a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Классическая музыка"

Автор: Cарженко Лариса Михайловна Опубликовано: 2021-10-31 19:30:13

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №175 «Непоседы» Внедрение те хнологии проектной деятельности в разных возр астных группах в рамках проекта «Классическая музыка в детском саду ». Составила музыкальный руководитель Сарженко Л. М. Г. Владикавказ 2019г. « Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они испытывать ее влияние на себе, т ем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не вы говариваемых глаго лов, но запечатлеют их в сердцах, не перетолкуют их по своему, не будут о ней разглагольствовать, но она наполнит гармонией их юные души». В. Г. Белинский «Музыка выражает все то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочет быть высказано» П. И. Чайковский Введение Музыка – сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии духовного становления человека, начиная с раннего возраста. Ребенок естественен в своем стремлении жить в мире красок, звуков, различных форм. Этот мир является неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Своим отношением к искусству- увлеченностью или безразличием- окружающие взрослые оказывают большое влияние на формирование основ ценностных ориентаций детей. Эстетическое развитие будет гораздо гармоничнее, если рядом окажется тот, кто сам глубоко увлечен изобразительным искусством, музыкой, театром, кто видит и чувствует красоту окружающего мира, природы, человеческих взаимоотношений. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможность музыкального искусства в процессе становления личности. Важность и актуальность темы Проект «Классическая музык а в детском саду» имеет сегодня важнейшее образовательное и воспитательное значение. Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Не подлежит сомнению, что большое значение для развития и формирования мышления со дня рождения и в течени и всей жизни имеет общение с музыкой, в первую очередь, классической, а также « пропевание » музыки в движении и голосом. Основы музыкального вкуса формируются с раннего детства. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям. Между речью и музыкой много общего. Музыкальные звуки так же, как и речь передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства. В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у человека положительные эмоции. Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. Какая музыка доступна детям для восприятия. Не стоит приучать детей при восприятии музыки непременно искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и не программную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам. При этом важен эмоциональный опыт – способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении. Детям уже с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью не следует. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически- успокаивает или возбуждает( в зависим ости от ее содержания) Этот факт доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В. Бехтерев. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, музыку В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку( танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями. Дети хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляе тся, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом. Поскольку объем внимания дошкольников невелик – они могут слушать музыку в течени и небольшого времени( 1- 2 мин) – целесообразно отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. При повторных прослушиваниях можно взять более крупный фрагмент, в зависимости от реакций детей, их заинтересованности. Важно при этом соблюдать чувство меры, ориентироваться на желания ребят, проявление интереса. В работе с младшими детьми роль педагога боле е активна, он сам дает определения характера музыки( если речь детей развита слабо) , показывает варианты движений, подбирает тембры музыкальных инструментов для оркестровки. По мере взросления активность и самостоятельность детей возрастает. Детей необходимо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов – народных, инструментов симфонического оркестра, чудо- инструмента органа, их выразительными возможностями. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер музыки. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта восприятия музыки, расширения «словаря эмоций»( Б. Асафьев) восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. Музыкальное восприятие – это также активный, творческий процесс. Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях. Проводя параллели между музыкальной и словесной речью, Б. Асафьев указывал, что в речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания – гнев, ласка, привет, ужас. Он называл эту особенность речи и музыки «речью чувства». Смысл музыкального произведения постигается слушателем в процессе интонирования, т. е. прослеживания за эмоциональной окраской каждой музыкальной интонацией. Накопление опыта впечатлений детства очень важно для формирования музыкального восприятия. Многие зарубежные и отечественные композиторы- классики писали музыку специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П. Чайковского, А. Гречанинова, Э. Грига, Р. Ш умана, С. Майка пара, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей( например, «Детская симфония» Й. Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева и др. Помимо «детской» музыки очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разного времени – старинную музыку А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, произведения В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, формировать у детей эталоны красоты. Полюбившиеся произведения детям важно слушать в разном возрасте, возвращаться к ним неоднократно. При таком подходе дети глубже постигают язык музыки, открывают для себя в произведении новый смысл. Поэтому деление репертуара по возрастам носит довольно условный характер. Восприятие музыки( умения) : различение смены характера музыки, соотнесение музыкального образа с жизненными явлениями, умение ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, создающих обра з( акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации) , выделяют наиболее яркие из них, могут использовать опыт восприятия музыки при исполнении муз произведений и в творческих импровизациях. Главная задача педагога – увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее образцах. Решению этой проблемы способствует реализация в дошкольном учреждении проекта «Классическая музыка в детском саду». В плане реализации этого проекта организуем встречу детей с профессиональными исполнителями классической музыки: инструменталистами, вокалистами, артистами балета, народного танца. Цель проекта – приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, способствующей их музыкальному, общекультурному развитию и психическому здоровью. Разработчики проекта: старший воспитатель, муз. р уководители, педагог- психолог. Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста от 2 до 5 лет, дети старшего дошкольного возраста от 5до 7 лет, воспитатели, родители, специалисты, социальные партнеры- ученики и преподаватели школы искусств им. В. Гергиева, ученики детской музыкальной школы имени П. И. Чайковского. Вид проекта: открытый- в контакте с семьей, учреждениями культуры, школой искусств; творческий, групповой, долгосрочный. Продолжительность проекта: 2 года. Материалы и оборудование в детском саду: фортепиано, нотный материал, муз центр, мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, принтер, сканер, видеокамера, фотоаппарат, диски с записями классической музыки, альбом репродукций картин о музицировании, танцевальном искусстве, иллюстраций муз инструментов, портретов композиторов, энциклопедическая литература, художественная литература, изо. м атериалы, детские музыкальные инструменты- ложки, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны, маракасы, треугольники. Образовательная область: музыка Области интеграции: познание, художественное творчес тво, коммуникация, социализация, художественная литература. Задачи проекта. Образовательные задачи: На примере классической музыки различать звучание фортепиано, скрипки, духового инструмента. Уметь различать вокальную и инструментальную музыку. В процессе вокально- хоровой деятельности наблюдать чистое интонирование мелодии, одновременное начало пения после инструментального вступления. Учить обобщать, анализировать, делать выводы Расширять знания детей о классической музыке Формировать умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку Побуждать детей выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений в творческой продуктивной деятельности, в исполнительском искусстве, речевой деятельности. Развивающие задачи: Развитие музыкального мышления как активного процесса познания действительности через музыкальное искусство. Развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т. ч, народных разными исполнителями: музыкантами, вокалистами, артистами балета. Развивать музыкальные способности, эстетический вкус Развивать образное мышление, творческую активность дошкольника. Развивать творчество участников проекта: детей- участвовать в игровых, творчески х ситуациях для импровизации под классическую музыку. взрослых – создавать игровые, творческие ситуации для импровизаций детей под классическую музыку. - ф ормировать единый детско- взрослый коллектив Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес, любовь к классической музыке. Воспитывать нравственные чувства дошкольников к природе, родным, Родине, предметному миру, созданному человеком. Воспитывать желание принимать участие в общей работе. Добиваясь хорошего качества ее