a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выразительность речи детей с недостатками слуха

Автор: Глумова Ольга Викторовна Опубликовано: 2021-10-30 07:40:04

Документы для скачивания

Выразительность речи детей с недостатками слуха как необходимое условие успешной коммуникации со слышащими людьми. О. В. Глумова КГБОУ «Минусинская школа – интернат» Российская федерация, 662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Ботаническая, 32. E- mail olga 07779@ mail. ru Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа овладения языком и инструмент мысли. Известно, что ребёнок овладевает устной речью на основе слухового её восприятия и подражания. Лишённый слуха, он оказывается не в состоянии обычным путём научиться понимать речь окружающих и говорить. Без специального педагогического воздействия такой ребёнок обречён на немоту. Однако наукой и практикой давно доказано, что с помощью особых методов обучения у глухого ребёнка всё же можно сформировать устную речь. Такую задачу ставили перед собой почти все деятели в области сурдопедагогики начиная с XVI века. Они понимали, что задача эта трудна, что гораздо легче обучить глухого письменной речи и дактилологии, которые к тому же могут служить ему более надёжной основой для овладения языком как средством общения, познания и мышления. И всё- таки, стремясь максимально приблизить глухих детей к слышащим, сурдопедагоги всегда прилагали усилия к тому, чтобы дать глухим детям словесную речь не только в письменном и пальцевом виде, но обязательно и в виде устного слова. [ 1] Одной из важнейших проблем речи неслышащих учащихся является её недостаточная выразительность, которая связана как с восприятием речи на слух, так и с воспроизведением. Основополагающее исследование в этом направлении было проведено В. И. Бельтюковым, Ф. Ф. Рау. Фонетическую систему языка составляют фонемы, словесное ударение и интонация. С их помощью в устной речи выражаются тончайшие оттенки чув ств, мыслей, устремлений. Если фонемы и словесное ударение представляют собой фонетические элементы, из которых построены слова и их формы, то интонация имеет отношение преимущественно к фонетической структуре фразы. Фраза определяется как смысловое единство, целостность и законченность которого выражается интонационными средствами. В основе интонации лежат ритмико- мелодические средства, главные из которых- изменение громкости и темпа произнесения, модуляция голоса и распределение пауз. Интонация является важнейшим средством членения речи на фразы, а фраз на синтагмы. Усиленное ударение, которым отмечается конец синтагмы, называется синтагматическим. Кроме этого, существует логическое ударение, с помощью которого во фразе выделяют слова, наиболее важные для передачи её смысла. Логическое ударение может совпадать с синтагматическим и тем самым усиливать его по сравнению с другими. Поскольку и синтагматическое, и логическое ударения проявляются в рамках фразы, оба они могут рассматриваться как разновидность фразового ударения. [ 2] Особое значение имеет интонация для различения фраз повествовательного, вопросительного, побудительного и восклицательного характера, а также для выражения синтаксических отношений внутри сложного предложения. Таким образом, работа над интонацией – это работа над фразой. Содержание такой работы включает формирование у учащихся навыков слитного произношения слов в синтагмах и небольших фразах, членение больших фраз на синтагмы с помощью пауз, выделение логического ударения, соблюдение надлежащего темпа произнесения фраз, а также, при наличии значительных остатков слуха, и изменение основного тона голоса в соответствии с той или иной интонацией. В более выгодном положении оказываются здесь слабослышащие учащиеся, так как они способны воспринимать громкость речи, паузы, темп не только с помощью зрения и тактильно – вибрационных ощущений, но и с помощью слуха. Общая задача слуховой работы заключается в том, чтобы создать предпосылки для более широкого использования остаточной слуховой функции в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха и особенно при формировании у них словесной речи. [ 3] Соблюдение интонации усиливает выразительность речи учащихся с недостатками слуха, приближает её к речи слышащих людей, тем самым способствуя более успешной коммуникации в обществе. Слитность произношения Слитность произношения тесно связана с речевым дыханием. Лучшим средством развития речевого дыхания у глухих и слабослышащих служит произнесение гласных звуков, сонорных и фрикативных согласных, слогов, слов, фраз. Цель этих упражнений – научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом. Необходимо приучать учащихся к тому, чтобы в речи и при чтении вслух они произносили слова и небольшие фразы слитно, на одном выдохе. Следует удерживать их от желания делать вдох после каждого произнесённого слова. На первоначальном этапе обучения используются игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью. Сдувание со стола комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечи, катание по столу карандашей струёй выдыхаемого воздуха способствуют развитию силы и длительности выдоха. Поддувание бумажных корабликов, пускание мыльных пузырей развивают способность делать плавный вдох и регулировать его силу. Расстояние постепенно нужно увеличивать. Прямой и обратный счёт, перечисление дней недели, месяцев. Чтение предложений с постепенным их наращиванием. Мы были в кино. Вчера мы были в кино. Вчера мы с папой были в кино. Чтение предложений с разделением на синтагмы. Ученик читает последовательно по частям предложение, постепенно увеличивая объём материала, произносимого на одном выдохе. Учителю следует переходить от одного этапа к другому лишь после того, как ученик справится с очередной задачей. В завершении ученик должен произнести слитно всё предложение, отчётливо, правильно воспроизводя все звуки и их сочетания, словесное ударение, соблюдая правила орфоэпии. Мальчик положил книги в сумку. мальчик положил положил книги книги в сумку положил книги в сумку Мальчик положил книги в сумку. За занимательностью различных игровых дыхательных упражнений не следует упускать из виду их учебных целей, иначе эти упражнения могут оказаться малоэффективными. Паузы Правильное членение речи с помощью пауз служит одним из важных составляющих, способствующих внятности речи глухих и слабослышащих. С другой стороны, умение расчленять речь паузами на фразы, а фразы на синтагмы помогает им понимать речь окружающих и читаемый текст. Наблюдения показывают, что учащиеся с недостатками слуха допускают грубые нарушения в паузальном членении речи внутри фраз. Это касается их речи и чтения вслух. Наиболее распространено пословное произнесение фраз, при котором паузы делаются почти после каждого слова, что не всегда связано с неумением детей экономно расходовать воздух. Часто те же дети могут по заданию произнести на одном выдохе довольно длинный ряд слогов. Другой вид неправильного членения фразы в речи школьников с недостатками слуха состоит в том, что усвоив установку на слитное произношение слов во фразе, некоторые из них стараются произнести за один приём любое предложение независимо от количества составляющих его слов. Будучи не в состоянии произнести длинную фразу на одном выдохе, ученик делает дыхательную паузу, не обращая внимания на смысл. Тем самым нарушается слитность синтагм, а иногда даже разрывается на части слово. Необходимо уделить особое внимание обучению глухих и слабослышащих школьников правильному членению фразы дыхательными паузами. Большое значение имеет речь учителя, которая должна являться образцом. Недопустимо пословное членение речи обращающегося к детям учителя. Подражая учителю, ученик должен стремиться произнести короткую фразу на одном выдохе, а длинную- по частям. Кроме этого, использование специальных условных обозначений помогает приучить детей правильно членить фразы на синтагмы и слитно произносить слова в синтагмах. [ 4] Основные виды работ, позволяющие формировать у мение членить фразы на синтагмы. Сопряжённое проговаривание с учителем. Повторение за учителем( подражание на основе слухо- зрительного или слухового восприятия) . Расстановка на слух пауз во фразе и тексте. Самостоятельная расстановка пауз. Можно использовать следующие упражнения: Прочитай правильно эти предложения. Объясни, почему так поставлены паузы. Настя, / что ты будешь делать после уроков? / / Я не пойду гулять, / потому что у меня болит голова. / / Послушай, как читает предложения учитель. Расставь паузы. Прочитай правильно эти предложения. Коля сказал, что он выучил все уроки. Татьяна Ивановна, можно мне выйти из класса? Подумай, где можно сделать паузы в этих предложениях. Расставь паузы самостоятельно, прочитай предложения. Я не прочитала рассказ, потому что у меня нет книги. Ольга Ивановна сказала, что завтра мы пойдём в кино. Логическое ударение Логическое ударение – это выделение главного слова во фразе или синтагме. Обучение логическому ударению очень важно, так как оно придает речи учащихся с недостатками слуха элементарную выразительность, облегчает овладение сознательным чтением, так как, приучившись отыскивать в предложении главное слово, они легче понимают смысл читаемого. Упражнения, развивающие умение выделять логическое удар ение. Прочитай сочетания слов. Подчёркнутые слова читай громким голосом, неподчёркнутые слова читай тихим голосом. зубная щётка, одёжная щётка, обувная щётка красный карандаш, синий карандаш, жёлтый карандаш пойдём в театр, пойдём в кино, пойдем на экскурсию Прочитай вопросы и ответы, главные слова произноси более громким голосом. Какой сейчас месяц? - Сейчас ноябрь. Какая началась четверть? - Началась вторая четверть. Когда закончится вторая четверть? - Вторая четверть закончится в конце декабря. Послушай, как прочитает предложения учитель, и выдели логическое