по развитию речи: правильно подобранные рассказы, песенки, потешки, стихотворения, картины для составления рассказов и т.п. Но особенно рекомендуются чисто- и скороговорки. (В шалаше шесть шалунов. Шишки на сосне, шашки на столе. На горе-горушке стоит избушка. В этой избушке живут старик со старушкой. (Ш-С); Змее на ужин жук очень нужен. Жаба с зонтиком идёт, жук с корзиною ползёт. (Ж-З); Шла тучка над речкой, шла за овечкой. Лавочка у крылечка, шуба на печке (Ч-Ш) и т.п.)
Все игры, изложенные в этом материале, просты и доступны и помогут педагогам в развитии фонематического слуха и навыков дифференциации звуков у ребенка.
Структура занятий по дифференциации звуков
- Организационный момент
- Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий
- Дифференциация звуков:
- на слуховом уровне — выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий),
- определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки;
- Работа в тетрадях:
- запись слогов, слов на изучаемые звуки,
- составление звуковых схем слогов, слов;
- Составление слогов, слов из заданных звуков и букв
- Работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия
- Подведение итогов занятия.