исполнения, находить место своей работе среди других. Для детей Формировать эстетический вкус Знакомить с правилами поведения в театре при прослушивании классической музыки Побуждать детей обращ аться к родителям посещать муз. т еатр, филармонию. Для педагогов: м уз. р уководителей. в оспитателей. у чителей – л огопедов. Созда ть условия, методическое обеспечение проекта, использовать ТСО, презентации. Организов ать встречи детей с исполнителями произведений классической музыки( инструменталистами, вокалистами, артистами балета, танцевальных студий) Создавать мотивацию к занятию классической музыкой, искусством. Стимулировать желание детей слушать и исполнять классическую музыку в разных видах деятельности Формировать культуру, знания и эстетический вкус детей, используя в разных областях образовательной деятельности и режимных мо ментов классическую музыку( кроме процессов самообслуживания) Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми. Для родителей Создавать условия для знакомства ребенка с музыкальными классическими произведениями в семье Организовывать семейные походы в театр, на концерты. Побуждать ребенка к прослушиванию и исполнению на детских муз. и нструментах знакомые произведения( фрагменты) классиков и участвовать в совместной музыкальной деятельности вместе с детьми Для социальных партнеров Предоставить детям возможность послушать и эмоционально пережить впечатления от прослушивания классической музыки в «живом» исполнении: учителей музыки, учителей вокала, учеников училища искусств им. В. Гергиева. Формы проведения текущих и итоговых мероприятий проекта: игровые занятия, интегрированные занятия, слушание музыки в режиме дня- «минутки музыки», работа с познавательной, энциклопедической литературой в книжном уголке, продуктивная деятельность детей, музыкальные гостиные, музыкальные викторины, релаксационные – динамические паузы, развлечения- концерты «В гости к Фее Музыки» встречи с учениками, преподавателями музыкальной школы им. П. И. Чайковского, музыкантами- исполнителями. Ранний возраст Муз игры, р азвлечение, слушание( исполнение на муз инструментах, аудио, муз презентации) Младшие группы Муз игры, р азвлечение, слушание исполнение на муз инструментах, аудио, муз презентации) , творческие задания Средние группы Муз игры, р азвлечение, слушание исполнение на муз инструментах, аудио, муз презентации) , творческие задания Старшие группы концерт, музыкальные гостиные, слушание исполнение на муз инструментах, аудио, муз презентации) , видеоматериалы, викторины, беседы, творческие задания Подготовительные группы концерт, музыкальные гостиные, слушание аудио, видеоматериалы, викторины, беседы, слушание исполнение на муз инструментах. Этапы реализации проекта: Этапы проекта Направления работы Содержание Сроки Ответств. 1этап- организа- ционный Создание творческой группы. Определение целей и задач проекта Изучение уровня знаний детей, приоритетов педагогов и родителей по классической музыке Сентябрь Октябрь Старший воспитатель, психолог, музык. р уководитель 2 этап- Практи- ческий Изучение подготовлен- ности детей и родителей к восприятию классической музыки П. И. Чайковского 1. Ознакомление с «Детским альбомом» П. И. Чайковского Создание образов. 2. Выступления детей Д МШ им. П. И. Чайковского 3. Интегриро- ванная деятельност ь- Изо и М узыка- ожившие музыкальные образы 4. Досуг- м узыкально- литературный вечер с участием родителей «Чайковский – детям» Ноябрь- Декабрь Старший воспитатель, музыкальный руководитель, М етодист музыкальной школы Продолжение Изучение подготовлен ности детей и родителей к восприятию классической музыки другого композитора( напр, С. Прокофьева) Использование мультимедиа для просмотра муз. ф ильма «Петя и волк» Беседа «Н. Сац о творчестве Прокофьева» Театрализован- ные встречи с героями симфонической сказки Рекомендации родителям: муз театр «Петя и волк» Январь- Март Музыкальный руководитель, воспитатели Продолжение Изучение восприятия детьми и родителями творчества М. П. Мусоргского, художников 1. Развитие тембрального слуха на основе симфонического исполнения сюиты «Картинки с выставки» 2. Выступление детей музыкальной школы 3. Выставка детского рисунка по произведениям М. П. Мусоргского Апрель- Май 3 этап- итоговый Сравнительный анализ музыкального развития детей в начале и конце проекта « Музыкальная б еседка » «Поговорим о музыке» для детей, родителей, педагогов Май Музыкальный руководитель, воспитатель, старший воспитатель 4 этап- активного самостоятельного слушания детьми( в том числе, по желанию детей, предложениям педагога) Подбор муз произведений, муз. и нструментов, видов исполнения по заявкам детей, родителей( знакомые детям муз. п роизведения) Работа с муз. картотекой группы, принесенными из дома( диски) , дидактические игры. Июнь Музыкальный руководитель воспитатель, старший воспитатель Продукты проекта: Знания, умения Отражение впечатлений в продуктивной деятельност и Интегра- тивные качества Психические процессы Для детей Знание композиторов Знание названий и узнавание муз произведе ний Муз инструмен- тов, их объединения в ансамбли, квартеты и т. д. Атрибутов эпохи Приемы исполнения муз произведений Умения импровизиро- вать Элементы творчества Определяют характер музыки Передают словами возникший образ от прослушанного произведения Имеют представления о жанрах( колыбельные и др) , стилях классических муз. произведе- ний. 1. Исполнение классических произведений в разных видах музыкальной деятельност и- в танце, пении, в игре на муз инструментах в оркестре, отражают свои впечатления в них 2. Выставки детских рисунков «Мы рисуем музыку», «Любимый муз. и нструмент » 3. Фотовыставки «Первые шаги в муз. т еатр …» 4. Самостоятельное творчество- создание пластических этюдов, танцевальных, музыкальных композиций Любовь к классической музыке Любознатель- ность Терпеливость Культура поведения Эмоцио наль- ность Радость творчества в приобщении к миру музыки Формирова- ние адекватной самооцен ки, повышение статуса в группе. Восприятие Слуховое внимание, Мысли- тельные способности- сравнение, анализ, синтез. Наблюдательность Память Все виды речи Воображение Для педаго- гов Рас ширение к ругозора, музыкальной культур ы- представления о композиторах разных эпох, знание муз. п роизведений, различение жанров муз. искусства учатся слушать классическую музыку в д/ с, проводят беседы с детьми. 1. Обогащение предметной среды в группе. 2. Составление презентаций для занятий по темам проекта 3. Появление новых тем для родит. с обраний. консуль- таций 4. Выявление муз. о даренности детей 5. Интеграция со специалистами д/ с 6. Интеграция образ областей в педпроцессе с классической музыкой. Новые направления воспитатель- но- образова- тельной работы с детьми, обогащение работы по некоторым областям развития: Наблюдатель- ность Монологич, диалогич. речь В оображение Внимание Для роди- телей Повышение общей и музыкальной культуры- п редставления о композиторах разных эпох, знание муз. произведений, различение жанров муз. искусства- Слушают классическую музыку дома, проводят беседы с детьми. 1. Фото и видео версии 2. Приобретение д исков, нот муз. п роизведений классики для умеющих играть на муз инструментах 3. Приобретение худ литературы разных жанров о музыке, в том числе, энциклопедий, книг о композиторах 4. Посещение театров, концертных залов вместе с детьми Желание слушать муз произведения вместе с детьми Любовь и понимание классичес ких произведений Приобретение мотивации совместной деятельности в семье в форме прослушива- ния классич. м узыки. Для соци- альных парт- неров Подарки, открытки, пригласительные билеты от детей Ожидаемые результаты: Для детей Для педагогов Для родителей Для социальных партнеров Формирование эстетического вкуса Развитие психических процессо в- качественное изменение музыкального восприятия; появление произвол ьного внимания, умения его сосредоточи- вать, определять особенности исполнения. Эмоциональ- ное р азвитие – дети более увлеченно слушают классическую музыку Развитие навыков коммуникаци и- глубокие и содержатель- ные высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, расширение активного словаря Социальное развитие – участвуют в инсцениров- ках, музыкальных постановках, музыкальных гостиных Накопление и и спользование вариативных педагогических приемов мотивации детей на приобщение к слушанию классической музыки Обогащение предметно- развивающей среды групп ы- приобретение DVD, иллюстраций, книг C тимули рование желания детей слушать и исполнять классическую музыку. Интеграция классической музыки с другими образова- тельными областями. Образователь- ная область «Физическая культура »- использование классической музыки при выполнении муз- ритмич. движений, в подв играх «Художественное творчество »- формирование умений передавать в рисунках сюжеты, воображаемые образы классической музыки Формирование эстетических суждений «Музыка»- приобщение к музыкальной культуре Развитие навыков восприятия классической музыки Развитие самостоятель- ности в поисках музыкальных образов Развивать исполни тельские навыки в пении, танцах, муз- ритмич. движений под классическую музыку. «Коммуникация»: Проведение бесед о классической музыке на НОД и режимных моментах, в театрах Развитие умений содержательно рассказывать сверстникам о своих впечатлениях после посещений концертов, театров Подбор наглядного материала для создания совместного группового альбома по теме прослушанной музыки «Познание»- Расширять и уточнять представления детей через музыкальные произведения- продолжать знакомство с музеями, театрами. - формирование элементарных представлений об истории человечества, ознакомление с природой и ее явлениями через мировую классическую музыку. «Социализация»- - содействование творческому использованию