ударение. Наблюдать за природой очень интересно. По каким приметам можно предсказать погоду? Иногда небо кажется очень высоким, а горизонт совсем низким. Послушай, как учитель говорит вопросы и ответы. Прочитай вопросы и ответы. Правильно выделяй главные слова. Сколько человек в вашей семье? - В нашей семье пять человек. Как зовут твою маму? - Мою маму зовут Анна Ивановна. Где работает твоя мама? - Моя мама работает в магазине. Откуда ты приехал в наш город? - Я приехал из Красноярска. Прочитай вопросы и ответы, самостоятельно определи и выдели голосом главные слова. Тебе нравится зима? - Да, я люблю зиму. Какая сегодня погода? - Сегодня сильный мороз. Как ты оделся? - Я оделся тепло. Прочитай вопросы, выделяя логическое ударение. Ответь на них. Когда вы были на экскурсии? В субботу мы были на экскурсии. Где вы были в субботу? В субботу мы были на экскурсии. Кто был на экскурсии в субботу? В субботу мы были на экскурсии. Прочитай текст, выделяя главные слова. Придумай и запиши вопросы к тексту. Алёша заболел. Его положили в больницу. Товарищи часто навещали Алёшу в больнице. Они приносили ему яблоки, апельсины, конфеты. Неожиданно они получили записку: «Ребята, я выздоровел. Завтра меня выпишут из больницы домой. Приходите меня встречать в два часа». Темп произношения В процессе формирования у учащихся нормального темпа речи полезно чередовать нарочито замедленный, средний и более быстрый темп произнесения одной и той же фразы. Важно сочетать работу над темпом речи с соблюдением правильного членения фразы паузами и логического ударения. Большое значение имеет подражание на основе слухового и слухо – зрительного восприятия. Упражнения, развивающие умение говорить в нормальном темпе. Послушай, как произносит эти слова учитель. Произнеси эти слова в правильном темпе. Воскресенье, вторник, среда, четверг, пятница, суббота. - Составь предложения с этими словами, произнеси каждое предложение в правильном темпе. Послушай, в каком темпе говорит учитель. Прочитай в том же темпе. Дай мне, пожалуйста, чистое полотенце. Разреши мне сходить в магазин. Дайте мне почитать эту книгу. Убери со стола посуду. - Прочитай эти предложения в нормальном темпе, соблюдай паузы, логическое ударение. Прочитай в медленном темпе вопросы и ответы, правильно произноси все звуки. Как тебя зовут? - Меня зовут…. В каком году ты родился? - Я родился …… Где ты родился? - Я родился в городе( в деревне) … Где ты учишься? - Я учусь в …. . Составь поручения, произнеси их в правильном темпе. Используй слова: пожалуйста, принеси, дай, положи, убери, поставь, покажи, возьми. - Произнеси их в быстром темпе. Произнеси сообщение в правильном темпе. Ребята, в пятницу к нам придут гости. Через два дня мы пойдём на экскурсию. Вчера я был в гостях у моего товарища. Я поучил письмо от мамы. Прочитай рассказ сначала в медленном темпе, потом в нормальном. Над окном одного дома было ласточкино гнездо. Из гнезда выглядывали четыре птенчика. Вдруг один птенчик упал из гнезда. Ласточкам было жалко птенчика. Они кружились над ним и пищали, но помочь не могли. Это увидел Петя. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо. Ласточки весело защебетали и стали кормить птенца. Изменение высоты голоса Изменение высоты голоса в связи с фразовой интонацией представляет наибольшие трудности для глухих и слабослышащих учащихся и доступно детям, имеющим значительные остатки слуха. В связи с этим они могут воспринимать мелодический рисунок фразы. Важное значение имеет образец речи учителя. Специальные упражнения включают произнесение с той или иной интонацией( повествовательной, вопросительной, побудительной) не только целых фраз, но и отдельных слов с изменением высоты голоса по заданному образцу. Определите, какие это предложения по цели высказывания, и прочитайте их с нужной интонацией. Обязательно прочитайте рассказы Е. И. Носова о жизни современных ребят. Ребята с большим интересом прочли рассказ Е. И. Носова «Белый гусь». Вы читали рассказы Е. И Носова? Расскажите нам, пожалуйста, о писателе Е. И. Носове. Прочитайте предложения как повествовательные, затем как вопросительные, после этого как восклицательные. К нам дядя приехал. 2. Это подарки. 3. Все были рады. Проводимая работ а над интонацией с учащимися с недостатками слуха способствует формированию выразительности речи, которая является неотъемлемой частью разборчивости речи и способствует более успешной к оммуникации со слыщащими людьми и интеграции в социокультурное пространство. Библиографические ссылки Устная речь глухих/ Ф. Ф. Рау. Москва: Педагогика, 1973. 304 с. Методика обуче ния произношению в школе глухих/ Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. Москва: Просвещение, 1981. 191 с. Основы методики слуховой работы в школах глухих и слабослышащих/ Л. В. Нейман. Москва: Просвещение, 1974. 94 с. Произношение в школе глухих/ К. А. Волкова. Москва: Просвещение, 1983. 208 с

Оставить комментарий: