Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя
Документы для скачивания
Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ Введение. Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот вывод стал для меня исходной точкой, определив сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Путь, который совершает малыш, открывая для себя мир музыки, а с её помощью самого себя и окружающий мир, чрезвычайно важен для него. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, помогает ребенку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в свершении многочисленных и разнообразных открытий. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Под технологией обучения следует подразумевать определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Основной задачей педагогов ДОУ в связи с этим – является выбор методов и форм организации работы с детьми с использованием инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию. Музыка и игра – источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. В своей работе, я использую новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно- познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Мы се годня сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не могу, я не умею». Причём если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Причины такой интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности ин теллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии спра виться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. Использование мультимедийных продуктов. Помочь преодолеть интеллектуальную пассивность, нежелание ребёнка искать и полу чать новые знания, на мой взгляд, может использование мультимедия. Для чего же нужно использовать информационно- компьютерные технологии в процессе обучения, что нового они привнесут в дошкольное образование, и будут ли эти новшества полезны? Этим вопросом сейчас задаются многие педагоги. Внедрение ИКТ в образовательную деятельность позволит: 1. организовать нетрадиционный подход к воспитанию; 2. преодолеть интеллектуальную пассивность детей; 3. повысить активность у детей и сформировать представление об окружающей действительности, как необходимых составляющих формирования предпосылок к учебной деятельности, прописанных в п. 4. 6. ФГОС ДО; 4. создать устойчивую мотивацию и потребность дошкольников в активном познании мира, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей. 5. повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ, компетенции педагогов и родителей в вопросе повышения мотивации к подготовке детей старшего дошкольного возраста. 6. обогатить и преобразовать развивающую предметную среду По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ. 1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним; 2. компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка; 3. это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером( сказочными ге роями) являются стимулом познавательной активности детей; 4. компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя уви деть в повседневной жизни( полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, не обычные эффекты) . Мультимедийные презентации могут использоваться для объяснения ново го материала, контроля знаний, как средство информации. . Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до детей, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. На фоне положительной эмоциональной атмосферы у детей повышается интерес к изучаемому материалу, эффективней пройдёт усвоение материала, разовьётся внимание и память, активно пополнится словарный запас, воспитается целеустремлённость и сосредоточенность, совершенствуется воображение и творческие способности. Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно безусловное соблюдение физиолого- гигиенических, психолого- педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, требования СанПиН. Занятия проводят ся со всей группой, с подгруппой и индивидуально, включает просмотр презентации, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7- 10 минут. Роль педагога на занятиях с использованием ИКТ изменяется: педагог теперь не источник знаний, а менеджер педагогического процесса, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью детей и диагностика его психологического состояния. На данном этапе педагогу необходимо определиться с методикой диагностики и методом управления педагогическим процессом. Формы и место использования презентации зависят от содержания деятельности и цели, которую ставит педагог. Вместе с тем, основная цель педагога — игра, в соответствии с перспективным планом, темой и целей деятельности. Требуется продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, составление слайдов, необходимых для проведения занятия. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при" подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, соп ереживания с изучаемым объектом. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми. В процессе замысла, создания новых презентаций развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, вызывать у ребенка живой интерес, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы. Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, позволило разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях. Музыкально – педагогическая технология «Хор рук» Т. Боровик Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники несколько лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из инновационных форм в работе « художественного- эстетического развития» дошкольников является музыкально- педагогическая технология нашего современника Татьяны Боровик- русского музыковеда, педагога, исследователя. Использование данной технологии направлено на развитие: - координационной свободы движения, - слухового восприятия музыки, - чувства ритма, - внимания, - ансамблевой слаженности, - способности к двигательной импровизации. № 3 Э та форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих- «дирижеров». Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук. «Первую двигательную партию» исполняют руками одна група детей( сидящая в ряд на стульях) , зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего- «дирижера», «вторую»- другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего- «дирижера». № 4 Д ля того, чтобы детям проще было вникнуть в процесс, я начала работу с « одноголосия », где я выполняла роль дирижера, а ребята были моим хором и повторяли движения за мной. Затем место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль. № 6 П осле того, как дети с уверенностью справляются с « одноголосием » можно начать работу над « двухголосием ». Здесь дошкольники делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий. № 7 Д ля более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции( «Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др. ) . Я предлагаю вам поучаствовать в двухголосном хоре, для этого нам понадобятся 2 ведущих дирижера. Бабочки у нас уже есть, мы к ним добавим цветы. Наверно многим хочется тепла, ярких красок, давайте сами попробуем создать яркое настроение. Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент( Е. Крылатов «Увертюра из к/ ф « Звезда Венера») , представить образ и его движениями рук. № 8( слушаем, беседуем о музыке) , № 9( показываем хор рук) . Исполнение участниками Спасибо большое, очень красиво получилось. Также данная форма может использоваться для развития тембрового восприятия. При слушании музыкальных произведений, ребята определяют тембр( или группу) звучащего инструмента и выбирают определенный атрибут, соответствующий звуку тембра. Например, при звучании определенного инструмента дети руками передают музыкальный образ. Постепенно можно усложнить задачу, при звучании инструментов одной группы можно использовать одни атрибуты – например «птицы», «бабочки», при звучании инструментов другой группы, соответственно другие атрибуты – «цветы», «листья», снежинки и т. д. Для успешного выполнения данной задачи дети должны хорошо знать музыкальный фрагмент, так сказать он должен быть у них на слуху, считаю, что такая форма работы может использоваться при закреплении материала. Все зависит от поставленных задач педагога и творческого воображения ребят. № 10 Особенностями технологии является то, что она может: Применяться для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа; с детьми разного возраста и с взрослыми( на совместных мероприятиях) , в зависимости от поставленных задач. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера. Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия Форма « двигательного двухголосия », заложенная в основе технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно- пластических и двигательных навыков. . Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования. Данная технология подходит для использования в работе как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными. Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой Игровая технология формирования навык ов творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, безоценочного музыкального процесса. В программе «Учусь творить» основной формой деятельности является элементарное музицирование. По словам Татьяны Эдуардовны, любое музицирование предполагает предварительное, хотя бы минимальное овладение элементами музыки, и что первое без второго невозможно в принципе. Поэтому Татьяна Эдуардовна главным считает само музицирование, желание детей общаться с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого удовольствие. И действительно, анализируя свою работу предыдущих лет, я задумалась – а всегда ли мои занятия, а также утренники интересны детям и доставляют им радость и удовольствие? Положа руку на сердце, наверняка каждый из музыкальных руководите- лей осозна е т, что все те утренники, а особенно открытые занятия мы стремимся превратить в шоу, которое понравится не самим детям, а взрослым: родителям, методисту, заведующей. Ну а чтобы подготовить такое шоу, мы берем большой песенный и танцевальный материал. Воспитатели в группах в выдавшиеся свободные от занятий минуты усиленно заучивают с детьми тексты песен. Музыкальный руководитель на занятиях старается добиться, чтобы движения танца все дети выполняли красиво, согласованно, в одном ритме и темпе. Задумайтесь, возможно ли это, чтобы 25- 30 детей( все разные по темпераменту, уровню умственного и, естественно, музыкального развития, чувства ритма) выполняли движения