классической музыки, образов классической музыки- воспитание навыков театральной культуры- приобщение к театральному искусству через просмотр муз спектаклей, видеоматериалов- приобщение к элементарным навыкам поведения в театрах, музеях Понимание позитивных образова- тельных и воспитатель- ных значений влияния классичес- кой музыки на развитие ребенка – повышение активности и заинтересо- ванности как участников пед. п роцесса Развивать интерес к классичес- кой музыке через посещение театров, концертных залов. Обеспечение музыкальной деятельнос- ти в семье Участие родителей в организации и их участие в «вечерах музыки», « музыкаль- ных гостиных», концертах, участие в совместной творческой деятель- ности; Организация открытых занятий для родителей, оформление информа- ционных стендов, буклетов с консультациями, выставок детского творчества. Укрепле- ние сотрудни- чества с дошколь- ными учрежде- ниями по худ- эстети- ческому направле- нию. Фотогра- фии для выставок Отработ- ка с ученика- ми муз школы навыков игры для аудито- рии слушате- лей – использо- вание дополни- тельных площа- док для выступлений учеников муз школы. Методы работы: используем наглядные, словесные и практические методы обучения, чтобы воплотить в жизнь задачи музыкального воспитания. Наглядный метод: Наглядно- слуховой( «живое » и сполнение музыки, через грамзапись, можно в сравнении) исполнитель оживляет, озвучивает муз. произведение. Наглядно – зрительный( показ иллюстраций, презентаций, наглядных пособий, цветных карточек, игрушек) . Применение зрительной наглядности имеет вспомогательный характер Словесный метод углубляет восприятие музыки детьми. Беседы. Педагог помогает привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на 3 взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка? »- первый квартал, ( характеристика эмоционально- образного содержания) «О чем рассказывает музыка? »- второй квартал, ( выделение черт программности и изобразительности при их наличности) . «Как рассказывает музыка? »- третий кварта л( средства музыки: темп- быстрая- медленная; динамика- тихая- громкая; регистр – высокий- низкий, средний) . Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками. ( Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь) Эта схема может быть растянута на большее количество занятий или сжата, в зависимости от сложности изучаемого произведения дополняться разнообразными приемами. При этом каждый раз беседу следует начинать с определения характера произведения в целом( или его частей) и расширения определений, применяемых детьми. Практический метод – сочетание восприятия музыки с практическими действиями – выразить во внешних проявлениях свои переживания. С двигательными реакциями: вокализациями, мелкими движениями пальцев, танцевальных и образных движений, игре на детских муз. инструментах- оркестровке музыкального произведения. Творческое применение муз инструментов: выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру звучания, различить отдельные части. Предварительно дети прохлопывают ритмический рисунок и отмечают места вступления разных инструментов. Теоретическая часть Нормативные, директивные материалы. Анализ научно – методической литературы по теме Используем рекомендации по реализации проекта «Классическая музыка в детском саду» музыковеда, к. п. н. Т. Г. Рубан( НИИ дошк. обр. им. А. В. Запорожца) , «Музыкальное развитие детей» О. П. Радыновой, М. , Владос 1997г. Музыкальный репертуа р, предлагаемый детям на музыкальных занятиях, включает высокохудожественные произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. Глинки и П. И. Чайковского, Н. Римского- Корсакова, С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, а также современную классику: сочинения Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Агафонникова, подлинные образцы фольклора и др. Учитываем следующие обязательные условия( по рекомендациям О. П. Радыновой, Т. Г. Рубан) : Важным принципом подбора музыкального репертуара является принцип доступности детям. Практика показывает, что в ряде случаев дошкольников знакомят с музыкальными шедеврами, образный мир которых включает такие чувства и переживания, до которых дети просто «не доросли» Поэтому важен строгий отбор предлагаемой детям музыки, ее соответствие возрастным возможностям. Произведения классической музыки звучат в оригинальном исполнении. Не допускаем современные обработки классических произведений, не предлагаем детям для прослушивания и « псевдофольклор » в современном эстрадном исполнении. Не допускаем фонового использования классической музыки, сопровождающей режимные моменты. Музыкальным руководителем при поддержке воспитателя слушание музыки организовано профессионально. На музыкальных занятиях и в режимных моментах включаем предварительное знакомство с тем музыкальным инструментом, который будет звучать в концерте. Также предварительно знакомим с музыкальными произведениями. Концерты профессиональных музыкантов н ам удается проводить ежемесячно, разнообразим тематику и чередование музыкальных инструментов, а также предлагаем послушать музыкальные произведения в исполнении дуэтов, трио, солистов- исполнителей. Используем ресурс музыкантов детской музыкальной школы им. П. И. Чайковского. С музыкантами- исполнителями музыкальный руководитель обязательно проводит предварительную беседу о программе, соответствии ее возрастным возможностям, длительности. Концерты классической музыки являются ярким культурным событием. П риглашаем также родителей в качестве слушателей. Эти концерты оставляют след в душе и памяти ребенка. После концертов дети с удовольствием рассказывают о впечатлениях, новых знаниях. Музыкальный руководитель предлагает отразить впечатления в движениях, предлагает возможность импровизации. Воспитатель – в рисунках. Психолог – в этюдах. Состояние изученности данной темы: кто разрабатывал данную проблему, что сделано в этой области. Краткая характеристика состояния работы по теме: Достижения Недостатки по мере работы коллектива или описанные в литер а туре Практическая часть Опыт по совершенствованию образовательного процесса в соответствии с темой. Примерный план индивидуально- групповой работы музыкального руководителя с воспитателями по проекту «Классическая музыка в детском саду» 1 квартал Провести диагностику музыкального развития детей всех возрастных групп с целью определения его уровня( высокий, средний, низкий) . П ознакомить воспитателей с итогами диагностики. Наметить мероприятия по повышению музыкальности детей Провести консультации воспитателям по темам: - «О совместной работе музыкального руководителя и воспитателя »; - «Оборудование музыкального уголка для самостоятельной музыкальной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом состояния здоровья детей группы »; - «Влияние классической музыки на совершенствование двигательных навыков у детей» 3. Познакомить детей с содержанием муз уголка, учить использовать дидактические игры в самостоятельной деятельности. 4. Пополнение групповых аудиотек классической музыкой для слушания в соответствии с проектом, с перспективным планом по муз воспитанию. 5. Выполнение программы по слушанию 1 квартала 2 квартал Проведение консультаций с воспитателями п о темам: «Отечественные и зарубежные авторы о значении музыки в жизни ребенка 2. Выполнение программы по слушанию 2 квартала 3. Проведение бесед с родителями о совместных посещениях муз театров. 3 квартал 1 Выполнение программы по слушанию 3 квартала Проведение консультаций с воспитателями п о темам: «Музыка и танец как средство оздоровления» «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников средствами классической музыки» Оформление для каждой группы совместно с воспитателями папок для родителей с подбором материала для них: «Рекомендации по подбору муз произведений для прослушивания дома»; «Пойте детям перед сном»; Примерный план работы с родителями Повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей( индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания) . Анкетирование Темы бесед: «Какую музыку должен слушать ребенок в определенном возрасте» Консультации: «Задачи музыкального воспитания»; «При общаем детей к слушанию музыки»; «Помоги те малышу раскрыть свой талант»; «Обучен ие детей игре на музыкальных ин струментах »; «Поощряйте детское творчество»; «Обучение детей игре на металлофоне»; «Способности вашего ребенка. Как их развить»; «Сходите с ребенком на концерт»; «Классическая музыка. Как ее слушать»; «Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу». Пропаганда музыкального искусства( на муз страничке сайта ДОУ размещается разная информация, в том числе как пользоваться фонотекой, информация на стенде) Актуальные материалы по вопросам музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста: «Роль музыки в оздоровлении детей», «Музыкальные игры дома», «Классическая музыка и ребенок- дошкольник», «Пойте вместе с детьми», «Детские музыкальные инструменты своими руками». Родителям предлагается фотовыставка, отражающая содержание муз. з анятий по слушанию классической музыки, интегрированных, итоговых занятий, праздников, досугов, викторин. На выставке рисунков, созданных детьми после прослушивания классическ их произведений, они могут увидеть «творения» своих малышей. Вовлечение в музыкальн о- об разовательный процесс( открытые занятия, участие в них) Участие родителей в прослушивании, игре на муз. и нструментах, исполнении песен, в муз. играх. Совместная культурно- досуговая деятельность Совместное проведение в реализации муз проекта, досугов, муз. г остиных, в совместном музицировании, участие в конкурсах, КВН, викторинах, подготовка иллюстративного материала, художественной литературы. Театроведческая, концертная, музейная деятельность вне ДОУ. Организация