как один. Ведь дети не роботы, их не запрограммируешь. Но мы, ценой постоянных репетиций, все же добиваемся почти желаемого результата. А что в итоге? А в итоге, за время всех заучиваний и репетиций, все уже настолько надоедает детям, что они, конечно, выполняют все то, чему их научили, но радости при этом в детских глазах нет! О каком уж тут удовольствии может идти речь? ! Так вот, Татьяна Эдуардовна сказала, что при разработке своей программы ей хотелось воплотить в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие »( М. Монтень) . В ее программе «Учусь творить» есть только то, что дети способны воспринять, осознать и самостоятельно исполнить в условиях детского сада. Их увлеченность, интерес и легкость усвоения знаний были главными критериями для отбора форм работы. Одной из форм и является элементарное музицирование. Любая деятельность предполагает использование инструмента – «орудия» деятельности. Детские музыкальные и шумовые инструменты как раз и являются средством обучения музыке, а игра на них – как самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. К сожалению, реальность такова, что купить детские музыкальные инструменты мы не можем из- за их дороговизны. Но зато какое поле деятельности перед нами открывается в изготовлении так называемых шумовых инструментов! В дело идет все: стаканчики из- под йогурта, скорлупа грецких орехов, рыболовные бубенчики, киндеры, коробочки из- под сока, баночки из- под крема. К изготовлению инструментов мы привлекаем родителей. Чем же меня заинтересовала эта форма работы – игра на шумовых инструментах? А тем, что здесь участвуют все дети. В этом процессе все дети, без исключения, являются активными деятелями, а не сторонними наблюдателями и слушателями. Элементарное музицирование – это практическая деятельность. А умение делать что- либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она непостижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Есть огромная разница между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и, тем более, творящим эту музыку самостоятельно. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать Простейшими инструментами для детей младшего возраста стали «музыкальные яички»- киндеры, заполненные разной крупой. С помощью этих инструментов малыши учатся играть быстро- медленно, громко – тихо. Основной прием игры на киндерах – это удары о ладошку или колено. Лучше, если киндер в каждой руке ребенка( в этом случае киндеры стучат друг о друга) . Удары о ладошку или колено помогают лучше усваивать метрическую пульсацию. Главной задачей с детьми этого возраста является не столько развитие чувства ритма, сколько формирование эмоционально- радостных ощущений от активного участия в музицировании. В средней группе продолжается работа, начатая в младшем возрасте. Большое значение приобретает использование звучащих жестов. По системе К. Орфа звучащие жесты – один из основных приемов развития музыкальности. Как говорит Татьяна Эдуардовна, звучащие жесты – это инструменты, которые всегда с собой. При выполнении хлопков, шлепков, притопов ребенок озвучивает свои действия, то есть происходит соединение речи и движения. Когда все звучащие жесты детьми освоены, предлагаю детям задания на повтор простейшего метроритма( в одном задании использовать не более двух звучащих жестов в данном возрасте) . А затем уже с помощью звучащих жестов «украшаем» музыку: любая простейшая полька из двух частей сопровождается хлопками, притопами и т. п. Продолжаю и работу по обучению детей игре на шумовых инструментах. Кроме киндеров берем бубны, стаканчики из- под йогурта, которые используются как пальчиковые барабаны, деревянные кубики или брусочки. Дети познают разнообразие тембров этих инструментов, а также различные способы звукоизвлечения. Можно предложить такую игру, как «Звук и тишина»: дети стоят или сидят на полу в произвольном порядке. У каждого в руках какой- нибудь шумовой инструмент. На 1- ую часть музыки дети ритмично подыгрывают на своих инструментах. В конце части педагог объявляет: «Внимание — пауза! »( можно просто сказать «тишина») . Дети поднимают инструменты вверх, при этом инструменты не должны издавать никаких звуков. Затем педагог называет по имени одного из детей( «пауза» снята) . На 2- ую часть названный ребенок играет соло на своем инструменте, все слушают. Когда детей много, есть смысл использовать 2- ой вариант игры: дети делятся на группы. В каждой группе инструменты одинаковые, например: 1- колокольчики; 2- маракасы; 3- пальчиковые барабаны. В этом варианте игры на 2- ую часть играет одна из групп. В старше- подготовительной группе включаются такие формы работы как ритмодекламация, активное слушание музыки, игра звуками. Что такое ритмодекламация: например, с детьми разучивается небольшое стихотворение или потешка. Каждая строчка произносится в определенном метроритме. А затем во время хоровой декламации добавляются звучащие жесты. Разучивать стихотворение можно приемом «эхо». Следующая форма: активное слушание музыки. Эта форма перечеркивает привычный для нас, но такой скучный и малопривлекательный для детей прием, когда педагог что- то сначала рассказывает о композиторе, затем о самой пьесе, а потом уже дети, сидя на стульчиках, слушают музыку. При этом педагог хочет, чтобы при повторном слушании дети рассказали о том, что они услышали в музыке. Чаще всего дети рассказывают то, что они запомнили из предыдущего объяснения педагога. Активное слушание музыки – это когда дети не сидят на стульчиках, а двигаются так, как им подсказывает характер пьесы. У Татьяны Эдуардовны есть на диске такая игра «Контрасты». Музыка составлена из контрастных по характеру отрывков: резкая, отрывистая и плавная, «летящая». Когда я первый раз проводила эту игру –н ичего не получилось. А почему? А потому, что нужна была предварительная работа. Т. е. , ранее, знакомясь с музыкой, разной по характеру, дети( сначала по показу воспитателя или музыкального руководителя, а затем самостоятельно) придумывали различные движения, соответствующие характеру музыки. А когда у детей уже появился и закрепился двигательно- слуховой опыт, то свои знания они легко смогли применить в игре. С помощью активной формы слушания очень просто и легко можно запоминать структуру музыкального произведения, построение и чередование музыкальных фраз, а затем перейти к следующей форме деятельности – элементарному музицированию. Например: «Пиццикато» К. Делиба( из балета « Копелия ») при первом прослушивании обыгрываем – гуляем по залу врассыпную, а на конец музыкальной фразы хлопаем в ладоши и при этом произносим «привет». В средней части пьесы останавливаемся и выполняем плавные движения руками. Затем, на 2- ом занятии, раздаю детям стаканчики из- под йогурта с натянутой резинкой. А к донышку каждого стаканчика прикреплен пучок разноцветных ленточек из гофрированной бумаги. Теперь вместо слова «привет» предлагаю детям два раза щелкнуть резинкой. А в средней части музыки, плавно двигаясь, шуршать ленточками или «рисовать» ими что- либо в воздухе. Таким образом, без лишних и нудных разучиваний, просто играя, вы сделали готовый концертный номер «Концерт для стаканчиков с оркестром». К концу года этот вариант можно усложнить: половине детей дать бубенчики или колокольчики, а второй половине те же стаканчики с резинкой. Здесь уже на 1- ую часть каждой музыкальной фразы дети не бегают по залу, а, стоя на месте, звенят бубенчиками. Конец фраз остается за стаканчиками с резинкой. На среднюю часть музыки дети с бубенчиками выполняют движение «веер», а дети со стаканчиками шуршат ленточками, «рисуя» что- либо в воздухе. О программе Т. Э. Тютюнниковой можно говорить долго и много. Подводя итог всему вышесказанному, хочу добавить: элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально- творческой деятельности. К ним, в первую очередь, следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, а также находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира. Музицирование воспитывает слушателя, который в минуты отдыха доверчиво впускает музыку в свои тайники и подвалы, чтобы она навела там гармонию и порядок, успокоила смятение и дала надежду… Выводы Применение современных образовательных технологий на занятиях по музыкальному воспитанию решают задачу общего развития детей средствами музыки, обогащают внутренний и духовный мир ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках. Применение этих технологий соответствуют ФГОС ДО в воспитательно- образовательном процессе. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формирует гибкое, оригинальное мышление. Таким образом, современнее игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Если бы ребёнок, которым вы были когда – то, спросил у вас сегодня о самом лучшем, чему вы научились в жизни – что бы вы ему рассказали? И что бы вы открыли для себя взамен? Ричард Бах Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребёнка. А. И. Буренина Использование на занятиях технологию формирования двигательных умений А. И. Бурениной предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого. Понятие « пластика » в программе А. И. Бурениной используется в широком смысле. Это не балет, не танец, не пантомима. Это- овладение свободой движений под музыку. Детям предлагается освоить все разнообразие пластических средств: это и основные, и общеразвивающие движения, разнообразные жесты, танцевальные движения. Некоторые композиции предлагаются детям как этюды, другие- как образно- игровые и ритмические танцы. Для композиций ритмических танцев, характерно коллективное исполнение, кроме того- не требуется специальной профессиональной подготовки. Основная цель программы « Ритмическая пластика »- это психологическое раскрепощение каждого ребенка, где основное внимание уделяется не на результаты, не на качество выполнения движений, а на процесс обучения. Центральной задачей является воспитание у людей любви и интереса к занятиям ритмикой, воспитание потребности движения под музыку, приобщение детей к совместному движению с педагогом. В области развития двигательной сферы решаются следующие задачи: • умение соотносить движение с музыкой; • развитие двигательных качеств- координации, ловкости и точности движений гибкости пластичности и выразительности • формирование двигательных навыков и умений в различных видах упражнений, а так же ориентироваться в пространстве; • развитие сенсорных, мыслительных, эмоциональных процессов. И включает следующие этапы: 1- й этап: подражание детей образцу исполнения движений педагогом( «вовлекающий показ») 2- й этап: развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции. ( Используются приё мы: показ исполнения ребёнком, показ условными жестами и мимикой, словесные указания, «провокации», т. е. специальные ошибки педагога для активизации внимания детей) . 3- й этап: творческое самовыражени е( ф ормирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные) . Программа « Р итмичная пластика » направлена также на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений. Следовательно, можно сказать, что данная программа является музыкально- ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным так же на развитие музыкальности, эмоциональности, творческого воображения фантазии, способности к и импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного движения телом. Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. Основная цель программы: развитие творческого « слышания » музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности- музыкальной, музыкально – двигательной, художественной. Ведущий вид деятельности в программе- музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально- образовательную деятельность на едином репертуаре( с привлечением дополнительного репертуара по пению) . Задачи программы, а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп: Расширять знания о музыке Вызывать и поддерживать интерес к музыке Развивать музыкально – эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте Побуждать к оценке музыки( эмоциональной и словесной) , оценочное отношение Возможности детей в осуществлении эт их задач в разном возрасте различны. Основной принцип программы – тематический. Программа охватывает 6 тем, каждая из которых изучается в течение одного- двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале. Первая тема «Настроения, чувства в музыке »( сентябрь- октябрь) Вторая тема «Песня, танец, марш»( ноябрь, декабрь, январь) Третья тема « Музыка рассказывает о животных и птицах»( февраль) Четвертая тема «Природа и музыка »( март) Пятая тема «Сказка в музыке »( апрель) Шестая тема « Музыкальные инструменты и игрушки»( май) Особые методы, разработанные О. П. Радыновой: Метод контрастных сопоставлений произведений. 2. Методы уподобления характеру звучания музыки – виды: - Моторно- двигательное уподобление- Тактильное уподобление характеру звучания музыки- Словесное уподобление характеру звучания музыки- Вокальное уподобление характеру звучания музыки- Мимическое уподобление характеру звучания музыки- Темброво- инструментальное уподобление характеру звучания музыки- Интонационное уподобление характеру звучания музыки- Цветовое уподобление характеру звучания музыки- Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки. Алгоритм применения технологии в практической деятельности: Этапы: 1й этап: установка на слушание ( беседа о муз. п роизведении, знакомство с автором, названием) ; 2й этап: исполнение музыкального произведения педагогом или слушание в аудиозаписи; 3й этап: определение эмоционально – образного содержания музыки ( «Какие чувства передает музыка? ») ; 4й этап: выделение черт программности и изобразительности при их наличии ( «О чем рассказывает музыка? ») 5й этап: определение выразительных средств, с помощью которых создан музыкальный образ ( «Как рассказывает музыка? ») ; Причём эти этапы могут наслаиваться друг на друга на каждом последующем занятии. Первый этап является стержневым. 6й этап: Сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями, помогающими дошкольнику выразить во внешних проявлениях свои переживания, глубже прочувствовать характер музыки, активно переживать свои впечатления. В реальной жизни дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры. В детском саду они воспитываются, в основном, на упрощенном по музыкальному языку репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. В семье дети слышат, как правило, лишь развлекательную музыку. Поэтому я счита ю авторскую программу О. П. Радыновой « Музыкальные шедевры » особенно актуальной на сегодняшний день. Разработанная автором концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, музыкально- интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью. Внедрение дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний. Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в хоре рук, начнем мы тоже с одноголосия. Я приготовила для вас атрибуты – это бабочки. Мы будем руками изображать полет, танец бабочек. Пока я буду выполнять роль ведущего – дирижера. С музыкой я уже знакома, поэтому предлагаю сразу перейти к показу. № 5 Исполнение Спасибо. Я продолжу. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка. Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т. д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира. Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то данную технологию можно считать формой развития ассоциативно- образного мышления Например, на занятиях, сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазии. У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причём не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию( в пределах своего возраста) . Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, ак тивны во время игр, упражнений.