прослушивания классической музыки по абонементам в концертных залах Москвы. Просмотр отображения музицирования в картинах художников в музеях города. Рекомендации родителям Как слушать музыку с ребенком Как долго? Внимание ребенка 3- 4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1- 2, 5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами – в течение 5- 7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния. Как? Заранее приготовьте магнитофон и диск. Найдите на диске пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого- то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя. Когда? Выберите, удобное для ребенка и взрослого, время в течение дня( когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого- либо в дом, хорошо себя чувствует. Лучше всего – после завтрака или дневного сна. Доверяйте ребенку! Он воспринимает классическую музыку по- своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка- самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по- разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок очень мал, но практика доказала: он слышит, слушает и хочет слушать! Музыкальные произведения для слушания дома: - П. Чайковский. Танец маленьких лебеде й( оркестр, дир. Е. Светланов) . - Ж. Рамо. Курица( клавесин, исп. Г. Пишнер) . - П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»( оркестр, дир. Г. Рождественский) . - Д. Шостакович. Вальс- шутка( флейта и фортепиано) . И нтермеццо, Мурзилка( фортепиано, исполняет В. Постникова) . - Г. Свиридов. Музыкальный момент. В есна( из Муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель») ( фортепиано, исп. А. Бунин, оркестр, дир. Федосеев) . Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни ребенка» Не сомневаюсь в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий мир. И я, как педагог, с вами абсолютно солидарна. Скажу больше: это моя профессиональная и педагогическая задача! На протяжении всей моей педагогической работы я ищу ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки? Казалось бы, к нам в детский сад приходят 2- 3 – летние малыши, с которыми можно начинать работать, как говорится, «с чистого листа». Но и они уже успели нахвататься этой пресловутой «попсы» и, не научившись еще, как следует, говорить, уже выпевают разные « муси- пуси ». Начинать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек. И именно пению колыбельных песен мы, взрослые, уделяем незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и в то же время богаты в проявлении чувств. Пойте колыбельную песню своему малышу почаще и не только в младенческом возрасте, ведь для нас наши дети всегда остаются детьми. Спойте вместе в тихий вечерок колыбельную – и эти минуты душевного единения останутся надолго и вашей памяти и в памяти вашего ребенка. И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном детстве формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Это должна быть классическая музыка. Выводы психологов подтверждают это: классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп- музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека. Программа воздействия музыки на человека( По результатам исследований педагогов- психологов) Музыкальные произведения Воздействие на человека И. Бах Кантата №2 Л. Бетховен «Лунная соната» Г. Свиридов «Романс» Уменьшается раздражительность и разочарование, повышается чувство принадлежности к природе, частью которой мы являемся. Ф. Шопен Вальсы И. Штраус Вальсы М. Рубинштейн Мелодия Уменьшается чувство тревоги, повышается уверенность в благополучном конце происходящего. Моцарт Маленькая ночная серенада А. Вивальди Времена года( «Весна») Брамс Венгерские танцы Поднимается общий жизненный тонус: улучшается самочувствие, повышается активность, улучшается настроение Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой. Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что- то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще « незаштампованным сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по- своему уникально. Общение ребенка- дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения. То есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего вашего ребенка. Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка предшкольного возраста, будущего первоклассника. К этому стоит добавить, что сам процесс слушания музыки уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка в течени и определенного отрезка времени с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника формируются аналитические способности. Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы, считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического авторитета. Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. П очаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, и вашему малышу лучшим другом! Как говорят великие: все приходящее, а музыка вечна. Как вечны ее идеалы, е способность быть рядом и в горе, и в радости. Музыка заставляет нашу душу трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта душевная работа невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент общечеловеческих ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Анкета Дорогие мамы и папы! Для более глубокого и объективного изучения индивидуальных особенностей Вашего ребенка и отслеживания динамики его музыкального развития, пожалуйста, заполните предлагаемую Вам анкету. С каким настроением, по Вашему мнению, Ваш ребенок посещает музыкальные занятия_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Делится ли он с Вами своими успехами и впечатлениями в области музыки? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Часто ли Вы интересуетесь его достижениями? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Упоминает ли ребенок в своих рассказах имена композиторов – классиков, названия их музыкальных произведений, высказывает ли свое отношение к услышанному_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Как Вы сами относитесь к популярной классической музыке, часто ли слушаете ее дома? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Считаете ли Вы, что классическое искусство в целом и музыка, в частности, оказывают положительное влияние на развитие и характер Вашего ребенка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Перспективное планирование работы по слушанию классической музыки в детском саду на музыкальных занятиях и с помощью социальных партнеров Сентябрь Формы организации и виды деятельности Программные задачи Репертуар Музыкальные занятия Слушание- в осприятие музыкальных произведений 1 младшая группа Сентябрь Учить детей слушать мелодию спокойного характера, откликаться на музыку веселую, плясовую. Учить различать тихое и громкое звучание. Отмечать хлопками изменение мелодии музыки Октябрь Учить слушать музыку контрастного характера: спокойную- б одрую и т. п. ; различать высокие и низкие звуки Ноябрь Обогащать слуховой опыт детей разными по высоте тембру звучаниями. Приобщать к слушанию простых песен. Декабрь Учить слушать песню, понимать ее содержание. Совершенствовать ритмическое восприятие. Январь Учить малышей слушать веселые озорные песни, понимать их содержание. Развивать звуковысотный и ритмический слух Февраль Учить малышей слушать песни бодрого характера, понимать и эмоционально реагировать на их музыкальное сопровождение. Продолжать развивать у детей звуковысотный и ритмический слух. Март Внимательно слушать песни веселого, бодрого характера, понимать их содержание. Развивать музыкальную память с использованием игрового приема «музыкальная загадка»( дети узнают и называют песни по музыкальному фрагменту) Апрель Приобщать детей к слушанию песен изобразительного характера. Ф ормировать ритмический слух детей. Май Учить детей слушать и различать по характеру контрастные пьесы. Различать характер двух частей пьесы( спит или пляшет) Июнь Восприятие муз. п роизведений 1 младшая группа Слушание- в осприятие музыкальных произведений 2- я младшая группа Сентябрь Учить детей слушать музыкальное произведение от начала до конца, понимать, о чем поется в песне, различать характер музыки, узнавать двух частную форму. Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь 2- я младшая группа Д МШ им П. И. Чайковского Иные соц. партнеры Октябрь Формы организации и виды деятельности Программные задачи Репертуар Му зыкальные занятия Д МШ им П. И. Чайковского Иные соц. партнеры Ноябрь Формы организации и виды деятельности Программные задачи Репертуар Му зыкальные занятия Д МШ им П. И. Чайковского Иные соц. партнеры Декабрь Формы организации и виды деятельности Программные задачи Репертуар Му зыкальные занятия Д МШ им П. И. Чайковского Иные соц. партнеры Январь Формы организации и виды деятельности Программные задачи Репертуар Му зыкальные занятия ДМШ им П. И. Чайковского Иные соц. партнеры Февраль Формы организации и виды деятельности Программные задачи Репертуар Му зыкальные занятия ДМШ им П. И. Чайковского Иные соц. партнеры Март Формы организации и виды деятельности Программные задачи Репертуар Му зыкальные занятия 1 младшая группа Учить детей слушать мелодию спокойного характера, откликаться на музыку 1 младшая группа ДМШ им П. И. Чайковского Иные соц. партнеры Апрель Формы организации и виды деятельности Программные задачи Репертуар Му зыкальные занятия ДМШ им П. И. Чайковского Иные соц. партнеры Май Формы организации и виды деятельности Программные задачи Репертуар Му зыкальные занятия ДМШ им П. И. Чайковского Иные соц. партнеры Июнь Формы организации и виды деятельности Программные задачи Репертуар Му зыкальные занятия ДМШ им П. И. Чайковского Иные соц. партнеры С помощью каких методов достигли положит результатов Трудности, проблемы, как преодолели их на примерах. Примеры результативности.

Оставить комментарий: